А' ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ
УДК 339.9 ББК 65.5
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В
УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
В.А. Федосов*
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики 192171, Санкт-Петербург, ул.Седова, 55/1
Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках проекта №09-02-00348 а/р
Развитие мировой экономики в последние десятилетия сопровождались различными тенденциями, важнейшей из которых была глобализация. Глобализация - это процесс увеличивающейся взаимозависимости стран, предприятий и людей в рамках открытой системы политических, социальных связей на базе современных коммуникационных и информационных технологий.
Процесс глобализации начался в 60-е гг. прошлого века с бурным развитием НТР, а в конце 90-х гг. он вступил в новую стадию. На этом этапе развиваются интеграционные отношения между странами, мировая экономика постепенно приобретает общую основу, главными составляющими которой является деятельность транснациональных компаний, глобальная финансовая система, построенная на согласованных правилах система международной торговли, единое информационное пространство.
Прежде чем переходить к исследованию влияния процессов глобализации на развитие экономик отдельных стран, проанализируем темпы роста мировой экономики.
Мировая экономика в 2000-х гг. развивалась достаточно быстрыми темпами. За период 2000-2008 гг. валовой мировой продукт (далее - ВМП) в текущих ценах увеличился на 94,4% (табл.1).
Федосов Виталий Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент; тел.: (812) 786-51-33; e-mail: [email protected]
Таблица 1
ВВП в текущих ценах [1]
Страна 2000 2005 2008 2008 к 2000, %
млрд долл. ранг в % к итогу млрд долл. ранг в % к итогу млрд долл. ранг в % к итогу
США 9817 1 30,8 12422 1 27,6 14265 1 23,0 145,3
Япония 4669 2 14,6 4561 2 10,1 4924 2 7,9 105,5
Китай 1198 6 3,8 2236 5 5,0 4402 3 7,1 367,3
Германия 1906 3 6,0 2794 3 6,2 3668 4 5,9 192,4
Франция 1333 5 4,2 2147 6 4,8 2866 5 4,6 215,0
Великобритания 1481 4 4,6 2280 4 5,1 2674 6 4,3 180,6
Италия 1101 7 3,4 1781 7 4,0 2314 7 3,7 210,2
Россия 260 19 0,8 764 14 1,7 1677 8 2,7 645,6
Испания 582 11 1,8 1132 9 2,5 1612 9 2,6 276,8
Бразилия 644 9 2,0 882 10 2,0 1573 10 2,5 244,1
Другие страны 8925 - 28,0 14023 - 31,1 22082 - 35,6 247,4
Всего 31916 - 100 45022 - 100 62054 - 100 194,4
Около 23% ВМП производится в США, но их доля по сравнению с 2000 г. снизилась на 7,8 п.п. Неблагоприятную динамику среди 10 крупнейших стран в мире продемонстрировала Япония. После достаточно высоких темпов роста валового внутреннего продукта (далее - ВВП) в начале - середине 90-х гг. последовало замедление экономического роста. За период 2000-2008 гг. ВВП Японии увеличился всего на 4,4%, а доля страны в ВМП снизилась на 6,7 п.п.
Наибольшего прогресса среди рассматриваемых стран добилась Российская Федерация. За период 2000-2008 гг. ВВП Российской Федерации в текущих ценах увеличился практически в 5,5 раз, а доля Российской Федерации в ВМП повысилась с 0,8% в 2000 г. до 2,7% по итогам 2008 г., что позволило выйти по этому показателю на 8-е место в мире. Однако такой бурный рост наблюдался после глубокого спада в 90-х гг. и Российская Федерация только в 2008 г. достигла той доли в ВМП, которую страна занимала в 1990 г. (2,6%).
Среди других стран высокие темпы экономического роста демонстрировали следующие страны: Китай (267,3%), что позволило стране выйти на 3-е место в мире по ВВП (для сравнения: в 1992 г. - 9-е место); Испания (176,8%); Индия (144,1%). Следует отметить, что во всех странах темпы роста ВВП в текущих ценах, кроме Японии, США и Германии, превосходили среднемировые.
На 10 крупнейших стран в мире приходится 64,4% произведенного ВМП в 2008 г., причем их доля снизилась по сравнению с 2000 г. на 7,6 п.п.
