УДК [330.34:001.895:316.422](44+4)
СОСНОВ Ф.Г. Инновационное развитие
Европейского союза на современном этапе и роль Франции в этом процессе
Настоящая статья посвящена исследованию ключевых проблем современного инновационного развития Европейского союза. Ключевое внимание в ней уделено развитию инновационного потенциала ведущих стран Европы, что проецируется на Францию как одного из основателей ЕС. Предложены подходы к заимствованию передового опыта инновационного развития для формирования национальной инновационной системы России.
Ключевые слова: Европейский союз, инновационное развитие, Франция.
Одним из важнейших факторов, определявших эволюцию хозяйственных систем за последние десятки лет, явилось возрастающее влияние на экономический рост новой техники, науки и в целом инноваций. Исследованиями инноваций и инновационной экономики во второй половине XX века стало заниматься большое количество как российских, так и иностранных ученых. Разрабатывалась концепция экономического механизма осуществления инноваций, на определенном этапе встал вопрос о роли государства. Исследователи инноваций стали распространять их не только на экономические процессы, но и на другие сферы жизни общества, включая науку, социальную и духовную сферу.
По мнению автора, национальная инновационная система (НИС) - это совокупность взаимосвязанных структур, занятых воспроизводством и коммерциализацией накапливаемых знаний и функционирующих в условиях определенного экономического, правового и социального контекста. Фундаментом НИС является совокупность субъектов, участвующих в производстве (генерации), передаче, использовании знаний и коммерциализации нововведений,- мелкие, средние, крупные компании и образуемые ими
сети, университеты, государственные лаборатории, технопарки и бизнес-инкубаторы, прочие исследовательские учреждения и научная система в целом. С другой стороны, основа успешного функционирования НИС - взаимодействие правовых, финансовых, социальных институтов, различных элементов, влияющих на инновационный процесс и обеспечивающих его, учитывающих национальные корни, сложившиеся традиции, политические и культурные особенности.
Хотя научные исследования как НТП, так и инноваций имеют долгую историю, сам термин «национальная инновационная система» был введен относительно недавно, лишь во второй половине 80-х годов XX века. Основоположниками теории НИС были К. Фримен, Б. Лундвалл, Р. Нельсон.
В России разработка теоретической концепции национальных инновационных систем началась значительно позже, во второй половине 90-х годов. Однако тут была своя специфика: акцент был смещен на анализ проблем формирования НИС при переходе от плановой экономики к рыночной, учитывая при этом сложное федеративное устройство государства. После 2000 года целая плеяда российских ученых занималась проблемой НИС.
Особенно существенный вклад внесли Е.Ф. Авдокушин, С.Ю. Глазьев, Н.И. Иванова, В.В. Иванов, А.А. Дынкин, О.Г. Голиченко, А.К. Казанцев, Б.З. Мильнер, А.Н. Фоломьев, В.И. Кушлин, В.С. Циренщиков, Ю.В. Яковец.
В инновационной системе любого государства ЕС есть и сильные, и слабые стороны, свои возможности и свои угрозы. О наиболее сильных сторонах инновационных систем стран ЕС нам говорит таблица ниже.
Таблица 1
Наиболее сильные стороны инновационных систем некоторых стран ЕС
Финляндия Франция Италия Великобритания
■ большие вложения государства в исследования и разработки (ИиР); ■ наличие развитой институционально-правовой базы; ■ тесное взаимодействие университетов и промышленных лабораторий; ■ развитые кластерные стратегии; ■ успешный опыт реструктуризации экономики страны в условиях кризисных явлений (1991 -1993 гг.). ■ наличие высококвалифицированных кадров; ■ высокий уровень координации между различными участниками инновационной системы; ■ чрезвычайно развитая система налоговых льгот для инновационных компаний; ■ большие государственные расходы на ИиР; ■ сильные государственные институты, регулирующие инновационную деятельность. ■ развитые кластерные стратегии; ■ высокая доля инновационной продукции в традиционных секторах (текстильные, мебельные, кожевенно-обувные кластеры); ■ высокоразвитые фармацевтика, телекоммуникации, средства автоматизации производственных процессов; ■ высокие позиции по новым торговым маркам и новым промышленным дизайнам. ■ функционирование университетов мирового уровня; ■ развитое венчурное финансирование; ■ высокая доля населения с высшим образованием; ■ развитые связи "университеты-промышленность"; ■ активная политика привлечения квалифицированных кадров; ■ благоприятные условия для предпринимательства в целом.
