Научная статья на тему 'Инновационное развитие России и роль трансфера технологий в этом процессе'

Инновационное развитие России и роль трансфера технологий в этом процессе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
379
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Капитан В., Борисова Л.

Рассматривается роль трансфера технологий в экономическом развитии России. Определены основные барьеры, препятствующие развитию трансфера технологий, и внешние факторы, с которыми приходится сталкиваться России на пути построения инновационной экономики. Рассмотрены возможные варианты экономического развития России. Предложена смешанная модель развития экономики, как наиболее оптимальный вариант обеспечения конкурентоспособности экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие России и роль трансфера технологий в этом процессе»

Вестник Института экономики Российской академии наук

3/2012

В. КАПИТАН

студентка Финансового университета при Правительстве РФ Л. БОРИСОВА

студентка Финансового университета при Правительстве РФ

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ И РОЛЬ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ

Рассматривается роль трансфера технологий в экономическом развитии России. Определены основные барьеры, препятствующие развитию трансфера технологий, и внешние факторы, с которыми приходится сталкиваться России на пути построения инновационной экономики. Рассмотрены возможные варианты экономического развития России. Предложена смешанная модель развития экономики, как наиболее оптимальный вариант обеспечения конкурентоспособности экономики России.

Ключевые слова: инновационная экономика, модели инновационного развития, трансфер технологий.

На протяжении последнего десятилетия Правительством РФ активно проводится политика стимулирования инновационной активности. В рамках реализации инновационных программ и стратегий заложены основы действующей национальной инновационной системы, предприняты существенные усилия по развитию сектора исследований и разработок, модернизации экономики на основе технологических инноваций.

Однако реализация задач, рассматриваемых в данных программах, осложнилась мировым экономическим кризисом 2008-2010 гг., который серьезно усложнил для России выход на траекторию инновационного развития. Ухудшилось финансовое состояние предприятий, что препятствует наращиванию доли негосударственного финансирования сектора исследований и разработок. В условиях сокращения доходов бюджета более жесткой стала бюджетная политика, что ограничивает возможности использования государством финансовых стимулов для повышения инновационной активности. В то же время можно говорить о том, что данная экономическая ситуация является тем внешним фактором, который позволяет отчетливо увидеть необходимость переориентации эко-

номики на инновационный уклад и интенсификации усилий по решению накопленных в российской экономике и инновационной системе проблем.

Сегодня Россия сталкивается с внешними вызовами, препятствующими инновационному развитию, ключевыми из которых являются:

- ускорение технологического развития мировой экономики. Так, основными конкурентами России становятся не только развитые страны-лидеры инноваций, но и ряд развивающихся стран, которым удалось преодолеть экономическую отсталость и выйти на новые позиции. Возрастающая роль технологий и инноваций в развитии экономики напрямую влияет на способность нашей страны конкурировать с экономиками передовых государств в будущем. Развитие, к примеру, альтернативной энергетики, массовый переход на энергосберегающие технологии может привести к снижению спроса и цен на ключевые товары российского сырьевого экспорта, к сокращению поступления в экономику финансовых ресурсов, необходимых для модернизации, к снижению значимости России в глобальной политике. Кризис 2009 г. усилил важность этого вызова для России. Многие страны в рамках антикризисных программ выделяют колоссальные суммы на развитие наукоемких отраслей, и эти мощные финансовые вливания могут на 3-5 лет приблизить смену технологического уклада;

- усиление конкурентной борьбы за факторы, определяющие конкурентоспособность инновационных систем, в первую очередь за высококвалифицированную рабочую силу и «умные» деньги (инвестиции, привлекающие в проекты новые знания, технологии, компетенции), резкое повышение мобильности этих факторов. В условиях низкой эффективности национальной инновационной системы в России это означает ускоренное «вымывание» из страны сохраняющегося конкурентоспособного потенциала - кадров, технологий, идей, капитала.

Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, государство проецирует вопрос стимулирования инноваций на самый высокий политический уровень. Для решения этого вопроса в первую очередь предусмотрено развитие инновационной инфраструктуры, движущей силой которой является трансфер технологий (ТТ).

