#
Вестник РУДН. Серия: ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
RUDN Journal of Public Administration 2017 Vol. 4 No 4 366-376
http://journals.rudn.ru/ public-administration
DOI: 10.22363/2312-8313-2017-4-4-366-376
ИННОВАЦИОННОЕ ОСВОЕНИЕ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА: ЗДАНИЕ НА КРЫМСКОМ ВАЛУ
И.М. Сахно
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия,117198
Объектом исследования в данной работе являются практики преобразования городской среды в общее пространство, комфортное и привлекательное для разных групп населения г. Москвы. Рассматриваются перспективы развития музейно-выставочного комплекса на Крымском валу (Центральный дом художника, ЦДХ, и Государственная Третьяковская галерея, ГТГ). ЦДХ рассматривается как коммуникативная площадка, причем основным способом коммуникации (в том числе профессиональной) является проведение выставочных и ярмарочных мероприятий (как правило, культурной и архитектурной направленности). В качестве важнейшего принципа создания концепции таких мероприятий является привлечение разных категорий посетителей: детей, взрослых, профессионалов и любителей. ГТГ позиционировалась как музейное пространство. Одной из основных проблем ЦДХ и ГТГ была низкая посещаемость площадок. В качестве решения проблемы приводятся способы привлечения аудитории к музейно-выставочным площадкам, среди которых изменение способов использования пространства, дни бесплатного посещения экспозиции, участие в популярных городских проектах.
Ключевые слова: городское пространство, развитие территории, коммуникативная площадка, музейно-выставочный комплекс
На сегодняшний день Москва представляет собой мегаполис, который включает в себя разные национальные, религиозные и социальные группы населения. Основной площадкой встреч этих групп являются общественные места, начиная с торговых центров, заканчивая городскими благоустроенными площадками, такими как парки, территории учреждений различного направления и даже дворы. Москва пытается стать городом, комфортным для
А.Е. Орлова
Государственная Третьяковская галерея Крымский Вал, 10, Москва, Россия, 117049
всех своих жителей, но успех этой идеи пока терпит неудачи, поскольку само население города пока не готово к преобразованию своего пространства под нужды «иных», то есть людей, отличающихся от них чем-либо.
Однако, несмотря на наличие социальных сложностей в создании «общего» пространства, городские пространства получили начало своего развития и продолжают меняться в направлении, заложенном С. А. Капковым и его ко -мандой в 2011 году. Благодаря культурной политике Москва начинает приобретать черты креативного города; возникают и активно работают различные школы урбанистики, что в некотором смысле показывает, что Москва переходит на новый этап самосознания как огромного города со множеством культурных кластеров, пытающихся сосуществовать друг с другом. Для создания площадки взаимодействия начинают проходить реконструкции различных общественных мест. Первым этапом и крупнейшим проектом преобразования городской среды стала реконструкция ЦПКиО им. Горького. Реконструкция такой огромной территории повлекла за собой и реорганизацию близлежащих территорий, таких как Крымский Вал и Воробьевы горы.
Изначальный план реконструкции предполагал создание общей пешеходной зоны от Воробьевых гор по набережной до Бульварного кольца [12]. Данный маршрут проходит через Крымскую набережную и парк искусств Музеон, на территории которого располагается крупная выставочная площадка двух художественных организаций - Центральный дом художника и Государственная Третьяковская галерея на Крымском валу (сейчас «Новая Третьяковка»). Вся эта большая территория стала новым этапом развития городского пространства в рамках программы департамента культуры г. Москвы «Индустрия отдыха и туризма на территориях парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев усадеб на 2012-2016 годы». На сегодняшний день известно, что все здание отходит к Государственной Третьяковской галерее [5], что в некотором смысле облегчит существование крупнейшему музею в Москве, так как основной проблемой деления здания было его техническое обслуживание. Однако Центральный дом художника и Новая Третьяковка продолжат совместное сосуществование еще некоторое время. Их деятельность до сегодняшнего дня следует рассматривать отдельно, чтобы понять концепцию развития этого пространства.
