- © А.А. Гашигуллин, 2015
УДК 64.061.2
А.А. Гашигуллин
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ И ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Инновационный путь развития и высокие технологии стали одной из стратегических позиций Российской Федерации на современном этапе. В данной статье хотелось бы проанализировать инновационное развитие и высокие технологии на примере Республики Татарстан, развитие особых экономических зон в сфере высоких технологий и различных инновационных парков.
Ключевые слова: инновация; инвестиционная деятельность; инновационно-активные организации; высокие технологии; кластер; проект; программа, развитие.
Выступая с ежегодным Посланием Федеральному Собранию РФ, Президент России В.В. Путин в очередной раз подчеркнул, что богатство образовательного, научного, творческого достояния России дает нам видимые преимущества для создания конкурентоспособной, основанной на интеллекте и знаниях, экономики. Экономики, где основным двигателем являются не темпы освоения природных ресурсов, а именно идеи, изобретения и умение быстрее других внедрять их в повседневную жизнь, словом то, что составляет современное понятие инноваций.
Инновационные процессы охватывают сегодня всю мировую экономику. Вряд ли сегодня найдется хоть одна страна, хоть один предприниматель, который бы полностью отрицал необходимость и целесообразность постоянного инновационного развития по всем направлениям: в науке, в экономике, в социальной сфере, в культурной и т.д. Являясь важным социально-экономическим процессом, инновации, тем не менее, не всегда возможны в силу финансовых затрат, которые необходимы на прохождение всего жизненного цикла инновации: от идеи или знания до технологии, новой продукции и, в конечно итоге, того товара,
или той услуги, которые удовлетворят потребности покупателей.
Однако исход инновационного процесса далеко не всегда можно спрогнозировать с достаточной степенью вероятности, чтобы это обеспечило необходимую уверенность инвесторов в привлекательности вложений в инновации. Особенно если речь идет не о гигантской корпорации с собственными мощнейшими лабораториями и огромным бюджетом на исследования и опытно-конструкторские разработки, а о начинающей бизнес небольшой компании, вся ценность которой состоит в обладании инновационной идеей. Бизнес, связанный с венчурным инвестированием, зародившийся в США в конце 1950-х годов, как раз и был призван компенсировать отсутствие инвесторов, желающих вкладывать средства в инновацию.
«Сегодня мир стремительно меняется. Меняется мировая экономика и потребительская культура населения. Информатизация и высокие технологии оказывают все большее влияние на все сферы жизнедеятельности. Наступило время перехода к адаптивной экономике и динамичному управлению во всех секторах нашей жизни. За последние годы Татарстану удалось достичь высоких результатов. По ос-
новным показателям социально-экономического развития республика входит в десятку российских регионов-лидеров. В условиях усиления конкуренции за рынки сбыта, инвестиции и интеллектуальный капитал необходимо определить стратегическое видение нашего дальнейшего развития и его приоритетные направления. При этом важно обеспечить преемственность экономической и социальной политики. Конечной целью такой стратегии является формирование экономики, адекватной XXI веку и интегрированной в мировую экономическую систему» - Президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов (обращения в связи с разработкой проекта Стратегии социально-экономического развития на период до 2030 г.).
В республике ведется разработка проекта Стратегии социально-экономического развития на период до 2030 г. К этой работе привлечены ведущие российские и международные экспертные организации под методическим руководством ЗАО «Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр». В рамках первого этапа работ по проекту проведен анализ текущей ситуации и динамики развития республики. По его результатам составлен перечень стратегических вызовов и перспектив. В качестве приоритетных направлений определены: качество образования, промышленная политика, агропромышленный комплекс, инновации и высокие технологии, пространственное развитие, межнациональное и межрелигиозное согласие. В настоящее время осуществляется разработка аналитического блока Стратегии с учетом мнений министерств, ведомств, муниципальных образований и бизнес-сообщества республики. Эта работа предполагает обсуждение проблемного поля Стратегии с максимально широким кругом заинтересованных сторон.