Сам инновационный процесс предполагает создание и использование нового знания или технологий в экономике с целью получения прибыли. Трансфер же представляет собой процесс, который подразумевает не только передачу информации о новшестве, но и ее освоение при активном позитивном участии и источника этой информации, и реализатора информации о новой технологии, и конечного пользователя продукта. Именно ТТ обеспечивает преобразование знаний в инновационные тех-

нологии, а затем- и в коммерческий продукт. Поэтому, без активизации механизмов ТТ невозможна реализация важной задачи - выпуск высококачественной и конкурентной продукции.

Между тем трансфер технологий - это многоэтапный процесс, в который вовлечено большое количество участников. На первом этапе трансфера происходит зарождение идеи, на втором - осуществляется теоретическое обоснование идеи. Третий этап включает разработку основ технологии, четвертый - поиск партнеров для освоения технологии, пятый - выпуск конкурентоспособной продукции и заключительный, шестой - доставку продукта потребителю.

Однако в современной отечественной экономике существует и ряд барьеров, препятствующих развитию ТТ:

- невосприимчивость бизнеса к инновациям, низкий приоритет инновационной деятельности в стратегии компании. Решение проблемы возможно за счет повышения инвестиционной привлекательности высокотехнологичных секторов экономики, содействия притоку капитала в эти отрасли путем реализации мер налогового, тарифного и др. типов государственного регулирования, опережающего наращивания расходов на софинансирование инновационных проектов частных компаний через выстраивание работы с государственными компаниями по разработке и реализации ими программ инновационного развития;

- деформированная структура расходов на технологические инновации на уровне компаний. В России доля затрат на исследования и разработки, выполненные собственными силами организаций, в 2009 г. составила 16,4% от общего объема затрат на технологические инновации (сторонними организациями - 10,9%). При этом на приобретение машин и оборудования компании направляют 51,2% всех инновационных затрат, на обновление программных средств - 1,3%. Подобная стратегия распределения расходов на инновационную деятельность характерна для стран с низким научным потенциалом, например, для Болгарии, Польши, Словакии, Эстонии, Кипра. К тому же российские компании тратят на инновации значительно меньше средств, чем их зарубежные конкуренты в соответствующих секторах. В рейтинге 1000 крупнейших компаний, осуществляющих исследования и разработки, представлены только 3 российские компании: Газпром (108-е место по абсолютному объему затрат на исследования и разработки; доля затрат на них в выручке - 0,6%), Автоваз (758-е место; 0,8%), ОАО «Ситроникс» (868-е место; 2,6%);

- недостаток финансирования инновационных разработок. Так, величина затрат государства на технологические инновации в России, в сравнении со странами Европы, мала: например в 2006 г. удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгру-

женных товаров составлял 1,28%, а в 2007 - 1,11%, в то время как в Эстонии данный показатель составил 3,47%;

- несовершенство нормативно-правового регулирования инновационной деятельности, неразвитость реализации прав на объекты интеллектуальной собственности;

- недостаток квалифицированных кадров для комплектования ЦТТ.

На данный момент проводятся работы по развитию трансфера технологий, которое может осуществляться двумя способами. Первый предусматривает создание новых организаций (сети и партнерства) для сотрудничества в целях осуществления трансфера технологий (примером создания совместных комплексов может служить сотрудничество ТЫО (Нидерландская организация прикладных исследований) и РАН в проекте «Совместной лаборатории». Конечная цель данного проекта заключается в коммерциализации результатов совместных научноисследовательских работ). Второй включает создание инструментов и механизмов, поддерживающих взаимодействие между инновационными организациями, например, использование контрактов, договорная база, лицензирование интеллектуальной собственности. Как правило, на практике оба подхода используются совместно. Так же быстро идет процесс расширения государственного софинансирования реализации донорских научных программ, формирование «треугольника международного сотрудничества»: зарубежные доноры - Минобрнауки России -российские доноры.

Сложившиеся тенденции технологического развития в российской экономике, соотношение рисков и возможностей роста позволяют выделить три возможных варианта стратегии ТТ в структуре инновационного развития страны.