Свое начало история здания нынешнего ЦДХ - ГТГ берет в постановлении Министерства культуры СССР 1956 года, по которому должно осуществляться строительство двух зданий для организаций, однако позже пришли к решению, что здание будет одно для двух музеев. Разработкой проекта занималось несколько архитекторов: Н. Сукоян, Ю. Шевердяев, М. Круглов, В. Васильева, Г. Михайловская и В. Гуторкин. Строительство затянулась практически на 20 лет, и только в 1979 году часть ЦДХ открыла свои двери для посетителей.
Существовал ряд проблем, который не позволял начать зданию функционировать, однако заметим, что план здания оставался прежним на всем про-
тяжении воздвижения одного из крупнейших столичных выставочных пространств, которое должно было стать новым словом в экспозиционной практике. Центральный дом художника взял на себя роль международной выставочной площадки, принимая различных художников в свои залы. В 1980-е годы в залах ЦДХ была показана серия выставок всемирно известных мастеров, например, таких как Анри Картье-Брессон, Ив Сен-Лоран, Френсис Бэкон, Джорджо Моранди и Сальвадор Дали. Здесь также экспонировались работы и отечественных художников, чьи имена широко известны - К. Петров-Водкин, З. Серебрякова, А. Лентулов, В. Татлин. С середины 1990-х ЦДХ становится площадкой для крупных международных художественных проектов.
C 1998 года Международная конфедерация союзов художников, образованная в 1992 году, проводит ежегодные московские международные « Салоны ЦДХ», однако организация прекратила свое существование летом 2017 года, что стало одной из причин, по которой ЦДХ будет постепенно расформирован и передан во владение Третьяковской галерее.
Если говорить непосредственно о самом здании, то оно представляет собой образец советского модерна. Отношение к нему всегда было достаточно неоднозначным, так как со своей главной задачей - быть главным русским музеем современного искусства, - он не справлялся. ЦДХ не приобрел такого же высокого статуса, как, например, Центр Помпиду в Париже (1977), однако в градостроительном отношении он близок подобным музеям: громадный объем, индифферентность к окружению [2. С. 184]. Здание на Крымской набережной напоминает скорее «белый куб» выставочного пространства, однако лучшим решением было не реконструировать здание, а провести изменения в его окружении, тем самым вписав его в среду.
Мы бы хотели внимательнее рассмотреть события, которые проводил на своей площадке ЦДХ, некоторые из которых закончили свое существование около пяти лет назад, однако являются в той или иной степени определяющими для этого выставочного пространства, являются частью его истории становления, в том числе как места коммуникации креативного класса.
Первым мы рассмотрим ярмарку «Арт Москва», которая существовала и активно функционировала на территории ЦДХ с 1996 по 2013 год. 17-я ярмарка стала последней, хотя и поменяла свой формат, обратив внимание на молодых художников, организовав для них параллельную программу, которая называлась New Platform.
Однако международный проект, крупнейшая арт-ярмарка на территории восточной Европы не была коммерчески успешной в последние годы и интересной в плане разнообразия предлагаемых галерей к участию, что и привело к ее закрытию, по словам генерального директора «Экспо-парка Выставочные проекты» Василия Бычкова [1]. Обратим внимание, что компания «Экспо-парк Выставочные проекты» является главным организатором крупных событий в ЦДХ: Арт Москва, Арх Москва, non/fiction, Русский антикварный салон, Дизайн и реклама, - все это проекты, реализуемые через данную компанию.
Обратимся к следующему крупному ежегодному проекту, проходящему в ЦДХ - выставка архитектуры и дизайна Арх Москва. История этого крупного события для креативного класса строительной направленности берет свое начало в 1996 году и до сих пор продолжает свое не просто существование, но развитие и расширение.
