ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2011 г. Выпуск 4 (23). С. 71-75
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ И НЕФТЕГАЗОВАЯ РЕНТА
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Б. Л. Лавровский
Диагностика состояния
Последствия системного кризиса 90-х годов
1. Экономика России вследствие, прежде всего, системного кризиса 90-х годов: неотложных социальных задач нулевых годов лежит в инфраструктурных развалинах. Инженерные сети во многих городах дышат на ладан.
2 В течение 15 -20 лет в стране практически не осуществлялось строительство,
модернизация и реконструкция
автомобильных и железных дорог, генерирующих энергетических мощностей, сетевого и аэропортового хозяйства, логистики и пр.
Технологический базис современной российской экономики
1. Производственный аппарат физически и морально устарел, деградирует
2. Физический износ основных фондов в отдельных секторах экономики достигает 6080% (в гидроэнергетике, к примеру, 80 -100%)
3. В России присутствуют элементы и 5-го, и 6-го укладов, но доминирующими являются 3-й и 4-й уклады.
4. Отставание от развитых рынков составляет несколькодесятилетий.
5. Драматические последствии уже и в авиационной и ракетно-космической отрасли не заставляют себя ждать
Индикаторы инновационного развития
1. В 2008 г. инновации внедряли лишь 9,6% отечественных предприятий, что в пять-семь раз меньше, чем в Германии, Великобритании или Норвегии. Доля инновационной продукции в промышленном производстве России находится на уровне 5,5% ( в США - 70%, в Китае приближается к 1/3).
2. Судя по динамике структуры внешнеторговых связей с Китаем, страна на глазах превращается в сырьевого придатка уже не только Запада. Государство оказывается вынужденным закупать за рубежом уже и военную технику.
3. В целом в сфере инноваций по оценкам международных экспертов Россия занимает 69-е место из 104 обследованных стран.
в
Условия технологической модернизации
Успех не гарантирован
1. Для обретения Россией статуса страны с инновационной экономикой, высокотехнологичным производственным аппаратом требуются чрезвычайные усилия и беспрецедентные по масштабам ресурсы
2. Успех здесь далеко не гарантирован.
3. Поучителен в этом отношении опыт воссоединения старых и новых земель ФРГ,
Результаты регионального выравнивания в ФРГ 1 После четырех лет преимущественного экономического роста восточных земель показатели душевого ВВП, как и производительности труда, по отношению к старым землям оказались практически замороженными (примерно 2/3). 2. Наукоемкие технологии Восточной Германии через 10 лет к 2000 году составили 35,7%, в Западной Германии- 52,0%. 3 3 В настоящее время производительность труда в новых землях составляет приблизительно 70% от уровня старых земель (в 1990г. - 30%).
Инвестиции и инновации
1. Модернизация экономики покоится на двух китах в их единстве: инвестиции и инновации.
2. Инвестиции - необходимое условие технологической модернизации, без крупномасштабных инвестиций не может быть речи об инновационном развитии.
3. Инновации, разработки сами по себе, сколь бь! впечатляющим он/ ни были, не в состоянии обеспечить, если можно так выразиться, новое качество роста, производительных сил.
Усилия по региональному выравнивания в ФРГ
1 За 1991-1994гг. ежегодные трансферты в Восточную Германию оцениваются от 60 до 87 млрд. евро). И в последующие годы усилия мало ослабевали.
2 Стоит напомнить:
- население новых земель составляет примерно 14
млн. чел., территория значительно уступает Новосибирской области;
- по степени инфраструктурного обустройства,
технологическому уровню ГДР в свое время была одним из лидеров стран-членов СЭВ
Между тем, финансовый блок Правительства ...
Идея стерилизации денег
1. Как практическая, идея выведения денег из оборота, их стерилизации стала перед Правительством к 2004 году, когда по известным причинам профицит федерального бюджета, последовательно увеличиваясь с 2000 года, превысил 4%.