Более показательным является анализ ВВП стран по паритету покупательной способности (далее - ВВП по ППС). ВМП по ППС за период 2000-2008 гг. увеличился на 65,8% (табл.2).
Таблица 2
ВВП по ППС [21 _____________________________
Страна 2000 2005 2008 2008 к 2000, %
млрд долл. ранг в % к итогу млрд долл. Ранг в % к итогу млрд долл. ранг в % к итогу
США 9817 1 23,5 12422 1 22,2 14265 1 20,6 145,3
Китай 3006 3 7,2 5314 2 9,5 7916 2 11,4 263,3
Япония 3206 2 7,7 3873 3 6,9 4354 3 6,3 135,8
Индия 1520 6 3,6 2358 5 4,2 3288 4 4,7 216,4
Германия 2162 4 5,2 2513 4 4,5 2910 5 4,2 134,6
Россия 1121 10 2,7 1698 8 3,0 2261 6 3,3 201,8
Великобритания 1512 7 3,6 1930 6 3,5 2231 7 3,2 147,5
Франция 1532 5 3,7 1869 7 3,3 2130 8 3,1 139,1
Бразилия 1231 9 2,9 1585 10 2,8 1981 9 2,9 161,0
Италия 1394 8 3,3 1634 9 2,9 1815 10 2,6 130,2
Другие страны 15249 - 36,5 20729 - 37,1 26077 - 37,7 171,0
Всего 41748 - 100 55924 - 100 69229 - 100 165,8
США также занимают первое место в мире по этому показателю, их доля по итогам 2008 г. составила 20,6% (на 2,9% меньше по сравнению с 2000 г.). Второе место, в отличие от ВВП в текущих ценах, занимает Китай -11,4% в ВМП по ППС, благодаря наивысшим темпам роста показателя среди рассматриваемых стран - 163,3%.
Япония, в отличие от предыдущей классификации, с одной стороны, продемонстрировала положительные темпы роста ВВП по ППС (35,8% за период 2000-2008 гг.), а с другой стороны, уступила по этому показателю Китаю, заняв по итогам 2008 г. 3-е место (6,3% в ВМП по ППС).
Среди рассматриваемых стран высокие темпы роста ВМП по ППС за 2000-2008 гг. продемонстрировали также Индия (116,4%) и Россия (101,8%). Российская Федерация в 2008 г. поднялась на 6-е место по ВВП по ППС (3,3% в ВМП по ППС), что гораздо выше аналогичных показателей по ВВП в текущих ценах. Но темпы ВВП по ППС в Российской Федерации были значительно ниже темпов роста ВВП в текущих ценах, что объясняется, в первую очередь, более высокими темпами инфляции по сравнению со странами, представленными в табл.2.
На 10 крупнейших стран в мире приходилось 62,3% произведенного ВМП по ППС в 2008 г., причем их доля, как и по предыдущему показателю, снизилась по сравнению с 2000 г., хотя и не так значительно (на 1,1 п.п.), что подтверждает активное включение в процессы глобализации все большего количества стран. Происходит сближение развитых и развивающихся стран по уровню зарплат, цен на товары и прибыльности предприятий.
Для более полного представления о тенденциях развития мировой экономики рассмотрим следующие важнейшие показатели: ВВП в текущих ценах на душу населения и ВВП по ППС на душу населения (табл.3 и табл.4).
