Инновационное общество: синергетический подход
Инновационное общество исследуется с позиций синергетического подхода. Рассмотрены субъекты, объекты, факторы и принципы развития инновационного общества. Приводятся авторские определения инновационного общества и социальных инноваций. Дана классификация социальных инноваций.
Ключевые слова: инновационное общество, социальные инновации, социальная сфера, синергетический подход, инновационное развитие, инновационная экономика, человеческий капитал, экономическая система.
Е. В. Полякова,
к. э. н., доцент, кафедра экономики и управления в строительстве, Саратовский государственный технический университет e-mail: [email protected]
В стратегии развития России на период до 2020 г. поставлена амбициозная цель создания в стране инновационного общества [3]. При этом инновации и рост производительности труда в ближайшие годы ожидаются не только в отраслях материального производства, но и в социальной сфере экономики. Согласно прогнозам экспертов к 2020 г. основная часть работающего населения будет занята в отраслях образования, здравоохранения и социального обслуживания населения. Перед социальной сферой возникает задача формирования предпосылок для становления и развития инновационного общества.
Отрасли социальной сферы представляют собой экономические системы, обладающие специфическими признаками единства потребляемых ресурсов (человеческого капитала социальной сферы), особым нематериальным характером производства (духовное производство и производство человека), назначения результатов труда (человеческий капитал для всех отраслей экономики). Отраслям социальной сферы как экономическим системам на входе присущи материальные, финансовые, социальные, информационные ресурсы, которые затем подвергаются процессам производительного потребления и преобразования в результаты, имеющие экономическое значение и стоимостное выражение. Макросистемой по отношению к социальной сфере выступает экономическая система в целом. Таким образом, представляется возможным использовать синергетическую парадигму, явившуюся следствием эволюции теории систем, для исследования процессов инновационного развития отраслей социальной сферы и общества в целом.
Междисциплинарный синергетический подход считается в настоящее время наиболее современной методологической базой науки. В фокусе внимания синергетического подхода лежат процессы развития открытых динамических систем. Одним из главных преимуществ синергетической парадигмы является, по-нашему мнению, возможность синтеза поня-
тийных доминант, присущих классической и пост-неклассической научным картинам мира. Это становится возможным благодаря синергетическому принципу целостности, который позволяет разрешать противоречия между противоположными понятийными доминантами, к примеру, между детерминизмом и стохастичностью, системой и ее отдельными элементами, личностью и государством.
С позиций синергетики инновационное общество можно представить в виде нелинейной, неравновесной, динамически развивающейся во времени самоорганизующейся системы, которая представляет собой совокупность субъектов, объектов, факторов и принципов развития.
В качестве субъектов данной системы выступают граждане, достигшие в процессе самореализации личности способности сформировать собственную позицию и отстаивать свои интересы. Для инновационного общества характерна способность граждан и их объединений осуществлять самоуправление на основе их способности к самоорганизации. В подобном обществе граждане не являются пассивными реципиентами социальных услуг, оказываемых официальными учреждениями, а выступают как активные их производители и инноваторы.
Важную роль в инновационном обществе играют объединения гражданского общества, чьи политические инициативы зачастую приобретают экономическую направленность. Так, социальные движения за права женщин, меньшинств и лиц с ограниченными возможностями здоровья в результате приводят к изменениям в производстве ряда товаров. Однако поле субъектов гражданского общества не полностью тождественно субъектам инновационного общества. В гражданском обществе субъекты выступают, прежде всего, как политические акторы, отстаивающие свои специфические интересы. В инновационном обществе граждане выступают как субъекты развития индивидуальных творческих, предпринимательских
ИННОВАЦИИ № 3 (137), 2010
ИННОВАЦИИ № 3 (137), 2010
и культурных потенциалов. Инновационное общество — это синергетическое общество, объединяющее организованных на местном уровне экономических, политических и культурных акторов.
Объектом деятельности субъектов инновационного общества являются социальные инновации. Концепция социальной инновации применялась еще М. Вебером и Й. Шумпетером, но пристального внимания ученых заслужила только в последнее время. В 1990-е гг. данная концепция относилась главным образом к теориям менеджмента и делового администрирования в рамках реформирования практики организации бизнеса [1]. Согласно данному подходу под социальными инновациями понимают производство и интеграцию новых знаний в форме программ, организационных моделей или определенного набора принципов и других средств для реагирования на положительные и отрицательные результаты реструктуризации [5]. В данном определении во внимание принимается только одна из разновидностей социальных инноваций, которая носит организационно-управленческий характер.