Одной из главных стратегических задач экономики является развитие промышленного наукоемкого производства и преумножение научно-технического потенциала. Хорошим подспорьем в этом вопросе может стать разработка инновационными предприятиями собственных патентных стратегий, в том числе в кооперации с мировыми лидерами. Это позволит максимально использовать имеющиеся интеллектуальные ресурсы компаний и убережет их от возможных ошибок. Татарстан должен стать лучшей территорией для осуществления инновационного бизнеса и основания предприятий. Примеры у нас уже есть. Это технополис «Химград», КИП «Мастер», и, безусловно, Особая экономическая зона «Алабуга».
Инновационное развитие республики мы связываем с созданием современных предприятий, использующих принципиально новые технологии, таких как проект по производству синтетического сапфира компании «Кама Кристалл Технолоджи», центр компетенций по разработке и производству композиционных агрегатов «КАПО-Композит», а также комплекс по производству кремний-органической продукции «КЗСК-Силикон». На ближайшие 10 лет основной точкой роста экономики республики определен Камский инновационный территориально-производственный кластер. Реализация инвестиционных проектов кластера позволит утроить объем промышленного производства и довести его до уровня 2 трлн руб. Для достижения этой цели необходимо опережающее развитие социальной, транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры. Важная роль в развития экономики республики отводится особой экономической зоне «Алабуга». На ее территории уже действуют 13 современных заводов, инвесторами вложено более 7 0 млрд руб., создано 4,5 тыс. рабочих
мест. Здесь выпускается высокотехнологичная продукция, направленная, прежде всего, на импортозамещение. Это автомобили, теплоизоляционная продукция, плиты МДФ, листовое стекло, стекловолокно и другие товары. В ближайшее время откроются еще 5-6 новых производств. В то же время ежегодно в Татарстан ввозится продукции более чем на 350 млрд руб. Отдельные товары сегодня в республике не производятся, а многие - ввозятся при наличии собственных недоза-груженных мощностей. Необходимо провести детальный анализ по каждому ввозимому виду товара и сформировать предложения для организации их производств на территории республики. Подготовленные предложения должны найти отражение в отраслевых программах импортозамещения. В данную работу следует включиться Академии наук и научно-исследовательским организациям, сделав акцент в своих исследованиях и разработках на создании импортозамещающих технологий и продуктов. Государственным и муниципальным органам также нужно проанализировать свои закупки, обращая внимание, прежде всего, на продукцию местных и отечественных товаропроизводителей. Для дальнейшего развития республики необходимо активно формировать новые точки роста. Прежде всего, это ИТ-сектор.
Российским центром по подготовке высококвалифицированных специалистов, созданию и коммерциализации прорывных ИТ-технологий призван стать город Иннополис, на которые мы возлагаем большие надежды. Этот проект объединит молодых высококвалифицированных специалистов со всей России, усилив тем самым инновационный потенциал не только нашей республики, но и страны. «Иннополис» должен стать модельным городом и послужить примером инновационного подхода к формированию среды обитания. На-
личие особой экономической зоны на его территории будет способствовать развитию 1Т-кластера в республике, привлечению высокотехнологичных производств, а также реализации проекта «СМАРТ Сити Казань». «Иннопо-лис» и «СМАРТ Сити» станут составными частями проекта «Большая Казань», суть которого заключается в применении новых подходов к управлению и размещению производительных сил. В начале следующего года мы запустим первый пусковой комплекс, включающий всю необходимую инфраструктуру. Наша задача - привлечь в Инно-полис ведущие высокотехнологичные компании для дальнейшего инновационного развития страны.
