РЕЦЕНЗИИ
ИННОВАЦИОННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Н.Н. Зарубина
С.А. Кравченко «Социология»: В 2 тм.: Т. 1. Классические теории через призму социологического воображения:учебник для академического бакалавриата /С.А. Кравченко. М.: Издательство Юрайт, 2014.584 с.; Т. 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображения: учебник для академического бакалавриата / С.А. Кравченко. М.: Издательство Юрайт, 2014.636 с.
Учебники известного российского социолога, доктора философских наук, профессора, заведующего кафедрой социологии МГИМО(У) МИД России С.А. Кравченко занимают особое место в ряду многочисленных учебников и пособий по теоретической социологии, изданных в последние годы. Эта специфика определятся наличием оригинальной и инновационной авторской концепции развития социологической теории, составляющей основу излагаемого материала. Поэтому ранее изданные учебники С.А. Кравченко [10; 11] не только пользуются заслуженной популярностью у студентов и всех изучающих социологию, но и являются органичным продолжением его теоретических [1; 2; 7] и лексикографических трудов [3; 6; 5] и вызывают неизменный интерес научного сообщества.
Метасоциологическая концепция С.А. Кравченко представляет собой современное осмысление развития социологической науки как принципиально политеоретической и полипарадигмальной, что обусловлено, по мнению учёного, необходимостью отвечать на вызовы растущей сложности и динамичности
общества. В новом учебнике автор уделяет особое внимание формированию у студентов «целостного представления о динамике социологической науки, обусловленной ускоряющимся, а главное усложняющимся развитием социума» [8, с. 2].
По базовому критерию - «способности теоретико-методологического инструментария анализировать ускоряющуюся социокультурную динамику» - С.А. Кравченко выделяет пять основных поколений социологической теории и соответствующие им метапарадигмы [8, с. 41], отвечающие этапам осмысления социальных реалий соответствующих исторических периодов. Само возникновение социологической науки в середине XIX в. объясняется как результат исторического развития социума, его усложнения, приведшего к превращению критического мировосприятия в характерный образ мышления и возникновению «организованного скептицизма» (термин Р. Мертона) как институционализированной рефлексии по поводу казавшихся стабильными, незыблемыми основ социального бытия. Присущая социологии как науке ориентация на критическое осмысление
Зарубина Наталья Николаевна - д.филос.н., профессор кафедры социологии МГИМО(У) МИД России.
Н.Н.Зарубина
социальных реалий, раскрытие их смысловой и функциональной амбивалентности и нелинейных трансформаций становится в учебнике С.А. Кравченко постоянно акцентируемой чертой анализируемых социологических теорий.
Концептуальное построение логики изложения и методического аппарата учебника основывается на методологии «социологического воображения» (термин Ч. Миллза). С.А. Кравченко не только раскрывает присущее каждой парадигме и школе, каждой авторской теории уникальное социологическое воображение, но и ориентирует подачу материала на развитие у читателей собственного социологического воображения как активной позиции, предполагающей творческое критическое отношение к социологическому знанию [8, с. 2]. Классические и современные теории преподносятся как конкурирующие интеллектуальные проекты, предлагающие различные подходы к осмыслению быстро меняющейся и усложняющейся социальной реальности. Показывая дискуссии, противоречия и взаимную критику представителей различных социологических школ и парадигм, учебник С.А. Кравченко показывает социологию как динамичную, постоянно развивающуюся отрасль научного знания. Подобный подход к подаче теоретического материала формирует готовность к самостоятельному осмыслению явлений и событий общественной жизни, отучает от односторонности оценок, от максимализма и экстремизма одной «единственно верной» теории общества.
Современный инновационный подход к преподаванию социологии в учебнике С.А. Кравченко выражается в практической направленности подачи материала и построения методического аппарата. Многие главы сопровождаются кейс-стади - анализом конкретных проблем современного российского и других обществ, которые наглядно демонстрируют возможности практического использования теоретико-методологического инструментария описываемой теории. Такая методика преподавания социологии особенно привлекательна для современных студентов, ориентированных не просто на накопление сведений, а на их практическое использование в профессиональной деятельности, на приобретение наряду со знаниями полезных навыков. Представляется особенно важным, что С.А. Кравченко показывает практическую применимость и актуальность классического социологического наследия в качестве возможных ключей к пониманию современных реалий. Так, в главе о М. Вебере содержится кейс-ста-ди «Перспективы рационализации власти в России», в главе об Э. Дюркгейме - кейс-стади «Применение принципов «социологизма» к исследованию права» и т.д.
