Научная статья на тему 'Инновационное развитие системы обучения медицинского персонала на основе государственно-частного партнерства'

Инновационное развитие системы обучения медицинского персонала на основе государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационное развитие / медицинский персонал / частные компании / система обучения / непрерывное обучение / государственно-частное партнерство. / innovative development / medical personnel / private companies / training system / lifelong learning / public-private partnership.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. А. Ялилова

В данной работе рассмотрены основные направления применения партнерства государственных учреждений здравоохранения и частных российских компаний, как перспективного направления инновационного развития системы обучения медицинского персонала. В ходе исследования выявлены основные проблемы использования такого партнёрства в указанной отрасли и предложен пошаговый алгоритм реализации мероприятий по их разрешению. Алгоритм предполагает объединение усилий государственных органов исполнительной власти и представителей частного сектора отечественной экономики, посредством заключения между ними соглашений о государственно-частном партнерстве. В ходе исследования выявлены способы определения удовлетворяющих все стороны конкретных условий такого соглашения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL SYSTEM OF MEDICAL PERSONNEL ON THE BASIS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

This paper examines the main areas of partnership between public health institutions and private Russian companies, as a promising direction for the innovative development of the training system for medical personnel. The study identified the main problems of using such a partnership in this industry and proposed a step-by-step algorithm for the implementation of measures to resolve them. The algorithm presupposes combining the efforts of state executive authorities and representatives of the private sector of the domestic economy, through the conclusion of agreements on public-private partnership between them. The study revealed ways to determine the specific conditions of such an agreement satisfying all parties.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие системы обучения медицинского персонала на основе государственно-частного партнерства»

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

А.А. Ялилова, магистрант

Уфимский государственный авиационный технический университет (Россия, г. Уфа)

DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10175

Аннотация. В данной работе рассмотрены основные направления применения партнерства государственных учреждений здравоохранения и частных российских компаний, как перспективного направления инновационного развития системы обучения медицинского персонала. В ходе исследования выявлены основные проблемы использования такого партнёрства в указанной отрасли и предложен пошаговый алгоритм реализации мероприятий по их разрешению. Алгоритм предполагает объединение усилий государственных органов исполнительной власти и представителей частного сектора отечественной экономики, посредством заключения между ними соглашений о государственно-частном партнерстве. В ходе исследования выявлены способы определения удовлетворяющих все стороны конкретных условий такого соглашения.

Ключевые слова: инновационное развитие, медицинский персонал, частные компании, система обучения, непрерывное обучение, государственно-частное партнерство.

Начиная с 1 января 2016 года система обучения медицинского персонала основывается на допуске его к профессиональной деятельности через прохождение процедуры аккредитации. Кроме того, предполагается внедрение в практику непрерывного профессионального образования. За период до 2021 года все сертифицированные специалисты должны повышение квалификации по программе индивидуального пятилетнего цикла обучения, который подразумевает накопительную систему повышения квалификации. За пять лет специалистам предстоит освоить базовый курс и набрать 250 зачетных единиц, соответствующих академическим часам обучения, из которых 180 они получат за освоение программы дополнительного профессионального образования, а оставшиеся 70 за участие в таких образовательных мероприятиях как:

- конференции;

- семинары;

- вебинары;

- мастер-классы.

На современном этапе становления системы обучения медицинских кадров в городу Уфа мы можем выделить следующие

ключевые проблемы, препятствующие её развитию [1]:

- недостаточная обеспеченность лечебных учреждений современным оборудованием и материалами для проведения со специалистами практических занятий;

- значительная удаленность государственных бюджетных учреждений здравоохранения друг от друга;

- недостаточная обеспеченность системы обучения медицинского персонала бюджетными средствами.

По нашему мнению, устранить перечисленные выше основные проблемы развития системы обучения медицинского персонала позволит применение основанных на государственно-частном партнерстве инновационных методов.

В сложившихся условиях ведения хозяйствования, использование партнерства государственных нефтегазовых компаний и частных компаний РФ может быть, по нашему мнению, эффективно осуществлено посредством реализации приведённого ниже пошагового алгоритма действий.

