Научная статья
УДК: 330
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ МЕБЕЛИ
Тамара Константиновна Хотина,
Рязанский государственный радиотехнический университет им. В.Ф. Уткина, г. Рязань, Российская Федерация, [email protected]
Анна Александровна Ерзылева,
Рязанский государственный радиотехнический университет им. В.Ф. Уткина, г. Рязань, Российская Федерация, erzyleva. a@yandex. т
Татьяна Валерьевна Бачина,
Рязанский государственный радиотехнический университет им. В.Ф. Уткина.
г. Рязань, Российская Федерация, bachina_t@mail. т
Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы реализации инновационной деятельности по изготовлению дивана с электроприводом мебельных производственных предприятий для улучшения эффективности их деятельности и удовлетворения потребительского спроса лиц с ограниченными возможностями. Представлена схема технологического процесса после внедрения инновации на мебельное производство с указанием процесса изготовления деталей для подъемного механизма мебели для лиц с ограниченными возможностями, определена необходимость работы ^-специалистов в производственном процессе для разработки и установки сетевого адаптера, питающего все электроприводы. В статье предложен план внедрения инновации с указанием продолжительности и последовательности выполнения работ, оценена потенциальная емкость рынка, определены возможные поставщики необходимого оборудования и ресурсов для реализации инновации, а также приведена калькуляция затрат и рассчитаны показатели эффективности при вариативном показателе ставки дисконта. Отмечена возможность развития проекта при постоянном мониторинге состояния внешней среды предприятия мебельной промышленности.
Ключевые слова: инновационная деятельность, лица с ограниченными возможностями, производство, мебель, себестоимость, эффективность.
Для цитирования: Хотина, Т.К., Ерзылева, А.А., Бачина, Т.В. Инновационное развитие предприятия по производству мебели // Вестник экономики, управления и права. 2024. Т. 17. № 3. С. 23-32.
Original article
INNOVATIVE DEVELOPMENT OF FURNITURE MANUFACTURING ENTERPRISE
Tamara K. Hotina,
Ryazan State Radio Engineering University named after V.F. Utkin, Ryazan, Russian Federation, tamara_khotina@mail. ru
Anna A. Erzyleva,
Ryazan State Radio Engineering University named after V.F. Utkin, Ryazan, Russian Federation, erzyleva. [email protected]
Tatyana V. Bachina,
Ryazan State Radio Engineering University named after V.F. Utkin, Ryazan, Russian Federation, [email protected]
Abstract. This article discusses the implementation of innovative activities for the manufacture of a sofa with an electric drive of furniture production enterprises to improve the efficiency of their activities and meet the consumer demand of people with disabilities. A flow chart of the technological process after the introduction of innovation for furniture production is presented, indicating the process of manufacturing parts for the lifting mechanism of furniture for people with disabilities, the need for IT-specialists to work in the market has been determined, possible suppliers of the necessary equipment and resources for the implementation of innovation have been identified, as well as cost calculation and indicators of the production process are calculated for the development and installation of a network adapter that powers all electric drives. The article proposes a plan for the implementation of innovation, indicating the duration and sequence of work, assessed the potential capacity for a variable discount rate. The possibility of developing the project with constant monitoring of the state of the external environment of the furniture industry enterprise was noted.
Keywords: innovative activity, persons with disabilities, production, furniture, cost, efficiency.
For citation: Hotina T.K., Erzyleva A.A., Bachina T.V. Innovative development of furniture manufacturing enterprise // Bulletin of Economics, Management and Law. 2024. Vol. 17. No. 3. Pp. 23-32 (In Russ.).
Введение
Стратегии развития бизнес-моделей производства мебели обсуждались неоднократно в научных исследования [1; 2; 3]. Однако не все инновационные стратегии разви-
тия мебельного производства в Российской Федерации отвечают потребностям общества.