Таблица 3
ВВП в текущих ценах на душу населения [3] _______________
Страна 2000 2005 2008 2008 к 2000, %
млрд долл. ранг млрд долл. ранг млрд долл. ранг
Люксембург 46360 1 80972 1 113044 1 243,8
Норвегия 37454 2 65121 2 95062 2 253,8
Катар 29290 8 53333 4 93204 3 318,2
Швейцария 34802 4 51219 5 67385 4 193,6
Дания 30119 7 47698 7 62626 5 207,9
Ирландия 25565 10 48871 6 61810 6 241,8
Исландия 30824 6 54368 3 55462 7 179,9
ОАЭ 23446 17 32927 20 54607 8 232,9
Швеция 27736 9 40581 9 52790 9 190,3
Нидерланды 24251 13 39211 10 52019 10 214,5
Россия 1768 87 5326 63 11807 53 667,9
Мир 5333 - 7040 - 9376 - 175,8
Таблица 4
ВВП по ППС на душу населения [4] __________
Страна 2000 2005 2008 2008 к 2000, %
млрд долл. ранг млрд долл. ранг млрд долл. Ранг
Катар 55248 1 70772 1 86670 1 156,9
Люксембург 54624 2 69984 2 81730 2 149,6
Норвегия 39056 4 47786 3 55199 3 141,3
Сингапур 32852 6 43333 5 51649 4 157,2
Бруней 43197 3 47465 4 50596 5 117,1
США 34774 5 41929 6 47025 6 135,2
Гонг Конг 26178 20 35550 10 44413 7 169,7
Швейцария 31001 8 36567 9 42841 8 138,2
Ирландия 28768 11 38356 7 42780 9 148,7
Кувейт 31749 7 36953 8 40943 10 129,0
Россия 7628 67 11832 58 16161 54 211,9
Мир 6976 - 8745 - 10460 - 149,9
Как можно видеть из табл.3 и табл. 4, лидерами по данным показателям являются такие страны, как Катар, Люксембург и Норвегия. Например, США занимают только 14-е место по ВВП в текущих ценах на душу населения и 6е место по ВВП по ППС на душу населения.
Российская Федерация, несмотря на достаточно высокие темпы экономического роста, занимает в мире 53-е место по ВВП в текущих ценах и 54-е место по ВВП по ППС на душу населения. Хотя по обоим показателям страна превышает среднемировые значения. Основной причиной этого является то, что такие крупнейшие экономики мира, как Китай и Индия,
занимают по ВВП в текущих ценах 105-е и 143-е места, а по ВВП по ППС на душу населения 98-е и 127-е места соответственно по итогам 2008 г.
Инфляционные процессы в мире после кризисных явлений начала 90-х гг. прошлого века существенно замедлились (рис.1).
Рис. 1. Инфляция в мире [5]
Начиная с 2000 г. инфляция составляла менее 5% ежегодно. Только кризисные явления, которые охватили мировую экономику в 2007 г., привели к тому, что по итогам 2008 г. инфляция резко увеличилась и составила почти 6%.
Проанализировав процессы глобализации и их влияние на экономику отдельных стран, можно выделить следующие преимущества глобализации мировой экономики:
1. Углубление международного разделения труда с его переходом от общего (межотраслевого) к специфическому (внутриотраслевому) и единичному (технологическому), в том числе и из-за все большего количества стран, которые включается в глобализационные процессы. В условиях глобализации более эффективно распределяются ресурсы, что способствует повышению уровня жизни населения. Одним из важнейших аспектов глобализационных процессов является эффект масштаба, что потенциально может привести к сокращению издержек и снижению цен, а следовательно, ускорить экономический рост.
2. Превышение темпов роста международной торговли над темпами роста объема мирового производства. Как можно видеть из табл.5 и табл.6, экспорт товаров и услуг увеличился за период 2000-2007 гг. на 115,6%, импорт - на 111,2, а общий оборот товаров и услуг в международной торговле - на 113,4%. ВМП в текущих ценах увеличился за аналогичный период на 71,0%.