Арх Москва представляет собой место встречи архитекторов, дизайнеров, заказчиков проектов и интересующихся непрофессионалов, имеет международный уровень, поскольку привлекать на выставку стараются не только архитекторов отечественных, но так же зарубежных. Это некая точка обмена опытом и мнением между разными людьми: профессионал - непрофессионал, опыт - обучение, исполнитель - заказчик, Восток - Запад, которая позволяет взглянуть на проекты реализованные, реализуемые и способные к реализации в будущем.
Отметим, что за последнее десятилетие урбанистика незаметно стала серьезным направлением, пытающейся разобраться в московских реалиях, сделать удобнее жизнь горожан, одним словом, стала незаменима в решении тех или иных городских вопросов. Арх Москва - это актуальная площадка, где наука сталкивается с практикой, идет полемика касательно всего происходящего в городской среде. Например, на выставке в 2017 году активно обсуждалась тема реновации, которая является для всех сторон достаточно болезненной, потому что однозначности в ней нет [14].
Выбирая тему каждый год, организаторы выставки обращают внимание на перечень проблем, который существует в каждом городе, и некоторым способом в экспозиции пытается их разрешить путем аккумуляции опыта креативного класса, задействованного в создании и реализации проектов.
Последним примером проходящих в ЦДХ больших фестивалей мы выбираем ярмарку интеллектуальной литературы non/fiction. Это ежегодное международное мероприятие, проходящее с 1999 года на территории ЦДХ. Каждый год почетными гостями ярмарки являются различные страны, на ко -торые обращается особое внимание на non/fiction, например, в 2016 году такой точкой притяжения явилась Великобритания: Британским советом была подготовлена обширная программа мероприятий, были приглашены британские писатели разных жанров, был отдельный стенд «Почетного гостя ярмарки», ставший центральным [11]. Традиция специальных иностранных гостей лишний раз подчеркивает международный уровень ярмарки. Здесь так же, как и в АРХ Москве, осуществляется процесс коммуникации людей, задействованных в печатном деле, практик и опыта разных стран. Изначально для создателей non/fiction было интересно воплотить в жизнь проект, на котором книгоиздатели будут представлены не крупными, а частными малыми издательствами [4]. Широкий спектр литературы определяет заинтересованных в ней лиц - всех, кто любит культуру и книги.
Ярмарка является неким распространителем именно печатной продукции в век цифровых технологий; non/fiction своей популярностью доказывает ак-
туальность издательского дела и книги бумажной формы, а это значит, что традиция составления личной библиотеки, скорее всего, еще жива.
Важным моментом на ярмарке является выделение отдельной площадки под детскую литературу, а самим детям отводится важное место в канве ярмарочного пространства (в 2014 году почетными гостями non/fiction были дети).
Впервые детская площадка на ярмарке была запущена в 2012 году ЦДХ как спецпроект под названием «Территория познания». Эта площадка по своей программе практически не уступала взрослой по своему характеру информационности: лекции, мастер-классы, квесты и др. Работа с детской аудиторией - это одна из основных задач не только данного книжного мероприятия, но и программ всех общественных городских пространств. Постепенно начинают появляться образовательные и досуговые программы не только при музеях, где они достаточно долго существуют в той или иной форме, но и в парках, галереях, на различных фестивалях и маркетах. Это происходит, во-первых, по причине привлечения родительской аудитории к событию, внимание которой, вероятнее всего, переключится на удовлетворение своих собственных интересов. Во-вторых, приходит понимание того, что сейчас детская аудитория - это взрослая аудитория в будущем, в этом есть некоторый момент формирования предположительного посетителя через некоторое время.
Если говорить конкретно о ярмарке non/fiction, то детская аудитория подвижна и интересна, зачастую в отличие от взрослой, детская литература развивается вместе с потребностями и возможностями современного ребенка, она уже не только учит и развлекает, но и сохраняет интерес к себе путем некоторой степени интерактивности. Детская книга - это способ разговора взрослого и ребенка простыми словами зачастую о сложных вещах.
