Научная статья на тему 'Инновационное развитие современного руководителя'

Инновационное развитие современного руководителя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
537
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / INNOVATIVE COMPETENCES / ЭФФЕКТИВНАЯ РАБОТА / EFFECTIVE WORK / РАЗВИТИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ / DEVELOPMENT OF THE LEADER / ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИИ / INNOVATIVE CULTURE OF THE ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тлехурай-Берзегова Лариса Талибовна, Бюллер Елена Александровна

В статье описаны компетенции и роли руководителей. Определяются факторы, влияющие на деятельность руководителей и его инновационное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тлехурай-Берзегова Лариса Талибовна, Бюллер Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF MODERN MANAGER

The article deals with the competences and roles of managers. A range of factors influencing the activities of managers and their innovative development is determined.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие современного руководителя»

УДК 331.108.2:378 ББК 65.291.6 - 21 Т 49

JI.T. Тлехурай-Берзегова,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономической теории и управления персоналом Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: +7 (903) 465-39-47, e-mail: tlekhuraj@rambler.ru

Е.А. Бюллер,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории и управления персоналом Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: +7 (928) 472-68-39, e-mail: bullerea@mail.ru

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

( Рецезирована )

Аннотация. В статье описаны компетенции и роли руководителей. Определяются факторы, влияющие на деятельность руководителей и его инновационное развитие.

Ключевые слова: инновационные компетенции, эффективная работа, развитие руководителя, инновационная культура организации.

Е.А. Byuller,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Economic Theory and Personnel Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: +7 (928) 472-68-39, e-mail: bullerea@mail.ru

L.T. Tlekhurai-Berzegova,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of Economic Theory and Personnel Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: +7 (903) 465-39-47, e-mail: tlekhuraj@rambler.ru

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF MODERN MANAGER

Abstract. The article deals with the competences and roles of managers. A range of factors influencing the activities of managers and their innovative development is determined.

Keywords: innovative competences, effective work, development of the leader, innovative culture of the organization.

Инновационное развитие руководителя актуально для нынешних предприятий в современной внешней и внутренней среде. Растущая конкуренция заставляет руководство предприятий искать новые подходы к производственной деятельности, создавать и внедрять новые модели развития, формировать новые идеи

для организации производственного процесса и выпуска продукции. И только руководитель, сочетающий в себе заинтересованность в развитии организации с использованием новых технологий, может создавать новые подходы к производственной деятельности. Кроме этого, в структуре его личности должно быть

нечто, что явилось бы стимулом, основой для генерирования новых, инновационных идей и подходов.

Для определения инновационного развития руководителя используется термин «инновационные компетенции». Инновационные компетенции предполагают выработку адекватного отношения к новшеству, к ситуации неизвестности, умение быстро реагировать в нестандартных, нетипичных условиях и принимать грамотные решения на опережение [1]. Так, например, ключевые инновационные компетенции малой фирмы, по мнению Е.А. Мо-жаевой, - это область вопросов, круг полномочий, в которых малая инновационная фирма готова решать поставленные задачи со знанием дела и умением, то есть инновационная фирма является компетентной в сфере инноваций [2].

В силу вышесказанного, мы хотим отметить, что инновационные компетенции являются источником создания инновационной среды и сопутствуют эффективной работе современного руководителя.

В табл. 1 рассмотрим компетенции, которые разрабатывались в открытых акционерных обществах.

В табл. 1 видны отличия и сходства некоторых инновационных компетенций, которые по своему проявлению являются частью корпоративных компетенций. Указанные компании входят в рейтинг крупнейших компаний России и на 2017 год имеют большой объем реализованной продукции. Такие компании уделяют значительное внимание инновационным компетенциям. Отметим, что у рассматриваемых организаций нет единого подхода к моделям компетенций.

Основой требований к инновационным компетенциям руководителей служат выполняемые ими функции и роли. И. Ансофф утверждал, что существуют четыре роли, принимаемые руководителем: лидера, администратора, планировщика, предпринимателя [3].

Под ролью лидера имеется в виду неформальное лидерство, где руководитель пользуется авторитетом среди сотрудников. От лидерства отдача персонала зависит на 35%.

Таблица 1

Инновационные компетенции в структуре корпоративных компетенций открытых акционерных обществ

Крупные российские компании Инновационные компетенции в структуре

ПАО «РЖД» Компетентность. Клиентоориентированность. Корпоративность. Качество. Креативность. Лидерство.

ПАО «Сбербанк России» Личная результативность. Совершенствование профессиональных знаний. Инновации/оптимизация рабочего процесса. Работа в команде. Клиентоориентированность.

ПАО «Газпром» Лидерские компетенции. Управленческие компетенции. Инновационные компетенции. Специальные профессиональные компетенции. Общие профессиональные компетенции. Общие рабочие компетенции. Базовые знания, умения и навыки.

Роль администратора связана с обязанностями руководителя: контролировать положение текущих дел, добиваться реализации принимаемых решений.

Выступая в роли предпринимателя, руководитель должен представлять экспериментатора, находить новую деятельность, быть готовым к предпринимательскому риску.

Наиболее детальную классификацию ролей руководителя дают Э.С. Минаев, Н.Г. Базадзе, Н.Г. Да-нилочкина, В.И. Ионов [4]. Эта классификация более близка к российским условиям и показана в табл. 2.

Анализируя роли, можно сказать, что инновационные компетенции соответствуют роли предпринимателя. Руководители должны не только внедрять инновации, но и генерировать их.

