С. В. Тарасов, А. Е. Марон
(Санкт-Петербург)
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МЕТОДОЛОГИИ СРЕДОВОГО ПОДХОДА
В статье анализируются возможности социокультурной модернизации образования в условиях реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Рассмотрен контекст развития потенциала региональной образовательной среды
Современная образовательная стратегия России задает вектор развития региональных образовательных систем с учетом особенностей территорий. Это актуализирует проблему конкретизации научного представления о специфике развития образовательных систем в контексте осмысления процессов модернизации и регионализации образования.
В новых условиях, когда образовательная политика не диктует единообразия, поиск эффективных траекторий обновления системы образования на основе логики образовательных реформ становится приоритетной идеей развития региона. В этой связи необходимо четкое представление о концептуальных основах проектирования изменений в сфере образования.
Развитие региональной системы образования обеспечивается соответствием характера инновационных процессов в образовании особенностям социальной среды, социального заказа в образовательном пространстве региона. При этом инструментом преобразований становятся резервы развития образовательной среды, продуктивные технологии [1, 6].
Современный этап реформирования общего образования, основные положения которого заданы направлениями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», является стратегией социокультурной модернизации образования Российской Федерации. Стратегия социокультурной модернизации образования как института социализации актуализирует ключевую роль образования в целенаправленном формировании ценностных ориентаций, норм, установок и стереотипов поведения населения России.
Социокультурную модернизацию можно рассматривать как программу, в которой развиваются представления о миссии образования как ведущей социальной деятельности, порождающей социальные эффекты в жизни общест-
ва - формирование гражданской, этнокультурной и общечеловеческой идентичности; усвоение ценностей, норм и установок поведения больших и малых социальных групп; приобретение репертуара личностных, социальных и профессиональных компетентностей, обеспечивающих рост человеческого потенциала как важнейшего условия конкурентоспособности страны [1].
В контексте социокультурной модернизации направления Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» обретают широкий социальный контекст целей развития образования, затрагивающих ценностные основы образования в обществе: цели образовательного учреждения; вопросы повышения мобильности, качества и доступности образования как ресурса роста социального статуса личности в современном обществе; развитие компетентности; разработка стандартов общего образования как конвенциональных социальных норм, обеспечивающих баланс интересов семьи, общества, государства и школы по отношению к достижению качественного образования, позволяющих осуществить жизненные притязания. Такой широкий контекст изменений позволяет сконцентрировать внимание не только на таком объекте управления, как образовательный процесс, но и на более социально значимом -образовательной среде. В этом случае управленческие действия будут направлены на создание образовательной среды. «Новая школа -это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» [2].
Вопросы развития региональной системы образования в соответствии с тенденциями формирования интересов и потребностей субъектов образования, возможностей образовательной среды, векторов развития социокультурной и социально-экономической ситуации региона приобретают особую значимость. Это обстоятельство позволяет рассматривать процесс реализации ключевых направлений развития региональной системы образования на основе методологии средового подхода [7].
Сущность средового подхода заключается в рассмотрении процесса развития личности в зависимости от условий окружающей его социокультурной среды. Такой подход предполагает систему действий со средой как средством диагностики и проектирования образовательного процесса. Основной функцией образовательной среды является заполнение пробелов в программе человеческого развития.
Современные исследователи при изучении образовательной среды применяют теорию систем, подчеркивая, что человек рассматривается как сложная, открытая, саморазвивающаяся система. В психолого-педагогических исследованиях (В. Г. Воронцова, Г. А. Ковалев) применяется общенаучная методология системного подхода и, в частности, теория «синергетики» (В. Г. Афанасьев, Т. Парсонс, В. П. Казначеев,
Н. Н. Моисеев, Э. Г. Юдин, Ю. А. Урманцев и др.). В отличие от традиционных научных направлений, рассматривающих в основном жестко детерминированные явления, реализующиеся в замкнутых системах, синергетика делает акцент на изучение систем открытого типа, основными принципами существования которых являются самоорганизация и саморегуляция. Эти открытые системы осуществляют постоянное активное взаимодействие с окружающей средой. Другой особенностью саморегулирующихся систем является возможность гибкой и недетерминированной иерархии их структурных элементов, предполагающей информационно-энергетическую открытость и активность системы за счет постоянного взаимодействия с другой системой или внешней средой. Синергетический подход предполагает новое диалектическое содержание категории детерминации, которое основывается на равновероятности случайного и необходимого в жизни сложных систем. В жизни любой сложной системы случайность и необходимость, устойчивость и неустойчивость ее состояний взаимодополняют друг друга (С. П . Курдюмов, И. П ригожин, И. Стенгерс) [1, 3].