2. Столь значительные масштабы превышения государственных доходов над расходами совершенно нетипичны для стран с развитым рынком, где текущих доходов обыкновенно не хватает для решения социальных, инфраструктурных, оборонных и других задач. Другое дело - Россия. ,э
Стабилизационный (резервный) фонд
1, Огромные деньги (нефтедоллары), екои веки чудом
упавшие в Россию в 2000-е годы, могли бы стать источником модернизации инфраструктуры, технологического прогресса в отраслях (за счет, скажем, ослабления налогового бремени). Но нет!
2, Запустив страшилку инфляции, Правительство несколько лет формировало профицитный федеральный бюджет (5-7%).
3 Когда это стало совсем неприличным (почему такие пенсии, зарплаты бюджетникам, дороги и пр.). было принято решение стерилизовать деньги, вывести их из оборота; создать стабфонд
4. Парадокс в том. что, балансируя бюджет
американского правительства, превращаешь одновременно свой бюджет в дефицитный.
Эволюция стабфонда
1. Изначально источником Стабфонда грубо говоря, являлась нефтяная рента (вывозная таможенная пошлина на нефть и НДПИ (нефть) ) с использованием инструмента «цены отсечения» ( составляла в 2005г 20 долл /бар, в 2006-2007гг. - 27 долл./бар .).
2. Уже в 2005 году средства Стабфонда, направленные только на выплату внешнего долга РФ, составили 22,6 млрд. долларов США.
3. С 2006 года предполагается направлять в стабилизационный фонд РФ сверхдоходы не только нефти, но вообще нефтегазового происхождения -нефтегазовую ренту. В начале 2008 года Стабилизационный (он же Нефтегазовый) фонд был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (Фонд будущих поколений).
Философия и предпосылки существования резервного фонда
1. В рамках определенной парадигмы философия резервного фонда может показаться солидной, логичной и обоснованной. Государственная казна распадется на два кармана В первом концентрируются «надежные» и стабильные доходы. В другом кармане сосредоточены крайне неустойчивые, слабо прогнозируемые и сильно колеблющиеся конъюнктурные доходы. Государственная экономическая политика финансируется из первого кармана, который может пополняться из второго в крайних или заранее оговоренных случаях.
2. Стоит, однако, внимательнее присмотреться к системе исходных предпосылок, явно или неявно содержащихся в основании фонда и их последствиям, взгляду финансиста на содержание экономической политики,
Методологический порок исповедуемой парадигмы
1. Постановка действительно важной проблемы стабильности и предсказуемости государственной финансовой системы находится в полном отрыве от вопросов экономического роста, тем самым, преумножения, в конечном счете, государственной казны,
2. Требование краткосрочной устойчивости бюджета абсолютно приоритетно, первично; поставлено во главу угла, доведено до крайности, едва ли не абсурда.
Острое противоречие
1. Долгосрочная стабильность бюджета российского государства неотделима от конкурентоспособности страны на мировых рынках, прежде всего, рынках наукоемкой продукции; предполагает коренную модернизацию производственного аппарата на базе инновационных технологий.
2. Текущей стабильности бюджета можно добиться за счет нефтегазовой ренты пока она есть Государственная политика, направленная на систематическое воспроизводство только текущей бюджетной стабильности за счет чрезмерных резервов вступает в острое противоречие с задачей долгосрочной бюджетной стабильности.
Лоаушка
Является иллюзией, что создание надежной государственной финансовой системы за счет резервирования не связано с серьезными затратами. Резервирование, оттягивая на себя ресурсы, ослабляет и подтачивает возможности развития; чрезмерное резервирование неизбежно приводит к консервации сложившихся технологий.
Чем больше хиреют источники экономического развития, тем больше требуется резервировать, а также привлекать ранее накопленные финансовые ресурсы для защиты и сбалансированности текущего бюджета. Возникающая здесь ловушка имеет своей основой не объективный конфликт текущих и перспективных интересов, а различие взглядов экономиста и финансиста на коренные макроэкономические проблемы.
