| АНАЛИЗ
Инновационное развитие Беларуси в контексте европейской интеграции
Окончание. Начало в №5
Инновационное становление экономики актуализирует проблемы измерения и оценки результатов научно-инновационной деятельности, а задачи Государственной программы инновационного развития Беларуси на 2011-2015 гг. требуют учета инновационной динамики с позиций международных стандартов. В связи с этим необходимо проанализировать возможности современной статистики науки и инноваций и определить задачи ее совершенствования.
Нина Богдан,
профессор Белорусского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор
Национальная статистика Беларуси в этой сфере обладает обширной информационной базой и методологическими разработками, что делает возможным и необходимым адаптацию существующих показателей к методологии Е^-2008-2010 и последующее сопоставление республики с другими европейскими
государствами [1, 2]. В нашей работе представлен вариант такого сравнения.
Беларусь по показателям развития человеческих ресурсов относится к развитым странам. По индикаторам, характеризующим выпуск специалистов с третьей ступенью образования и их занятостью в производстве товаров и услуг, страна находится на уровне таких признанных лидеров, как Финляндия и Швеция. Однако экономический и инновационный потенциал республики пока не соответствует человеческому капиталу. Отсутствие положительной связи может иметь несколько объяснений. Во-первых, существует значительный разрыв между формальными
критериями (например, долей выпускников вузов, продолжительностью обучения и т.п.) и показателями качества образования, измеряемого наличием необходимых экономике компетенций, умений и навыков. Во-вторых, образовательная структура населения значительно расходится с профессионально-квалификационной структурой экономики, а строение человеческого капитала не отвечает спросу на него, что обусловливает малопродуктив-ность его использования. Опросы предприятий свидетельствуют, что они испытывают недостаток квалифицированных специалистов, препятствующий инновационному развитию. Кроме того, Беларусь отстает от стран ЕС по числу обучающейся в аспирантуре молодежи, что может создать в перспективе трудности с восполнением научных кадров.
Важнейшим источником инновационного развития являются финансовые ресурсы. В европейской статистике их доступность определяется рядом индикаторов, характеризующих возможности как го-
Таблица 1. Человеческие ресурсы для инновационного развития
Показатели 2009 ЕС-27 Беларусь Комментарий об источниках данных и допущениях*
1.1.1. Выпускники со средним специальным, высшим образованием, магистранты в расчете на 1000 чел. населения в возрасте 20-29 лет (выпускники по специальностям Б&Е и ББН) иО ■о" 4 78,1 Белстат, результаты переписи 2009 г.
1.1.2. Выпуск аспирантов и докторантов в расчете на 1000 чел. населения в возрасте 25-34 лет (по специальностям Б&Е и ББН) 1,03 0,8 Белстат, перепись 2009 г. Имеется незначительное несоответствие между возрастом обучаемых
1.1.3. Численность населения, имеющего среднее специальное и высшее образование в расчете на 100 человек в возрасте 25-64 лет (уровень третичного образования) 24,3 56,2 Данные переписи, ф. 6-т (кадры) Белстат; представляется 1 раз в 2 года
1.1.4. Непрерывное образование в расчете на 100 чел. в возрасте 25-64 лет 9,6 10,5 ф. 6-т (кадры), Белстат (повышение квалификации и переподготовка)
1.1.5. Уровень достижений молодежи в образовании 78,5 86,9 Результаты переписи 2009 г.
*Результаты получены совместно с кандидатом экономических наук Н.Ч. Бокун
Таблица 2. Финансы и государственная поддержка инноваций*
Показатели 2009 г. ЕС-27 Беларусь Комментарий об источниках данных и допущениях
1.2.1. Общественные расходы на исследования и разработки (государственный сектор и сектор высшего образования), % к ВВП СО ■о" 0,31 ф. 1-нт (наука), Белстат
1.2.2. Венчурный капитал, % к ВВП 0,118 - Данные отсутствуют
1.2.3. Частный кредит, % к ВВП 1,27 0,371 Нацбанк Беларуси, обзор банковской системы Республики Беларусь за 2010 г.