Важнейшей сферой являются на-нотехнологии. Годовой объем производства нанопродукции в республике превышает 40 млрд руб. Задача - удвоить этот показатель. Этому будет способствовать формирование научно-производственного кластера нано-технологий, в рамках которого будут созданы малые инновационные предприятия. Еще одно перспективное направление - фармацевтическая промышленность. Республика имеет развитую химическую промышленность, ведущие научные и образовательные центры, промышленные фармпред-приятия. Необходимо использовать имеющийся потенциал и активизировать работу по привлечению стратегического партнера.
Новой точкой роста должно стать развитие биотехнологий, которые могут дать синергетический эффект для всей экономики. Этому направлению следует уделить особое внимание. Формирование инновационной экономики во многом будет зависеть от развития инжиниринговых центров, способных решать научно-технические задачи, стоящие перед нашими предприятиями.
Начата работа по формированию инжиниринговых центров в приоритет-
ных отраслях экономики. В республике уже созданы Центр «КАИ - ЛАЗЕР» и Центр Медицинской Науки «Эйдос». В конце года планируется открытие Центра в сфере химической технологии. Это только начало. Необходимо продолжить работу по созданию центров в области биотехнологии, робототехники, прототипирования и цифрового литья.
Подобные центры необходимо создавать и в других секторах. Устойчивость экономического роста во многом зависит от уровня развития малого и среднего предпринимательства в реальном секторе. В нашей республике его доля не превышает 25%. В развитых странах этот показатель равен 40-50%, причем значительная часть предприятий работает в инновационной сфере. Заниматься бизнесом в реальном секторе, особенно в высокотехнологичной области, должно быть экономически выгодно. Для этого нужно пересмотреть существующие меры поддержки. Необходимо усилить работу муниципалитетов по созданию индустриальных площадок в районах республики. Самое главное - создавать условия для бизнеса. От его успешной работы зависит наше благополучие. За каждое предприятие, за каждое рабочее место надо бороться. Наша задача - стимулировать развитие духа предпринимательства, чтобы граждане получали удовлетворение от ведения собственного дела.
В основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий построение инновационной инфраструктуры названо среди основных задач формирования национальной инновационной системы. Повышение конкурентоспособности промышленности страны возможно, в первую очередь, через развитие инновационной деятельности. Одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятель-
ности является создание инновационной инфраструктуры.
В этой связи, Президентом Республики Татарстан и Правительством Татарстана особое внимание уделяется инновационному развитию и высоким технологиям, созданию кластеров.
Немного вернемся в историю создания ОЭЗ в России и их значение. Особые экономические зоны - это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли. В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 г., с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005. Цель создания особых экономических зон - развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистичес-кой системы. Развитием особых экономических зон в России занимается специально созданная управляющая компания - «Особые экономические зоны», единственным акционером которого является государство.
Планировалось, что государство даст налоговые, административные льготы, снимет бюрократические барьеры, а также вложит часть средств в создание инфраструктуры зон. Пришедшие в ОЭЗ компании, особенно высокотехнологичные, туристические и импортозамещающие, получали бы гарантии государства, что условия в зонах меняться не будут.
С момента создания Особых экономических зон в нашей страны периодически возникают разговоры на тему состоялись ли ОЭЗ как эффективный инструмент развития экономики отдельно взятой территории и их влияния на развитие отраслей эко-
номики страны в целом. Российские и иностранные инвесторы все чаще интересуются, что станет с особыми экономическими зонами (ОЭЗ) России в связи со вступлением в ВТО. Некоторые западные бизнесмены пытаются найти ответы на актуальные вопросы: им, с одной стороны, было бы интересно вкладывать в создание инфраструктуры ОЭЗ, но, с другой стороны, предприниматели напуганы слухами, что из-за ВТО особые зоны вот-вот будут закрыты. В действительности ОЭЗ не закроют, а лишь приведут с законодательной точки зрения в соответствие с правилами ВТО и недавно принятыми федеральными законами.