Вариант инерционного импортоориентированного технологического развития, который предполагает отсутствие масштабных усилий, нацеленных на инновационное развитие, и фокусирование политики, в основном, на поддержание макроэкономической стабильности и низких параметров бюджетных расходов на науку, на инновации и инвестиции в человеческий капитал. Инновационная политика, согласно данному варианту, осуществляется главным образом через общие меры по развитию институтов, формированию благоприятного делового климата, а также через меры организационного содействия, не требующие значительных расходов. Этот вариант с большой вероятностью приведет к дальнейшему ослаблению национальной инновационной системы, к усилению зависимости экономики от иностранных технологий. При этом в силу низкого спроса со стороны отечественного бизнеса и консервации уровня государственной поддержки происходит резкое сжатие сектора фундаментальной и прикладной науки. Результаты реализации такого варианта политики не соответствуют целям развития российской

экономики на долгосрочную перспективу. Такой вариант обрекает Россию на технологическое отставание от ведущих стран.

Вариант догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности ориентируется не только на перевооружение экономики на основе импортных технологий, но и на локальное (точечное) стимулирование развития отечественных разработок. Сектор фундаментальной и прикладной науки сегментируется и концентрируется вокруг тех направлений, которые имеют коммерческое применение.

В его основе лежит максимальное использование доступных на мировом рынке технологий, которые закупаются либо, что чаще, привлекаются в страну вместе с иностранным капиталом. Эти импортируемые технологии не являются лучшими, представляющими передовой край развития мировой науки. Передовые технологии, как правило, используются странами - производителями этих технологий, поскольку позволяют получать инновационную ренту. Для России этот путь развития означает массовое заимствование рядовых для мирового рынка, но передовых по российским стандартам, технологий в качестве первого этапа технологической модернизации.

Догоняющая стратегия имеет ряд преимуществ: инновационные риски минимальны, т.к. используются уже готовые и, более того, хорошо отработанные технологии; приобретая готовые технологии, фирмы могут получить и весь комплекс сопутствующих услуг - обслуживание, ремонт, обучение персонала; сроки реализации инновационных проектов гораздо короче, при этом в случае хорошей восприимчивости бизнеса к инновациям экономика получает существенные преимущества от быстрого массового распространения более прогрессивных технологий.

Однако есть существенные риски при реализации догоняющей стратегии в российских условиях: необходимость жестко конкурировать с другими производителями аналогичной продукции; сильная зависимость от импорта техники и технологий, что в российских условиях будет означать дальнейшее углубление разрыва между отечественной наукой и промышленностью.

Вариант достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях соответствует долгосрочным целям и задачам российской экономики. Он характеризуется значимыми усилиями государства по модернизации сектора НИОКР и фундаментальной науки, значительным повышением их эффективности, концентрацией усилий на прорывных научно-технологических направлениях.

Потенциально Россия может претендовать на лидирующие позиции в производстве авиакосмической техники, в развитии нанотехнологий, производстве композиционных материалов, в атомной и водородной энергетике и в ряде других сфер деятельности. Этот путь более привлекателен как с экономической, так и политической позиций. Одно-

временно он является существенно более затратным, поскольку предполагает масштабное государственное финансирование исследований и разработок, прежде всего фундаментального характера, содействие скорейшей коммерциализации создаваемых перспективных результатов, активный поиск и формирование новых рынков сбыта. Кроме того, путь технологического лидерства является гораздо более рискованным: неопределенность и риски инноваций, основанных на принципиально новых решениях, неизмеримо выше, чем при использовании уже известных технологий. В современном мире обмен знаниями протекает столь быстро, что даже при наличии системы защиты прав на интеллектуальную собственность весьма велика вероятность того, что результаты «прорывных» инноваций будут использованы в других странах.

Для России в современных условиях оптимальной является смешанная стратегия, сочетающая с элементы стратегии лидерства в некоторых сегментах, в которых имеются (или могут быть быстро созданы) конкурентные преимущества, с реализацией догоняющей стратегии в большинстве секторов экономики и промышленности, при параллельно осуществляемом восстановлением инженерного и конструкторского потенциала. Реализация же такой стратегии предполагает наращивание темпов трансфера уникальных и прогрессивных технологий, привлечение финансовых ресурсов для развития инновационной деятельности. При этом необходимо ориентироваться на требования рынка, и потребности инвесторов, конкретных покупателей технологий, товаров и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.