1.2.4. Широкополосный доступ фирм, % к общему числу коммерческих организаций с числом занятых 10 человек и более 81,0 26,5 ф-1нт (икт) Белстат
*Результаты получены совместно с кандидатом экономических наук Н.Ч. Бокун
сударства, так и предпринимательского сектора.
В республике по сравнению с ЕС относительные затраты госсектора на финансирование науки более чем в 2 раза ниже среднеевропейских, отсутствует венчурный капитал, а мощность финансового сектора почти в 4 раза меньше, чем в среднем по Европе. В последние годы заметно расширился широкополосный доступ бизнеса к Интернету, что связано с ростом информационного сектора экономики Беларуси, однако до 2010 г. в стране отсутствовала статистическая информация о затратах в нем.
Наиболее слабым звеном в национальной системе инноваций является недостаточное участие бизнеса в финансировании НИР. Если в ЕС-27 затраты предпринимательского сектора составляют 1,21% ВВП, то в Беларуси - 0,36%. Именно по этой причине мы сохраняем индикатор «наукоемкость ВВП» на критически низком уровне - ниже 1% ВВП (0,65% в 2009 г.).
Как отмечалось, инновации в современном мире - сложный, интерактивный процесс, поэтому их изучение опирается на систему показателей, отражающих не только расходы на научные исследования, но и другие расходы. Таким индикатором является доля затрат на инновации за исключением НИР в процентах к обороту. В ЕС-27 этот показатель составляет 1,03%, тогда как в Беларуси -0,88%. Эти данные свидетельствуют о том, что программа модернизации экономики привела к техническому переоснащению производства с высоким уровнем износа основных средств, росту затрат на инновации в реальном секторе экономики. Однако следует признать, что у нас еще крайне низкие расходы на маркетинг и обучение персонала - 0,15 и 0,1% соответственно против 10-15% в ЕС.
Сравнение Европейского союза и нашей страны по показателям инновационной деятельности, характеризующим процессы сотрудничества и развития инновационного предпринимательства, крайне
затруднены, поскольку такого рода статистический учет в малом бизнесе проводился в республике не систематически, а трактовка до 2010 г. отличалась от европейской. В 2009 г. инновационная активность субъектов хозяйствования, включая малые предприятия с численностью занятых свыше 15 человек, составляла 5,6%, а без них - 12,2%. Это косвенно подтверждает вывод о чрезвычайно низкой инновационной активности малого бизнеса Беларуси и его отставание от стран ЕС-27, где, согласно данным С^-6 (период 2006-2008 гг.), инновациями занимаются 52% всех предприятий (малых, средних, крупных).
Процессы сотрудничества в научно-технической и инновационной сфере отражает такой показатель, как технологический баланс платежей в процентах ВВП. Открытая модель инноваций связана с расширением обмена научно-техническими знаниями. Например, технологический баланс платежей составляет в Финляндии - 1,09% ВВП,
Таблица 3. Экономический эффект инноваций*
Показатели 2009 г. ЕС-27 Беларусь Комментарий об источниках данных и допущениях
3.2.1. Занятость в средне- и высокотехнологичном производстве, % к совокупной рабочей силе 6,59 6,0 Государственная статотчетность по труду (баланс трудовых ресурсов), Белстат
3.2.2. Занятость в сфере интеллектуальных услуг, % к совокупной рабочей силе 14,92 3,62 Государственная статотчетность по труду (баланс трудовых ресурсов), Белстат
3.2.3. Средне- и высокотехнологичный экспорт, % к общему экспорту 47,4 31,8 Расчетные данные, полученные по специальному запросу (Белстат)
3.2.4. Экспорт интеллектуальных услуг, % к общему экспорту услуг 48,8 23,1 Расчетные данные, платежный баланс (Нацбанк)
3.2.5. «Новые для рынка» продукты (продажи), % к общему обороту 8,60 1,9 ф. 1-нт (инновация), Белстат. По степени новизны:1/3 «вновь внедренная, (принципиально новая)»
3.2.6. «Новые для фирмы» продукты (продажи), % к общему обороту 6,28 3,8 ф. 1-нт (инновация), Белстат. По степени новизны: 2/3 «подвергшаяся усовершенствованию и прочая инновационная продукция»
*Результаты получены совместно с кандидатом экономических наук Н.Ч. Бокун
АНАЛИЗ
Беларусь
Ежегодный рост ВВП (%)
Пользователи Интернета на 1000 чел.