Помимо этого в инновационно системах стран ЕС есть и определенные недостатки.
Так, для инновационной системы Франции это:
1) низкие частные расходы на исследования и разработки (ИиР);
2) недостаточно активные связи предприятия - университеты;
3) недостаточно благоприятные условия для предпринимательства в целом.
Наиболее развитые страны ЕС достигли больших успехов в формировании инновационной экономики. Их инновационные стратегии были продуманными, и их национальные системы в целом функционируют весьма успешно.
По мнению автора, наиболее интересным и достоверным с научной точки зрения является «Европейское инновационное табло» (European Innovation Scoreboard).
В таблице ниже наглядно проиллюстрированы наиболее сильные и слабые черты инновационного развития каждой страны.
Интересным и плодотворным с научной точки зрения представляется также и методология исследования инновационной экономики, которую вот уже третий год
подряд представляет французская школа ^БЕАЭ. В последнем издании, датированном 2009-2010 годами, рассчитывается по большому количеству стран мира так называемый Глобальный инновационный индекс. Пользуясь данными ^БЕАЭ, обобщая показатели по 27 странам ЕС, автором был рассчитан композитный Индекс Инновационного Потенциала (ИИП).
Современная наднациональная инновационная система Европейского союза в последние годы играет все большую роль в формировании инновационной экономики стран ЕС. На настоящий момент она включает Европейский Совет, Европейскую комиссию и ее Генеральный директорат по научно-техническим исследованиям, а также сеть исследовательских организаций, международные институты, лаборатории. Включает она также все предприятия и университеты стран ЕС, получающие финансирование из бюджета ЕС. Кроме того, следует отметить, что влияние институтов ЕС на формирование инновационной экономики в государствах Евросоюза носит очень многогранный ха-
Таблица 2
Рейтинг стран ЕС по Индексу Инновационной Экономики (ИИЭ)
Страна Номер в рей-тин-ге Доля людей с высшим образованием (на 100 человек в возрасте 25-64 года) Уровень образования молодежи Государственные затраты на ИИР как доля от ВВП Затраты частного капитала на ИИР как доля от ВВП Патенты Новые торговые марки Новые промышленные дизайны Высокотехнологичный и средне-технологичный про-мышлен-ный экспорт как доля от общего экспорта Продажа товаров и услуг, новых для рынка Продажа товаров и услуг, новых для предприятия ИИЭ
АЛ А12 А13 А14 А15 А16 А17 А18 Ай АИ0
Финляндия 1 36,60 86,20 0,94 2,76 247,30 141,70 145,10 53,60 10,84 4,83 0,623
Швеция 2 32,00 87,90 0,97 2,78 269,60 175,30 176,00 51,90 8,29 5,10 0,615
Германия 3 25,40 74,10 0,79 1,84 290,90 188,80 244,50 62,90 9,12 10,11 0,578
Люксембург 4 27,70 72,80 0,30 1,32 231,80 1 225,80 738,80 29,90 5,91 6,54 0,523
Австрия 5 18,10 84,50 0,78 1,88 185,70 241,10 221,20 52,90 6,56 7,08 0,483
Дания 6 34,50 71,00 0,81 1,91 207,80 205,10 278,10 41,60 3,79 4,05 0,473
Бельгия 7 32,30 82,20 0,58 1,32 137,90 127,70 102,90 48,10 6,16 7,39 0,439
Франция 8 27,30 83,70 0,72 1,27 134,70 94,20 101,90 57,20 6,16 5,56 0,438
