Научная статья на тему 'Инновационное развитие лесного сектора лесодефицитного региона'

Инновационное развитие лесного сектора лесодефицитного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / ЛЕСНОЙ СЕКТОР / ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ / ЛЕСОДЕФИЦИТНЫЙ РЕГИОН / INNOVATION / INNOVATIVE MANAGEMENT / THE MANAGEMENT OF INNOVATIONS / FOREST SECTOR / FOREST MANAGEMENT / FOREST-DEFICIENT REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бюллер Елена Алесандровна

В статье рассмотрены вопросы и положения концепции инновационного развития лесного сектора экономики лесодефицитных регионов, в основе которой механизм регулирования устойчивого развития лесного сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative development of the forest sector in the forest-deficient region

The paper discusses the problems and articles of conception for innovative development of forest sector of economy in the forest-deficient regions. This conception is based on the regulation mechanism of sustainable development of the forest sector.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие лесного сектора лесодефицитного региона»

УДК 630.64 ББК 65.341.55 Б 98

Е.А. Бюллер

Кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом Адыгейского

государственного университета, г. Майкоп. Тел.: (928) 472 68 39, е-mail:

bullerea@mail. ru.

Инновационное развитие лесного сектора лесодефицитного региона

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы и положения концепции инновационного развития лесного сектора экономики лесодефицитных регионов, в основе которой механизм регулирования устойчивого развития лесного сектора.

Ключевые слова: инновация; инновационный менеджмент; управление

инновациями; лесной сектор; лесопользование; лесодефицитный регион.

Е.А. Byuller

Candidate of Economics, Associate Professor of Resource Management Department,

Adyghe State University, Maikop. Ph.: (928) 472 68 39, е-mail: bullerea@mail.ru.

Innovative development of the forest sector in the forest-deficient region

Abstract. The paper discusses the problems and articles of conception for innovative development of forest sector of economy in the forest-deficient regions. This conception is based on the regulation mechanism of sustainable development of the forest sector.

Keywords: innovation, innovative management; the management of innovations; forest sector; forest management; forest-deficient region.

Задача инновационного менеджмента - создание новых продуктов (или услуг), которые являются основой производственной деятельности лесного предприятия в настоящем и будущем. При выборе и реализации инновационных проектов естественно учитывается производственная культура, традиции, внутренняя организация, инфраструктура, технологический уровень, кадровый потенциал и т.д.

Не менее важным обстоятельством является то, что инновации как деятельность, обращенная в будущее, тесно связаны и взаимно определяют стратегический менеджмент лесного предприятия. Стратегия превращается в реальность только в результате разработки конкретного продукта или процесса. Затраты на инновационные проекты - это вложения в будущее, однако они связаны с высокой неопределенностью и риском.

Инновационная деятельность (НИОКР и внедрение их результатов в производство) является одной из основных сфер деятельности любого лесного предприятия. Сфера инноваций непосредственно связана как с менеджментом, так и с маркетингом лесного предприятия, причем эта связь двухсторонняя. Подразделения сферы инноваций опираются в своей деятельности на маркетинговые исследования запросов потребителей и состояния рыночной среды. С другой стороны, отслеживание тенденций научно-технического прогресса, прогнозирование и разработка новых продуктов требуют со стороны подразделений сферы инновации при постановке задач маркетинговым службам по проведению соответствующей оценки рыночного потенциала новых изделий.

Всё изложенное дает основание заключить, что в большинстве случаев управление инновациями (прогнозирование, планирование, оценка проектов, организация и комплексное управление, контроль над реализацией инновационных проектов) - стратегически более

важная задача, чем собственно исполнение инноваций (важнее определить правильное направление движения, чем сосредоточиться на конкретных шагах в этом направлении) [1].

Таким образом, инновации и управление ими (инновационный менеджмент) тесно связаны с теорией и практикой общего менеджмента лесного предприятия, маркетингом, производственным менеджментом, финансовым менеджментом предприятия. Решение управленческих проблем требует сосредоточения внимания на мелочах, деталях, характеризующих эти проблемы, и инструментах их решения. Как правило, внимание руководителей отдельных лесных предприятий концентрируется на ограниченном круге узких проблем, и трудно объединить их работу всеобъемлющим планом. Это обстоятельство и привело к формированию концепции стратегического менеджмента.

