Научная статья на тему 'Инновационное развитие образования как проблема стратегического мышления'

Инновационное развитие образования как проблема стратегического мышления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
437
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маралова Е. А., Стогова Е. А.

Методологические противоречия обнаруживаются при сопоставлении качества развития технической и гуманитарной сфер, в том числе образования. Это объясняет разную эффективность инновационного развития гуманитарной сферы в сравнении с технической.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological contradictions are found out by comparison of quality of development of technical and humanitarian spheres, including formations. It explains different efficiency of innovative development of humanitarian sphere in comparison with the technical.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие образования как проблема стратегического мышления»

информационный менеджер будут в большем объеме концентрироваться на консультациях пользователей.

В настоящее время информационные системы управления практически отсутствуют на предприятиях промышленности региона за исключением автоматизированных систем бухгалтерского учета и расчета заработной платы. Отсутствует требуемое для организации управления и принятия решений специальное прикладное программное обеспечение. Для совершенствования системы управления информационным обеспечением на предприятии нами предлагается создание модели предприятия, в которой можно выделить два основных элемента:

- информационный центр, осуществляющий коммуникационное и общее обслуживание системы управления;

- совет менеджеров, в задачи которого входит общее управление компанией посредством координации усилий различных подразделений компании и выработки на этой основе совместных стратегических решений.

Отличительной чертой предлагаемой модели организации является возможность оценки эффективности работы как всей компании в целом, так и отдельно взятых ее элементов. Заинтересованность руководителей подразделений в позитивных результатах хозяйственной деятельности не только возглавляемых ими подразделений, но и компании в целом реализована посредством привлечения их в команду совета менеджеров. Данное обстоятельство позволяет объединить индивидуальные и корпоративные интересы руководителей подразделений.

Библиографические ссылки

1. Шафрин Ю. В. Информационные технологии. Часть 2. М.,2002, С. 103.

2. http://dic .academic .га/ dic.nsf/fin_enc/23441

УДК 378:316

Е. А. Маралова, Е. А. Стогова

ГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна"; Северо-Западный профессионально-педагогический институт, г. Санкт-Петербург, Россия

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОБЛЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Методологические противоречия обнаруживаются при сопоставлении качества развития технической и гуманитарной сфер, в том числе образования. Это объясняет разную эффективность инновационного развития гуманитарной сферы в сравнении с технической.

Methodological contradictions are found out by comparison of quality of development of technical and humanitarian spheres, including formations. It explains different efficiency of innovative development of humanitarian sphere in comparison with the technical.

Инновации с мощными преобразовательными функциями сегодня рассматриваются в качестве главных предпосылок для развития образования, всех его подсистем. Однако инновации встречают сопротивление при их реализации - это типично и принимается в расчет при проектировании. Если попытаться непредвзято определить причины сопротивления инновациям, безоценочно, как очевидную реальность, то выявляется рассогласование между модернизирующей идеей и практикой ее воплощения. Теоретическая обоснованность актуальности инноваций в образовательном процессе, инноваций в проектировании этого процесса лежит по одну сторону реальности, а по другую - практическая невозможность принять интенсивный поток инноваций и возникающие, в связи с этим, изменения в социально-педагогических и психолого-педагогических условиях образования детей и взрослых без потери смысла, разумности, жизненной целесообразности. Это обусловлено тем, что природа функционирования идей и практика их воплощения в человеческую реальность не согласуются ни по отношению к связанным с ними рискам, ни по готовности к изменениям, по частоте и времени их чередования.

При концептуализации понятия «инновации» в контексте категориальной сетки педагогики полезно сравнить его с другими понятиями («изобретение», «улучшение», «изменения» и «креативность»), употребляемыми иногда вместо понятия «инновация». Особенность «инновации» в том, что она создает дополнительную ценность, получаемую при ее внедрении. В рамках этого представления инновация не является таковой до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить очевидные позитивные эффекты. Поэтому оценка инновационного проекта, особенно в гуманитарной сфере, теряет смысл до его реализации, внедрения и появления практических результатов, вплоть до отложенных эффектов, возникающих через длительное время в социально-педагогической и социокультурной сферах.

