Научная статья на тему 'Инновационное развитие промышленности региона и его роль в формировании конкурентоспособных производств'

Инновационное развитие промышленности региона и его роль в формировании конкурентоспособных производств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЕГИОН / КОНКУРЕНЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Идзиев Г.И.

В статье подчеркивается, что в регионах начинать модернизацию необходимо с глубоких преобразований в экономике, с возрождения промышленности на новой технологической основе, с формирования ее воспроизводственной структуры. Внутренние и внешние условия вынуждают региональные власти проводить ее комплексно, одновременно и в короткие сроки, охватывая все сферы общественной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие промышленности региона и его роль в формировании конкурентоспособных производств»

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

УДК 332.142

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ПРОИЗВОДСТВ

Г. И. ИДЗИЕВ кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Е-mail: textima@mail. ru Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН

В статье подчеркивается, что в регионах начинать модернизацию необходимо с глубоких преобразований в экономике, с возрождения промышленности на новой технологической основе, с формирования ее воспроизводственной структуры. Внутренние и внешние условия вынуждают региональные власти проводить ее комплексно, одновременно и в короткие сроки, охватывая все сферы общественной жизни.

Ключевые слова: инновационное развитие, промышленность, регион, конкуренция, модернизация, промышленная политика.

Необходимость формирования новой концепции инновационного развития в качестве приоритета национальной промышленной политики является все более очевидной. В этом вопросе существует острая потребность не только в определении четких стратегических ориентиров для открытой экономики, имеющей гетерогенный характер и значительный накопленный интеллектуальный капитал, но и в тактике их достижения. Требуются формирование нового подхода к системе, формирование национального альянса на региональном и федеральном уровнях, создаваемого под достижение вполне конкретных стратегических целей.

Необходимы формирование сети между региональными командами профессиональных менед-

жеров, а также координация их действий в рамках всего экономического пространства, необходимо формирование новой высокопрофессиональной элиты. Только в этом случае на смену старой системе будет постепенно, в процессе замещения, приходить новая, более здоровая и более конкурентоспособная система. Конкурентоспособность сегодня называют основным источником устойчивого экономического роста. Ее основой в свою очередь является инновационная активность бизнеса. Успех, особенно глобальный, во все большей степени обусловлен обновлением технологий, освоением новых рыночных ниш и организационными нововведениями, которые принято называть институциональными инновациями [4].

Исследования показывают, что инновационная активность российских предприятий остается на низком уровне. Практически не используется инновационный потенциал российской науки и системы образования. Хотя в последнее время правительство делает определенные шаги для формирования у хозяйствующих субъектов стимулов к инновациям.

Вместе с тем в настоящее время в рамках расширения использования программно-целевых методов управления социально-экономическим развитием необходим более явный акцент на стиму-

лировании инновационной активности. Поддержка инноваций должна стать одним из приоритетов в политике правительства.

Инновационное развитие можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны, это активное внедрение и продвижение на рынок продуктовых инноваций, а с другой — расширенное воспроизводство капитала предприятия, основанное на применении технологических инноваций, переход к новому технологическому базису. Быстрая смена технологий во многих отраслях приводит к созданию большого количества модификаций и сокращению инновационных циклов.

Новейшая технологическая база определяется техникой и технологией пятого и шестого технологических укладов. При этом под технологическим укладом понимается совокупность технических систем и технологических процессов, выражающих определенное поколение (уровень) научно-технического развития.

Создание гибкой и быстро реагирующей на негативные изменения внешней среды экономической системы с сильными внутренними связями системы, способной к быстрой смене внутренних настроек в зависимости от глубины и длительности внешних и внутренних воздействий, является чрезвычайно сложной задачей. Особенно если речь идет о России — стране с высокой диверсификацией внутренних ресурсов, разнообразием региональных «сравнительных преимуществ» и многообразием национального «инновационного входа», широким спектром исследований и разработок и осуществляемой подготовкой кадров высшей квалификации.

Как показывает мировой опыт, правильный выбор стратегии концентрации национальных ресурсов имеет определяющее значение для устойчивого инновационно ориентированного развития. Такая стратегия определяется в рамках промышленной политики.

