Научная статья на тему 'Инновационное проектирование в системе профессиональной подготовки специалистов экономики и управления'

Инновационное проектирование в системе профессиональной подготовки специалистов экономики и управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
502
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова О. Н., Голушко Т. К.

В статье рассматривается сущность и специфика инновационного проектирования в условиях подготовки специалистов экономики и управления. Проанализированы преимущества и недостатки данной формы обучения с точки зрения субъектов образовательного процесса и работодателей. Рассмотрены примеры инновационных проектов, принявших участие в конкурсе лучших инновационных студенческих проектов, а также в конкурсе «Инновационные идеи и разработки», проведенных на базе ТГУ имени Г.Р. Державина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунова О. Н., Голушко Т. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационное проектирование в системе профессиональной подготовки специалистов экономики и управления»

УДК 338.001

ИННОВАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

О.Н. Горбунова

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина Россия, г. Тамбов. е-mail: oon26@mail.ru

Т.К. Голушко

Первый Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ Россия, г. Тамбов. е-mail: serggolushko73@mail.ru

В статье рассматривается сущность и специфика инновационного проектирования в условиях подготовки специалистов экономики и управления. Проанализированы преимущества и недостатки данной формы обучения с точки зрения субъектов образовательного процесса и работодателей. Рассмотрены примеры инновационных проектов, принявших участие в конкурсе лучших инновационных студенческих проектов, а также в конкурсе «Инновационные идеи и разработки», проведенных на базе ТГУ имени Г.Р. Державина.

Ключевые слова: проектирование, инновации, студенческий проект, высшая школа, экономика и управление.

В настоящее время понятие «инновация» как новый продукт, новое явление или действие в некоторой сфере современного социума стало настолько широким и распространенным, что практически «потеряло» свою экономическую специфику. Несомненно, экономическая прибыль, массовое привлечение потребителя, повышение эффективности производственных систем является конечной, но как бы вторичной, опосредованной целью внедрения новых процессов и организационных форм, использования новых материалов и существенной смены функций участвующих объектов и субъектов, которые по своей сути являются результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, креативного процесса, инсайта, изобретений и рационализации существующего.

Переориентирование на инновации в производстве и управлении фактически ознаменовало смену парадигмы общественного развития, что подтверждается наличием ряда существенных признаков, а именно:

- возросшей в последнее время роли человеческого капитала в инновационном развитии производства и общества в целом;

- увеличением инвестиций в производство новых товаров и услуг, в разработку новых технологий;

- перепрофилированием хозяйствующих субъектов на специализацию в области инновационной деятельности;

- появлением комплексов производств, имеющих межотраслевой характер;

- ориентацией на высокую наукоем-кость производства;

- выделением средств на защиту объектов интеллектуальной собственности и др.

Именно поэтому государство и общество ожидают от системы образования не только перехода в качественно новое состояние, характеризующееся изменением структуры, методов управления и особенностей функционирования (а именно интеграции системы образования, науки и производства), но и формирования иной интеллектуальной и технологической платформы [1], способной обеспечить подготовку «образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» [2].

В соответствии с поставленными целями меняются стандарты высшего профессионального образования, формы, методы и

средства обучения, главной функцией вуза становится не столько передача знаний, сколько их генерация и выстраивание новых социально-экономических связей. Меняются и требования, предъявляемые к выпускнику вуза: теперь он не только должен иметь необходимый комплекс теоретических знаний и умений, но и уметь творчески и нешаблонно решать профессиональные задачи, быстро ориентироваться в больших объемах информации, уметь самостоятельно принимать решения, обладать стремлением непрерывного повышения качества оказываемых услуг, соответствующих требованиям рынка, а также готовностью к эффективной работе в команде для решения профессиональных задач [3].

Следовательно, одной из первостепенных задач системы ВПО является задача разработки методической системы подготовки специалистов, способных к инновационной деятельности, а также реализация условий, обеспечивающих такую подготовку, к которым следует отнести:

- формирование мотивации студентов к овладению навыками инновационно-профессиональной деятельности;

- формирование знаний об инновациях и основных компонентах инновационной деятельности;

- развитие творческого потенциала и инновационных способностей студентов;

- развитие рефлексивного потенциала обучающихся;

- создание предпосылок к овладению опытом инновационной деятельности [4].