На сегодняшний день в Российской Федерации около 40 миллионов маломобиль-
ных граждан и около 11 миллионов человек имеют статус «инвалид». Большинство из них сталкиваются с трудностями в бытовой жизни1. Для создания комфортных условий лицам с ограниченными возможностями прежде всего необходима специальная мебель, в частности диван или кровать, обустроенная разными приспособлениями и функциями, которая поможет периодически регулировать положение спины, головы и ног, улучшая кровообращение, оградит больного от случайного падения и улучшит его самочувствие2.
На текущий момент на российском мебельном рынке присутствует в основном продукция отечественных производителей мебели. Немало представлено на российском мебельном рынке (особенно в той части, что находится в Сибири и на Дальнем Востоке) продукции из Китая и из других стран Юго-Восточной Азии.
Если же учитывать ценовой параметр, то самая дорогая мебель - это немецкая, итальянская и шведская. Ее качество очень высокое, но процесс приобретения очень затруднен. Следующими идут отечественные производители. Их продукция дешевле, но в области основных характеристик им нет равных. Российская мебель в основном мидл-класса. Она все еще немного уступает в стильности дизайна, но по качеству в некоторых случаях превосходит шведские и итальянские аналоги. В России рынок мебели для инвалидов, начиная с начала 2000-х годов, начинает активно развиваться, и в последние десять лет (с кризисного 2008 г.) темпы роста составляют в среднем 5% в год3.
Емкость рынка составляет приблизительно 1 - 2 млрд. руб. ежегодно. Потребление мебели по среднегодовому показателю составляет 2 500 руб. на маломобильного человека, что в 68 раз ниже европейских показателей4. Для нашей страны этот показатель слишком мал, но, учитывая быстрый рост емкости рынка и постоянную социальную поддержку государством граждан с нарушениями в состоянии здоровья, можно ожидать быстрый прирост этого показателя.
Таким образом, предприятиям, функционирующим в сфере производства мебели, предлагается осуществить инновационную деятельность по производству диванов с электроприводом в минималистичном дизайне, основываясь на опыте ухода за больными и оказания неотложной помощи профессорами крупных клиник. Многочисленные полезные функции такого изделия будут удовлетворять различные потребности лиц с ограниченными возможностями. Среди отличительных черт новой продукции -практичность, привлекательный внешний вид, легкость в обращении и удобство использовании. Предлагаемая инновация обладает четырехсекционным ортопедическим ложем, положение которого регулируется с помощью пульта дистанционного управления. Позволяет организовать максимально комфортное спальное место. Изголовье может быть как справа, так и слева. Это идеальный вариант для людей, которые довольно значительную часть времени проводят в лежачем положении, но не хотят превращать свою комнату в больничную палату.
1 Проект «РК-Навыки» // Фонд Росконгресс: официальный сайт. 2024 URL: https://roscongress.org/ (дата обращения: 21.07.2024).
2 Особенности обустройства комнаты для лежачего больного // ЦСО «Милосердие»: официальный сайт. 2024. URL: https://милосердие-нн.рф/ (дата обращения: 23.07.2024).
3 Производство мебели в России выросло на 40% за год // Forbes: официальный сайт. 2024 URL: https:// www.forbes.ru/ (дата обращения: 25.07.2024).
4 Аналитики РБК: «Прямо сейчас российский мебельный рынок проходит точку бифуркации» // «Мебельщик»: официальный сайт. 2024. URL: https://mebelshik.biz/articles/analitika/analitiki-rbk-pryamo-seychas-rossiyskiy-mebelnyy-rynok-prokhodit-tochku-bifurkatsii-/ (дата обращения: 25.07.2024).
Описание исследования
Основные особенности дивана с электроприводом:
- регулировка положения секций осуществляется с помощью электропривода, управляемого с пульта;
- пульт дистанционного управления на "телефонном" проводе;
- четыре автономных электропривода, регулирующих положение секций ложа, его высоту и наклон антитренделенбург;
- пульт управления всеми электрическими функциями дивана;
- положение кардиокресло, достигаемое сочетанием поднятых секций и наклона А^ для комфортного бодрствования;
- одной из отличительных особенностей дивана является выдвижное ложе для удобства перемещения больного;
- в комплекте идет штанга для подтягивания, устанавливаемая в специальное крепление в основании ложа, с регулируемой по высоте рукояткой.