Промышленная политика направлена на решение вполне конкретных проблем национального развития, таких как:

• преодоление экономической зависимости за счет улучшения платежного баланса по текущим операциям;

• снятие барьеров в виде ресурсных ограничений в связи, к примеру, с резким удорожанием энергоресурсов;

• повышение устойчивости частного национального бизнеса в условиях усиления открытости национальной экономики и т. д.

Поскольку конкретные ситуации в многогранной современной мировой экономике порой прогнозировать довольно сложно, то одним из основных принципов промышленной политики является принцип «изучать действуя».

Промышленная политика не является только государственной, это политика национальная. В ее формировании и осуществлении на равных принимают участие частные национальные компании, федеральный центр и регионы.

В России должно происходить формирование промышленной политики первоначально на уровне регионов, что позволит определить перспективные направления концентрации региональных сырьевых, финансовых и, главное, интеллектуальных ресурсов, и только на этой основе возможно формирование общенациональной промышленной политики, основным содержанием которой станет координация межрегиональных промышленных стратегий. Такой должна быть стратегия промышленного развития сложной экономической системы.

Одним из основных элементов промышленной политики региона является выбор перспективных отраслей. Такой выбор строится на основе принципа «сравнительных преимуществ» и с учетом условий планируемых рынков сбыта промышленной продукции. Постепенное увеличение доходности от избранных направлений промышленного развития, расширение процесса реинвестирования в эти направления и действие эффекта мультипликатора инвестиций позволяют достичь мощного эффекта. При этом другой стороной выбора приоритетных отраслей является одновременно выбор и структурно неперспективных отраслей, которым должно быть рекомендовано постепенное перепрофилирование на производство новой, более технологичной продукции. Подобное одновременное сосуществование перспективных и отживших отраслей создает угрозу успешной реализации промышленной политики.

Главное в промышленной политике региона — это эффективная и быстрая реструктуризация, перемещение ресурсов от старых, отживших отраслей к новым, создаваемым на основе принципиально новых технологий (особенно создаваемых «на стыке» научных дисциплин) и позволяющим замещать выводимую из производства продукцию более дешевым импортом.

Состояние структуры имеет большое значение для развития экономики: чем гибче структура экономики, тем успешнее ее развитие. Именно эффектив-

ные структурные изменения являются в настоящее время условием поступательного экономического роста любого региона. Например, на отраслевую структуру промышленности Республики Дагестан оказали влияние следующие факторы:

• во-первых, политика бывшего СССР и особенности структуры экономики России;

• во-вторых, запасы и структура природных ресурсов (нефть, газ, пищевое сырье, строительное сырье);

• в-третьих, исторический характер региона (развитие различных народных промыслов);

• в-четвертых, социально-экономическое положение региона.

Наличие отраслей, поставляющих топливо, различное сырье, определенные орудия труда, дает основание говорить об экономической самостоятельности республики. Но из-за нехватки финансовых ресурсов ее уровень достаточно низкий, о чем свидетельствует дотационность регионального бюджета [2].

Резкое сокращение государственных заказов предприятиям ВПК в процессе конверсии в конце 1980-х — начале 1990-х гг. оказалось губительным для республики. Около 70 % объема ее производства составляла военная продукция. Разрушение прежних производственных и торговых связей в результате распада СССР, ускоренная либерализация экономики на рыночных принципах породили в регионе качественно новые структурные проблемы, негативное влияние которых усиливалось узкоотраслевой специализацией производства, большой удаленностью от главных рынков, слабой социальной защищенностью. К числу таких проблем относятся:

• отток финансовых ресурсов (предпринимательских доходов);

• острый кризис платежеспособности;

• потеря конкурентоспособности многих производств и экономических связей из-за опережающего роста транспортных и энергетических тарифов;

• усиление дифференциации районов по уровню доходов населения.

Все эти явления переходного периода наиболее болезненно проявляются в районах горного Дагестана, а также в городах и районах с наибольшей концентрацией депрессивных отраслей или предприятий.

