Инновационное развитие
экономической системы
организация
мониторинга
В статье рассматриваются вопросы, связанные с разработкой и внедрением системы мониторинга инновационного развития субъекта экономики. Дается определение мониторинга инновационного развития, приводятся его основные цели, задачи и принципы. Рассмотрен состав и функции системы мониторинга, а также этапы ее внедрения, включающие разработку методик оценки инновационного развития, системы показателей и способов их определения, а также алгоритма внедрения.
This article concerns issues of creation and implementation ofthe monitoring system of innovative development of any economic participant. The notions of monitoring of innovative development are defined, its mains objectives, tasks and principals are stated. The authors of the article also touch upon the content and functions of the monitoring system of innovative development and the phase of its introduction, including the creation of methods of estimation of the innovative development, the systems of indices, ways of their determination, and the algorithm of its implementation.
В настоящее время одной из приоритетных задач российской экономики является ускорение экономического роста и повышение конкурентоспособности предприятий. Важнейшим фактором роста является инновационное развитие основных субъектов (предприятий, отраслей промышленности, регионов, федеральных округов, научно-производственных комплексов и т. д.), которое невозможно без освоения наукоемких технологий, способности эффективно использовать интеллектуальные ресурсы, внедрять инновационные разработки в промышленность.
Решению этих и многих других вопросов должна способствовать система мониторинга инновационного развития (СМИР) хозяйствующих субъектов. Такая система способна аккумулировать в себе большие объемы информации по внедряемым инновациям, инновационно активным предприятиям, потенциальным инвесторам, а также многим другим составляющим инновационного процесса.
Мониторинг инновационного развития — это непрерывный контроль над инновационным процессом и последующий анализ результатов, сбор данных, отслеживающих динамику изменения состояния экономической системы (ЭС) и выявление тенденций развития инновационных процессов. Он базируется на научной методологии достижения эффективнос-
Ю. Максимов,
д. т. н., профессор, зам. проректора по научной работе Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского
О. Митякова,
к. э. н., доцент кафедры управления инновационной деятельностью Нижегородского государственного технического университета
С. Митяков,
д. ф-м. н., профессор кафедры менеджмента Нижегородского государственного технического университета
Т. Федосеева,
аспирант Нижегородского государственного технического университета
ти в рамках экономического контроля, комплексносистемном анализе, планировании и прогнозировании, менеджменте, маркетинге, информационных технологиях. Объекты мониторинга — инновационные процессы в экономических системах, имеющие качественные и количественные характеристики и находящиеся во взаимосвязи и взаимодействии. Субъекты мониторинга — федеральные, региональные, муниципальные органы управления, различные организации и отдельные исследователи, осуществляющие наблюдение и оценку инновационных процессов.
Основные цели функционирования СМИР: н обеспечение органов управления полной, оперативной и достоверной информацией об инновационных процессах, протекающих в данном экономическом субъекте; н определение эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на активизацию инновационной деятельности; н своевременное выявление тенденций инновационного развития, оценка их возможного влияния на результативность процесса освоения нововведений;
н повышение эффективности управления инновационным потенциалом экономической системы; н повышение конкурентоспособности экономичес-
ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006
ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006
н
н
н
н
кой системы.
К основным задачам мониторинга инновационного развития относятся:
н сбор данных, организация наблюдения, получение достоверной и объективной информации о состоянии инновационного потенциала экономической системы; н оценка и анализ результатов инновационной деятельности субъектов экономической системы, соотнесение этих результатов с определенными критериями;
прогнозирование инновационной деятельности с целью корректировки направлений инновационного развития;
подготовка и доведение до соответствующих органов власти рекомендаций по оперативному и стратегическому управлению инновационной деятельностью экономической системы в целом и ее отдельных элементов.
Ведущими принципами системы мониторинга являются:
н непрерывность наблюдения за объектами;
периодичность снятия информации о происходящих изменениях;
сопоставление применяемых показателей мониторинга во времени.
Основные функции предлагаемой системы мониторинга:
н систематическое обследование состояния экономической системы в целях диагностики ее инновационного развития;
формирование перечня инновационно активных предприятий, отраслей, а также отдельных инновационных проектов;
методическое обеспечение процедур оценки интеллектуальной собственности, трансфера и коммерциализации инноваций; создание информационной системы взаимодействия субъектов инновационной деятельности; поиск потенциальных инвесторов, выработка предложений по оптимизации инвестиционных стратегий;
диагностика инновационных и инвестиционных рисков;
консультирование и консалтинговое сопровождение инновационных проектов; н создание информационных банков данных; н ранжирование предприятий по уровню их инновационной активности.