Технологический процесс производства дивана с электроприводом будет немногим отличаться от производства другой мягкой
мебели. На рисунке 1 представлен технологический процесс изготовления для нового продукта.
Особенностью производственного процесса является изготовление стальных ла-мелей для ложа и деталей, необходимых для механизма подъема, осуществление сборки несущих и функциональных элементов дивана, а также сборка и крепеж подъемного механизма, производство специальных матрасов для сидений.
Важным нововведением в организационной структуре предприятий по производству мебели является отдел 1Т-специалистов. Такой отдел займется разработкой и установкой сетевого адаптера, который напрямую питает все электроприводы и пульт управления с помощью соединительных кабелей.
Электроприводная система кровати будет защищена от сбоев, является пожаробезопасной, состоит из: электронного сетевого адаптера, трансформирующего 220~230 В напряжение 24У, безопасное для пациентов и пользователей. Сетевой адаптер напрямую питает все электроприводы и пульт управления с помощью соединительных кабелей;
Рис. 1. Технологический процесс изготовления для нового продукта
пульта дистанционного управления с возможностью блокировки клавиш.
В таблице 1 представлены технические характеристики дивана с электроприводом.
Большая часть ресурсов, таких как ме-
талл, материал для каркаса, поролон, ткани, уже приобретаются предприятиями по производству мебели у надежных поставщиков на территории России и за рубежом. Поэтому для стабильного производства и выпуска инновационного продукта необхо-
Таблица 1
Технические характеристики продукта
Наименование характеристики Значение
Габариты дивана, см 250х100
Габариты ложа, см 210 х90
Максимальная нагрузка, кг 150
Регулировка секций Электрический привод
Количество секций 4
Основание ложа Стальные ламели
Регулировка спинной секции 0°до 80°
Регулировка тазобедренной секции 0°до 35°
Наличие матраса Да
Цвет Серый
Вес в упаковке, кг 148
Статья калькуляции Сумма, руб.
Сырье и материалы 19 344,10
ЗП основных рабочих 4 101,00
Начисление на ЗП 1 230,30
Энергия для технологических целей 2,400
Итого (технологическая себестоимость): 24 677,80
Цеховые расходы 19 131,54
Итого (цеховая себестоимость): 43 809,34
Заводские расходы 400,48
Итого (производственная себестоимость): 44 209,83
Внепроизводственные расходы 3 312,500
Итого (полная себестоимость): 47 522,33
Таблица 2
Калькуляция себестоимости единицы продукции
димо лишь увеличение партий заказа. Нового оборудования не требуется. Основные производственные рабочие также работают на предприятии. Пульты для управления электроприводом могут быть приобретены на ООО «Гамаюн-СМ» г. Москва5 или ООО КБ «Пульсар-телеком» г. Пенза6 с последующим изменением в отделе 1Т-специалис-
тов предприятия по производству мебели.
Калькуляция себестоимости производства дивана с электроприводом представлена в таблице 2.
Календарный план реализации инновационной деятельности на предприятии по производству мебели представлен в виде таблицы 3.