Образованный в результате дисбаланс между располагаемым экономическим потенциалом и

уровнем производства обусловил одно из ключевых противоречий нынешней фазы кризиса: неиспользуемый производственный потенциал составляет сейчас около 80 % от имеющихся возможностей производства. Закономерным результатом такого падения общественного производства стал не только вывод из строя значительной части производственного потенциала, но и повсеместный обвал уровня рентабельности его еще функционирующей части. К концу 1999 г. удельный вес убыточных предприятий реального сектора экономики достиг 57 % (в 1990 г. — около 3 % всех предприятий). Размеры прибыли и амортизационных фондов подавляющего большинства другой половины предприятий этого сектора не обеспечивают нормальных условий не только для расширенного, но и для простого воспроизводства [2].

На современном этапе «регионализация» инновационной политики связана с характером инновационного развития мировой экономики. Постепенно уходит эпоха крупного стандартизированного производства, в котором доминируют крупные, в том числе транснациональные компании, которые ориентированы на объемные капиталовложения и крупномасштабный сбыт. Особенностями технологической и инновационной политики в этом случае было стремление к осуществлению «процессных технологий» в целях снижения затрат, а также формирование соответствующего международного разделения труда, при котором вывоз капитала в страны с более низкими издержками (в том числе по стоимости рабочей силы) давал дополнительные преимущества.

Приходит новая эпоха — эпоха нестандарти-зированного наукоемкого производства, в котором не масштабы производства и сбыта, а способность к постоянному обновлению продукции за счет внедрения «продуктовых технологий» (создание и продвижение на рынок принципиально новых товаров) имеет решающее значение в усилении конкурентных позиций на мировом рынке. Здесь малый и средний бизнес начинает играть доминирующую роль как наиболее приспособленный к быстрой смене технологий продуктов, который может создавать конкурентоспособную продукцию при многократно более низких капиталовложениях и который может быть конкурентоспособным даже при росте традиционных издержек за счет высокой добавленной стоимости. В такой экономике локальные альянсы ученых, предпринимателей и местной

администрации являются значительным фактором достижения успеха на рынке [6].

Региональная специализация предполагает наличие соответствующего направления образовательных услуг в регионе, что снижает затраты на подготовку «непрофильных» кадров. Многие фирмы специализируются на производстве материалов и оборудования в рамках обозначенной специализации, имеется опыт управления производством в рамках данной специализации и внедрения товаров на рынок. Все это значительно сокращает затраты на освоение новых технологий фирмами региона. Как следствие, происходит значительное увеличение совокупного коммерческого (и экономического) эффекта для региона, поскольку эффект от внедрения новой технологии умножается на количество фирм региона, достигших успеха в ее внедрении и продвижении на рынок. Именно поэтому одним из наиболее важных элементов национальной инновационной политики становится создание условий для максимально быстрой диффузии технологий в рамках определенной специализации.

Кроме того, следует учитывать различие между региональным и отраслевым инновационным развитием с точки зрения давления преобладающей промышленной специализации. Так, регионы, в которых было развито стандартизированное производство, экономика которых основана на развитии базовых отраслей, основными характеристиками которых являются крупные капиталовложения, огромные материальные фонды, масштабное производство и сбыт, большая социальная нагрузка и высокий уровень влияния на бюджеты других регионов, в меньшей степени способны инновацио-нировать по сравнению с теми регионами, в которых такая структура не получила развития.

Выбор стратегии развития промышленности региона в конкретных случаях будет определяться исходя из реальных экономических условий работы предприятий. В данном случае возможно смешение стратегий различного уровня.

Учитывая отраслевые тенденции и программы развития промышленного комплекса Республики Дагестан, основными направлениями промышленной политики являются:

• реструктуризация и повышение эффективности

работы промышленных предприятий;

• определение приоритетных отраслей промышленности в регионе;

• обеспечение инвестирования в промышленную деятельность;

• создание условий для восполнения дефицита в кадрах промышленности;

• развитие инновационной деятельности;

• повышение конкурентоспособности продукции промышленных предприятий в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию.