В самом деле, подготовка студентов к инновационной деятельности невозможна без овладения ими комплексом знаний об инновациях и инновационной деятельности, а именно:

- сущности, этапах и специфике реализации инновационных процессов;

- теории и практики инновационного проектирования;

- элементах и принципах функционирования инновационного проекта;

- оптимизации методов оценки эффективности инноваций;

- качественных и количественных методах оценки рисков инноваций;

- способах защиты от них.

Однако приобретенный комплекс знаний и умений не получит необходимого применения, если не будет сочетаться с мотивационным компонентом учебной деятельности. Необходимость профессиональной реализации в условиях значительной неопределенности и риска, которыми отличается российская экономическая действительность, требует высокой мотивации достижений и проявлений лидерства, а именно потребности личности в новшествах и их восприимчивости [5].

Еще одним условием профессиональной готовности будущих специалистов экономического профиля в контексте инновационной деятельности является высокий уровень креативности, реализуемый в виде способности к неординарному восприятию действительности, нахождению нестандартных решений поставленных задач, гибкости и оригинальности мышления. В такой трактовке способность к инновации и творческий потенциал выступают своего рода синонимами, но должны быть соотнесены с рефлексивной компетентностью. Самоанализ, выполняя роль сдерживающего фактора, проявляет себя как способность к ориентации в состоянии неопределенности, к определению допустимой степени риска в ходе разработки и внедрения инновационных идей, к фильтрации конструктивных и деструктивных решений [6].

Непременным условием подготовки студентов к инновационной профессиональной деятельности является также и овладение практическим опытом работы в этом направлении, причем разработка новых идей может быть реализована в двух основных формах.

Первая форма является наиболее распространенной и представляет собой стандартный учебный процесс, включающий имитацию будущей профессиональной деятельности. В содержание данной формы включены ролевые игры и задачи, требующие отступления от общепринятого видения ситуации, имеющие несколько способов решения, допускающие несколько ответов на поставленный вопрос. Кроме того, данная методика подразумевает решение изобретательских задач (не только технической направленности) с целью развития образного воображе-

ния и системного мышления, всю совокупность которых можно отнести к методике ТРИЗ.

Применять данную форму возможно в ходе изучения любых дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла, но наибольший эффект можно получить используя ее в ходе рассмотрения основ предпринимательства и инновационного менеджмента, вопросов интеллектуальной собственности и рынка новшеств, инструментов инвестиционной и инновационной деятельности и т.п., т.е. в блоке общепрофессиональных (для специальностей и направлений экономического характера) или социальноэкономических дисциплин (для специальностей и направлений иного профиля).

Вторая форма осуществляется в виде реального участия в инновационном процессе, реализуемом в какой-либо структурной единице вуза, обеспечивающей поддержку инновационного предпринимательства в молодежной среде (инкубатор инноваций, технопарк, вузовские центры, творческие и научные коллективы) [7]. Участие в инновационной вузовской структуре оптимально для продвижения идей наукоемкого бизнеса и позволяет решить несколько серьезных задач:

- осуществить информационную поддержку студентов, аспирантов и молодых ученых;

- оказать содействие студентам в проведении научно-исследовательских работ с целью развития их научного потенциала;

- организовать и провести внутриву-зовские, региональные, общероссийские и международные молодежные научные конференции и семинары;

- оказать помощь в продвижении и развитии инновационных проектов молодых ученых (проведение первичной экспертизы проектов, написание заявок на участие в конкурсах, грантах, привлечение студентов к работе в малых инновационных предприятиях).

Но, на наш взгляд, наиболее оптимальным способом, выступающим своего рода промежуточным звеном между указанными формами и реализующим все вышеназванные условия подготовки к инновационной деятельности, является инновационное проектирование.

Инновационный проект (программа) -это комплекс работ по созданию и реализации инноваций (от теоретических исследований до практического внедрения полученных результатов) [8]. По своей сути проект, опирающийся на результаты научно-исследова-тельской деятельности, является обоснованием цели и средств создания новой или изменения уже существующей системы (организационной, социальной, технической, технологической, экономической и т.д.). Ориентация на практику, на реальное производство, воплощение идей, изложенных в инновационном проекте, является его отличительной особенностью от любой другой исследовательской работы, проведенной студентом: будь то курсовой проект или дипломная разработка. Специфика инновационного проектирования представлена целым рядом существенных особенностей.