Относительно эффективности в образовании, как качества неотъемлемого от инноваций, необходимо отметить, что «эффективность» как педагогическая категория содержит методологически опасный нюанс: эффективность обусловлена балансом затрат и результатов: если затраты большие, но и результаты значительные, то... эффективность небольшая; если затраты невелики, хотя и результаты незаметны, то эффективность высокая. Редкий случай высоких достижений без вложений, затрат и расходов становится примером эффективности.

В гуманитарной сфере многое решается личностью, поэтому «высокая эффективность», возникающая, когда результат и значительные эффекты обусловлены влиянием масштабной личности, просто не учитывает трудозатрат психологического плана, а отражает лишь скромные материальные затраты в денежном выражении. В образовании измерять цену педагогических эффектов в денежном исчислении некорректно. Другие, нематериальные затраты измерить невозможно; даже фактор времени учесть нельзя, ведь кто зафиксирует раздумья, ночные напряженные размышления, внутренний план деятельности при подготовке к внешним поступкам и действиям? Как это понятие («эффективность») проникло и продолжает функционировать в

пространстве педагогики? Как размылась грань между экономической сферой и педагогической? Как стало «нормальным» нормировать затраты педагога на достижение успешности детской учебной деятельности? И, соответственно, как отнестись к инновационному буму в педагогической практике?

Понятие «инновация» как внедренное новшество, творческая идея, которая была осуществлена и повысила эффективность действующей системы, с точки зрения развития качества образования выглядит корректно. Это понятие, функционируя в экономической сфере, вбирает в себя также «инвестирование внедрения», однако, в практической педагогике не всегда эта позиция выступает как неотъемлемая часть инновационных процессов: инвестиции - разработка - процесс внедрения - получение качественного улучшения.

Классик экономической теории А. Маршалл обращает внимание не столько на конкуренцию, сколько на другое свойство рыночной экономики -"свобода производства и предпринимательство". Корректно ли метафорически предположить, что в образовании это приобретает смысл широкой вариативности и индивидуализации? Тем более что непременными свойствами инновации являются не только их новизна и производственная применимость (экономическая обоснованность), но и обязательное соответствие запросам потребителей.

Инновация как стратегия развития состоит в целенаправленном организованном поиске продуктивных изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для успешной деятельности предприятия или для реализации нового подхода к социальным услугам. Однако не систематические изменения, а консерватизм культурных и образовательных норм является наиболее значительной ценностью и опорой общества, «живущего в эпоху перемен».

Методологические противоречия обнаруживаются при сопоставлении качественного развития технической и гуманитарной сфер, в том числе образования. Так, включение гуманитарных дисциплин в образовательный процесс технического ВУЗа сопровождается рядом проблем: методика преподавания является проблемой в связи с тем, что профессиональное мышление инженерного специалиста диктует особые подходы и способы преподавания гуманитарных предметов - необходимо выстраивать обучающий процесс в особой логике, упорядоченности, схематизации; также и отбор содержания, форм, технологий; методология введения гуманитарных предметов не согласуется с ценностями базового профильного инженерного, технического, естественнонаучного знания; фактическая вторичного гуманитарного знания в техническом или экономическом образовании актуализирует вопрос приоритетов в развитии профессионального мышления будущих специалистов. Если, как того требует стандарт образования, технический ВУЗ развивает логическое мышление, способности технического проектирования, оперирование категориями эффективности производства, программирования и стратегического планирования на основе маркетинговых исследований, то в чем состоят задачи гуманитарных дисциплин? Расширить общую

осведомленность студентов, обеспечить их грамотность в вопросах культуры, истории, человекознания? Как эти знания должны повлиять на мышление, должны ли они изменить (усложнить!) рассуждение инженера об эффективности, инновационности, технологичности в производственной сфере, сориентировать профессиональные ценности на человеческие качества потребителя? Как сочетать мышление технического и гуманитарного планов в акмеологическом, аксиологическом отношениях?

Сегодня множество проблем возникает в гуманитарной сфере из-за того, что реформирование в своей основе опирается на особенности технического мышления: переносятся методики технического проектирования, технологии определения эффективности деятельности и процессов, инновации рассматриваются с позиции их оценивания в технологической сфере производства. Гуманитарное мышление опирается на отличную от технической сферы критериальную основу. Это во многом объясняет «пробуксовывание реформ» в образовании, просвещении и культуре.