Концепцию промышленного развития региона в современных условиях целесообразно дополнить концепцией пространственного развития. Основным инструментом пространственного развития является пространственное планирование, направленное на достижение более высокого уровня общественного согласия через развитие эффективных городских систем и транспортно-телекоммуника-ционных сетей, через возрождение депрессивных зон, укрепление региональной самобытности и многообразия местных сообществ.

Эффективное управление регионом требует комплекса инструментов и концепций, связывающих уровень общегосударственного планирования с уровнями деятельности бизнеса и общественных организаций региона. Иными словами, необходимо, чтобы компании частного сектора, общественные организации, а также власти в регионах принимали во внимание общегосударственные задачи [5].

В современных условиях отношения государства и бизнеса часто требуют выработки общей позиции и координации действий. Примером такого рода ситуации может быть реализация проекта транспортного коридора «Север — Юг», способного обеспечить связность значительных пространств и послужить катализатором развития территории. Такие проекты характеризуются большими сроками реализации и огромными затратами, оправдать которые можно в случае соразмерности пропускной способности нового маршрута и потенциала экономических центров, которые он будет связывать. Масштабы проекта требуют координации интересов большого числа потенциальных и действующих участников, включая государственную власть различного уровня. В случае отсутствия такой координации проект обречен на экономическую неудачу [3].

В настоящее время региональные власти вряд ли способны самостоятельно выстроить эффективную систему взаимоотношений с представителями регионального бизнеса, так как у них отсутствуют какие-либо общие цели для взаимодействия и ко-

ординации деятельности. Наиболее эффективным инструментом решения этой проблемы может быть именно концепция пространственного развития. Именно пространственное развитие как концепция, собирающая в себе развитие территории, региональное развитие, развитие инфраструктурной связности, различные меры по повышению инвестиционной привлекательности региона, а также механизмы взаимодействия между властями и бизнесом, может послужить основой для согласования целей и совместного, взаимовыгодного решения общегосударственных задач.

В последнее время наблюдается развитие государственно-частных партнерств (ГЧП). Под термином «государственно-частное партнерство» понимается использование государством механизмов, стимулирующих участие частного бизнеса в инновационной деятельности. ГЧП позволяют объединять ресурсы, разделять прибыли и риски, способствуют формированию конкурентной среды и одновременно более эффективному использованию бюджетных средств.

Практика применения государственно-частных партнерств в ряде западноевропейских стран показывает, что данный механизм используется там, где государство и бизнес имеют взаимодополняющие интересы, но при этом не в состоянии действовать полностью самостоятельно и независимо друг от друга. В научно-технологической и инновационной сферах чаще всего встречаются следующие формы ГЧП:

1) софинансирование научно-исследовательских проектов на доконкурентной стадии, когда стимулом для участия промышленности является передача прав на результаты исследований и разработок для их дальнейшей коммерциализации;

2) софинансирование ранних стадий коммерциализации («посевное», венчурное финансирование);

3) создание совместных исследовательских центров в областях, которые традиционно находятся в зоне ответственности государства (здравоохранение, охрана окружающей среды, оборона).

Управление ГЧП достаточно сложное, поэтому изначально важно определить зоны ответственности государства и частного бизнеса и предусмотреть механизмы их пересмотра, не подвергающие существенному риску ни одну из сторон [1].

Таким образом, инновационное развитие промышленности можно рассматривать как функцию многих переменных. Безусловно, эффективная

реализация инноваций предполагает наличие в регионе высокотехнологичного промышленного комплекса, однако, по мнению автора, важнейшим из факторов инновационного развития выступает качество управления.

Недостаточное качество управления развитием региона связано с тем, что регионы России не в полной мере отвечают характеристикам эффективно хозяйствующих субъектов и не имеют финансовых и других ресурсных возможностей активно влиять на инновационное развитие промышленного комплекса.