Мировая практика даёт нам ряд удачных примеров инновационного развития системы обучения медицинского персонала на основе государственно-частного

партнерства. Так, в 1997 году пять канадских больниц, в ходе консолидации медицинских учреждений, вошли в состав Медицинского центра государственного исследовательского Университета Макгилла, расположенного в городе Монреаль. Однако, формально объединенные лечебные учреждения продолжали оставаться в ранее занимаемых зданиях, что стало следствием отсутствия бюджетных средств для их фактического объединения. Лишь в 2004 году после назначения главой этого центра Артура Портера ситуация начала меняться. Новый глава предложил использовать для привлечения денежных средств такие инструменты как [2]:

- выпуск облигаций;

- трансфер из бюджета;

- банковские займы;

- средства частных инвесторов.

Концессионерами в 2010 году выступили канадская многопрофильная компания SNC-Lavaline Group Inc. и английская Innisfree Ltd. Первая из названных компаний предоставляет услуги по проектированию, строительству и инжинирингу различных объектов инфраструктуры, а вторая обеспечила вложение в строительство денег пенсионных фондов. По условиям концессионного соглашения обе компании получили право управлять медицинским центром до 2044 года, что позволит им окупить вложения в строительство и обеспечить желаемую доходность проекта [3].

Зачастую, в отечественной деловой практике складывается ситуация, когда у сторон партнерства возникают разногласия о размерах вносимых ими денежных средств и последующем распределение долей доходов от реализации проекта. Действенным методом разрешения этих разногласий является, по нашему мнению, приведенный в работе А.Э. Ганиевой и А.А. Аввакумова метод использования модели ценообразования опционов Блэка-Шоулза. Модель позволяет определить стоимость акций компании реализующей инновационные проекты в текущем времени, что позволит сторонам партнерства снять вышеперечисленные разногласия ещё на стадии заключения партнерского соглашения.

Цена опциона на покупку выражается, в данном случае, следующей формулой [4]: С = SN (dx )-Хе -TN(d2 ) (1)

где С - цена опциона на покупку; S - текущая цена продукта (в данном случае нефти и газа);

N(x) - функция стандартного нормального распределения в кумулятивном виде; X - цена исполнения опциона; r - безрисковая процентная ставка; T - время до исполнения опциона. Показатель d1 определяется следующей формулой [4]:

dx = -

ln(S ) +

f

r + -

а

2

2

T

а

VT

(2)

где £ - текущая цена продукта (в данном случае нефти и газа);

X - цена исполнения опциона; г - безрисковая процентная ставка; Т - время до исполнения опциона; о - волатильность доходности продукта. Показатель определяется следующей формулой [4]:

d2 = di - a4T

(3)

где Т - время до исполнения опциона; о - волатильность доходности продукта. Модель потенциально возможно использовать для определения цены акций общества при проведении их первичного размещения в рамках реализации строительного проекта. Модель была предложена указанными авторами для проектов строительства установок добычи углеводородов на шельфе, но, по нашему мнению, она будет действенной в любой сферы хозяйствования, т.к. она не имеет жёсткой привязки к конкретной отрасли промышленности, а подходит для акций предприятий котирующихся на бирже.

В 2015 году строительство медицинского центра в Монреале было завершено, центр располагает 12,5 тысячами оснащённых кабинетов и 20 операционными, в нём постоянно работает 13600 врачей и 3000 исследователей. Такая концентрация медицинских и научных кадров позволяет

обеспечить инновационное развитие системы обучения медицинского персонала на базе одного учреждения. Это становится возможным благодаря сочетанию таких факторов как:

- концентрированное расположение на одной территории современных и оснащённых современным оборудованием кабинетов, операционных и лабораторий;

- обеспечение возможности непосредственной передачи обучаемым опыта и практических навыков большим числом специалистов высокой квалификации;

- объединение на базе одного медицинского учреждения большого числа научно-исследовательских работников и практикующих специалистов, что способствует непосредственному трансферту передовых разработок от учёных и информации о нуждах практикующих специалистов для организации прикладных исследований;

- создание в учреждении здравоохранения конкурентной инновационной среды, как основы для уменьшения расходов и увеличения прибыли частных инвесторов, а также снижению нагрузки на местный бюджет.

Говоря об инновационном развитии системы обучения медицинского персонала следует упомянуть, что инновации в целом подразделяют на [5, 6]:

- нововведения формирующие новое содержание образования, новую образовательную среду, новые социо-культурные условия, т.е. условия направленные на обеспечение эффективного образовательного процесса;

- продуктовые нововведения, т.е. педагогические средства и высокотехнологичные образовательные продукты;

- организационно-управленческие нововведения, т.е. новые образовательные системы, структуры и управленческие процедуры.