Однако сфера инноваций при всех разносторонних связях с другими сферами деятельности относительно обособлена в любой организации. Это связано с неопределенностью процесса инноваций, спецификой деятельности в сфере инноваций, потребностью в новых идеях.

В то же время существует определенный «управленческий разрыв» в понимании позиции, мотивации руководителей инновациями и других руководителей лесного предприятия, поэтому для менеджеров всех уровней важно выяснить роли и методы инноваций, особенности управления этой сферой деятельности. В частности, это проблемы:

- маркетингового подхода к инновациям;

- стратегии инноваций как части общей стратегии предприятия;

- отбора и оценки проектов;

- финансового управления инновациями;

- планирования и управления программами инноваций;

- организации и выполнения инноваций;

- научно-технической подготовки производства новых изделий;

- роли инноваций в обеспечении качества и надежности изделий [2].

Устойчивое управление лесами Российской Федерации предполагает обеспечивать одновременное увеличение и продуктивности, и устойчивости лесов как экосистем [3].

Концепция инновационного развития лесного сектора лесодефицитных регионов Российской Федерации является неотъемлемой частью общероссийской национальной лесной политики (НЛП) и общероссийской системы инновационного развития лесного сектора экономики.

Генеральной целью инновационного развития лесного сектора является устойчивое, стабильное обеспечение населения и предпринимательских структур древесным и недревесным сырьем, защитными и рекреационными услугами, экологическое равновесие и сохранение биоразнообразия [4].

Важнейшей приоритетной задачей развития лесного сектора является формирование благоприятных макроэкономических условий в регионе для развития предпринимательской инициативы и перехода к инновационной экономике.

Для достижения поставленной цели необходимо решить главную задачу -сформировать на региональном уровне самодостаточную, целостную инновационную систему, способную к воспроизводству и саморазвитию.

Генеральным принципом инновационного развития лесодефицитного региона является формирование механизма, сбалансированного в неразрывной системе использования и воспроизводства многообразных лесных ресурсов, который обеспечивает взаимосогласованное движение по следующим направлениям:

- целевое финансирование из федерального и регионального бюджетов научноисследовательских коллективов и их инфраструктуры, обеспечивающих достижение стратегических национальных и региональных приоритетов в лесном секторе экономики;

- бюджетное финансирование на конкурсной основе инновационных проектов, направленных на повышение эффективности функционирования и регулирование устойчивого развития лесного сектора экономики лесодефицитных регионов;

- налоговое стимулирование инновационной деятельности в сфере науки и высоких технологий;

- создание на местах благоприятных условий, способствующих развитию и реализации творчества научно-исследовательских институтов и школ предпринимательства в инновационной сфере, для повышения уровня инвестиционной привлекательности лесного сектора экономики;

- обеспечение условий рационального сочетания рыночных подходов к реализации инновационных проектов и программ с государственной поддержкой, в том числе на основе контрактной системы госзаказа [2].

Структура целостной системы инновационного развития лесного сектора экономики включает в себя следующие элементы:

- инновационную инфраструктуру в составе инжиниринговых и консалтинговых фирм, информационно-телекоммуникационные сети, технопарки, а также региональные центры метрологических разработок, венчурного предпринимательства, инвестиционнофинансовые структуры;

- подсистему нормативно-правового обеспечения инновационного развития лесного сектора экономики;

- подсистему долгосрочного прогнозирования, стратегического планирования и управления инвестиционным развитием лесного сектора экономики;

- региональный центр информационно-аналитической деятельности и маркетинговых исследований конъюнктуры рынка лесной продукции;

- инновационный научно-образовательный центр на основе стратегического партнерства образовательных учреждений, проектных и исследовательских организаций, учреждений для подготовки и переподготовки специалистов в области инновационного развития лесного сектора [2].

Стратегическая цель концепции инновационного заключается в выработке основных принципов и приоритетных направлений перехода лесного сектора на модель инновационного развития и эффективного управления.

Тактические действия всех работников лесного сектора экономики на региональном уровне для достижения этой цели будут ориентированы следующим образом:

- на разработку конструктивной модели поведения всех партнеров по лесному сектору, ориентированной на созидательные действия путем поиска компромиссов по выработке взаимовыгодных вариантов партнерства;

- на создание правовой базы, обеспечивающей такое распределение прав собственности, при котором каждый лесной ресурс имеет своего собственника;

- на реализацию принципа экологизации хозяйственной деятельности отраслей лесного сектора в процессе инновационного развития региона.