Компьютеры на 1000 чел
Телефоны на 1000 чел.
Третичное образование
Среднее образование
Грамотность взрослых (% стар 15 лет)
Индекс развития человеческого потенциала
Тарифные и нетарифные барьеры
Качество регулирования
Нормы права
Роялти и платежи (USD/чел.)
Журнальные статьи/ 1 млн населения
Патенты, полрченные US^O/ на 1 млн населения
Источник: Всемирный банк, КАМ
Рис. 2. Беларусь в контексте показателей экономики знаний (2009 г.) в сравнении со странами мира
Швеции - 1,45% ВВП, в среднем в ЕС-27 - 1% ВВП. В Беларуси технологический баланс платежей отрицательный, что характерно для многих стран догоняющего развития, но его величина, несмотря на значительный рост, еще невелика - 0,127%, что показывает необходимость расширения научно-технического сотрудничества. Ком
Последний раздел инновационного табло ЕС дает характеристику структурных; сдвигов в экономике стран Европы в направлении формирования знаниеемких (интеллектуальных) услуг, развитии высокотехнологичного сектора, изменении структуры экспорта (табл. 3).
Беларусь в экспорте высоких технологий отстает от ЕС-27 более чем в 6 раз (Беларусь - 2,7%, ЕС - 16,6%), по продукции сектора высоких и средневысоких технологий - только в 1,5 раза. Это связано с сохранением и развитием в республике машиностроения. Для сравнения: в России этот показатель равен только 17%. Вместе с тем анализ показывает, что структура экономики нашей страны предоставляет еще крайне мало рабочих мест в секторе интеллектуальных услуг, поэтому занятость в нем в 4,6 раза отстает от среднеевропейского уровня. Этот сектор весьма важен для структурных сдвигов, строительства экономики знаний, поскольку предъявляет спрос на технологии с низкой капиталоемкостью и высокой наукоемкостью и является генератором преимущественно продуктовых и организационных инноваций.
По методике, адаптированной к EIS, был осуществлен расчет сводного индекса инновационного развития Беларуси в 2009 г., который составил 0,264 (рис. 1) против среднеевропейского 0, 478, что позволяет отнести республику к группе стран догоняющего развития. Таким образом, использование индикаторов ЕС демонстрирует наиболее слабые места НИС Беларуси: финансовая поддержка инноваций, недостаточная защита прав интеллектуальной собственности, неэффективность инновационных посредников, недооценка механизмов сотрудничества и взаимодействия.
В целом накопленный человеческий капитал, являясь важнейшим ресурсом инновационного развития страны, пока не дает возможность реализовать цели, поставленные политическими документами. Политические инициативы, направленные на формирование экономики знаний, носят в основном технократический характер, не преодолены общесистемные факторы противодействия инновациям (отсутствие конкурентной рыночной среды и институтов развития, монополизм, разрыв в технологическом уровне). Инновационная политика имеет отраслевой характер, а должна предусматривать и развитие элементов рынка. Превалирует стремление зарегулировать инновационный процесс «просвещенным» администрированием. Безусловно, важна роль государства как координирующего органа, как инструмента формирования устойчивого внутреннего спроса на наукоемкую продукцию, стимулов для развития инфраструктуры. Необходим жесткий контроль государства и за расходованием бюджетных ресурсов.
Но основная проблема - в среде, в создании экономики, восприимчивой к нововведениям, способной как генерировать их, так и адаптировать, заимствовать зарубежные разработки. В этой связи положительный эффект могут дать меры либерализации экономики, поддержки малого бизнеса. Можно обратить внимание на инновационное законодательство стран-соседей, где актуализировано «формирование институтов развития». Например, в Казахстане приняты Закон Республики «О государственной поддержке инновационной деятельности» от 23.03.2006 г. и «Программа по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005-2015 гг.».