Г. Мюлган (С. Мы^ап) полагает, что понятие «социальная инновация» обозначает инновационную деятельность и услуги, основным мотивом для которых является удовлетворение социальных потребностей, и распространение которых осуществляется при помощи организаций, чье основное предназначение имеет социальную направленность [6]. Указанный автор проводит различие между социальными и бизнес-инновациями, основной целью которых является максимизация прибыли. Однако социальное предпринимательство, которое представляет собой пример успешной социальной инновации, одновременно способствует решению социальных проблем и получению прибыли самим предпринимателем и его клиентами (как в случае с микрокредитованием).
Т. А. Тумина определяет социальные инновации как: а) новые или усовершенствованные продукты и технологии деятельности, в том числе технологии социального управления, направленные, в первую очередь, на повышение уровня жизни людей и обеспечение воспроизводства человеческого капитала; б) процессы разработки таких новшеств и их практической реализации, обычно основанные на принципах проектной деятельности [4]. В данном случае социальная инновация представлена как процесс и как результат инновационной деятельности, имеющей, как и в предшествующем примере, социальную направленность.
Ю. Ф. Косинцева предлагает различать социальные и материально-технические инновации. Она определяет социальную инновацию как новое, связанное с созданием, освоением, использованием, распространением новшеств в человеческом обществе [2]. В данном случае различие проводится по месту возникновения инноваций — в материально-технической сфере или в социальной среде. Кроме того, автор рассматривает социальную инновацию как разновидность управленческого решения, в результате которого происходит существенное изменение того или иного явления, процесса в социальной сфере в целях повышения эффективности функционирования соответствующей социальной системы [2].
Таким образом, в одних дефинициях социальной инновации определяющим признаком является ее социальная направленность, в других — место возникновения (социальная сфера предприятия, региона, общественный сектор экономики или общество в целом). Наиболее распространенной точкой зрения является представление о социальных инновациях как нововведениях в социальной сфере экономики (в отличие от сферы материального производства). Однако в социальной сфере могут возникать не только социальные, но и технические, технологические инновации. В широком смысле любые инновации возникают в общественном производстве, в человеческом обществе, поэтому место реализации инноваций, по нашему мнению, не может считаться определяющим признаком социальных инноваций.
Ю. Ф. Косинцева предлагает развернутую классификацию социальных инноваций. По содержанию социальные инновации подразделяются:
• на экономические (инновации в сфере социальной организации и материальных стимулов труда);
• организационно-управленческие (новые организационные структуры, формы организации труда, выработки решений, контроля за их выполнением);
• социально-управленческие (изменения внутри-коллективных отношений);
• правовые (новшества в сфере субъектов и объектов права);
• политические (целенаправленные изменения в сфере взаимодействия социальных групп);
• педагогические (инновации в сфере социальной организации образования, социальных стимулов труда педагогов; методы обучения и воспитания);
• экологические (инновации в сфере социальной организации отношений общества к природе, социальных стимулов охраны окружающей среды);
• медицинские (инновации в сфере социальной организации здравоохранения и социальных стимулов труда медперсонала);
• градостроительные (инновации в сфере социальной организации труда архитектора и социальных стимулов работы в архитектуре) [2].
Из классификации видно, что большинство выделенных типов социальных инноваций связаны с трансформацией социально-трудовых отношений. Возникает вопрос о необходимости перечисления отраслей и видов деятельности, где имеют место указанные трансформации, ведь этот список можно продолжать. При этом цитируемая работа посвящена, как следует из названия, инновациям в социальной работе, которые как раз и отсутствуют в классификации.
По нашему мнению, изменения в социальнотрудовой сфере можно было объединить в один тип инноваций (экономические), а экологические, медицинские и градостроительные инновации — это новые подходы и технические решения в сфере защиты окружающей среды, новые подходы к лечению заболеваний или застройке территорий, а не инновации в сфере социальной организации труда и социальных стимулов работы. При этом возникает вопрос о право-
мерности отнесения экономических, политических и правовых инноваций к социальным. Таким образом, попытка определить сущность или классифицировать социальные инновации по месту их возникновения, заводит в тупик.
Мы предлагаем следующие подходы к определению социальных инноваций и их видов. С позиций синергетики социальные инновации представляют собой нелинейные процессы самоорганизации локальных акторов, имеющие циклическую динамику, направленные к некоторому общественно-полезному аттрактору.