Таблица 5
Экспорт товаров и услуг [6]
Страна 2000 2007 2007 к 2000, %
млрд долл. Ранг в % к итогу млрд долл. Ранг в % к итогу
США 1096 1 13,7 1643 1 9,5 149,9
Германия 634 2 7,9 1551 2 9,0 244,5
Китай 280 8 3,5 1403 3 8,1 501,9
Япония 513 3 6,4 773 4 4,5 150,7
Великобритания 405 4 5,1 714 5 4,1 176,3
Франция 379 5 4,7 684 6 4,0 180,4
Италия 297 7 3,7 612 7 3,5 206,1
Нидерланды 270 9 3,4 577 8 3,3 213,8
Канада 330 6 4,1 498 9 2,9 150,7
Южная Корея 209 11 2,6 444 10 2,6 212,7
Гонконг 242 10 3,0 429 11 2,5 176,9
Бельгия 196 12 2,4 403 12 2,3 205,1
Россия 114 17 1,4 391 13 2,3 341,7
Всего 8015 X 100 17282 X 100 215,6
Таблица 6
Импорт товаров и услуг [7]
Страна 2000 2007 2007 к 2000, %
млрд долл. ранг в % к итогу млрд долл. ранг в % к итогу
США 1476 1 18,5 2351 1 13,9 159,3
Германия 628 2 7,9 1317 2 7,8 209,9
Китай 251 8 3,1 1064 3 6,3 424,6
Великобритания 434 4 5,4 815 4 4,8 187,7
Франция 367 5 4,6 726 5 4,3 197,7
Япония 445 3 5,6 697 6 4,1 156,7
Италия 287 7 3,6 618 7 3,7 215,6
Нидерланды 249 9 3,1 516 8 3,1 207,5
Испания 187 14 2,3 470 9 2,8 251,9
Канада 289 6 3,6 469 10 2,8 162,4
Южная Корея 193 11 2,4 434 11 2,6 224,9
Гонконг 235 10 2,9 407 12 2,4 173,2
Россия 62 27 0,8 282 17 1,7 451,6
Всего 7985 X 100 16862 X 100 211,2
Первые 3 места как по экспортным, так и по импортным операциям, заняли следующие страны - США, Г ермания, Китай.
Уступив среди приведенных в табл.5 и табл.6 стран только Китаю (365,3%), Российская Федерация продемонстрировала одни из самых высоких темпов роста экспортно-импортных операций (280,5%), что обусловлено, в основном, увеличением импорта (351,6%). За период 2000-2007 гг. Российская Федерация переместилась с 17-го на 13-е место в мире по величине экспорта товаров и услуг (2,3% в общем объеме) и с 27-го на 17-е - по величине импорта (1,7% в общем объеме). Несмотря на более высокие темпы роста импортных операций по сравнению с экспортными, у
Российской Федерации сложилось огромное положительное сальдо по этим операциям за 2007 г. - 109 млрд долл. (8,5% ВВП).
В последние десятилетия происходит либерализация международной торговли, которая проявляется в открытии национальных рынков товаров и услуг, постепенного снятия тарифных и нетарифных ограничений, а также в противодействии протекционистским мерам в международной торговле. Большое значение в развитии международной торговли имеет деятельность Всемирной торговой организации (далее - ВТО). На 23 июля 2008 г. в ВТО входило 153 страны [8]. Российская Федерация предпринимает попытки вступить в эту организацию, однако экономические и, в большей степени, политические аспекты взаимодействия страны с государствами - членами ВТО приводят к постоянному переносу сроков вступления.
По данным Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России [9] выводы независимых экспертов показывают, что системных проблем присоединение к ВТО не вызовет ни в одном из секторов российской экономики. В краткосрочной перспективе могут возникнуть проблемы у отдельных предприятий, неконкурентоспособных уже сейчас. Однако влияние этого фактора на темпы роста экономики в целом и ее отдельных отраслей ожидается незначительным. Другие факторы, такие, как изменения валютных курсов, состояние мировой экономической конъюнктуры, инвестиционная активность, как показывает практика, влияют на российскую экономику в гораздо большей степени, что в особенности можно было видеть в 2008 г. Вместе с тем все эксперты сходятся в том, что в долгосрочной перспективе фактор участия России в ВТО будет оказывать безусловное положительное воздействие на экономический рост в России, содействуя развитию торговли и инвестиций, стимулируя конкуренцию на внутреннем рынке, создавая четкие международно-правовые рамки в сфере регулирования внешней торговли.
Глобализация способствует усилению международной конкуренции как в новых сферах производства товаров и услуг, так и более жестком соперничестве на традиционных рынках. К внутренним конкурентам присоединяются сильные внешние конкуренты. Глобализационные процессы выгодны прежде всего потребителям, так как конкуренция дает им возможность выбора более качественного товара по меньшей цене.
3. Превышение темпов роста международного движения капитала над темпами роста объема мирового производства. Если объем прямых иностранных инвестиций за период 2000-2006 гг. сохранился примерно на одном и том же уровне, то объем портфельных и прочих инвестиций увеличился соответственно более чем в 2,1 и 2,5 раза [10].
В Российской Федерации наблюдается огромнейший рост операций с капиталом (табл.7), вступающий в противоречие с некоторыми мировыми тенденциями. Демонстрируя высокий рост портфельных и прочих инвестиций, Российская Федерация показывает положительную динамику и по прямым инвестициям.
