Научная статья на тему 'Инновационное развитие театральной индустрии'

Инновационное развитие театральной индустрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
861
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ТЕАТР / КИНОТЕАТР / ИНДУСТРИЯ РАЗВЛЕЧЕНИЙ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цыплаков Дмитрий Олегович

В статье обоснована необходимость повышения востребованности театров, в том числе в регионах Российской Федерации. Рассмотрены онлайн-трансляции спектаклей, как инновационный способ развития театральной индустрии, проанализированы его преимущества и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие театральной индустрии»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 304.4

Цыплаков Дмитрий Олегович

студент

РЭУ им. Г.В. Плеханова г. Москва, РФ e_mail: ziplakov.dim@yandex.ru

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ

Аннотация

В статье обоснована необходимость повышения востребованности театров, в том числе в регионах Российской Федерации. Рассмотрены онлайн-трансляции спектаклей, как инновационный способ развития театральной индустрии, проанализированы его преимущества и недостатки.

Ключевые слова

Театр, кинотеатр, индустрия развлечений, конкурентоспособность, инновации.

Одной из отличительных особенностей современного общества является возвышение «экономики услуг» над «экономикой производства товаров» [1]. Современные предприниматели часто отдают предпочтение деятельности, связанной с оказанием услуг, так как бизнес, основанный на производстве, предполагает более высокий уровень рисков. Весьма востребованным направлением предпринимательской деятельности в сфере услуг является индустрия развлечений, к которой относятся, например, кинотеатры, различные комплексы, в том числе спортивной направленности (бильярд, боулинг, тренажеры), торгово-развлекательные центры и др.

Отдельным направлением развития сферы услуг выступает театральная деятельность, финансируемая, как правило, за счет средств бюджета всех уровней. В связи с появлением большого количества кинотеатров и прочих предприятий развлекательной индустрии востребованность театров с каждым годом снижается. Так как театральная деятельность играет важную роль в культурном и нравственном развитии личности и государства [2], задача привлечения населения в театры имеет высокую актуальность.

Роль и место театра в жизни общества определяются главным образом через реализацию его функций [3]. Например, для лиц младшего школьного возраста спектакли выполняют функции морально-нравственного воспитания. Для лиц школьного возраста спектакли, поставленные по произведениям русских писателей, направлены на пропаганду русской классической литературы, которая, к сожалению, не пользуется у детей особой популярностью. Для лиц старшего возраста театральные спектакли порой открыто говорят о наиболее значимых проблемах общества, заставляют задуматься и принять возможные меры для их ликвидации. Для обеспечения выполнения театральной индустрией своих функций в полном объеме необходимо повысить конкурентоспособность ее субъектов по сравнению с прочими организациями социально-досугового характера.

Одним из приемов повышения интереса к театральной индустрии является разработка фондом «Мир и гармония» при поддержке Министерства культуры России проекта «Театральная Россия». Цель данного проекта заключается в ознакомлении жителей различных регионов России с театральными постановками ведущих театров Москвы и Санкт-Петербурга посредством онлайн транслирования спектаклей в различных кинотеатрах России. Данный проект имеет множество экономических и социальных преимуществ.

Прежде всего, главное преимущество для жителей регионов России заключается в том, что спектакли ведущих театров демонстрируются в режиме реального времени. Благодаря этому не возникает дополнительных временных и денежных затрат. На наш взгляд, показ спектаклей именно в режиме реального времени является ключевым фактором, способным стимулировать жителей регионов страны прийти в кинотеатр на просмотр спектаклей столичных театров.

Как и любая коммерческая деятельность, театр-онлайн предполагает использование различных маркетинговых инструментов, позволяющих привлекать клиентов, повышать их заинтересованность и,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_

соответственно, увеличивать объемы получаемой прибыли. Особой популярностью в театральной индустрии пользуются маркетинговые приемы, связанные с продажей буклетов и различной аксессуарной продукции, что приносит дополнительную прибыль всем участникам данного вида деятельности.

Вторым важным достоинством театров-онлайн является приемлемая для населения регионов стоимость билетов. Эффективное управление ценообразованием выступает одной из наиболее значимых составляющих успешной коммерческой деятельности, в том числе в сфере услуг [4]. Анализируя стоимость билета на онлайн-спектакль, можно заключить, что она варьируется в диапазоне от ста до трехсот рублей. При этом имеется альтернативный вариант онлайн-трансляций для просмотра в домашних условиях (цена изменяется в пределах от трехсот до четырехсот рублей). По нашему мнению, цены на билеты обоснованы и не являются завышенными.

Особое внимание также следует уделить стартовым инвестициям. Для кинотеатров их объем является относительно небольшим, так как связан в основном с оборудованием, позволяющим транслировать мероприятия столичных театров. Однако для театров, первоначальные вложения более существенны. Необходимо приобрести и установить камеры, способные качественно снимать происходящие на сцене события, следует привлечь дополнительный персонал, осуществляющий съемку и редактирование спектакля, требуется установить оборудование, способное передавать сигнал в регионы. Однако данные затраты в основном компенсируются за счет средств федерального бюджета, в связи с тем, что многие столичные театры, как было сказано ранее, функционируют за счет бюджетных средств.

С другой стороны, рассматриваемый проект имеет некоторые недостатки. Во-первых, во многих регионах РФ функционируют местные театры, которым предстоит конкурировать с ведущими театрами Москвы и Санкт-Петербурга. Реализация проекта по запуску театров-онлайн может привести к снижению рентабельности местных театров и к их закрытию. Во-вторых, «Театральная Россия» не сможет функционировать во многих регионах страны из-за разных часовых поясов. Учитывая тот факт, что традиционно вечерние спектакли в театрах Москвы начинаются в девятнадцать часов, например, в Красноярске в это время уже двадцать три часа, что не позволяет обеспечить высокую посещаемость кинотеатра и, соответственно, эффективность проекта. Кроме того, работа онлайн-театров предполагает высокий уровень технических рисков.

В целом, несмотря на отдельные указанные недостатки, проект «Театральная Россия», по нашему мнению, может способствовать привлечению населения регионов в театры и является перспективным, что подтверждают уже состоявшиеся в некоторых малых городах России тестовые показы онлайн-спектаклей, а также подтверждаемое исследованиями стремительное развитие Интернет-технологий и их активное применение в коммерческой деятельности [6]. Таким образом, трансляция постановок ведущий российских театров в регионах имеет высокую значимость в развитии театральной индустрии страны.

Список использованной литературы:

1. Канащук Т.Н. Маркетинг в сфере театрального искусства // Омский научный вестник. 2013. №2 (116). С. 94-96.

2. Бобинкин С.А. Модернизация социально-экономической сферы в современной России: проблемы и суждения. Монография. Тверь, 2016. 188 с.

3. Попова К.А. Театр провинции в период новой экономической политики (по материалам театров южного Урала) // Вестник Челябинского государственного университета. Челябинск, 2008. С. 96-107.

4. Цыплаков Д.О., Майорова Е.А. Маркетинговые методы ценообразования в организациях торговли // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения. Уфа, 2016. С. 169-171

5. Депутатова Е.Ю., Баскаков В.А. Аспекты изучения покупательского поведения в контексте гендерных и эмоциональных особенностей влияния на него // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 7. С. 6 -13.

6. Майорова Е.А., Никишин А.Ф., Панкина Т.В. Социальные сети в деятельности розничных торговых организаций // Экономика. Бизнес. Банки. 2016. № 3 (16). С. 57-67.

© Цыплаков Д.О., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.