Напомним, всего существует четыре типа зон: промышленно-производ-ственные (Татарстан, Липецкая, Самарская, Свердловская обл.); технико-внедренческие (г. Дубна - МО, Томск, Москва, Санкт-Петербург); туристско-рекреационные (Алтайский край, республика Алтай, Бурятия, Иркутская обл., Калининградская обл., Ставропольский край, Приморье, Краснодарский край и все республики Северного Кавказа в составе туристического кластера); портовые (Ульяновская обл., Хабаровский край, Мурманская обл.).
Прежде всего хотелось бы остановиться немного подробнее на важности создания инновационных зон. Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки.
Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных
отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.
Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:
• нано-и биотехнологии;
• медицинские технологии;
• электроника и средства связи;
• информационные технологии;
• точное и аналитическое приборостроение;
• ядерная физика.
Инновационные зоны в Российской
Федерации расположены на территории Республики Татарстан, Томска, Санкт-Петербурга, Москвы (Зеленограда), Дубны (Московская область) и некоторых других областях.
Инфраструктура инновационной деятельности подразумевает формирование комплексной системы поддержки предпринимательства, включающей в себя производственно-технологическую, консалтинговую, финансовую, кадровую, информационную и сбытовую составляющие. В то же время, одним из базовых условий является обеспечение производственно-технологической инфраструктуры.
Действительно, для обеспечения выпуска современной продукции необходимо обеспечить предприятиям возможность доступа к производственным ресурсам, а именно, к современному оборудованию и технологиям. Сюда относятся технопарки, инновационно-технологические центры, которые в основном обеспечивают доступ к производственным площадям, и инновационно-технологические комплексы и индустриальные парки, дополнительно обеспечивающие также доступ к производственным мощностям.
В Республике Татарстан сосредоточен высокий научно-производственный и инновационный потенциал. Научно-производственную деятельность
в Татарстане ведут научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, НИИ и КБ на предприятиях, технопарки, технологические площадки, бизнес-инкубаторы и другие организации. Реализуется закон № бЗ-ЗРТ «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан», определивший основные позиции республиканской инновационной политики и заложивший фундамент правового регулирования инновационной сферы региона. В целях повышения эффективности государственного регулирования инновационной сферы постановлением Кабинета Министров РТ утвержден Инновационный меморандум Республики Татарстан, призванный определить концептуальные основы, принципы и перспективные направления формирования республиканской инновационной политики на среднесрочную перспективу. Ежегодно публикуется Государственный доклад «Об итогах инновационной деятельности», содержащий полную базу данных об инновационных процессах, происходящих в экономике Татарстана.
В настоящее время при поддержке Правительства Российской Федерации на территории Республики Татарстан стартовал проект особой экономической зоны Иннополис. Иннопо-лис - проект создания нового города, который объединит молодых высококвалифицированных специалистов со всей территории страны, усилив тем самым инновационный потенциал Российской Федерации.
«Смарт Сити Казань» (умный город) еще один проект, включающий в себя и инвестиционную площадку, девелоперский проект, сервисную зону, мультифункциональный комплекс. Конечно же, данный проект видится в первую очередь как инвестиционная площадка, где можно было бы генерировать прямые иностранные инвестиции. В рамках развития про-
ектов «Смарт сити Казань» и «Иннопо-лис» принято очень важное решение о разделении ОЭЗ «Иннополис» на две части. Одна часть площадью 102 га была выбрана рядом с аэропортом и предназначена для высокотехнологичного производства. Вторая зона -192 га в Верхнеуслонском районе -для 1Т-компаний.
С другой стороны, проект «Смарт сити Казань» как площадка для развития сервисной индустрии республики. В этом направлении можно капитализироваться, в том числе и на том наследии, которое оставила Универсиада. Инвестиционная привлекательность проекта строится на кластерном развитии территории: в «Смарт сити Казань» будут созданы кластер высокотехнологичного производства, медицинский, образовательный, туристический кластеры.