На рис. 1 представлена примерная структура системы мониторинга инновационного развития. Основные подсистемы данной системы: н правового обеспечения (диагностика условий для осуществления инновационной деятельности); стратегического планирования и прогнозирования (перспективный прогноз инновационной деятельности в рамках целей и долгосрочной стратегии экономической системы); маркетингового обеспечения (прогнозирование спроса на инновационную продукцию и его продвижение на новые рынки);
научно-технического обеспечения (диагностика
н
н
н
н
н
н
н
н
н
Подсистема
производственно-
технологического
обеспечения
Подсистема стратегического планирования и прогнозирования
Финансово-
аналитическая
подсистема
Правовая
подсистема
Подсистема
научно-
технического
обеспечения
Инвести-
ционная
подсистема
Элементы системы инновационного мониторинга Марке- тинговая подсистема
Кадровая
подсистема
Подсистема Подсистема Подсистема
информа- диагностики стратегиче-
ционной трансфера и ского
поддержки коммерциали- развития и
зации роста
инновации
Рис. 1. Система мониторинга инновационного развития
развития технологических объектов инноваций — технопарков, бизнес-инкубаторов и т. д.), отбор и экспертиза инновационных проектов; н производственно-технологического обеспечения (диагностика развития технологий, оценка конкурентоспособности экономической системы); н финансово-аналитическая (данные о финансовой устойчивости, структуре нематериальных активов, стоимости предприятия и объектов интеллектуальной собственности); н инвестиционная, включающая поиск финансовых ресурсов (гранты федеральных и региональных инновационных фондов, венчурный капитал и т. д.), мониторинг финансовой поддержки инновационной деятельности; н кадровая (данные о наличии и эффективности функционирования коучинг-центров и других институтов подготовки и переподготовки инновационно активных кадров, диагностика инновационного климата и корпоративной культуры); н информационной поддержки (глобальные и локальные сети, банки данных по объектам интеллектуальной собственности, инновационно активным предприятиям, потенциальным инвесторам).
н диагностики трансфера и коммерциализации инноваций, осуществляющая оценку эффективности инновационной деятельности в целом; н стратегического развития и роста (оценка инновационной составляющей экономического роста субъекта экономики).
На рис. 2 приведены этапы разработки системы мониторинга инновационного развития.
На первом этапе разработки СМИР осуществляется выбор конкретных методик, видов мониторинга, необходимых для анализа инновационного развития экономической системы. Представляется целесообразным выделение следующих видов мониторинга и соответствующих методик оценки инновационного развития [1]:
1. Мониторинг инновационного потенциала эконо-
Разработка
методик
количественной
оценки
инновационного развития ЭС
Рис. 2. Этапы разработки СМИР
мической системы. Определяет состояние ресурсной составляющей инновационного развития. Используются показатели, характеризующие комплекс материально-технических, трудовых, информационных и финансовых ресурсов (численность исследователей, подготовка научных кадров, затраты на исследования и разработки), а также инфраструктуру поддержки инновационной деятельности (наличие и эффективность работы инновационных структур, в том числе центров трансфера технологий, количество площадей под инновационную деятельность и т. д.). (Методика оценки ресурсного (инфраструктурного) индекса инновационного потенциала экономической системы приведена в [2].) Основные виды мониторинга инновационного потенциала:
♦ Исследование текущего состояния инновационной активности экономической системы. При этом рассчитывается сравнительная функция, определенная на множестве аналогичных экономических систем. Эта функция обеспечивает возможность сравнительного анализа инновационной активности экономических систем и их ранжирования по рейтингу активности.
♦ Ретроспективный анализ инновационной активности экономической системы. При этом рассчитывается динамическая функция, позволяющая рассмотреть процесс во времени, и определить степень инновационного развития, используя данные о составляющих инновационного потенциала экономической системы за текущий и предыдущие периоды.
♦ Перспективный прогноз инновационного развития экономической системы с использованием методов математической статистики и анализа временных рядов.
2. Мониторинг трансфера технологий. Оценивается функциональный индекс, характеризующий эффективность трансфера технологий в экономической системе, определяемую количественно по полноте и быстроте движения по инновационному циклу. (Методика оценки функционального индекса инновационного развития экономической системы приведена в [3].)