Институциональная компонента НИС Беларуси является наиболее слабым ее элементом, ограничивающим развитие системы в целом. Об этом свидетельствуют и данные Всемирного банка, который определял готовность стран к формированию экономики
Таблица 4. Рейтинг Беларуси по индексу экономики знаний, 2009 г.
Страна (рейтинг) КЕ1 Институциональный режим Инновации Образование Информационно-коммуникационные технологии
Беларусь(73) 4,92 1,15 5,79 8,02 4,74
Казахстан (72) 5,05 4,70 3,68 7,07 4,76
Россия(60) 5,55 1,76 6,88 7,19 6,38
Страны с доходом выше среднего 5,66 5,08 6,03 5,63 5,89
Страны с высоким уровнем дохода 8,23 8,02 9,02 7,47 8,42
знаний. Сравнение производится по нормализованным данным в шкале от 0 до 10, где 10 - наилучшее значение. Расчет индекса экономики знаний показывает, что на 2009 г. Беларусь в мировом рейтинге занимала 73-е место из 146 и по сравнению с 2005 г. потеряла 17 позиций (индекс составлял 5,5 и 4,92 соответственно - табл. 4).
Графически Беларусь в мировом контексте показателей строительства экономики знаний, по данным Всемирного банка, представлена на рис. 1.
Анализ показывает, что по показателям образовательного блока, инновационной деятельности, измеренной через патентование, количество журнальных статей, удельную величину роялти, Беларусь приближается к группе стран с доходом на душу населения выше среднего. Но институты регулирования и формирования экономики знаний не соответствуют современным задачам. По оценкам Всемирного банка, республика снизила за последние годы уровень развития институтов с 1,26 до 1,15, в результате высокая образовательная компонента индекса (8,02) не способствует становлению НИС. Важнейшей задачей современного этапа является формирование институтов защиты прав собственности, соблюдения контрактов, создание стимулов к инновационному развитию.
Исследование показало необходимость совершенствования методологии статистического отражения инновационных процессов. Интеграция
Беларуси в глобальное экономическое пространство требует формирования подходов к анализу инноваций, адекватному мировым тенденциям. Следует, на наш взгляд, использовать возможности международного сотрудничества для заключения договора технической помощи и содействия созданию современной системы индикаторов науки и инноваций в стране, что позволит расширить ее участие в рейтингах инноваций и конкурентоспособности.
Важную роль в развитии процессов интеграции может сыграть Межгосударственная целевая программа инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 г., проект которой разработан на основе решения Совета глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 г.
Межгосударственное инновационное пространство в проекте программы рассматривается:
• как социокультурная, экономическая и информационная среда, в которой государства проводят совместные действия по развитию науки и техники; внедрению в производство новых технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособных на мировом рынке товаров и услуг; по объединению научно-технологического потенциала, усилий и ресурсов на новых прорывных направлениях исследований для устойчивого развития национальных экономик;
• как общность институтов, принципов и механизмов реализации государственной научно-технической и
инновационной политики, гармонизации государственных программ, стандартов и требований по формированию и осуществлению инновационных проектов, непротиворечивость законодательства, регулирующего функционирование и развитие НИС, сочетаемых с равными возможностями использования результатов научно-технической деятельности в интересах СНГ, государств - участников Содружества и их граждан.
Процессы интеграции должны базироваться на актуальной информационной базе для принятия эффективных управленческих решений в сфере инноваций, поэтому государства СНГ призваны создать современную статистику инноваций, используя европейский опыт. Нельзя списывать со счетов задачи измерения инноваций для создания эффективной инновационной политики, которая обеспечит создание условий для повышения глобальной конкурентоспособности экономики государств - участников СНГ, трансформации ее в социально ориентированную экономику знаний, что позволит повысить международный авторитет Содружества как одного из мировых центров технологического лидерства.
Литература
1. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2009 года: Аналитический доклад. - Мн., 2010.
2. Наука, инновации и технологии в Республике Беларусь 2009. - Мн., 2010.