Процесс создания инновационного продукта проходит несколько стадий, начиная от фундаментальных научных исследований, через выдвижение идеи и разработку прототипа продукта к серийному выпуску продукции и продаже его потребителю. Весь этот путь, иногда именуемый «инновационным коридором», основан на использовании целого комплекса ресурсов. Для того, чтобы заниматься своей деятельностью (проводить исследования или выпускать продукцию), предприятия должны обладать набором ресурсов, к основным из которых относятся: производственные помещения, исследовательская база или производственные мощности, кадры, обладающие необходимой квалификацией, научный задел, производственные технологии и т.п., финансы для осуществления разработок или производства, информационные ресурсы, сбытовые сети, обеспечивающие продвижение продукции на рынки. От наличия и состояния этих ресурсов, от возможностей предприятий их использовать, зависит
эффективность инновационной деятельности.
Особенно актуальна эта проблема для малых и средних предприятий, которые в силу слабых финансовых возможностей и небольших объемов производства не могут приобрести современное оборудование. В то же время именно малые предприятия рассматриваются как один из основных источников инноваций для промышленности.
Практически инфраструктура инновационной деятельности создает каналы, по которым государственная поддержка доводится до ее получателя. Одновременно через элементы инфраструктуры реализуются отдельные рыночные услуги. Кроме того, через объекты инфраструктуры налаживаются деловые контакты и кооперация, что способствует самоорганизации малых предприятий. Поскольку, с одной стороны, инфраструктура выполняет важную социальную функцию, а с другой стороны, вложения в инфраструктуру неинтересны для коммерческих инвесторов ввиду медленной окупаемости, ее создание и развитие должно (хотя бы частично) финансироваться государством. Наряду с этим для соответствующих целей привлекаются средства союзов предпринимателей, банков, а также финансовые ресурсы из частных источников на некоммерческой основе - субсидирование, гранты, благотворительность и т.д.
В регионах России было создано большое количество региональных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, региональных бизнес-инкубаторов, бизнес-центров, учебно-деловых центров. Полнота и комплексность институтов и инфраструктурной поддержки различаются по регионам России.
Одним из регионов, демонстрирующих хорошие результаты в развитии инновационной инфраструктуры, яв-
ляется Республика Татарстан в силу собого подхода ее руководства к данному вопросу.
В Республике Татарстан широко развита инфраструктура по привлечению инвестиций. Об этом свидетельствуют следующие мероприятия: реализация Республиканских целевых программ, охватывающих различные сферы экономики, которые, начиная с 2000 г., определяются как государственный заказ по соответствующему направлению; реализация Программы инновационного развития экономики Республики Татарстан, в развитии в республике инновационной инфраструктуры - сети технопарков и технополисов. Формирующаяся при поддержке органов власти инновационная система республики предусматривает объединение в едином комплексе образовательных учреждений различного уровня, научно-производственных и социально-экономических структур. Это позволяет организовать научно-производственную и инновационную деятельность по полному циклу: от фундаментальных и поисковых работ до производства и продаж наукоемкой продукции; осознание руководителями крупных промышленных предприятий необходимости реализации разработок собственных научно-исследовательских и конструкторских подразделений и создания специальных субъектов - технопарков, промышленных зон, технополисов.
В регионе регулярно проводятся Венчурные ярмарки, конкурсы инновационных проектов («Идея-1000», «50 лучших инновационных идей РТ»), действует «Закон РТ об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан», принята к реализации Республиканская программа развития инновационной деятельности в Республике Татарстан.