Образовательная среда является совокупностью социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогиче-ских условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности, ее мировосприятия. При этом одна из важнейших задач специально организованной образовательной среды - выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями [7]. Социокультурными составляющими среды в этом случае выступают:
- культуротворческий компонент. Среда школы становится источником развития творческой активности учащихся. Ценностным основанием деятельности в такой среде выступает идея, согласно которой школа, развивающая творческую активность учащихся, сама является субъектом современной культуры, рождает особую педагогическую культуру, характеризующую мастерство педагогов, содержание, методы обучения и воспитания, духовные и интеллектуальные ценности, служащие основой развития. Системообразующими конструктами такой среды являются цели и ценности, разделяемые всеми участниками образовательного процесса при участии местного сообщества жителей территории, на которой находится школа;
- пространственно-семантический компонент. Образовательная среда школы предусматривает организацию предметно-пространственного и природного окружения школы (изобразительные средства, дизайн, декоративно-прикладное пространство среды и т.д.), методическое сопровождение процесса создания среды, коммуникативное взаимодействие субъектов образования;
- содержательно-методический компонент, включающий описание содержательной сферы образования (концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.), форм и методов организации образовательного процесса (уроки, дискуссии, конференции, экскурсии, исследовательские сообщества, структуры самоуправления и др.);
- коммуникационно-организационный компонент, учитывающий особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т.п.), коммуникационную сферу (стили общения и преподавания, социальную активность субъектов образования, особенности управленческой культуры,
наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.).
Важнейшим направлением развития целостного образовательного процесса по формированию творческой личности является проектирование и создание художественно-образовательной среды в школе.
Под художественно-образовательной средой, являющейся частью социокультурной среды, понимается интегративная педагогическая система, которая организует комплексное, целостное восприятие различных видов искусств (литературных, изобразительных, музыкальнодвигательных, театральных и др.), нацеливает индивида на рождение творческих замыслов, реализует художественные потребности выбора индивидуальных образовательных траекторий. Среда должна способствовать освоению активного взаимодействия индивида с окружающей действительностью, направляя его на преобразование окружающего мира. Базовыми факторами создания такой среды выступают открытость, взаимодействие искусств, включение всех субъектов образовательного процесса в социальный и культурный контекст творческой деятельности [5].
Основными показателями развития творческой активности учащихся в художественно-образовательной среде школы являются: мотивация творческой деятельности, означающая внутреннее стремление индивида к проявлению интереса к искусству, к созданию нового и переосмыслению окружающей среды с точки зрения собственного развития; рефлексия процессов и результатов собственной деятельности, показывающая развитие самосознания индивида в процессе восприятия искусства и выражающаяся в интеллектуальной активизации художественного воображения; продуктивность развития творческой активности, определяемая результатами художественной деятельности индивида на основе знаний, технологий деятельности, умений взаимодействовать и организовывать совместную деятельность с другими людьми; развитие творчества, проявляющегося в стремлении индивида нести свой опыт и знания об искусстве, культуре в социокультурную среду.
Модернизация образовательной среды нужна не сама по себе, а потому что она порождает механизм своего саморазвития - инновацию. Инновация является показателем «живой» образовательной среды, способной к рефлексии, творчеству и продуктной деятельности.
Инновация (англ. innovation - нововведение, буквально означает «инвестиция в новацию») -
конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности [3].
Представляется перспективным рассмотреть основные тенденции инновационного развития образования, обозначенного в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» на основе методологии средового подхода.
Обновление содержания образования.
В эпоху стремительных изменений во всех сферах жизнедеятельности людей особого внимания заслуживают вопросы обновления содержания и качества образования как способности системы образования обеспечить достижение целей личности, общества и государства. Решение данной проблемы возможно посредством моделирования образовательной среды, системообразующим компонентом которой станет формирование принципиально новой системы непрерывного образования. Речь идет об образовании, нацеленном на формирование прежде всего творческих компетентностей, готовности к переобучению.
В соответствии с этим содержательно-методический компонент образовательной среды должен быть организован на основе положений опережающего образования и включать в себя исследовательские и творческие проекты, проблемные ситуации, в ходе которых обучающиеся приобретут навыки принятия решений, выражения собственной точки зрения. Образовательный процесс в учреждениях разных ступеней и видов должен основываться на передовых достижениях отечественной психолого-пе-дагогической науки.
Поддержка талантливых детей. Одна из важнейших функций специально организованной образовательной среды - выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями. Исходя из этого в контексте ключевых направлений развития образования следует обратить внимание на потенциал образовательной среды с точки зрения поддержки талантливых детей, молодежи, специалистов, развития способностей каждого субъекта образовательного процесса. Только творческая образовательная среда может функционировать как среда развития одаренности личности. Именно в такой среде происходит саморазвитие свободной и активной личности.
Таким образом, задачей развития образовательной среды региона, муниципальных образований является выстраивание системы целенаправленной деятельности по выявлению, созданию условий для максимального проявления и развития разносторонних талантов детей и подростков.
Развитие учительского потенциала. Педагог был и остается ключевой фигурой образовательного процесса, от которой зависит формирование как мировосприятия обучающихся, так и образовательной среды. Из этого следует, что личность педагога в значительной степени является средообразующим фактором, важным условием развития личности учащегося.