1. Преодоление консерватизма, свойственного для российского менталитета и заключающегося в восприятии инновации как противостоянии общепринятому, устоявшемуся, привычному, который достаточно сильно (чаще всего негативно) влияет на принятие решения по реализации любой прогрессивной идеи.

Несомненно, консерватизм не должен быть абсолютно отвергаем и может рассматриваться как эталон умеренности и рассудительности при принятии важных для жизни общества решений, гарантом стабильности и порядка, но не противопоставляться инновации, модернизации: необходимо сочетать эти понятия, применяя новые методы и технологии (инновации) на проверенном, качественном материале (уникальный российский опыт).

2. Любой инновационный проект представляет собой диалектическое единство, казалось бы, несовместимых категорий:

- сочетание нестандартного, неординарного мышления, полета мысли, погружения в творчество и рационализма восприятия действительности, практицизма зарабатывания, поиска финансового обеспечения творческой идеи;

- совмещение нерегламентированности мыслительной деятельности, свободы фантазии и необходимости соблюдения четко по-

ставленных сроков, строгой дисциплины выполнения цикла работ по всем этапам реализации инновационного проекта.

В самом деле, целью руководителя инновационного проекта (которым впоследствии и должен стать нынешний студент) является, прежде всего, формальное и фактическое объединение больших объемов знаний, людей и организаций. В его задачи входит не только постановка цели проекта и формирование коллектива единомышленников (с различными жизненными целями и уровнем притязаний), но и организация производства и сбыта продукции (или реализации услуг), проработка финансовых вопросов взаимодействия с государственными структурами (уплата кредитов, налогов, иных сборов) и конкурентами, распределения прибыли на дальнейшее развитие и

текущие расходы (заработная плата, доходы акционеров и т.д.) [9].

3. Наличие четкого, выверенного плана, подкрепленного договоренностями, экономическими расчетами, должно предусматривать любые, даже кардинальные реконструкции (соответствие изменившимся внешним условиям, концепции, лежащей в основе инновации, составу коллектива, работающему над проектом и т.д.), включающие переориентацию целей проекта или изменение путей их достижения.

Существуют различные классификационные признаки, позволяющие в зависимости от области применения, по уровню и масштабности решаемых задач, по типу инноваций и иным основаниям разделить все инновационные проекты на группы, которые представлены на рисунке 1.

Инновационный проект |

Вид

потребности

Новые

Существующие

^ Уровень ^ решения

Федеральные

Президентские

Региональные

Отраслевые

Отдельного

предприятия

Тип

инновации

Продукт

Метод

производства

Рынок

Источник сырья

Структура

управления

Период

реализации

Долгосрочные

Среднесрочные

Краткосрочные

Характер

целей

Конечные

Промежуточные

Рис. 1. Классификация инновационных проектов

Разумеется, инновационное проектирование как средство развития деловой активности будущих экономистов, менеджеров, управленцев не предусматривает обязательного участия в Федеральных долгосрочных инновационных программах, направленных на создание нового рынка или источника сырья, но и не отрицает вероятность такого развития событий. Необходимо также отметить, что сам метод проектов не является принципиально новым в современной педагогике (более того, сейчас уже можно гово-

рить о формировании проектной культуры субъектов образовательного процесса [10]), однако именно инновационное проектирование в ходе получения высшего профессионального образования используется сравнительно недавно, вследствие развития рыночной экономики и модернизации системы ВПО.

Тем не менее, преимущества данной формы профессиональной подготовки неоспоримы, тем более, если это касается подготовки специалистов экономики и управле-

ния. Все преимущества инновационного проектирования можно разделить на несколько групп относительно самих субъектов образовательного процесса, а также потенциальных работодателей будущих менеджеров, экономистов, управленцев.

Так, с точки зрения организации учебновоспитательного процесса, инновационное проектирование имеет ряд методических преимуществ, заключающихся, прежде всего, в активизации познавательной деятельности студентов, а также в развитии целого комплекса профессионально ориентированных умений и навыков (рефлексивных, поисковых, навыков оценочной самостоятельности, умений и навыков работы в сотрудничестве, менеджерских умений и навыков, коммуникативных умений, презентационных умений и навыков и пр.).