Программой инновационного развития Республики Татарстан опреде-
ляются следующие основные принципы республиканской инновационной системы: максимально быстрый выход создаваемых при государственной поддержке субъектов (и их подразделений) на режим самоокупаемости; баланс государственных интересов и интересов бизнеса, что достигается формированием при государственной поддержке инфраструктурных элементов республиканской инновационной системы (Правительственная комиссия Республики Татарстан по научно-технической и инновационной политике, Инновационно-производственный технопарк «Идея», технополисы и г. Казань, Набережные Челны, и др.) с последующим тиражированием технологий инновационного и синерге-тического менеджмента и технологий финансирования на другие субъекты, создаваемые на коммерческой основе; внесение в формируемую инновационную систему республики технологий инновационной деятельности и форм государственной и негосударственной поддержки извне (достигается путем размещения и включения в работу инфраструктурных элементов системы носителей технологий управления инновациями и технологий финансирования (включая представительства зарубежных агентств, университетов, фондов, участие зарубежных специалистов, в т.ч. стран СНГ, в данной сфере и др.); обеспечение соответствия уровня сложности создаваемой инновационной системы сложности республиканской экономики, что обеспечивается созданием распределенной по территории республики системы взаимодействующих субъектов инновационной деятельности (технопарков, технополисов, промышленных зон и др.); стимулирование синергетических эффектов инновационных проектов.
В Республике Татарстан действуют следующие институты, образующие инфраструктуру поддержки инновацион-
ного бизнеса (инновационный кластер): Министерство информатизации и связи РТ, Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан, Агентство инвестиционного развития РТ, Инвестиционно-венчурный фонд РТ, 1Т Парк в г. Казани и г. Набережные Челны, Инновационно-производственный Технопарк «Идея», Академия наук РТ, Камский индустриальный парк «Мастер», Инновационно-производственный Технопарк «Идея-Юго-Восток», Бизнес-инкубатор «Свияга», Бизнес-инкубатор «Форсайт», Особая экономическая зона «Алабуга», Лизинговая компания малого бизнеса РТ, Технополис «Химград», финансово-кредитные институты, научно-образовательные кластеры и пр. Все эти структуры созданы при участии и поддержке Правительства Республики Татарстан. Создается крупный научный университет 1Т Университет совместно с Университетом Карнеги - Меллон -известный частный университет и исследовательский центр.
Каждый из перечисленных институтов выполняет свою функцию в общей инфраструктуре инновационного кластера. В совокупности они охватывают все вышеперечисленные составляющие инновационной инфраструктуры (производственно-технологическую, консалтинговую, финансовую, кадровую, информационную и сбытовую).
Для успешного формирования инновационного кластера необходима четкая и слаженная работа всех перечисленных организаций. В то же время необходимы какие-то объединяющие центры развития малого и среднего бизнеса, через которые компании могут получить доступ ко всем необходимым им услугам. В качестве таких объединяющих центров часто выступают технопарки и индустриальные парки. Например эффективный индустриальный парк - Технополис «Химград». Тех-
нополис «Химград» представляет собой элемент инфраструктуры поддержки компаний малого и среднего бизнеса Республики Татарстан, занятых в области химии и нефтехимии. Работа данного индустриального парка в тесной связи с крупными республиканскими нефтехимическими предприятиями, ведущими вузами Республики Татарстан должна способствовать формированию в Республике Татарстан эффективно работающего нефтехимического кластера. Основными направлениями деятельности Технополиса являются малотоннажная химия и переработка полимеров, энергосбережение, медицинские технологии и производство мединструментов. Технополис «Хим-град» создан на принципах частно-государственного партнерства. Государство осуществляет вложения в инженерную инфраструктуру площадки, что позволяет привлекать частных инвесторов для реализации конкретных бизнес-проектов на территории, оснащенной современными инженерными коммуникациями.
В республике действует Технопарк «Идея» - один из крупнейших технопарков в Европе (30 тыс. кв.м. в центре Казани). В технопарке действует инновационный бизнес-инкубатор, технологический центр - оборудование для малых инновационных компаний, бизнес-парк - офисные помещения для сервисных компаний и компаний, находящихся на стадии расширения, центр биотехнологических разработок, центр технологического и диагностического оборудования. На базе технопарка «Идея» совместно с «РОСНАНО» создан центр наноразмерных технологий.
