Научная статья на тему 'Инновационное развитие рынка инфокоммуникационных услуг'

Инновационное развитие рынка инфокоммуникационных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
5
Поделиться
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / РЫНОК / ИНФОКОММУНИКАЦИИ / ФАКТОРЫ / ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болденков Александр Владимирович, Тарасова Александра Юрьевна

Условия социально-экономической деятельности в инфокоммуникационной сфере в последние десятилетия характеризуются конкуренцией, динамизмом, глубокими изменениями в инфо-коммуникационных услугах и конъюнктуре рынка услуг связи, что осложняет процесс прогнозирования параметров развития инфокоммуникаций и снижает точность и достоверность прогнозов. Поэтому особенно необходимо долгосрочное прогнозирование объемов производства услуг, механизм которого должен учитывать рыночную конъюнктуру, влияние множества факторов спроса, внешней среды, потребление услуг и цикличность производства.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Болденков Александр Владимирович, Тарасова Александра Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие рынка инфокоммуникационных услуг»

УДК 338.46

Александр Владимирович Болденков

(кандидат экономических наук, ведущий специалист ПЛО «Ростелеком», г. Барнаул)

Александра Юрьевна Тарасова (кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Барнаул)

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЫНКА ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ

Ключевые слова: инновационное развитие, рынок, инфокоммуникации, факторы, инструментарий.

В современных условиях информация и знания выступают как непосредственная производительная сила, стратегический ресурс государства, ресурс социально-экономического, технологического и культурного развития. Обеспечение доступа к информации - первоочередная задача, решение которой невозможно без развитой инфокоммуникационной инфраструктуры.

В мире объем информации, передаваемой посредством телекоммуникационной инфраструктуры, удваивается каждые 2-3 года. Появляются и успешно развиваются новые отрасли инфокоммуникационной индустрии, в частности интернет (см. рис. 1), существенно возрастают информационная составляющая экономической активности субъектов рынка

350000000 -|

300000000 --

и влияние информационных технологий на научно-технический, интеллектуальный потенциал и здоровье наций.

XXI в. рассматривают как эру формирования инфокоммуникационного общества, требующего для своего существования наличия телекоммуникаций, темпы развития которых должны быть опережающими по отношению к темпам развития экономики в целом. Поэтому опережающее развитие инфокоммуникаций является необходимым условием для создания инфраструктуры бизнеса, формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в страну, решения вопросов занятости населения, развития современных информационных технологий.

250000000 --1-|-|-

200000000 --

150000000 ----Е-|-§-1-§-1-§-|-1-

1993 1995 1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009 2011 2013 2015

Рис. 1. Динамика роста количества пользователей интернета, млн человек [1]

52

Значение отрасли информационных технологий и связи проявляется в том, что, оказывая большое влияние на развитие производственной инфраструктуры других отраслей, она определяет темпы развития национальной экономики,

а также занимает существенную и постоянно

%

увеличивающуюся долю в валовом внутреннем продукте (ВВП). В 2015 г. вклад отрасли в ВВП составил 76,5% (см. рис. 2). Объем российского рынка ИТ в долларовом выражении сократился за 2015 г. на 38% и составил 17,4 млрд долл. по сравнению с предыдущим годом.

6 — 4 — 2 — 0

6,5

59,2%

2001

7,61

66,7%

2005

4,41

68,5%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2010

3,8

76,5%

2015 (оценка)

год

Щ инновационная составляющая вклада отрасли в ВВП

Рис. 2. Вклад инфокоммуникаций в ВВП РФ за 2001-2015 гг.

Сибирь по-прежнему отстает от остальной России в сфере развития информационных технологий (ИТ) как полноценной отрасли экономики. Однако это отставание с каждым годом становится все менее заметным: динамика развития ИТ-индустрии в Сибирском федеральном округе (СФО) выше, чем в целом по стране.

Прошедший 2015 г. принес существенные изменения на телекоммуникационном рынке

Сибири, рост которого по сравнению с 2014 г. составил 8,1%. Доли провайдеров в СФО за 1 полугодие 2015 г. составили: Ростелеком -35%, ТТК - 12%, ЭР-Телеком - 10%, прочие - 7%.

Рынок инфокоммуникационных услуг в Сибири еще молод, и сегодня трудно говорить об устоявшихся моделях взаимодействия его основных участников (см. рис. 3).

16,4

Рис. 3. Доли провайдеров на рынке в СФО за 1 квартал 2016 г. (данные: iks-consulting) [2]

Условия социально-экономической дея- последние десятилетия характеризуются кон-тельности в инфокоммуникационной сфере в куренцией, динамизмом, глубокими измене-

ниями в инфокоммуникационных услугах и конъюнктуре рынка услуг связи, что осложняет процесс прогнозирования параметров развития инфокоммуникаций и снижает точность и достоверность прогнозов. Поэтому особенно необходимо долгосрочное прогнозирование объемов производства услуг, механизм которого должен учитывать рыночную конъюнктуру, влияние множества факторов спроса, внешней среды, потребление услуг и цикличность производства [3-5].

Для этого не подходят известные методы анализа и моделирования, раскрывающие структурные и динамические процессы замкнутой системы, необходима разработка концептуальной схемы прогнозирования социально-экономических процессов открытой системы инфокоммуникаций с учетом взаимного влияния национальной экономики и сектора инфо-коммуникаций [6].