ЦДХ являлся крупным выставочным центром, который динамично менялся благодаря проектам, происходящим на его платформе, однако что касается не таких больших ежегодных проектов, как рассмотренные нами ранее АРХ Москва и non/fiction, эта площадка сильно уступала своему «соседу», набирающему популярность последние два года, а именно - Государственной Третьяковской Галерее на Крымском валу (она же «Новая Третьяковка»). Вероятно, это стало еще одной причиной, почему Центральный Дом Художника прекращает свое существование. Сегодня неизвестно, в каком формате будут осуществляться полюбившиеся горожанам ежегодные выставки и проекты, проходившие в ЦДХ. Возможно, они найдут новую площадку, на которой обретут новую жизнь с прежней публикой, однако сейчас это находится под вопросом.
Обратимся теперь к истории ГТГ на Крымском валу. Вторая часть здания на Крымской набережной была предназначена для Государственной картинной галереи, музея, в который приобретались работы художников по всему Советскому Союзу. Основной задачей картинной галереи была демонстрация достижений советской живописи, официального искусства. Согласно положению о Государственной картинной галерее от 23 сентября 1977 года, она долж-
на была явиться центральным художественным музеем страны, призванным активно пропагандировать, изучать и хранить произведения советского изобразительного искусства: «В собрании, постоянной и временной экспозициях и выставках должны были сосредоточиться и демонстрироваться лучшие образцы изобразительного искусства всех союзных и автономных республик, всех национальных художественных школ страны» [6. С. 1]. Основным принципом экспозиции ГКГ был выбран хронологический, для раскрытия «истории возникновения, становления и развития советского изобразительного искусства» [7. С. 2].
Отметим, что комплектация музея происходила искусством официальным, одним из основных принципов для музея была демонстрация искусства «первого успешного социалистического государства» [7. С. 1].
Самостоятельно Государственная картинная галерея просуществовала недолго, и, согласно положению о Генеральной дирекции Третьяковской галереи СССР - научно-производственном объединении (Третьяковская галерея СССР и Картинная галерея СССР) 1985 года, входит в состав крупнейшего музея русского искусства [8. С. 1-8]. Однако ГКГ окончательно теряет свою самостоятельность при создании Всесоюзного музейного объединения «Госу -дарственная Третьяковская Галерея» приказом Министерства культуры СССР № 466 от 05.11.1986 [10]. ГТГ к тому моменту требовала своего расширения, коллекция росла, а из запасников начал «выходить в свет» русский авангард, то, что хранилось долгое время вдали от глаз посетителей. Так, здание ГКГ было приспособлено под экспозицию искусства ХХ века Третьяковской галереи, их фонды и коллективы объединились. Государственная Третьяковская галерея, так же как и Картинная галерея, пополняла свое собрание официальным искусством, работы художников расходились по разным музеям, чем затруднили заполнение ниш, обязательных для музея советского времени. Слияние этих двух организаций было неизбежным, поскольку без коллекций друг друга они не могли представить полный спектр советского искусства.
Но проблема полноты коллекций была не столь критична, как вопрос о зданиях, в которых они хранятся. Из воспоминаний директора ГТГ Ю.К. Королёва, с его приходом на свой пост здание галереи в Лаврушинском переулке находилось в аварийном состоянии, а постройка на Крымской набережной должна была стать новым словом в музейном деле. Однако переезд ГТГ на время капитального ремонта и строительства в здание ГКГ вскрыл все недостатки этого здания: проблемы с температурно-влажностным режимом, электричеством, водопроводом [9. С. 1-11].
Отметим, что проблемы с этим зданием существуют до сих пор, по этой причине его с некоторой периодичностью выдвигают в кандидаты на снос. В конце 2008 года был уже представлен и проект нового здания, спроектированного Норманом Фостером, которое получило название «Апельсин». Однако сложно сказать, что именно послужило основой для принятия решения о сносе здания - его проблематичное содержание или же интересы застрой-
щиков. Но в 2009 году местные жители и небезразличные москвичи отстояли постройку советского модернизма.