В гуманитарной сфере жизнь идей и практики сильно отличаются: идеи живут безумными импульсами («идея не достаточно сумасшедшая»), риск придает им блеск и «аэродинамику» - без этого идеи блекнут, перестают парить и лишаются будущего. Практика старается минимизировать риски, раздвинуть временные рамки для постепенного усвоения новшеств не только специалистами, но и социумом (гуманитарная и общественная экспертиза влияет на внедрение идей в практику, подолгу проверяя их), инновации в гуманитарной практике требуют длительной апробации и экспериментирования на ограниченной социальной территории, многократной перепроверки «отложенных эффектов» внедряемых преобразований.

Так, социальное (гуманитарное) проектирование отличается от технического целеполаганием, критериями оценки результатов, приоритетом краткосрочных и долгосрочных эффектов как качества результатов, критериями эффективности - измеряемость в количественных единицах, денежном выражении уступает качественным, принимаются в расчет трудозатраты, психологическая цена результата, стоимость эффектов в категориях человеческого благополучия и т.п. Достижение проектируемых результатов в технической сфере оценивается как успешность проекта. В гуманитарной сфере появления ожидаемого результата не достаточно, так как встает вопрос о «цене» достижения, о психологических нагрузках и трудозатратах, связанных с реализацией проекта, которые могут оказаться неучтенными и свести оценки проекта к негативным значениям. Так, подчас, педагог не рад, когда отстающий обучающийся, наконец, выполнил задание, выучил правило и ответил на вопрос, но потерял остатки мотива к учению из-за чрезмерных трудозатрат. Нередко при высокой обученности по предмету школьники не выбирают этот предмет в качестве экзаменационного и не включаются в конкурсы и олимпиады: они теряют интерес к предмету, когда высокие отметки за его изучение слишком трудно «зарабатываются». Из практики высшего профессионального образования: при подготовке к выпускной квалификационной работе выясняется, что

предыдущие курсовые работы утеряны, и студент даже не понимает, зачем они ему, раз уже за них получены отметки. Использование проведенных исследований, литературных обзоров, написанных рефератов невозможно, так как отдельные теоретические темы в мышлении студентов не связываются с последующей практикой по специальности. Инновации школьного образования приводят к сопоставимости знаний по профильным предметам и «стартовых» позиций при их изучении в институте; однако «не основные» предметы не охвачены идеей преемственности. Так, физическая подготовка студентов инженерного ВУЗа не позволяет им без специальной подготовки (пропедевтики!) освоить предписанные стандартом высшего образования физические нормативы.

Инновации в технической сфере (в трактовке, данной в словарях) безусловно, позитивное внедренное новшество, а в гуманитарной сфере, конкретно в образовании - это средство, а не цель, и не ценность, поэтому сами по себе инновации не имеют оценочной характеристики. Важно то, ради чего они предприняты; в какой мере их эффективность (баланс потраченных средств и педагогических результатов) непротиворечиво соотносится с ценностями образования; с какой целью используются, и какова цена (в широком смысле!) решения педагогических задач, достигнутых с их помощью; имеют ли они преимущества по сравнению с принятыми стратегиями достижения педагогически целесообразных эффектов; позволяют ли достичь значимых качественных преобразований, количественных преимуществ, продуктивно отличающих их от традиционных средств оптимизации образовательных процессов или педагогической деятельности. В гуманитарной сфере «главное - не новое сказать, а найти единственно верное слово», как сказала М.И. Цветаева о словотворчестве в литературе и поэзии 20-30-х годов 20 века, что по глубине контекста созвучно с современным ажиотажем относительно инноваций.

Инновации - это революционный скачок, ценный в области развития мысли, в сферах идей. Человек и социум в практике взаимоотношений, взаимодействий, социально-психологического освоения меняющегося мира опираются на традиции как на устойчивые, проверенные опоры. Образование развиваясь, отталкивается от надежного берега априоризма, получает импульс к эволюционным изменениям от накопленного знания, осваиваемого преимущественно подражательно в психологически безопасных традиционных взаимодействиях с преподавателем. Исследовательские способности, творческие прорывы в образовании возникают как личностные новообразования при традиционной системности, целостности, преемственности содержания. Инновации не вызывают психологического сопротивления при условии их созидательного влияния на привычный опыт, не разрушающего сложившиеся опоры мировоззрения, а открывающего новый ракурс обзора возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.