Необходимо исходить из того, что особо охраняемые территории леса особого статуса не могут решить всех проблем сохранения лесных экосистем и биоразнообразия в них. В условиях России главную роль в охране биоразнообразия может играть лишь рациональная система регулирования природопользования, включающая подсистему регулирования лесопользования всех видов (сырьевого, рекреационного и защитного). В задаче устойчивого управления лесами главной компонентой является экономичный механизм и проблема финансирования воспроизводства используемых ресурсов.

Организация ведения лесного хозяйства, опирающаяся на новый Лесной кодекс Российской Федерации, ориентирует всех участников лесных отношений на применение правовых основ рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала.

Лесной кодекс Российской Федерации создал достаточно надежную юридическую базу экономического регулирования лесопользования, выступающего стратегическим стержнем защиты лесных экосистем и их биоразнообразия [3].

Что касается инновационного развития лесозаготовительной промышленности и

лесоперерабатывающих отраслей лесного сектора, то здесь четко просматриваются три приоритетных направления инновационной лесной политики:

- развитие эффективно функционирующей региональной инфраструктуры лесного сектора инновационного типа;

- поддержка и регулирование устойчивого развития инновационной деятельности всех субъектов лесных отношений и бизнеса в сфере лесного сектора экономики;

- устойчивое развитие социально-экономических параметров жизни населения региона, бизнес-процессов в лесном секторе экономики на базе ускоренного развития и высокой концентрации научно-технического, образовательного и инновационного потенциалов [5].

Для развития эффективно функционирующей региональной инфраструктуры лесного сектора экономики региона на инновационной основе необходимо:

- обеспечить повышение доли высокотехнологичной продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью в общем объеме производимой продукции лесным сектором;

- сформировать крупные компании-интеграторы материальных, финансовых и кадровых ресурсов для реализации приоритетных направлений региональной инновационной политики;

- ускорить диверсификацию лесного сектора экономики, в том числе за счет развития малого и среднего инновационного предпринимательства;

- осуществить переход в научно-технической и производственно-технологической сфере от отраслевого к функциональному принципу бюджетной поддержки и стимулирования инновационной деятельности;

- создать и развивать механизмы финансирования инноваций;

- ускоренно развивать инновационную инфраструктуру за счет определения перечня приоритетных объектов, создаваемых при содействии региональных и местных органов [2].

Примечания:

1. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2003.

2. Хашир Б.О. Инновационные кластерные структуры эффективного управления лесным сектором экономики Краснодарского края. Краснодар: Издательский Дом-Юг, 2009.

3. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ [ред. от

06.12.2011] // СПС КонсультантПлюс. М., 2012. Загл. с экрана.

4. Хашир Б.О. Механизмы управления инновационным развитием лесного сектора (на примере лесодефицитного региона): автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2009.

5. Хашир Б.О. Инвестиционная привлекательность проектов развития региональной экономики лесного сектора // Materialy VI mezinarodni vedecko-prakticka conference “Vedecky pokrok na rozmezi tisicileti-2010”. Dill 8. Ekonomicke vedy. Praha: Education and science, 2010.

References:

1. Ilyenkova S.D. Innovative management. M.: YUNITI, 2003.

2. Khashir B.O. Innovative cluster structures of effective management of forest sector of economy in the Krasnodar Territory. Krasnodar: YUG Publishing House, 2009.

3. Forest Code of the Russian Federation of 04.12.2006, No. 200-FZ [edition of

06.12.2011] // Legal-Reference System ConsultantPlus. M., 2012. Title from the screen.

4. Khashir B.O. Mechanisms of management of forest sector innovative development (using an example of the forest-deficient region): Author’s Summary of Dissertation for Doctor’s degree. M., 2009.

5. Khashir B.O. Investment attractiveness of development projects of regional economy of forest sector // Materialy VI mezinarodni vedecko-prakticka conference “Vedecky pokrok na rozmezi tisicileti-2010”. Dill 8. Ekonomicke vedy. Praha: Education and science, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.