Возвращаясь к истории объединения ГТГ и ГКГ, нужно отметить, что при закрытии здания в Лаврушинском переулке на капитальный ремонт здание на Крымском валу стало практически единственной экспозиционной площадкой на почти десятилетие (также к ВМО ГТГ примкнули дом-музей В.М. Васнецова, музей-квартира А.М. Васнецова, дом-музей П. Д. Корина, музей-усадьба П.М. и С.М. Третьяковых с церковью Николы в Голутвинском переулке, музей-мастерская А. С. Голубкиной) [10. С. 2].
Третьяковскую галерею на Крымском валу сложно было назвать популярным и посещаемым местом в отсутствие монографических или же просто больших выставок до 2015 года, когда со сменой генерального директора в музей приходит новое понимания развития музея. Развивается инфраструктура музея: появляется кафе, '^-Бьсеть, видоизменяются магазины музея.
Одним из важнейших шагов, принятых в развитие ГТГ на Крымском валу и привлечения посетителей на экспозицию искусства XX века, стало открытие внутреннего двора, который не использовался около 10 лет, как еще одна интересная и привлекательная площадка для потенциального посетителя музея. Теперь же двор в теплое время года является еще одним входом на постоянную экспозицию, но об этом более подробно мы поговорим позже.
Одним из шагов по привлечению посетителей в здание Третьяковской галереи на Крымском валу, на экспозицию искусства XX века, стало введение бесплатного прохода на постоянную экспозицию по средам. Это решение принесло музею новых посетителей и, следовательно, повысило общую посещаемость.
Другим шагом в продвижении этой площадки стала активная РЯ-компания по привлечению внимания зрителя именно Новой Третьяковкой.
Отметим, что со сменой руководства и приходом нового генерального директора, кандидата искусствоведения, куратора множества международных выставочных проектов Трегуловой З.И. реклама музея заметно увеличилась, количество упоминаний в различных публикациях заметно возросло, музей стал тем, что обычно называют «на слуху», приобретая статус одного из самых значимых музеев России, и Москвы в частности, а также новую маркировку «популярный».
Развитие территории на Крымском Валу на некоторое время перевело туда часть специальных событий, проводимых в рамках выставок и крупных проектов. Например, событие «Ночь в музее», которое начало набирать популярность с началом основных реформ, проводимых департаментом культуры Москвы во главе с С.А. Капковым. Основные крупные события, приуроченные к этому всероссийскому проекту, ГТГ проводит в здании на Крымском валу. Во-первых, это обусловлено наличием удобной площадки для интерактивных программ, и было использовано до масштабной «перезагрузки» идеи ГТГ после смены руководства. Так, например, в 2014 году в «Ночь в музее» в
ГТГ на Крымском валу прошел спецпроект с тематической программой «Звук театра», посвященные театральным художникам, выставки которых проходили в залах здания - Александра Головина и Федора Федоровского.
Кроме специальных проектов, приуроченных к общероссийским или московским событиям, музей проводит и свои собственные проекты. Например, летом 2015 года в Новой Третьяковке проходил спецпроект «Физкультура в музее». Эта акция обозначает данный музей как учреждение, идущее в ногу со временем, пересматривающее стереотипы о музее как об организации кон -сервативной, статичной. Продолжением этого спецпроекта стали «Танцы в музее», прошедшие летом 2016 года. Участники занимались современными танцами в холле Новой Третьяковки и искали в постоянной экспозиции тематические картины.