Среда является важным условием переосмысления стремительно изменяющихся реалий и самоактуализации педагога в том случае, если она обладает необходимыми характеристиками. Поэтому личностное развитие педагога в определенной степени будет зависеть от того, участником какой среды он является. В связи с этим, решая задачу обновления школы, особое внимание следует уделять созданию среды, развивающей педагога, стимулирующей его потребность к саморазвитию.
Результатом взаимодействия учителя с такой средой должна стать его философско-педагогическая позиция, выражающаяся в направленности на гуманизацию и гуманитаризацию образовательной среды и отношений участников образовательного процесса, что предполагает создание условий для осмысления наиболее существенных тенденций развития современной образовательной системы и решения ключевых проблем общества.
При рассмотрении возможных форм взаимодействия личности с открытой образовательной средой представляется обоснованным выделение помимо образовательных учреждений и их совокупности, и педагогической культуры. Такая позиция свидетельствует о возможности управления процессом становления профессиональной компетентности учителя на различных уровнях образовательной среды (в том числе и региональном), способствующих профессиональному развитию. В свою очередь, результатом такого процесса становится позитивная динамика развития образовательной среды локального и регионального уровней.
Современная школьная инфраструктура. Существенной составляющей образовательной среды как фактора реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и создания комфортных условий пребывания всех участников образовательного про-
цесса в школе является развитие школьной инфраструктуры.
Первостепенной задачей является обеспечение безопасной образовательной среды с точки зрения состояния зданий и сооружений, доступности медицинской помощи, качества систем питания и водоснабжения.
Вместе с тем не менее значимыми для современной школы, требующими профессионального решения остаются вопросы психологической безопасности образовательного процесса, под которой в современной науке понимается состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению
[9].
Организация комфортной образовательной среды предполагает оснащенность ОУ современным учебным оборудованием, средствами информатизации, значительно расширяющими вариативность профессиональной деятельности учителя.
Обеспечение здоровья школьников. Решая задачи развития образовательной среды с целью подготовки молодежи к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, к работе в условиях инновационного развития производства, следует не упускть из виду такую важнейшую проблему, как сохранение здоровья подрастающего поколения.
Существенной характеристикой здоровьесберегающей образовательной среды должно стать активное внедрение развивающих педагогических технологий и при этом вытеснение неэффективных, влекущих за собой перегрузки и снижение уровня здоровья учащихся.
Эффективность такой среды зависит от наличия комплексной, простроенной на единой методологической основе системы организационных и психолого-педагогических приемов, методов и технологий, направленных на охрану и укрепление здоровья учащихся и педагогов, формирование у них культуры здоровья.
В качестве основного механизма реализации целей, обозначенных в НОИ «Наша новая школа», в рамках средового подхода целесообразно широко использовать социокультурное проектирование. Такое проектирование является специфической технологией, представляющей собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта, пути и средства достижения поставленных целей [3].
Таким образом, современные подходы и приоритеты формирования государственной системы обеспечения высокого качества жизни заключаются в том, что в основу решения проблем общества должна быть положена политика развития человеческого потенциала. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается, что существенной составляющей достижения обозначенных целей является образование как системообразующий ресурс социокультурной модерни-
зации российского общества, социально-экономического развития государства. Такие стратегические задачи системы образования, как обеспечение социальной консолидации общества, конкурентоспособности и безопасности личности, общества и государства, смена ценностных установок образования - от освоения предметов к развитию личности, призваны обеспечить поступательное продвижение к достижению нового уровня качества жизни.
Литература
1. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования как института социализации // Развитие личности. - 2009. -№1. - С.38-63.
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [утверждена Президентом РФ Д. А. Медведевым 04.02.2010] [Электронный ресурс]. - URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591.
2. Виноградов В. Н., Прикот О. Г. и др. Проектная культура в современном образовательном учреждении: рабочая книга для руководителей образовательных учреждений, педагогов и учащихся / научн. ред. О. Г. Прикот. - СПб.: Изд-во ТУР, 2009. - 292 с.
4. Лисицын С. А., Марон А. Е., Соколов В. И. Концептуальные идеи опережающего и непрерывного образования в контексте национальной инициативы «Наша новая школа» // Взаимодействие личности, общества и образования в современных социокультурных условиях : межвуз. сб. науч. тр. - СПб.: ЛОИРО, 2009. - С.16-20.
5. Пахомова О. Ф. Развитие творческой активности учащихся в процессе становления художественно-образовательной среды школы : автореф. ... канд. пед. наук. - СПб., 2008. - 23 с.
6. Тарасов С. В. Образовательная среда как ресурс реализации национальной стратегии «Наша новая школа» // Взаимодействие личности, общества и образования в современных социокультурных условиях : межвуз. сб. науч. тр. - СПб.: ЛОИРО, 2009. - С.8-16.
7. Тарасов С. В. Образовательная среда и развитие школьника. -СПб.: ЛОИРО, 2003. - 139 с.
8. Жуковицкая Н. Н. Проблема управления процессом оптимизации сети образовательных учреждений в условиях модернизации региональной образовательной системы // Вестник ЛОИРО. - 2005.
- №3. - С.83-95.