Таблица 7
Участие Российской Федерации в международном движении капитала, млн долл.
Показатель 2000 2006 2007
Прямые инвестиции -10334 9236 6824
За границу -411 -23151 -45652
В страну -9923 32387 52475
Портфельные инвестиции -10334 15371 5690
Активы -411 6248 -7039
Обязательства -9923 9124 12729
Прочие инвестиции -21831 -19068 81638
Активы -17659 -49408 -55161
Обязательства 14021 30340 136798
Темпы роста прямых инвестиций в Российскую Федерацию превосходят темпы роста внешней торговли товарами и услугами, что является важным фактором в распространении промышленных технологий.
Рост международных операций с капиталом приводит к формированию мирового финансового рынка. Усиливается значение фондовых бирж и финансовых инструментов. Глобализация дает экономическим субъектам возможность мобилизовать более значительный объем финансовых ресурсов, поскольку инвесторы могут использовать более широкий финансовый инструментарий на возросшем количестве рынков.
4. Развитие информационных технологий, переворот в средствах телекоммуникаций на базе передовых систем связи. Появление и бурное развитие средств мобильной связи, Интернета, распространение электронной торговли.
5. Усиление влияния ТНК, контролирующих в настоящее время около 50% мирового промышленного производства. На ТНК приходится более 70% мировой торговли, причем 40% этой торговли происходит внутри ТНК, то есть они происходят не по рыночным ценам, а по так называемым трансфертным ценам, которые формируются не под давлением рынка, а в связи с долгосрочной политикой материнской корпорации. Очень большие ТНК имеют бюджет, превышающий бюджеты некоторых стран.
Происходит концентрация капитала на основе процессов слияний и поглощений компаний (в том числе и финансовых), что приводит к радикальной реструктуризации экономики и уменьшению количества занятой рабочей силы.
7. Повышение глобальной регулирующей роли международных экономических и финансовых организаций (ВТО, МВФ, Группа Всемирного
банка и др.). Под их эгидой разрабатываются универсальные нормы, стандарты и правила для функционирования мирового хозяйства.
8. Развитие интеграционных тенденций на всех уровнях: региональном, субрегиональном и межрегиональном. Наблюдается усиление роли наднациональных органов управления в мировой политике и экономике.
9. Формирование высокоразвитой международной транспортной инфраструктуры, что положительным образом сказывается на ускорении товарооборота между странами.
Процесс глобализации мировой экономики носит объективный характер и имеет много положительных сторон. Глобализация облегчает хозяйственное взаимодействие между странами, способствует экономическому росту, ускорению и увеличению масштабов обмена новыми достижениями общества в экономической, научной и технической сферах, что, конечно же, содействует прогрессу всех стран мира.
Вместе с тем, глобализации присущи ряд негативных проблем и рисков, к главным из которых можно отнести следующие:
1. Происходит изменение роли государства, особенно в развитом мире. Экономические, информационные и иные процессы, связанные с глобализацией, снижают возможности стран контролировать внутриполитическую ситуацию и управлять ею.
Правительства отдельных государств, находясь под усиливающимся воздействием ситуации на мировом рынке, теряют контроль над экономикой. Они все меньше могут воздействовать на положение в сфере международной экономики, финансов. Выходят из-под сферы их контроля информационные потоки. Многие функции, которые ранее выполнялись правительствами, переходят к ТНК, институтам гражданского общества. Различные неправительственные организации (экономические, религиозные, благотворительные и др.) оказывают влияние на общественное мнение, формирование политики, сами выполняют функции социальной защиты и даже принимают участие в деятельности международных организаций. Правительства зачастую утрачивают возможность реализации своих властных полномочий.
Однако практически у всех государств сохраняется монополия в решении задач по обеспечению национальной обороны и правоохранительной деятельности, предоставлению социальных услуг, регулированию рынка, поддержанию транспортной инфраструктуры, контролю за добычей природных ресурсов, регулированию миграции, решению внутренних этнических проблем и др. В развитых странах частичная утрата властных полномочий правительствами компенсируется их
переходом к независимым организациям. В то же время в этих странах высвободившиеся ресурсы государство направляет на стимулирование научно-технических разработок, фундаментальной науки.