Обратимся к преобразованиям, которые затронули часть здания Госу -дарственной Третьяковской галереи на Крымском Валу. Речь пойдет о ранее упоминавшемся внутреннем дворе галереи. Новая, ранее не использовавшаяся площадка стала открыта для посетителей в летнее время. Ее реконструкция не совпала с реконструкцией Крымской набережной, но, вероятнее всего, явилась толчком для начала работ в освоении заброшенной музейной территории. Впервые внутренний двор музея был открыт 16 мая 2015 года на Ночь музеев, а в постоянном режиме он открылся 6 июня после небольшой реставрации [3]. В марте 2016 года Двор был закрыт на реконструкцию. Проект был разработан архитектурным бюро Speech, авторами проекта стали Андрей Перлич и Сергей Чобан; Двор заново открылся 10 сентября 2016 года. Из интервью З.И. Трегуловой, генерального директора Третьяковской галереи с 2015 года, относительно благоустройства внутреннего двора: «Мы сделали амфитеатр для осуществления разного рода общественных и образовательных программ, планируем создать там летний кинотеатр, обставили двор современными нейтральными по цвету объектами, на которых можно сидеть, прилечь, поставить компьютер» [13].
Открытие внутреннего двора с выходом на Крымскую набережную можно оценить как шаг музея в сторону общей городской политики касательно культуры. Пространство двора плавно перетекает в реконструированную Крымскую набережную и парк Музеон, тем самым создавая иллюзию общности пространства.
Реконструкция здания, предполагаемая Третьяковской галереей на 2023 год, будет проходить под руководством Рема Колхоса [15]. Этот шаг должен объединить все пространство Крымского Вала, включая парк Музеон, находящийся в ведомстве ЦПКиО им. Горького, что подарит Москве уникальную городскую площадку.
© Сахно И.М., Орлова А.Е., 2017
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Агунович К. Василий Бычков: «Надо находить в себе силы завершать убыточные проекты». URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/774 (Дата обращения 17.05.2017).
[2] Броновицкая А., Малинин Н., Казакова О. Москва: архитектура советского модернизма с 1955 по 1991. Справочник-путеводитель. М.: Garage, 2016. 328 с., ил.
[3] Газета.т, Внутренний двор Третьяковки на Крымском Валу откроется 6 июня. URL: https://archi.ru/russia/73921/arkh-moskva-renovacii (Дата 15.04.2017).
[4] Кобрин К. В Москве открылась книжная ярмарка Non/fiction. URL: https://archi.ru/ russia/73921/arkh-moskva-renovacii (Дата 30.05.2017).
[5] Маркина Т., Янкина С. Третьяковка Получит ЦДХ. URL: http://www.theartnewspaper. ru/posts/5232/ (Дата обращения 14.12.2017).
[6] ОР ГТГ. Ф. 8.XIII. Ед. хр. 33.
[7] ОР ГТГ. Ф. 8.XIII. Ед. хр. 54.
[8] ОР ГТГ. Ф. 8.XIII. Ед. хр. 100.
[9] ОР ГТГ. Ф. 8.XIII. Ед. хр. 117.
[10] ОР ГТГ. Ф. 8.XIII. Ед. хр. 160.
[11] Официальный сайт книжной ярмарки non/fiction. URL: http://www.moscowbookfair. ru/rus/podval/o-nas/arxiv/nonfiction18-2016/pochetnyj-gost-yarmarki-2016.html (Дата обращения 30.05.2017).
[12] Официальный сайт Парка Горького. URL: http://park-gorkogo.com/places/206 (Дата обращения 15.05.2017).
[13] РИА Новости, Третьяковка открывает внутренний двор на Крымском Валу после реконструкции. URL: https://ria.ru/culture/20160910/1476572574.html (Дата 21.04.2017).
[14] Тарабарина Ю. Арх Москва реновации. URL: https://archi.ru/russia/73921/arkh-moskva-renovacii (Дата обращения 02.06.2017).
[15] Янкина С. Третьяковская галерея: какой она станет к 2025 году. URL: https://ria.ru/ culture/20160910/1476572574.html (Дата 14.12.2017).