Таблица 3
Календарный план инновационного проекта
№ Название работы Номер работы Шифр работы Длительность выполнения работы, дни Ответственные
1 Разработка и согласование ТЗ 1 0-1 16 Главный инженер
2 Проектирование продукта с привлечением научных сотрудников 2 1-2 15 Главный технолог
3 Получение расчета цены продукта и стоимости работ 3 2-3 31 Менеджер проекта
4 Поиск и найм 1Т-специалистов 4 2-4 22 Руководитель отдела кадров
5 Исследование альтернативных поставщиков стальных листов и пульта дистанционного управления 5 2-5 6 Ст. Технолог
6 Согласование существенных условий сделки 6 5-6 2 Юрисконсульт
7 Принятие решения о заключении сделки 7 6-7 1 Генеральный Директор
8 Заключение договора поставки 8 7-8 4 Генеральный Директор
9 Маркетинговое исследование рынка продукта, планируемого к производству 9 0-9 38 Руководитель отдела маркетинга и рекламы
10 Проведение семинара для отдела маркетинга и рекламы 10 2-10 2 Менеджер проекта
11 Утверждение программы продвижения продукта 11 9-11 4 Генеральный директор
5 Продукция компании. Текст: электронный // ООО «Гамаюн- СМ»: официальный сайт. 2024. URL: https:/ /gamaun-sm.ru/ (дата обращения: 27.07.2024).
6 Продукция компании. Текст: электронный // ООО КБ «Пульсар телеком»: официальный сайт. 2024. URL: https://www.pulsar-telecom.ru/ (дата обращения: 27.07.2024).
12 Реализация, утвержденной программы 12 11-12 66 Руководитель отдела маркетинга и рекламы
13 Разработка программы обучения персонала 13 2-13 17 Руководитель отдела кадров
14 Реализация программы обучения персонала 14 13-14 14 Руководитель отдела кадров
15 Производство опытного образца и его проверка 15 3-15 10 Менеджер проекта
16 Производство диванов с электроприводом по запросу клиентов 16 15-16 34 Главный технолог
17 Настройка процессов серийного производства 17 16-17 11 Главный технолог
18 Запуск серийного производства 18 17-18 1 Менеджер проекта
Таблица 4
Риски инновационного проекта
Виды рисков Влияние на хозяйственную деятельность Мероприятия по снижению рисков
Риск недостаточной сегментации рынка Снижение продаж из-за недостаточного количества потребителей Достижение баланса между спросом и предложением
Риск неисполнения хозяйственных договоров Сбой производства Изменение условий контрактов
Рост цен на сырье, материалы Снижение прибыли из-за роста цен на сырье, материалы Наличие альтернативных Поставщиков
Риск проведения неэффективной рекламы Низкий уровень продаж из-за малой осведомленности потребителей Проведение подробного маркетингового анализа и постоянный мониторинг маркетинговой деятельности
Высокий уровень ручного труда Низкая производительность, увеличение себестоимости Автоматизация производства
Неустойчивость спроса Падение спроса с ростом цен Своевременное реагирование на изменение запросов потребителей
Появление альтернативного продукта Снижение спроса Усовершенствование продукта
Результаты исследования, выводы
Сбыт продукции возможно осуществлять следующими основными способами:
1. Продажи непосредственно на территории РФ напрямую с производства.
2. С помощью интернет-магазина по всей стране и за ее пределами.
Мебельный рынок в России находится в растущем тренде, прибавляя примерно по 5% в год. Это через 10 лет приведет к удво-
Таблица 5
Анализ чувствительности
Показатель 10% 13% 16% 19%
NPV 5 343 797 5 006 462 6 731 126 4 415 519
PI 6,94 6,56 8,48 5,91
DPP 0,48 0,49 0,43 0,51
ению объемов продаж мебельной продукции. Средняя доля рынка, где имеется относительно стабильный спрос со стороны обеспеченных граждан, составляет порядка 20 - 30%. При этом емкость рынка составляет приблизительно 1 - 2 млрд. руб. ежегодно7, а совокупный спрос на мебель для малоподвижных людей в РФ увеличивается, но неудовлетворен. Изготовлением мебели для людей с ограниченными возможностями занимается не так много компаний в России. Чаще всего организации предпочитают заказывать такую мебель в Китае либо в Корее. Поэтому организация, реализующая инновационную деятельность по производству диванов с электроприводом, будет обладать большим конкурентным преимуществом, так как продукция будет производиться непосредственно в Российской Федерации и будет существовать возможность дополнить или изменить характеристики дивана с электроприводом по желанию клиента. Таким образом, инновационная деятельность по производству дивана с электроприводом будет эффективна. Размер предполагаемых продаж для одного производственного предприятия, реализующего инновационный проект в первоначальное время может составлять от 10 000 тыс. до 25 000 тыс. руб. В таком случае
планируемый объем продаж за год в начальный период реализации проекта может быть определен в размере 300 шт.