2. Растет открытость процессов воспроизводства отдельных стран отрицательным внешним эффектам, быстрое распространение кризисных ситуаций на другие регионы мира. Подтверждением этому служат: азиатский и латиноамериканский финансовые кризисы 1997-1998 гг., переросшие в мировой финансовый кризис; финансовый и экономический кризис в США 2007-2009 гг., который перерос в глубочайший мировой экономический кризис за последние десятилетия. Отрицательные экономические эффекты распространяются по цепочке, причем предсказать последствия кризиса в условиях глобализации становится практически невозможным.
3. Трансграничный перелив краткосрочных капиталов, действия финансовых спекулянтов оказывают дестабилизирующее воздействие на мировую экономику и финансы. В качестве примера можно привести российский фондовый рынок. Индекс РТС за полгода обвалился более чем в 5 раз - с 2498 пунктов 19.05.2008 г. до 498 пунктов 23.01.2009 г., стабилизировавшись в августе 2009 г. на уровне 1000 пунктов [11].
Еще одной отличительной чертой глобализации является увеличение свободы перетока финансовых ресурсов, которые в значительной мере вышли из-под контроля национальных правительств. Это повышает непредсказуемость мировой экономической ситуации как для развивающихся стран, так и для развитых. Система регулирования мировой экономики, созданная после Второй мировой войны, отстает от темпов интернационализации, особенно в финансовой сфере.
4. Трудности в приспособлении к глобализационным процессам для развивающихся стран по ряду причин: отсутствие у них необходимых средств; неподготовленность национальных экономических, административных и правовых систем. Основная масса развивающихся стран, осуществляя поставку сырья и производство трудоемкой продукции, оказываются во всесторонней зависимости от развитых стран и находятся под влиянием конъюнктуры мировых рынков. Это приводит к усилению технологического разрыва между развитыми и развивающимися странами.
5. Увеличивающийся разрыв в доступе к новым технологическим и информационным разработкам как между отдельными странами, так и внутри стран между различными социальными группами.
6. Обострение проблем нелегальной миграции, что приводит к повышению преступности, социальной напряженности в обществе, межнациональной розни.
7. Неравномерность распределения преимуществ от глобализации между отраслями экономики. Некоторые крупные предприятия и даже отрасли в отдельных странах в условиях глобализации становятся менее конкурентоспособными. Без государственного вмешательства они могут попасть под угрозу банкротства. Как пример можно привести российский птицепром в 90-е гг.
8. Рост безработицы из-за внедрения новых технологий, что усиливает социальную напряженность в обществе. Происходит изменение структуры национального производства и перемещение выпуска трудоемких товаров из развитых стран в развивающиеся, что отрицательно сказывается на функционировании традиционных отраслей развитых стран, вызывая там закрытие многих производств.
9. Увеличение социально-экономического расслоения общества, разрыв традиционных связей между людьми, изменение социальных групп, потерю индивидами объективной принадлежности к той или иной общности, чувства причастности к определенной этнической или профессиональной группе.
Анализ преимуществ и негативных аспектов глобализационных процессов позволяет говорить о том, что происходит стирание грани между внутренней и внешней политикой государств. Экономическая, социальная экологическая политика все сильнее интернационализируется. Министерства иностранных дел постепенно утрачивают роль единственного, а иногда даже основного представителя страны в международных отношениях. Все значительнее становится проблема институционального обеспечения, координации внешнеполитических линий различных структур, причем как внутри государств, так и между ними.
В этих условиях глобализация несет для России как определенные возможности, так и опасности. И самое главное - глобализации не избежать. Любые подобные попытки будут вести лишь к еще большему отставанию страны, мы все равно будем втягиваться в новый глобализующийся мир, но тогда это будет происходить на менее выходных условиях.
Мировой экономический кризис привел к тому, что во многих странах темпы экономического роста значительно снизились. По прогнозам МВФ [12] мировая экономика переживает самый глубокий спад за 50 лет, который обладает всеми признаками глобальной рецессии.