1Т-парк открыт в 2009 г. и является самым большим технопарком в сфере 1Т в Восточной Европе общая площадь - 30 тыс. кв.м.
Также необходимо отметить, что в Республике Татарстан придается боль-
шое значение развитию инфраструктуры фундаментальных и прикладных исследований в федеральных вуз - это Казанский федеральный университет (физика, математика, IT, биотехнологии, геология...), 2 Национальных исследовательских университета (машиностроение, энергетика, химия, нефтехимия.), Казанский научный центр РАН (5 институтов: физика, химия, биология.), Академия наук Республики Татарстан (37 исследовательских центров) Медицинский, архитектурный, сельскохозяйственный. университеты. Особую роль играют инновации в университетах. Более 70 малых инновационных (spin off) компаний создано вузами с 2009 г. Инфраструктура университетов включает: Центры коллективного пользования, Бизнес-инкубаторы для студентов, Центры трансфера технологий. При поддержке Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова в Республике Татарстан действует правительственная программа «Алгарыш» - грант на стажировки и обучение в ведущих российских и международных научных и образовательных центрах.
Уделяется большое внимание проведению различных научных конференций в сфере высоких технологий и инноваций: Всероссийский фестиваль науки в г. Казани, Научные конференции в Казани, Международная конференция «Физика высокочастотных разрядов» и Международная школа для молодых ученых и специалистов «Высокочастотные разряды: теория и техника», летняя школа «Фулбрайт» по теме «Нанотехнологии и наномате-риалы», Международный конгресс по органической химии, посвященный 150-летию создания А.М. Бутлеровым теории строения органических соединений, вручение Международной премии имени Е.К. Завойского в области электронного парамагнитного резонанса, Международная конференция
«Спиновая физика, спиновая химия и спиновые технологии и другие.
Ежегодно в Казани организуется Казанская венчурная ярмарка, ставшая крупнейшей в Поволжье.
В республике активно действует программа развития инновационного территориально-производственного «НАНО-кластера» на период до 2020 г., целью которой являектся рост инновационного развития экономики республики на основе увеличения объемов производства и потребления нанопро-дукции. Развитие производственного, научного и инновационного потенциала. Кластера инфраструктуры (инженерной, социальной, транспортной, энергетической). Кластера сектора исследований и разработок на территории. Кластера малого и среднего предпринимательства, привлечение инвестиций на территории Кластера развитие системы подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров. Кластера обеспечение экологической безопасности территории базирования.
Таким образом, пример Республики Татарстан демонстрирует, как при целенаправленном участии государства, как в части финансирования,
1. https://www.krp.tatar.ru
2. https://www.ivfrt.ru
3. https://www.himgrad.ru
4. Мухин И. В. Экономическая безопасность современной России: угрозы и перспективы обеспечения // Экономические науки. - 2012. - № 1(86). - С. 118-122.
5. Блюменфельд В. Большие проблемы малого бизнеса // Экономика и жизнь. -2007.
6. Государственное управление: основы теории и организации. Учебник / Под ред. В.А. Козбаненко. Т. 1. - М., 2002.
так и оказания комплексной административной поддержки, создаваемые элементы инновационного кластера за короткие сроки достигают значительных результатов. Также, необходимо учитывать, что осуществление частных инвестиций со стороны девелоперских компаний или компаний-резидентов технопарков и индустриальных парков имеет большое значение, потому что ключевая задача заключается в формировании новых субъектов бизнеса. При этом технопарки и индустриальные парки выступают в качестве центров, объединяющих усилия всех организаций, составляющих инновационную инфраструктуру поддержки бизнеса.
В этой связи, в целом можно отметить, что проект создания и реализации ОЭЗ в России состоялся и является мощным стимулом развития экономики. Для территорий, в которых в настоящее время не наблюдается деловой активности возможно требуется другая формула развития. Однако, следует отметить, что прежде всего в создание предприятий должны вкладываться местные предприниматели, которые кровно будут заинтересованы в сохранение стабильной ситуаци-ии работать на результат.
_ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
7. Дедул А. Малый бизнес России: достижения, проблемы, перспективы // Федеральная газета. - 2007. - № 1-2 февраль.
8. Закон Республики Татарстан «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан».
10. Кавеев Х. Роль и место малых предприятий в экономике РФ // Власть. - 2008. -№ 8-9.
12. Республиканская программа развития инновационной деятельности в Республике Татарстан, http: //prav. tatar. ru/ rus/complan. htm?pub_id=35 ü^TR
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ _
Гашигуллин Айдар Аюпович - аспирант, e-mail: [email protected], Дипломатическая академия МИД РФ.
UDC 64.061.2
INNOVATIVE DEVELOPMENT AND HIGH TECHNOLOGY IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN
Gashigullin A.G., Graduate Student, e-mail: [email protected], Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
An innovative way of development and high technology has become one of the strategic position of the Russian Federation at the present stage. In this article I would like to analyze the development of innovative and high technology in the case of the Republic of Tatarstan, the development of special economic zones in the area of high technology and various innovative parks.
Key words: innovation; investment activity; innovation-active organizations; high tech; cluster; project; program development.
REFERENCES
1. https://www.krp.tatar.ru
2. https://www.ivfrt.ru
3. https://www.himgrad.ru
4. Mukhin I.V. Ekonomicheskie nauki. 2012, no 1(86), pp. 118-122.
5. Blyumenfel'd V. Ekonomika i zhizn'. 2007.
6. Gosudarstvennoe upravlenie: osnovy teorii i organizatsii. Uchebnik. Pod red. V.A. Kozbanenko. T. 1 (State administration: Theoretical framework and principles of organization. Textbook. Kozbanenko V.A. (Ed.), vol. 1), Moscow, 2002.
7. Dedul A. Federal'naya gazeta. 2007, no 1-2 February.
8. Zakon Respubliki Tatarstan «Ob investitsionnoy deyatel'nosti v Respublike Tatarstan» (Republic of Ta-tarstan Law on Investment Activities in the Republic of Tatarstan).
10. Kaveev Kh. Vlast'. 2008, no 8-9.
12. Respublikanskaya programma razvitiya innovatsionnoy deyatel'nosti v Respublike Tatarstan, http:// prav.tatar. ru/rus/complan.htm?pub_id=35
Инвестор: «Одна операция, может, не очень дорога, но если их просуммировать, получается прилично. К тому же мне не нужен ваш финансовый отчет, я все равно его читать не собираюсь. Я - наивный человек, втюхать мне можно что угодно».
Издатель: «Отчеты пишутся не только для инвестора. Ведь это документ, который можно проверить, сравнить с чужими расценками, оценить стоимость каждого пункта, обсудить со специалистами. Отчет полезен для квалифицированного диалога, открытости взаимоотношений, предъявления претензий».
Инвестор: «У меня и без книг полно дел, но знаю точно, что у издателя N ее выпуск был бы вдвое дешевле».
Издатель: «Может быть, даже еще дешевле. Но не смущает ли тебя, что N владеет только типографией, которая просто размножит рукопись со всеми ее ошибками, недостатками стиля, примитивным (украденным) дизайном. Правда, ценность книги здесь не играет роли, потому что до читателя она все равно не дойдет, N не имеет системы книгораспространения».
Приведенный диалог - не плод фантазии. Здесь воспроизведена почти дословно часть дискуссии с неким предпринимателем-ученым. Но с некоторыми вариантами такой разговор между квалифицированными издателями и покупателями книг, инвесторами или администраторами является типичным. В недалеком прошлом оплата специальных издательских проектов осуществлялась за счет спонсоров. Зачем они тратили свои деньги на выпуск книги?
УМНАЯ КНИГА - ПРЕДМЕТ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ Я ТЕБЕ НЕ ВЕРЮ (продолжение)
Продолжение на с. 407