Ретроспективный анализ развития инфо-коммуникаций в динамике и с учетом структурных сдвигов, влияния НТП, макроэкономических факторов позволил соединить систему моделирования и прогнозирования развития инфокоммуникаций с закономерностями развития факторов, влияющих на спрос в инфокоммуникационной сфере услуг и технологий.

Прогнозирование развития инфокомму-никаций должно основываться на экономическом, логистическом законах развития, а также на закономерностях НТП и опережающего развития, требуемой скорости передачи с учетом достигнутого уровня экономического развития страны, региона и информационных технологий.

На рисунке 4 представлены факторы для прогнозирования отрасли инфокоммуника-ций.

Законы и закономерности инфокоммуникаций

Рис. 4. Факторы для прогнозирования развития отрасли инфокоммуникаций

Концептуальная схема развития прогнозирования инфокоммуникаций представлена на рисунке 5.

Предложенная и разработанная схема прогнозирования развития инфокоммуника-ций представляет собой инструментарий:

1) выявления факторов, последствий НТП, структурных сдвигов в развитии отрасли инфо-коммуникаций;

2) количественной оценки параметров прогнозирования;

3) формирования логистических, экономе-трических моделей развития инфокоммуника-ций;

4) разработки и корректировки прогнозов с учетом следующих факторов:

- спрос на инфокоммуникации;

- развитие национальной экономики;

- последствия НТП [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использование предложенной схемы позволит прогнозировать следующие показатели:

- доходы от услуг связи;

- доходы сектора инфокоммуникационных технологий;

- доходы отрасли инфокоммуникаций;

- доля доходов отрасли в ВВП.

Тренды развития ИК

Информационная база прогнозирования

Факторы НТП вИК

Макроэкономические факторы

Разработка моделей развития параметров

Аналитический блок

Оценка технологических возможностей передачи информации

Оценка параметров

развития ИК, зависимость Джиппа

Модельный блок

Рис. 5. Концептуальная схема прогнозирования развития инфокоммуникаций

Курс на инновационный путь развития эко- рованию высокоэффективных рынков инфоком-номики способствует более активному форми- муникационных услуг и технологий (см. табл.).

Новые типы рынков

Вид нового рынка Факторы формирования

Типовые программные продукты Востребованность прикладного программного обеспечения

Заказное программирование Индивидуальный подход, быстрый период разработки, активизация

Информационные ресурсы в электронной форме Увеличение потребностей коммерческих, государственных структур, предпринимателей и населения

Офшорное программирование Развитие зарубежного и национального предпринимательства сетевых организационных структур

Мультисервисные интеллектуальные инфо-коммуникационные услуги Рост потребителей бизнеса, менеджмента, населения

Таким образом, новые типы рынков представляют собой рыночную нишу отечественной отрасли инфокоммуникаций, которая создается

в ходе НТП без значительных финансовых вложений и позволяет в короткие сроки увеличить спектр и масштабы оказываемых услуг.

Библиографический список

1. Динамика роста количества пользователей интернета. - URL : http://ar4es.info/25359.

2. Масаркишвили, А. Предел роста / А. Масаркишвили. - URL : http://ksonline.ru/stats/-/id/1461/.

3. Тарасова, А.Ю. Коммерциализация технологий как основа инноваций / А.Ю. Тарасова // Социально-экономическое развитие общества в координатах XXI в.: традиции и инновации : сборник статей / под ред. Т.Г. Строителевой. - Барнаул : Изд-во ААЭП, 2014. - С. 47-53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Межов, С.И. Модельные подходы к исследованию инновационных процессов / С.И. Межов // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2014. - №1. - С. 49-52.

5. Межов, С.И. Проектирование бизнес-процессов на основе инструментов бизнес-моделирования / С.И. Межов, А.В. Болденков // Вестник алтайской науки. - 2015. - №3, 4. - С. 359-365.

6. Кузовкова, Т.А. Анализ и прогнозирование развития инфокоммуникаций / Т.А. Кузовкова, Л.С. Тимошенко. - М. : Горячая линия-Телеком, 2009. - 224 с.

7. Тарасова, А.Ю. Указ. соч. - С. 47-53.

References

1. Dinamika resta kolichestva polzovateley interneta. - URL : http://ar4es.info/25359.

2. Masarkishvili, A. Predel rosta / A. Masarkishvili. - URL : http://ksonline.ru/stats/-/id/1461/.

3. Tarasova, A.Yu. Kommertsializatsiya tehnologiy kak osnova innovatsiy / A.Yu. Tarasova // Sotsialno-ekonomicheskoe razvitie obschestva v koordinatah XXI v.: traditsii i innovatsii : sbornik statey / pod red. T.G. Stroitelevoy. - Barnaul : Izd-vo AAEP, 2014. - S. 47-53.

4. Mejov, S.I. Modelnyie podhodyi k issledovaniyu innovatsionnyih protsessov / S.I. Mejov // Ekonomika. Professiya. Biznes. - 2014. - №1. - S. 49-52.

5. Mejov, S.I. Proektirovanie biznes-protsessov na osnove instrumentov biznes-modelirovaniya / S.I. Mejov, A.V. Boldenkov // Vestnik altayskoy nauki. - 2015. - №3, 4. - S. 359-365.

6. Kuzovkova, T.A. Analiz i prognozirovanie razvitiya infokommunikatsiy / T.A. Kuzovkova, L.S. Timoshenko. - M. : Goryachaya liniya-Telekom, 2009. - 224 s.

7. Tarasova, A.Yu. Ukaz. soch. - S. 47-53.