В 2007 году, когда начала снижаться экономическая активность в США и других странах с развитой экономикой, имелась надежда, что страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны будут в определенной мере изолированы от этих событий благодаря величине и устойчивости внутреннего спроса в этих странах и возросшей значимости
внутрирегиональной торговли в Азии. Но, как показала практика, это не так. Даже в случае принятия решительных мер по оздоровлению финансового сектора и дальнейшего использования рычагов макроэкономической политики для поддержания совокупного спроса, глобальная активность снизится на 1,3% в 2009 г.
Положения, которые необходимо учесть при разработке мер экономической политики для выхода из кризиса:
1. Первоочередная задача состоит в борьбе с финансовым кризисом, который был главной причиной глобальной рецессии. Опыт финансовых кризисов в прошлом показал, что задержки в решении исходных проблем приводят лишь к более продолжительному экономическому спаду и, в конечном счете, к увеличению бремени для налогоплательщиков. В то же время макроэкономическая политика по мере возможности должна и впредь быть направлена на поддержку спроса, чтобы свести к минимуму дальнейшее негативное обратное воздействие ослабевающей экономической активности на финансовый сектор. Эту задачу будет все сложнее решать, поскольку традиционные средства защиты уже задействованы.
2. Страны не могут полагаться на экспорт для выхода из кризиса в отличие от азиатского кризиса или опыта Японии 1990-х годов. Во многих предыдущих случаях стресса в банковской системе ведущую роль в восстановлении экономики играл чистый экспорт, которому способствовал активный спрос со стороны крупнейших стран в мире (в первую очередь -США), снижение курса или девальвация национальной валюты. Однако этот вариант выхода из кризиса невозможен ввиду размаха текущей рецессии.
Кроме того, директивным органам необходимо принимать во внимание трансграничные последствия выбираемых мер политики. Инициативы по поддержке торговых и финансовых партнеров, включая бюджетные стимулы и официальную поддержку потоков международного финансирования, помогут стимулировать глобальный спрос, что выгодно всем сторонам.
И наоборот, сползание к торговому и финансовому протекционизму нанесет огромный вред всем, о чем ясно предостерегает опыт «политики разорения соседа» в 1930-х годах.
3. Международные финансовые отношения требуют серьезной реформы. Существующая мировая финансовая система не в полной мере отвечает современным экономическим условиям. Однако очевидно, что необходимо международное сотрудничество и выработка совместных мер противодействия кризису.
4. Усиление государственного регулирования экономики снижает последствия кризиса, но передача экономических рисков от частного
сектора к государственному может привести к серьезным проблемам в будущем. Необходимо разработать стратегии «выхода», чтобы переориентировать налогово-бюджетную и денежно-кредитную политику с экстренных краткосрочных мер поддержки на устойчивую среднесрочную основу.
5. Необходимость инновационного развития экономики. Это ключевое направление, которое может позволить быстрее преодолеть кризис. Традиционные энергоемкие и трудоемкие производства становятся менее конкурентными в условиях снижающегося платежеспособного спроса и кредитования. Внедрение нововведений в различных областях (техники, технологии, организации труда или управления) может обеспечить качественное повышение эффективности производственных систем или качества продукции.
Таким образом, одна из важнейших целей, которые стоят перед Российской Федерацией с учетом глобализационных тенденций развития мировой экономики, в особенности в условиях мирового кризиса, -
разработка стратегий, ориентированных на инновационное развитие.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. http://www.imf.org Существуют, хотя и незначительные, различия данных международных организаций по Российской Федерации с материалами Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, но в целях сопоставимости данных с другими странами будем пользоваться материалами международных организаций. За начальный год в проведении анализа принимаем 1992 г., так как официально главы России, Украины и Беларуси подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, в котором три республики, «как государства-учредители Союза ССР, подписавшие Союзный Договор 1922 года», констатировали, «что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование» 8 декабря 1991 г.
2. http://www.imf.org
3. http://www.imf.org, http://www.un.org
4. http://www.imf.org, http://www.un.org
5. http://www.imf.org
6. http://www.un.org
7. http://www.un.org. http://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/org6_e.htm
8. http://www.wto.ru/russia.asp?f=dela&t=11
9. http://www.imf.org/external/pubs/ft/bop/2007/ar/bopcom07.pdf
10. www.rts.ru
11. Перспективы развития мировой экономики. Апрель 2009. Кризис и подъем / Международный валютный фонд. - 2009.