Однако применение инновационного проектирования на этапе получения высшего профессионального образования предъявляет особые требования к уровню профессионализма самого педагога. Несмотря на то, что метод проектов не является новаторским, тем не менее, многие преподаватели воспринимают его именно так, а, следовательно, его использование подразумевает наличие восприимчивости к педагогическим инновациям, творческой активности педагога, его методологической и технологической готовности к внедрению нового. Для того чтобы научить мыслить нестандартно, креативно, педагог сам должен обладать соответствующими качествами, уметь быстро отвечать на самые неожиданные вопросы студентов, свободно ориентироваться в новой информации. К сожалению, немногие преподаватели готовы поставить под удар профессиональную репутацию, пойти на определенный риск, уйти от стандартов, от годами отработанной методики, приемов и форм обучения.

Если же говорить о преимуществах инновационного проектирования относительно студентов как субъектов учебно-воспитательного процесса в вузе, то и здесь необходимо отметить активизацию познавательной деятельности, но уже с позиции обучающегося. В самом деле, перед студентами, участвующими в такого рода проекте и добивающихся определенных успехов, открываются

достаточно широкие возможности формирования профессиональной и социокультурной компетенций [11], а именно:

- проба себя в различных профессиональных направлениях («генератор идей», «менеджер», «экономист», «переговорщик» и т.д.);

- проверка психологической пригодности к данному виду деятельности;

- участие в командной работе с распределением подчинения;

- возможность реализации когнитивного и творческого потенциала;

- реализация междисциплинарной деятельности;

- высокая вероятность досрочного трудоустройства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако не все студенты обладают вышеперечисленными способностями, соответствующей мотивацией, следовательно, привлечение к инновационному проектированию не может быть поставлено «на поток», предусматривает серьезную подготовительную работу и критериальный отбор участвующих.

Будущий работодатель, привлекающий к работе участвующих в инновационном проектировании студентов, также получает ряд преимуществ, к которым необходимо отнести следующие:

- невысокая стоимость выполняемых работ по сравнению со среднерыночной ценой на подобного рода услуги;

- использование нетривиальных решений для повышения производительности предприятия, получения дополнительной прибыли;

- двухсторонний контроль (со стороны преподавателя как руководителя проекта и руководителя бизнеса, в работу которого внедрена инновация);

- возможность отбора талантливых студентов для дальнейшего трудоустройства.

Но, несмотря на все преимущества, российское бизнес-сообщество пока не готово на серьезные инвестиции в развитие данного направления: вполне вероятно, что сказывается нежелание работать на долгосрочную перспективу, рисковать финансовыми активами, влияет недоверие к качеству современного высшего профессионального образования (которое, к сожалению, гото-

вит в большей степени теоретиков, чем практиков).

Существенным шагом в направлении решения вышеназванных проблем развития инновационного мышления студентов является активизация их участия в мероприятиях (круглые столы, диспуты, выставки, конференции и т.д.), на которых создаются все условия для конкурентного выявления лучших инновационных научно-технических разработок, созданных студентами, аспирантами и молодыми учеными в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники. Целью проведения такого рода мероприятий является приобретение положительного опыта как в научной, так и в прак-тико-ориентированной видах деятельности.

Подобные конкурсы (ежегодные конкурс «Инновационные идеи и разработки» и конкурс на лучший студенческий инновационный проект) являются неотъемлемым элементом инновационно-образовательной программы Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина и регулярно проводятся на его базе, а участие в них студентов специальностей «Информационный менеджмент» и направления бакалавриата «Бизнес-информатика» является априори обоснованным.

Так, в 2012 г. среди работ, выполненных студентами кафедры бизнес-информатики и математики в той или иной степени имеющих в своем содержании и решении нововведения можно выделить следующие: «Разработка сайта предприятия на примере ОАО «Тамбовский завод Октябрь» (проект подготовлен О. Поповой, студенткой 4-го курса специальности «Информационный менеджмент» под руководством кандидата технических наук, доцента А.С. Козадаева). Основная идея представленной работы заключается в применении современных средств автоматизации разработки динамических вебсайтов, позволяющих реализовать как отображение информации для всех пользователей в удобном виде, так и отображение контента «не для всех», который предоставляется только авторизованным пользователям, позволяющим множеству авторов публиковать личные файлы, предоставляя к ним доступ определенным пользователям или категориям пользователей.