Нидерланды 9 32,20 76,20 0,73 0,89 205,80 196,80 159,40 39,50 6,02 4,87 0,424
Ирландия 10 33,90 87,40 0,47 0,93 65,30 171,70 42,00 50,90 7,19 5,43 0,396
Словения 11 22,60 90,20 0,58 1,07 57,60 103,40 54,40 56,50 5,83 7,50 0,391
Великобритания 12 32,00 78,20 0,63 1,21 85,90 139,00 71,10 50,30 3,70 4,81 0,381
Эстония 13 34,30 82,20 0,71 0,56 7,10 65,60 26,10 35,40 4,43 9,27 0,356
Чехия 14 14,50 91,60 0,56 0,91 10,80 43,50 61,60 61,50 9,93 4,72 0,338
Испания 15 29,20 60,00 0,61 0,74 33,40 151,70 95,30 51,80 7,37 8,48 0,336
Литва 16 30,40 89,10 0,62 0,19 3,20 33,10 12,80 34,40 6,04 6,39 0,308
Кипр 17 34,50 85,10 0,32 0,11 25,00 223,20 11,30 37,40 5,29 7,04 0,305
Словакия 18 14,80 92,30 0,26 0,20 6,10 31,10 24,80 61,50 7,79 8,95 0,293
Греция 19 22,60 82,10 0,41 0,16 10,90 36,60 11,40 31,20 16,60 9,04 0,293
Венгрия 20 19,20 83,60 0,45 0,53 13,70 27,60 19,50 66,40 7,82 2,70 0,287
Италия 21 14,40 76,50 0,55 0,60 85,20 120,60 174,40 51,30 4,53 4,52 0,285
Польша 22 19,60 91,30 0,41 0,19 3,40 41,90 49,80 51,10 4,56 5,55 0,269
Мальта 23 13,10 54,20 0,18 0,35 33,80 228,20 26,70 71,90 24,79 3,85 0,263
Румыния 24 12,80 78,30 0,41 0,18 1,60 12,40 2,00 44,10 4,85 13,69 0,249
Португалия 25 14,30 54,30 0,63 0,76 13,20 108,10 75,30 37,60 7,17 6,12 0,199
Болгария 26 22,80 83,70 0,33 0,15 3,50 36,20 12,50 24,20 6,70 3,59 0,183
Латвия 27 25,20 80,00 0,46 0,15 9,80 35,30 23,80 28,70 2,10 1,25 0,174
МАХ 36,60 92,30 0,97 2,78 290,90 1 225,80 738,80 71,90 24,79 13,69
М1Ы 12,80 54,20 0,18 0,11 1,60 12,40 2,00 24,20 2,10 1,25
Источник: по данным European Innovation Scoreboard. 2009.
http://www.eubusiness.com/topics/research/innovation-scoreboard.09/;
http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/eurostat/home/:
рактер. Во многом это влияние может быть опосредовано через формально другие виды совместной политики, не только научно-технической и инновационной. Тут следует отметить политику в области образования, политику в области конкуренции, сельскохозяйственную политику, региональную и многие другие.
По мнению автора, инновационная компонента может прослеживаться практически в любой деятельности, в том числе проводимой и на наднациональном уровне. Так, политика в области образования предусматривает выделение 7 млрд. евро на программы переквалификации работников на период 2007-2013 годов. Для инновационного развития особое значение имеют программы "Leonardo da Vinci", "Erasmus", "Grundtvig". В свою очередь важнейшим инструментом реализации инновационной и научно-технической политики в рамках наднациональной инновационной системы Европейского союза являются Рамочные программы научных исследований и технологического развития. Текущая, 7-я Рамочная программа (20072013 гг.) представляет собой важнейший шаг вперед в области интенсификации усилий по инновационному развитию стран Европейского союза.
Совместная политика ЕС в области инновационной и научно-технической деятельности может играть роль мультипликатора, в значительной степени повышая эффективность мероприятий на национальном и региональном уровнях.