Возможные риски реализации инновационного проекта представлены в таблице 4.
На основе инновационных рисков, расчета себестоимости, емкости рынка авторами произведен расчет показателей эффективности проекта и проанализирована зависимость показателей NPV, PI, DPP от ставки дисконтирования. Результаты расчетов представлены в таблице 5.
Таким образом, инновационный проект является эффективным и прибыльным.
Заключение
По мнению авторов, определенный уровень цен необходимо поддерживать в течение нескольких лет, когда идут продажи, которые следует наращивать для увеличения экономической эффективности инновационного проекта. Конечно, для этого требуется внимательный анализ состояния внешней среды производственного предприятия, реализующего инновационную деятельность по производству мебели для лиц с ограниченными возможностями и, если это необходимо, оперативной корректировки тех или иных переменных для минимизации возможного влияния на эффективность проекта.
7 Аналитики РБК: «Прямо сейчас российский мебельный рынок проходит точку бифуркации» // «Мебельщик»: официальный сайт. 2024. URL: https://mebelshik.biz/articles/analitika/analitiki-rbk-pryamo-seychas-rossiyskiy-mebelnyy-rymk-prokhodit-tochku-bifurkatsii-/ (дата обращения: 25.07.2024).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Сухоруков, А.В. Система страткгического управления инновационным развитием мебельного предприятия // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Экономика. Управление. Право. 2014. № 1-2. С. 420-426.
2. Тимиргалеева Р. Р., Гришин И. Ю. Бизнес-модель реализации стратегического плана иновационного развития предприятия на основе сценарного подхода // p-Economy. 2016.
3. Таппасханова, Е.О., Мустафаева, З.А., Бисчекова, Ф.Р. Современное состояние и тенденции развития рынка мебельной продукции России // Kant. 2018. №3 (28). С. 255-260.
REFERENCES
1. Sukhorukov, A.V. System of strategic management of innovative development of the furniture enterprise // Izv. Sarat. unct. nov. ser. Economy. Management. Pravo. 2014. No.2-2. Р. 420-426.
2. Timirgaleeva, R.R., Grishin, I.Yu. Business model of realization of the strategic plan of innovative development of the enterprise based on the scenario approach // р-Economy. 2016. No.4 (246). Р. 280-291.
3. Tappaskhanova, E.O., Mustafaeva, Z.A., Bischekova, F.R. Modern state and trends in the development of the Russian furniture products market // Kant. 2018. No.3 (28). Р. 255-260.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Хотина Тамара Константиновна, Рязанский государственный радиотехнический университет им. В.Ф. Уткина, г. Рязань, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
Бачина Татьяна Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики, менеджмента и организации РГРТУ Рязанский государственный радиотехнический университет им. В.Ф. Уткина, г. Рязань, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
Ерзылева Анна Александровна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики, менеджмента и организации РГРТУ. Рязанский государственный радиотехнический университет им. В.Ф. Уткина, г. Рязань, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Tamara K. Khotina, Ryazan State Radio Engineering University named after V.F. Utkin , Ryazan, Russian Federation.
E-mail: [email protected]
Tatyana V. Bachina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor ofthe Department ofEconomics, Management and Organization ofthe Russian State Technical University. Ryazan State Radio Engineering University named after V.F. Utkin, Ryazan, Russian Federation.
E-mail: [email protected]
Anna A. Yerzyleva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics, Management and Organization of the Russian State Technical University. Ryazan State Radio Engineering University named after V.F. Utkin, Ryazan, Russian Federation.
E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи / Received: 27.07.2024 Дата рецензирования статьи / Revised: 14.08.2024 Принята к публикации / Accepted: 15.09.2024