Проект на тему «Развитие электронного бизнеса в предпринимательских структурах», выполненный студентом 5-го курса Академии экономики и управления специальности «Информационный менеджмент» Н.Н. Пу-зенковым, позволил объединить учетные записи в одну для множества услуг и ресурсов глобальной сети. Это позволяет создать единую базу пользователей, товаров, услуг, что облегчает поиск, имеет возможность создать единый интерфейс (по подобной технологии работают компании Google, Microsoft и др.). Причем работа в данном направлении ведется и в настоящее время, к участию в конкурсах привлекается все большее число студенческой молодежи, тематика проектов расширяется, что в перспективе может означать выход на качественно новый уровень внедрения творческих идей.

Среди работ студентов можно отметить интерактивный атлас «Рекреационные ресурсы Тамбовской области». В его разработке и создании принимают участие студенты специальности «Мировая экономика» Ю.А. Ку-зовкина, М.А. Кулешов, М.А. Гегамян и специальности «Информационный менеджмент» Д.С. Надольный и О.В. Попова. Проектом предусмотрено создание интерактивного атласа туристических мест Тамбовской области. В этом атласе представлены туристические пешие и водные маршруты, их основные видовые точки [12].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что инновационное проектирование является не только интересным, сравнительно новым, но и функционально обоснованным решением проблемы профессиональной самореализации выпускников экономических вузов. Однако, несмотря на все преимущества данной формы подготовки будущих специалистов экономики и управления, достижения в этом направлении остаются более чем скромными, что может быть объяснено наличием ряда нерешенных проблем, к которым мы относим:

- невысокий уровень базовой подготовки абитуриентов, обладающих шаблонным мышлением и ограниченностью кругозора;

- отсутствие четкой методики комплексного проектного обучения на различ-

ных ступенях высшего профессионального образования;

- высокая вероятность дисбаланса в позиционировании руководителя как лидера «по умолчанию»;

- неразработанность технологий привлечения инвестиций в развитие инновационного творчества студенческой молодежи, а также множеством других вопросов, которые являются на сегодняшний день достаточно актуальными и требуют дальнейшей разработки.

Список литературы

1. Шаршов И.А., Макарова Л.Н. Научная деятельность в контексте модернизации исследовательской инфраструктуры университета: проблемы оценивания // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 7-8. С. 225-231.

2. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: приказ Министерства образования Российской Федерации № 393 от 11.02.2002. иКЬ: http://www. edu.ru/db/mo/data/d_02/393.html

3. Иванов С.Ю., Иванова Д.В. Особенности профессиональной мобильности выпускников вуза на рынке труда в условиях инновационного образования // Вестник МИТХТ. 2011. Т. 6. № 1. С. 90-94.

4. Горовая В.И., Петрова Н.Ф. Педагогические условия подготовки студентов к инновационной профессиональной деятельности // Современные наукоемкие технологии. 2009. № 12. С. 36-38.

5. Зиборова Ю.В. Психологические особенности формирования инновационной позиции студентов - будущих психологов образования: ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2012.

6. Мкртычян Г.А., Карпунина М.А. Психологическая пригодность студентов-менеджеров к деятельности в сфере инновационного бизнеса // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социология. Психология. Философия. 2012. № 5 (1). С. 342-349.

7. Фияксель Э.А. Центр предпринимательства как ядро предпринимательского университета // Инновации. 2011. № 11 (157). С. 52-59.

8. Осипов Ю.М., Изоткина Н.Ю., Чекчеева Н.В. Инновационное проектное обучение студентов // Вестник ТГПУ. Серия: Гуманитарные науки (экономика, право). 2007. № 9 (72). С. 61-62.

9. Солдатов Б.Г. Инновационные образовательные технологии: формирование социокуль-

турной компетенции // Известия ЮФУ. Серия: Технические науки. 2010. Т. 111. № 10. С. 127-131.

10. Камнева С.Ю. Формирование проектной культуры как инновационный подход // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. 2012. № 10 (18). URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/ 2012/10/kamneva.pdf

11. Черняк Т.В. Формирование и развитие про-

фессиональных компетенций специалистов: принципы, подходы и методы // Государственное управление: электронный вестник.