Новейшие социологические теории, относящиеся к социальным реалиям сегодняшнего дня, всегда вызывают живой интерес тех, кто
интересуется современной общественной мыслью. Во втором томе учебника представлены различные подходы к осмыслению общества постмодерна, выявлению основных черт присущей ему социальной реальности, а также особенностей постмодернистского теоретизирования, ориентированного на рефлексии динамически усложняющейся социальной реальности, на рост самоорганизации и «самотворения» социальных акторов и институтов. Современные теории представлены такими разными направлениями социологической мысли, как постструктурализм и «археология знания» М. Фуко, концепция «аутопой-езиса» Н. Лумана, «антисоциальная» теория Ж. Бодрийяра, «текучая современность» З. Баумана, «макдональдизация» Дж. Ритцера.
Несомненную ценность представляет анализ «поворотов в социологии», в которых многие учёные усматривают «конец социологии». С.А. Кравченко настаивает на том, что «социология в этих подходах не исчезает, а становится другой по содержанию и форме» [8, 2014а: 505]. Предложенные Дж. Урри «поворот» сложности, мобильности и ресурсный «поворот», как и «рискологический поворот» У. Бека и «культуральный поворот» Дж. Александера представляют собой принципиально новые виды социологического знания, адекватного реалиям глобализирующегося сложного общества. Собственная парадигма «играизации общества», предложенная С.А. Кравченко в ряду новейших социологических теорий, направлена на анализ рефлексивной рациональности в условиях неравновесного развития, представляет оригинальный авторский вклад в развитие социологического теоретизирования и блестяще демонстрирует инновационное социологическое воображение автора.
Наряду с концептуальными инновациями, популярности нового учебника С.А. Кравченко у студентов и преподавателей будут способствовать и его методические достоинства. Прежде всего, сложный теоретический материал излагается доступным языком, с обилием примеров и использованием большого массива новейших данных социологических исследований, проводимых Институтом социологии РАН и другими исследовательскими центрами. Учебник представляет удобный и доступный справочный материал, в каждом разделе содержатся научно-биографические данные о выдающихся представителях социологической мысли, а также приводятся основные термины и выражения с их определениями. Списки рекомендованной литературы ориентированы на запросы и интересы современного молодого читателя: здесь содержатся не только классические и новейшие источники, в том числе и статьи из ведущих научных журналов, прежде всего «Социологические исследования», но и ссылки на тексты, размещённые в Интернете. В текст учебника включены фрагменты из наиболее значимых
Рецензии
классических и современных социологических трудов, что позволяет активизировать интерес читателей к социологической литературе, готовит их к самостоятельному восприятию научной литературы. По каждой теме предлагаются практические занятия в форме дискуссий, семинаров и круглых столов, ориентированных на развитие у студентов навыков критического обсуждения изученных социологических теорий и применения полученных теоретических знаний для анализа реальных социокультурных процессов и явлений.
Инновационный характер осмысления развития социологической мысли в новом учебнике С.А. Кравченко является несомненным вкладом в развитие отечественной высшей школы. Мож-
но сказать, что своей углублённой и творческой направленностью он противостоит развивающейся в последние десятилетия «макдональ-дизации» образования, то есть унификации и стандартизации содержания и формы подачи материала, приоритету формальных критериев усвоения знания. Несомненно, учебник С.А. Кравченко будет пользоваться заслуженным интересом всех, кто ориентирован на развитие творческих аналитических способностей и инновационного критического мышления.
Zarubina N.N. Innovative Developments of the Sociological Theory
Список трудов С.А. Кравченко, на которые ссылается автор рецензии
1. Кравченко С.А. Социокультурная динамика еды: риски, уязвимости, востребованность гуманистической биополитики. М.: МГИМО-Университет, 2014. 198 с.
2. Кравченко С.А. Социологический постмодернизм: теоретические источники, концепции, словарь терминов. М.: МГИМО-Университет, 2010. 402 с.
3. Кравченко С.А. Социологический толковый англо-русский словарь. М.: МГИМО-Уни-верситет, 2012. 690 с.
4. Кравченко С.А. Динамика социологического воображения: всемирная культура инновационного мышления. М.: Анкил, 2010. 392 с.
5. Кравченко С.А. Словарь новейшей социологической лексики: теории, понятия, персоналии (с английскими эквивалентами). М.: МГИМО-Университет, 2011. 408 с.
6. Кравченко С.А. Социологический толковый русско-английский социологический словарь. М.: МГИМО-Университет, 2013. 914 с.
7. Кравченко С.А. Социология модерна и постмодерна в динамически меняющемся мире. М.: Изд-во «МГИМО-Университет», 2007. 264 с.
8. Кравченко С.А. Социология: В 2-х томах. Том 1. Классические теории через призму социологического воображения. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2014. 584 с.
9. Кравченко С.А. Социология: В 2-х томах. Том 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображения. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2014. 636 с.
10. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. Учебное пособие. М.: Экзамен, 2002. 511 с.
11. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. Учебник для студентов высших учебных заведений (3-е изд., перераб. и доп). М.: Экзамен, 2007. 750 с.