В заключение следует отметить, что большинство промышленно развитых стран связывают долгосрочное устойчивое развитие экономики прежде всего с переходом на инновационный путь развития. Это означает, что происходит коренное переосмысление таких понятий, как национальное богатство, прогресс и благополучие общества. События последних лет наглядно показывают, что разработка и использование результатов инновационной деятельности способствуют прогрессу экономики государства, становятся причиной возникновения между странами отношений господства и подчинения, стремительного развития новых отраслей индустрии, сферы услуг, предлагают такие идеи, которые приводят к качественным изменениям всего общественного производства и всей жизнедеятельности людей. Двигателем экономического роста выступает процесс научного познания, последовательно воплощенный в элементах производительных сил. Попытка интерпретации инновационной составляющей с позиций экономического роста в контексте мировой экономической динамики представляется особо интересной.

Нововведение нарушает сложившуюся структуру экономических взаимосвязей между производителями и потребителями, ценами, потребительскими доходами, доступностью сырья. По отношению к экономической системе со сбалансированным рынком факторов производства, относительным равновесием товарного и денежного рынков возникновение научных открытий и появление кластеров изобретений являются экзогенными факторами и возмущающими воздействиями. Экономические системы могут поглощать это воздействие в ограниченной степени. В итоге некоторые из них могут быть выведены из равновесия.

Циклические перемены и новые состояния экономики наполняют новым содержанием эконо-

мический рост. Первичный импульс экзогенных инноваций, дав стимул лавинообразному распространению модификаций, имитаций, псевдонововведений, сопровождается активным переходом новых знаний из невещественной формы в материальную субстанцию новых процессов, товаров, новых структур. В большинстве высокоразвитых стран наращивание базиса знаний и технологий становится одним из наиболее активных элементов воспроизводственного процесса.

Если в стране как-то еще сохранился промышленный потенциал, позволяющий начать инновационные преобразования, то в Республике Дагестан произошла деиндустриализация. Если в России в настоящее время доля промышленности в валовом внутреннем продукте (ВВП) составляет 33,2 %, то в республике доля промышленности в валовом региональном продукте (ВРП) — всего около 8 %. К тому же основные фонды в промышленности региона изношены на 65—70 %. Объем валового регионального продукта в республике на 1 чел. более чем в 2,7 раза ниже среднероссийского (средняя заработная плата — в 2,1 раза меньше). По обеспеченности объектами социальной инфраструктуры республика находится на одном из последних мест в Российской Федерации.

Проводить инновационные преобразования в деиндустриализованной экономике — задача непростая. Для начала Дагестану необходимо предпринять реальные шаги по возрождению своей промышленности с использованием региональных конкурентных преимуществ. Без эффективного использования экономических преимуществ нельзя возродить промышленность и создать предпосылки инновационной модели. Но их реализация не ведет к формированию технологического уклада, они лишь обеспечивают экономический рост. Для этого, как показал опыт постиндустриальных стран, требуется создание воспроизводственной системы технологического уклада.

В настоящее время в Дагестане делаются только первые шаги по формированию инновационной модели развития. Более того, модернизация не будет идентичной той, что была поэтапно, по мере вызревания условий осуществлена в индустриально развитых странах. Внутренние и внешние условия вынуждают республику проводить ее комплексно, одновременно и в короткие сроки, охватывая все сферы общественной жизни. Начинать модернизацию придется с глубоких преобразований в экономике, с возрождения промышленности на новой технологической основе, с формирования ее воспроизводственной структуры, с обновления социальной сферы и подтягивания ее к решению модернизационных задач, развития демократических основ политической системы и формирования движущей силы инновационных преобразований.

Список литературы

1. Зельднер А. Г. Концептуальные основы становления и функционирования государственно-частного партнерства. М.: Институт экономики РАН, 2010.

2. Идзиев Г. И. Промышленный комплекс Республики Дагестан: состояние и проблемы реструктуризации // Региональные проблемы преобразования экономики. 2007. № 1. С. 56—65.

3. Ларин С. Н., Хрусталев Е. Ю. Новые тенденции в организации партнерских отношений государства и бизнеса в инновационной сфере // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 34. С. 2—9.

4. Матеров И. Факторы развития «новой экономики» России // Экономист. 2003. № 2.

5. Медведев Ю. Кулибины на холостом ходу // Российская газета. 2004. № 96 (3473) .

6. Сдасюк Г. В. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. М. : Изд-во КМК, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.