Было исследовано также и потенциальное влияние текущей 7-й программы при различном ее бюджете на некоторые параметры развития: рост ВВП, экспорт, импорт, занятость и т.д. Рассматривая различные варианты финансирования Седьмой рамочной программы и долгосрочные последствия (до 2030 г.), выделяют три сценария:
1) увеличение в 2 раза затрат на программу и скромный экономический рост после 2010 года;
2) увеличение в 2 раза затрат на программу и быстрый экономический рост после 201 0 года;
3) полная ликвидация программы.
Рисунок ниже наглядно показывает, какой предполагается быть динамике роста ВВП, экспорта и импорта при трех сценариях.
В.1ШШ№ Рачи>чн<>й иршрачмы К( ни рост ВВП,экстрI и нмнор! оран ЕС:
Рис. 1. Различные сценарии развития стран ЕС в зависимости от экономического роста и Седьмой рамочной программы
Источник: По данным Генерального Директората Еврокомиссии (A New Deal for an Effective European Research Policy. By Muldur U. & al. Dordrecht: Springer.2006. P. 196.
Таким образом, эффект от увеличения затрат на Рамочные программы может быть весьма значительным.
Вместе с тем растущее влияние наднациональной инновационной системы ЕС на национальные инновационные системы стран Европейского союза в ближайшем времени может быть осложнено де-зинтеграционными тенденциями в рамках ЕС, недостатком финансирования и бюрократическими процедурами.
Анализ наднациональной инновационной системы ЕС позволил автору сделать следующие выводы:
1. Реализация Рамочных программ научно-технического развития играет большую роль в осуществлении крупных проектов, для которых необходимы транснациональные консорциумы, куда входят университеты, предприятия и научно-исследовательские учреждения.
2. Влияние наднациональной системы ЕС на формирование инновационной экономики в государствах Евросоюза носит многогранный характер. Во многом это влияние может быть опосредовано через формально другие виды совместной политики: промышленную, региональную, политику в области конкуренции, в области образования и т.д.
3. Взаимодействие и координация инновационных политик на уровне ЕС в целом, отдельных стран, региональных подсистем и кластеров носят все более выраженный характер.
4. Бюджет ЕС на цели научно-технического сотрудничества в значительной степени возрос, что, в частности, заметно по бюджету Рамочных программ.
5. В большей степени финансированием ЕС пользовались крупные предприятия, в значительно меньшей степени -малые и средние.
6. Больше всего финансирования ЕС получали крупные государства, однако «интенсивность финансирования» (на единицу ВВП и на одного исследователя) была выше в небольших странах.
7. По европейским регионам довольно большое финансирование получили периферийные регионы, что в некоторой степени способствовало выравниванию уровней экономического развития.
Некоторые позитивные черты инновационных систем отдельных стран ЕС могут быть использованы в условиях Российской Федерации. Это:
- развитие всеобъемлющей, целостной инновационной системы, охватывающей все звенья национального хозяйства;
- создание государственной институционально-правовой базы инновационной деятельности;
- организация сетевого взаимодействия во всех сферах деятельности, связанных с инновациями;
- укрепление связей между университетами и предприятиями.
Согласно EIS по показателям инновационного развития все страны, входящие в ЕС, подразделяются на 4 категории:
1. Лидеры инновационного развития. Эта группа включает в себя следующие
государства: Дания, Финляндия, Швеция, Германия, Великобритания.
2. Последователи инноваций: Австрия, Кипр, Эстония, Франция, Ирландия, Люксембург, Нидерланды и Словения.
3. Страны умеренного инновационного развития: Чехия, Греция. Венгрия, Италия, Литва, Мальта, Польша, Португалия, Словакия и Испания.
4. Страны слабого инновационного развития, чей уровень значительно ниже, чем в среднем по ЕС: Болгария, Латвия, Румыния.
Данная классификация базируется на разработанном и принятом в рамках EIS показателе суммарного инновационного развития (The Summary Innovation Index (SII)).
В основе данного показателя лежат 29 различных индексов инновационного развития, которые можно условно разделить на следующие группы:
1. Кадровые ресурсы.