Июнь 2011 г. Вып. № 27. URL: http://e-journal. spa.msu.ru/27_2011 .html

12. Горбунова О.Н., Гегамян М.А. Туристско-рекреационные особые экономические зоны Российской Федерации на примере Тамбовской области // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 1. С. 42-48.

References

1. Sharshov I.A., Makarova L.N. Nauchnaja deja-tel'nost' v kontekste modernizacii issledova-tel'skoj infrastruktury universiteta: problemy ocenivanija // Social'no-ekonomicheskie javlenija i processy. 2012. № 7-8. S. 225-231.

2. O Koncepcii modernizacii rossijskogo obrazova-nija na period do 2010 goda: prikaz Ministerstva obrazovanija Rossijskoj Federacii № 393 ot

11.02.2002. URL: http://www.edu.ru/db/mo/data/ d_02/393.html

3. Ivanov S.Ju., Ivanova D.V. Osobennosti profes-sional'noj mobil'nosti vypusknikov vuza na rynke truda v uslovijah innovacionnogo obrazovanija // Vestnik MITHT. 2011. T. 6. № 1. S. 90-94.

4. Gorovaja V.I., Petrova N.F. Pedagogicheskie uslovija podgotovki studentov k innovacionnoj professional'noj dejatel'nosti // Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2009. № 12. S. 36-38.

5. Ziborova Ju.V. Psihologicheskie osobennosti formirovanija innovacionnoj pozicii studentov -budushhih psihologov obrazovanija: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. Kursk, 2012.

6. Mkrtychjan G.A., Karpunina M.A. Psihologi-cheskaja prigodnost' studentov-menedzherov k dejatel'nosti v sfere innovacionnogo biznesa // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lo-bachevskogo. Serija: Sociologija. Psihologija. Fi-losofija. 2012. № 5 (1). S. 342-349.

7. Fijaksel' Je.A. Centr predprinimatel'stva kak ja-dro predprinimatel'skogo universiteta // Innova-cii. 2011. № 11 (157). S. 52-59.

8. Osipov Ju.M., Izotkina N.Ju., Chekcheeva N.V. Innovacionnoe proektnoe obuchenie studentov // Vestnik TGPU. Serija: Gumanitarnye nauki (ekonomika, pravo). 2007. № 9 (72). S. 61-62.

9. Soldatov B.G. Innovacionnye obrazovatel'nye tehnologii: formirovanie sociokul'turnoj kompe-tencii // Izvestija JuFU. Serija: Tehnicheskie nauki. 20i0. T. iii. № i0. S. i27-131.

10. Kamneva S.Ju. Formirovanie proektnoj kul'tury kak innovacionnyj podhod // Sovremennye issle-dovanija social'nyh problem: elektronnyj nauch-nyj zhurnal. 20i2. № 10 (18). URL: http://sisp. nkras.ru/e-ru/issues/2012/10/kamneva.pdf

11. Chernjak T.V. Formirovanie i razvitie profes-

sional'nyh kompetencij specialistov: principy, podhody i metody // Gosudarstvennoe uprav-lenie: elektronnyj vestnik. Ijun' 2011 g.

Vyp. № 27. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/ 27_2011.html

12. Gorbunova O.N., Gegamjan M.A. Turistsko-rekreacionnye osobye jekonomicheskie zony Rossijskoj Federacii, na primere Tambovskoj ob-lasti // Social'no-jekonomicheskie javlenija i pro-cessy. 20i2. № i. S. 42-48.

INNOVATIVE DESIGN IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF ECONOMIC AND MANAGEMENT EXPERTS

O.N. Gorbunova

Tambov State University named after G.R. Derzhavin Tambov, Russia. e-mail: oon26@mail.ru

T.K. Golushko

Humanities and Natural Sciences Department

Tambov, Russia. e-mail: serggolushko73@mail.ru

The article considers essence and specificity of innovative design in the conditions of training of economic and management experts. Advantages and disadvantages of this form of training from the point of view of the subjects of educational process and employers are analyzed. It is also considered examples of innovative projects taken part in the competition of the best innovative student projects, as well as in the competition «Innovative ideas and workings», being held on the base of TSU named after G.R. Derzhavin.

Key words: design, innovations, student project, higher school, economics and management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.