Рассмотрим инновационные компетенции в контексте функций современного руководителя. Ряд исследователей выделяют следующие функции руководителя [5, 6]:

1) оценка ситуации, разработка, обоснование (то есть выяснение, насколько реальны, понятны и контролируемы цели) и постановка целей;

2) определение и подготовка мероприятий по достижению целей;

3) координация деятельности сотрудников в соответствии с общими целями;

4) контроль за персоналом и соответствием результатов его деятельности поставленным задачам;

5) организация деятельности сотрудников, то есть использование существующих и создание новых организационных структур для руководства персоналом и его деятельностью;

6) информирование сотрудников;

7) интерактивное, контактное взаимодействие (коммуникация) делоное общение с целью получения информации, консультирования, оказания помощи и др.;

8) формирование системы стимулирования сотрудников и их мотивация;

Таблица 2

Роли Понятие роли

«мыслитель» общее осмысление положения дел в подразделении, поиск оптимальных способов решения проблем

«штабной работник» обработка управленческой информации и составление документации

«организатор» координация работы сотрудников

«кадровик» отбор, расстановка, оценка персонала

«воспитатель» обучение и мотивация персонала

«снабженец» обеспечение группы всем необходимым для трудовой деятельности

«общественник» участие в качестве ведущего на заседаниях и совещаниях; работа с общественными организациями

«инноватор» внедрение передовых методов труда и научно-технических достижений в производство

«контролер» контроль соблюдения организационных норм и качества продукции

«дипломат» налаживание связей с другими учреждениями и их представителями

Классификация ролей руководителя

9) делегирование задач, компетенций и ответственности;

10) предотвращение и разрешение конфликтов;

11) распространение специфических для организации ценностей и норм;

12) забота о подчиненных и обеспечение их лояльности;

13) формирование сплоченного коллектива и поддержание его дееспособности;

14) ослабление чувства неуверенности в действиях персонала и обеспечение организационной стабильности.

Из вышеназванных функций организация деятельности сотрудников может рассматриваться как способ организации деятельности персонала с учетом нового подхода к восприятию этой деятельности. Это будет характеризовать часть инновационной культуры организации.

В силу стремительных изменений среды перечень представленных компетенций должен постоянно расширяться, чтобы современный руководитель мог полноценно и эффективно выполнять полный спектр своих обязанностей с высокой отдачей [7]. Предложим некоторые варианты:

Повышение профессиональной самооценки сотрудников.

Четкое установление целей и функций подчиненным.

Полное использование возможностей сотрудников.

Так, успешному руководителю для осуществления данных функций необходимо владеть дополнительными компетенциями:

- профессионально-этическая;

- мониторинговая;

- целевая;

- коммуникативная;

- проектировочная;

- информационная;

- креативная;

- управленческая;

- рефлексивная.

Часть компетенций руководитель получает в процессе обучения и получения высших категорий квалификации.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что хороший современный руководитель должен владеть инновационными компетенциями, так как именно они помогут выйти на новый уровень руководства и сделать деятельность более профессиональной и успешной.

Примечания:

1. Белова А.Н., Шарапов А.О. Образовательные компетенции студентов психологов как предмет педагогического исследования. СПб: Изд-во «Речь», 2015. URL: http://www.sworld. com.ua/konfer/337.htm.

2. Прияткина Н.Ю. Условия формирования инновационных компетенций студентов в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. С. 45-57.

3. Алексеева П.А., Федотова М.А., Тихонов А.И. Ключевые факторы успеха руководителя предприятия // Московский экономический журнал. 2016. № 4. С. 21.

4. Менеджмент персонала: функции и методы: учебное пособие / Под ред. Э.С. Минаева, Н.Г. Базадзе, Н.Г. Данилочкиной, В.И. Ионова. М.: Издательство МАИ, 2006. 247 с.

5. Семина А.П., Федотова М.А., Тихонов А.И. Обучение персонала в современных компаниях: проблемы и новые направления // Московский экономический журнал. 2016. № 3. С. 33.

6. Колодезникова С.И., Неустроева E.H. Управленческая компетентность как ключевой фактор в профессиональном становлении специалиста вуза // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. № 2. 2015. С. 114-118.

7. Пудовкина Н.Г. Развитие управленческих кадров в контексте системы повышения квалификации // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. № 3. 2014. С. 260-264.

References:

1. Belova A.N., Sharapov A.O. Educational competence of students of psychologists as a subject of pedagogical research. SPb.: Rech, 2015. URL: http: //www.sworld. com. ua/konfer/337.htm.

2. Priyatkina.N.Yu Conditions for the formation of innovative competencies of students in the university // Modern problems of science and education. 2013. No. 4. Pp. 45-57.

3. Alekseeva P.A., Fedotova M.A., Tikhonov A.I. Key success factors for the head of the enterprise // Moscow Economic Journal. 2016. No. 4. P. 21.

4. Personnel management: functions and methods: textbook / Ed. E.S. Minaeva, N.G. Bazadze, N.G. Danilochkina, V.I. Ionov. M.: MAI, 2006. 247 p.

5. Semina A.P., Fedotova M.A., Tikhonov A.I. Personnel Training in Modern Companies: Problems and New Directions // Moscow Economic Journal. 2016. No. 3. P. 33.

6. Kolodeznikova S.I., Neustroeva E.N. Managerial competence as a key factor in the professional development of a specialist at a university // Vector of Science TSU. Series: Pedagogy, psychology. No. 2. 2015. Pp. 114-118.

7. Pudovkina N.G. Development of managerial personnel in the context of the system of professional development // Vector of science TSU. Series: Pedagogy, psychology. No. 3. 2014. Pp. 260-264.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.