На следующем этапе создания СМИР разрабатывается система показателей для оценки инновационной деятельности экономической системы в целом и отдельных ее составляющих как основа получения информации для принятия решений в области инно-
вационной политики. Эта задача не может быть полностью решена в рамках действия имеющихся форм государственного статистического наблюдения. В Российской Федерации статистическое наблюдение за инновационной активностью ведется с 1993 г. в виде заполняемых предприятиями форм статистической отчетности. В настоящее время Госкомстат РФ принял за основу несколько форм государственного статистического наблюдения, относящихся к инновационной деятельности [4]. Проведя анализ форм статистического наблюдения, можно сделать вывод, что инновационно активным признается предприятие или организация, которое:
н поставляет на рынок инновационную продукцию; н имеет затраты на инновационную деятельность; н участвует в технологическом обмене.
Состав показателей отчетности при вышеприведенном определении инновационной активности применим к промышленному предприятию, серийно выпускающему на рынок продукцию и ведущему обновление производственных фондов и технологий. Вместе с тем, существующие формы статистической отчетности мало применимы к малым инновационным предприятиям, вузам, научным организациям и прочим экономическим системам, которые имеют другую типологию инновационной продукции. В этих формах практически не содержатся вопросы, которые могли бы идентифицировать инновационный потенциал экономической системы. Кроме того, отсутствуют статистические наблюдения динамических показателей, ответственных за оценку эффективности трансфера инновационных технологий.
В этой связи представляется целесообразной разработка системы показателей инновационной активности и инновационного развития экономической системы. Количество и состав показателей может меняться в зависимости от типа экономической системы и целей исследования. Одним из путей решения данной задачи является разработка сбалансированной системы показателей в рамках модели Каплана-Нортона [5]. Эта модель отражает расширение возможностей мониторинга путем добавления нефинансовых показателей в систему оценки результатов деятельности для достижения целей управления. Она основана на увязке четырех перспектив экономической системы: взаимоотношения с клиентами, внутренних бизнес-процессов, финансовых показателей, а также развития и обучения.
На заключительном этапе создания СМИР необходимо разработать механизмы внедрения системы. Они представляют собой совокупность научно-аналитических, правовых, управленческих и других мероприятий, обеспечивающих непрерывность наблюдения за инновационными процессами, достоверность их оценки и практическое использование полученных рекомендаций. Для решения данной задачи необходимо создание центров мониторинга инновационного развития с целью сбора, анализа и управления информацией. В рамках этих центров предполагается создание распределенной среды мониторинга, включающей базы данных объектов мониторинга, а также набор вычислительных модулей,
ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006
представляющих собой программную реализацию используемых методик и алгоритмов оценки инновационного потенциала, расчета инновационного мультипликатора, планирования и прогнозирования инновационного развития экономической системы.
Мониторинг инновационного развития является необходимым элементом оценки эффективности функционирования и развития инновационных процессов в экономической системе. Распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. утвержден план мероприятий по реализации «Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологии на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». Эти мероприятия, в частности, включают разработку комплекса экономических показателей в области инновационной деятельности и методологии их расчета, а также создание системы мониторинга инновационного потенциала и инновационной активности в экономике. Внедрение системы
мониторинга инновационного развития будет способствовать росту инновационной активности предприятий и повышению конкурентоспособности российской экономики.
Литература
1. Ю. М. Максимов, С. Н. Митяков, О. И. Митякова. Инновационное развитие экономической системы: обобщенный показа-тель//Инновации, № , 2006.
2. Ю. М. Максимов, С. Н. Митяков, О. И. Митякова, Т. А. Федосеева. Инновационное развитие экономической системы: оценка инновационного потенциала//Инновации, № , 2006.
3. Ю. М. Максимов, С. Н. Митяков, О. И. Митякова. Инновационное развитие экономической системы: оценка эффективности трансфера технологий//Инновации, № , 2006.
4. Т. А. Торшина. Мониторинг показателей нематериальных активов как средство управления инновационной активностью вузов//Материалы VIII регион. конфер. «Наука — Северо-региону». Т. 3. Экономика. Ставрополь, СевКавГТУ, 2004.
5. Р. С. Каплан, Д. П. Нортон. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию/Пер. с англ. — М., ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004.