Правильная постановка вопроса
Вопрос не ставится таким образом резервировать часть ренты или не резервировать. Вопрос в другом, какая политика является приоритетной:
- охранение существующей экономической системы с ее все более слабеющими и деградирующими внутренними источниками развитая;
- последовательное взращивание, развитие источников экономического роста на базе современной инфраструктуры, инновационных технологий.
Правительственный прогноз объемов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, млрд. руб.
Наименование Прогноз
2009 2010 ГОД 2011 ГОД 2012 ГОД
Объем Резервного фонда на начало года 4 027,6 1 550,0 0,0 0,0
Использование средств резервного фонда не покрытие дефицита федерального бюджета ■3 028,3 -1 674,5 -6,6 0,0
Объем Резервного фонда на конец года 1 592,6 0,0 0,0 0.0
Объем Фонда национального благосостоянии на начало года 2 584,6 2 804,4 2 314.3 1 625,9
Использование средств Фонда национального благосостояния -681,7 -737.0 -712,1
Объем Фонда национального благосостояния на конец года 2 804,4 2 314,3 1 625.9 940,0
Основания принятого механизма расходования нефтегазовой ренты
1 В основании принятого механизма
расходования нефтегазовой ренты лежат по существу две незатейливые идеи: - необходимость создания резервов «на черный день»
стремление избежать чрезмерной инфляции 2. К настоящему времени можно в первом приближении оценить их продуктивность. Это тем более важно сделать, что в общественное сознание проталкивается мысль едва пи не о спасителях отечества в связи с созданием «подушки безопасности».
Судьба стабфонда
1 Па состоянию на 1 марта 2009 г. совокупный объем фондов благосостояния и резервного составил около 8 трлн. руб. (примерно 220 млрд. долл.); сопоставимо о поступлениями от ФНС РФ
2. К настоящему времени если бы цены на нефть не подскочили вновь до небес, от стабфонда не осталось бы ничего (см пред. слайд)
3. Деньги потрачены не только «по целевому назначению», но во многом на погашение долгое банков и компаний Благодаря федеральной поддержке, удалось освободить от залога, например, 25% акций «Норнитпя», 44% акций «Вымпелкома».
Об инфляции
1 В Германии по итогам 2006 года инфляция составила 2,6 процента {рекордную за 14 лет величину ), е 2009г. -0.4%, а 2010г - 1,1%. В 2010 году уровень инфляции в странах еарозоны достиг 2,2% - наивысшего показателя в течение двух лет. Инфляция в США по итогам 2008г. составила 0,1%, в 2009г. - 2,7% , в 2010г. - 1,5% .
2. В России инфляция а 2008г. составила около 13,3, в 2009г. и 2010г. ■ 8,8%.
3, Дополнительно вброшенным в экономику деньгам в странах с развитым рынком противостоят востребованные товары или услуги. Коренная причина инфляции в России не потому, что денег много, и здесь в соответствии с Минфином лежат основные риски, а потому, что конкурентоспособных российских товаров мало.
Заключительные замечания
27
Лучший министр финансов
1. Журнал Euromoney назвал главу Минфина России Алексея Кудрина лучшим министром финансов 2010 года. По словам издателя журнала Фэллона (Fallon) российский министр финансов был отмечен наградой в первую очередь аза создание Стабипизационного фонда».
2. Но значит ли это, что главное финансовое ведомство страны должно и далее фактически определять границы инновационного развития страны, балансировать бюджет, скажем, федерального правительства США. превращая одновременно бюджет РФ в дефицитный.
Хорошая новость
1. Динамика мировых цен на нефть в 2010г. и в 2011г. поколебала представление о естественной кончине нефтегазового фонда оно оказалось «сильно преувеличенной». Часть нефтегазовых доходов по-прежнему уходит в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
2. Новостью, однако, является тот факт, что за счет дополнительных доходов планируется создать часть фонда прямых инвестиций,
3. О запуске Российского фонда прямых инвестиций было официально объявлено на Петербургском экономическом форуме.
Благодарю за внимание!
30