Очевидно, что в описанном выше примере имело место создание новой образовательной среды, социальных и культурных условий функционирования учреждения, а также новой образовательной системы, структуры и управленческих процедур [7]. Таким образом, имело место инновационное развитие системы обучения ме-

дицинского персонала на основе государственно-частного партнерства.

Учитывая вышеизложенное, мы предлагаем воспользоваться передовым опытом и предложенными отечественными авторами теоретическими разработками для определения алгоритма использования договора о государственно-частном партнерстве для инновационного развития системы обучения медицинского персонала в городе Уфе. Алгоритм предполагает реализацию нижеследующих шагов.

Шаг 1 - разработка и утверждение специалистами Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (далее МЗ РБ) типового соглашения о государственно-частном партнерстве в области обучения медицинского персонала.

Шаг 2 - создание на базе сайта МЗ РБ единой базы данных, необходимой бюджетным учреждениям (или определения их перечня МЗ РБ) и отечественным частным предприятиям для принятия решения об участии в государственно-частном партнерстве.

Шаг 3 - определение на основе использования модели Блэка-Шоулза реальной стоимости проекта инновационного развития системы обучения медицинского персонала участниками партнерства, а также способов и сроков возмещения их обеспечения получения прибыли на основе соответствующего соглашения.

Шаг 4 - заключение соглашения о государственно-частном партнерстве.

Шаг 5 - внесение сторонами партнерства оговоренных в соглашении активов в проект инновационного развития системы обучения медицинского персонала.

Шаг 6 - строительство и оснащение учреждения здравоохранения участниками партнерства на основе соглашения.

Шаг 7 - эксплуатация учреждения здравоохранения частным партнером на основе соглашения и последующая передача его публичному партнеру.

В качестве объекта для реализации проекта наиболее, по нашему мнению, подходит ГБУЗ РКБ им. Г.Г. Куватова, т.к. является наиболее крупным по численности персонала и занимаемой площади учреждением здравоохранения в городе Уфа.

Библиографический список

1. Аввакумов А.А. Государственно-частное партнерство как перспективное направление повышения эффективности экономики общественного сектора в Республике Башкортостан / А.А. Аввакумов, Г.С. Латыпова / Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2018. - №1 (107). - С. 6.

2. Виноградов С.Ф. Инновационное развитие территориальных социально-экономических систем на основе государственно-частного партнерства / С.Ф. Виноградов / Экономика и бизнес: теория и практика. - 2018. - №4. - С. 33-37.

3. Галимзянов И.В. Государственно-частное партнерство как основа формирования инновационной экономики в Российской Федерации / И.В. Галимзянов, А.А. Аввакумов/ В сборнике: Управление экономикой: методы, модели, технологии материалы XVI Международной научной конференции. Ответственный редактор Л.А. Исмагилова. - 2016. -С. 310-313.

4. Ганиева А.Э. Государственно-частное партнерство как перспективное направление интенсификации добычи углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации / А.Э. Ганиева, А.А. Аввакумов / Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2018. - №5 (111). - С. 30.

5. Латыпова Г.С. Государственно-частное партнерство как перспективное направление территориального развития Республики Башкортостан / Г.С. Латыпова, А.А. Аввакумов / Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2018. - №9 (115). - С. 45.

6. Рувенный И.Я. Дуальное образование как инновационное направление повышения качества высшего образования в Республике Башкортостан / И.Я. Рувенный, А.А. Аввакумов / Бизнес. Образование. Право. - 2018. - №1 (42). - С. 116-121.

7. Фомина Д.А. Развитие территориальных социально-экономических систем на основе государственно-частного партнерства в инновационной сфере экономики / Д.А. Фомина / Вектор экономики. - 2018. - №4 (22). - С. 40.

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL SYSTEM OF MEDICAL PERSONNEL ON THE BASIS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

A.A. Yalilova, graduate student Ufa state aviation technical university (Russia, Ufa)

Abstract. This paper examines the main areas of partnership between public health institutions and private Russian companies, as a promising direction for the innovative development of the training system for medical personnel. The study identified the main problems of using such a partnership in this industry and proposed a step-by-step algorithm for the implementation of measures to resolve them. The algorithm presupposes combining the efforts of state executive authorities and representatives of the private sector of the domestic economy, through the conclusion of agreements on public-private partnership between them. The study revealed ways to determine the specific conditions of such an agreement satisfying all parties.

Keywords: innovative development, medical personnel, private companies, training system, lifelong learning, public-private partnership.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.