REFERENCES
[1] Agunovich K. Vasiliy Bychkov: «Nado nahodit' v sebe sily zavershat' ubytochnye proekty». URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/774/ Data obrashcheniya 17.05.2017.
[2] Bronovitskaya A., Malinin N., Kazakova O. Moskva: arhitektura sovetskogo modernizma s 1955 po 1991. Spravochnik-putevoditel'. M.: Garage, 2016. 328 s., il.
[3] Gazeta.ru, Vnutrenniy dvor Tret'yakovki na Krymskom Valu otkroetsya 6 iyunya. URL: https://archi.ru/russia/73921/arkh-moskva-renovacii (Data 15.04.2017).
[4] Kobrin K.V Moskve otkrylas' knizhnaya yarmarka Non/fiction. URL: https://archi.ru/ russia/73921/arkh-moskva-renovacii (Data 30.05.2017).
[5] Markina T., Yankina S. Tret'yakovka Poluchit TSDH. URL: http://www.theartnewspaper. ru/posts/5232/ (Data obrashcheniya 14.12.2017).
[6] OR GTG, F. 8.XIII, ed. hr. 33
[7] OR GTG, F. 8.XIII, ed. hr. 54
[8] OR GTG, F. 8.XIII, ed. hr. 100
[9] OR GTG, F. 8.XIII, ed. hr. 117
[10] OR GTG, F. 8.XIII, ed. hr. 160
[11] Ofitsial'nyy sayt knizhnoy yarmarki non/fiction. URL: http://www.moscowbookfair.ru/ rus/podval/o-nas/arxiv/nonfiction18-2016/pochetnyj-gost-yarmarki-2016.html (Data obrashcheniya 30.05.2017).
[12] Ofitsial'nyy sayt Parka Gor'kogo. URL: http://park-gorkogo.com/places/206 (Data obrashcheniya 15.05.2017).
[13] RIA Novosti, Tret'yakovka otkryvaet vnutrenniy dvor na Krymskom Valu posle rekon-struktsii. URL: https://ria.ru/culture/20160910/1476572574.html (Data 21.04.2017).
[14] Tarabarina Yu. Arh Moskva renovatsii. URL: https://archi.ru/russia/73921/arkh-moskva-renovacii (Data obrashcheniya 02.06.2017).
[15] Yankina S. Tret'yakovskaya galereya: kakoy ona stanet k 2025 godu. URL: https://ria.ru/ culture/20160910/1476572574.html (Data 14.12.2017).
THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF URBAN SPACE: THE BUILDING IN THE KRYMSKIY VAL
I.M. Sakhno
Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University) 6Miklukho-Maklaya St., Moscow, Russia, 117198
A.E. Orlova
The State Tretyakov gallery, 10 Krymskiy Val, Moscow, Russia, 117049
The object of the research of this work are the practices of the transforming of the urban environment into a common space comfortable and attractive for different groups of the population of Moscow. The perspectives of the development of the museum and exhibition complex in the Krimskiy Val (The Central House of Artists, CHA, the State Tretyakov Gallery, STG) are studied. CHA is considered as the communicative platform, where the main way of communication (including professional communication) is exhibitions and fairs (usually of cultural and architectural direction). The main principle of the conception of such activities is the attraction of different categories of visitors: children and adults, professionals and amateurs. STG was positioned as a museum space. One of the main problems was the low site attendance. As a decision of the problem are mentioned the ways to attract the audience to the museum and exhibition spaces among which are the change of the ways of usage of the space, days of free attendance of the exhibition, the participation in popular urban projects.
Key words: urban space, development of the territory, communicative platform, museum and exhibition complex
Сведения об авторах:
Сахно Ирина Михайловна - доктор филологических наук, профессор кафедры теории и истории культуры РУДН. E-mail: [email protected]
Орлова Арина Евгеньевна - сотрудник отдела рукописей Государственной Третьяковской галереи. E-mail: [email protected]