2. Государственное финансирование и поддержка инновационного сектора.
3. Оценка участия частного капитала в процессе генерирования инноваций.
4. Оценка уровня инновационной инфраструктуры, облегчающей ведение инновационной деятельности и инновационного сотрудничества как в рамках частного сектора, так и на уровне частно-государственного партнёрства.
5. Производительность труда в инновационном секторе.
6. Доля фирм, участвующих в производстве инноваций.
7. Количество фирм, вышедших на рынок с инновационной продукцией либо применивших нетехнологические инновации в пределах собственной организации.
8. Экономический эффект от инноваций, измеряемый через количество новых рабочих мест в инновационном секторе, рост экспорта или положительные изменения в структуре внутренней торговли, связанные с инновационным сектором экономики.
По доле государственных расходов в области исследований, разработок в процентах от ВВП Франция на сегодняшний день всё ещё не достигла уровня в 3%, заявленного в лиссабонской стратегии. Её расходы колеблются в районе 2,08% -
2,12% от ВВП. Таким образом, по этому показателю она занимает 6-е место в Европейском союзе, пропустив вперёд четыре страны, входящие в группу «лидеров инноваций» ЕС: Данию, Финляндию, Швецию, Германию. Пятой страной, опережающей Францию по этому показателю в 2009 году, стала Австрия.
Такой показатель, как совокупные затраты на исследования и разработки частного сектора в процентах к общим затратам на R&D, хоть и имеет положительную динамику и также поднимает Францию выше среднеевропейского уровня, однако недостаточно высоко, чтобы достичь лиссабонских критериев, и составляет 61,9%, что в свою очередь, значительно ниже показателей стран группы «лидеров инноваций ЕС».
Франция сохраняет за собой уверенное лидерство по участию в проектах, реализуемых в рамках инновационной политики Европейского союза.
Из других показателей можно привести следующие:
- Количество пользователей Интернетом старше 11 лет имеет устойчивую тенденцию к росту и составляет 32 млн. чел., или 62%, прибавив 5% за период 2008 года и подняв Францию на 11-е место по ЕС-27.
- Количество зарегистрированных патентов в EPO ( European Patenting Office ) с 2004 года сохраняет стабильный, но малозаметный рост, в среднем на 0,1% в год. И опять следует отметить, что по данному показателю Франция превышает среднеевропейский уровень, но значительно отстаёт от Германии и Скандинавских государств.
- Количество занятых полное рабочее время в научной сфере имеет стабильную и наиболее положительную тенденцию к росту в ЕС (3% в год) и достигает 380 тысяч человек. Из них 44% рабочих мест в государственном секторе и 56% - в частном. По данному показателю Франция находится на втором месте в Европе и на шестом в мире после таких стран, как США (1,3 млн. чел.), Китай (926 тыс. чел.), Япония (667 тыс. чел.), Россия (650 тыс. чел.) и Германия. Из негативных тенденций следует отметить снижение объёмов венчурного инвестирования проектов, находящихся на ранней стадии разработки.
В качестве заключения к обзору данных показателей можно сделать вывод, что сильной стороной Французской НИС является поддержка со стороны государства, а в слабые стороны следует записать довольно бедные взаимосвязи между бизнесом и государственными исследованиями.
Литература
1. Small Country Innovation Systems: Globalisation, Change & Policy in Asia & Europe /Ed.by C.Edquist et al. Cheltenham: Edward Elgar. 2009.
2. Global Innovation Index 2009-2010. INSEAD. http://www.globalinnovationindex.org/ gii/main/reports/2009-10/FullReport_09-10.pdf
3. European Science & Technology Policy: Towards Integration or Fragmentation? /Ed.by H.Delanghe et al. Cheltenham:Edward Elgar. 2010.P.175-192.
4. European Science & Technology Policy: Towards Integration or Fragmentation? /Ed.by H.Delanghe et al. Cheltenham:Edward Elgar. 2010.P.175-192, 353-357.