Социальные инновации способствуют превращению человеческих ресурсов в субъектов инновационного общества как самоорганизующейся системы, направлены на изменение социальных ресурсов в соответствии с императивной траекторией общественноэкономического развития и связаны с появлением новых институтов гражданского общества или трансформацией существующих.
Социальная инновация как процесс предполагает формирование инновационного мышления, поведения и действий индивидуумов и их сообществ.
С позиций ресурсного подхода социальные инновации предполагают изменения запаса человеческого капитала в форме знаний, компетенций, установок, норм поведения, эмоционально-психологических и морально-нравственных черт; а также запаса социального капитала связей. Указанные изменения сопровождаются процессом креативной деструкции (термин Й. Шумпетера), т. е. замены элементов капиталов, вступивших в противоречие с императивной траекторией общественно-экономического развития на новые, согласующиеся с ней элементы.
С точки зрения воспроизводственного подхода социальные инновации осуществляются в процессе производства, распределения, обмена и потребления общественных и частных благ.
В экономической литературе отмечается, что социальные инновации являются производными от технических и технологических инноваций, и чем масштабнее последние, тем более значительные социальные последствия они влекут за собой. Однако существует и обратная зависимость. Социальные нормы, ценности, представления предшествуют любому поведенческому действию, тем самым определяя его направленность и налагая определенные ограничения. По нашему мнению, социальные инновации должны осуществляться параллельно с техническими и технологическими инновациями. В противном случае отсутствие благоприятных социальных условий будет препятствовать успешной реализации технических и технологических новшеств.
В имеющейся литературе сопротивление нововведениям рассматривается как одно из следствий инновационных изменений в экономических системах. Мы считаем, что необходимо также учитывать феномен сопротивления изменениям на стадии подготовки инновационных изменений, которое вызывает паралич действия. Динамичные изменения достигаются путем преднамеренных, целенаправленных действий. Мы считаем, что случайный характер технических и техно-
логических инноваций во многом обусловлен тем, что игнорируются социальные условия инновационной деятельности.
Важнейшей предпосылкой формирования инновационного общества выступает эволюционная трансформация социальной сферы, где граждане организуют собственные сетевые структуры, создают специфическую культуру, осуществляют выбор между оплачиваемыми и безвозмездными формами занятости. Значительную часть социальных услуг выполняют домохозяйства. Появляются альтернативные поставщики социальных услуг — добровольческие организации и социальные предприятия — для более полного учета многообразных потребностей населения.
Социальная сфера неоднородна по своей экономической природе. С одной стороны, она выступает как сфера экономики, финансирование которой осуществляется путем перераспределения при помощи бюджетной системы доходов, первично созданных в сфере материального производства.
С другой стороны, существует и расширяется другая подсистема социальной сферы, которая становится производительной силой инновационного общества. Наиболее ярким примером в данном случае является отрасль науки и научного обслуживания. На современном этапе стадия НИОКР рассматривается как первая фаза воспроизводственного процесса, предшествующая производству, за которой следуют фазы распределения, обмена и потребления. Результатом научного труда могут выступать изобретения, полезные модели, промышленные образцы, то есть промышленная собственность, которая в результате производительного потребления становится основой получения предприятием добавленной стоимости. В отдельных случаях промышленная собственность позволяет наладить производство уникального товара, на который существует устойчивый платежеспособный спрос. Возникает инновационная монополия, позволяющая в течение некоторого времени получать сверхприбыль путем установления высокой цены на товар. За возможность занимать на рынке монопольное положение предприятия готовы платить немалые средства. На мировом рынке торговля патентами и лицензиями относятся к сделкам с наивысшей валютной эффективностью.
Аналогичным образом, затраты на приобретение знаний с точки зрения отдельного индивида и его работодателя представляют собой наиболее эффективные инвестиции. В связи с этим организации, предоставляющие образовательные услуги, являются поставщиками востребованного товара, имеющего рыночную стоимость. Таким образом, мы выделяем в составе социальной сферы две подсистемы — бюджетную и коммерческую (производительную).
Данные подсистемы различаются между собой не только по своей природе, но и по влиянию на общество, ведь, будучи тесно связанной с человеком, социальная сфера выполняет важную воспитательную функцию, формируя гражданскую позицию, определенные ожидания людей и отношения в обществе. Соприкасаясь с бюджетной сферой, люди занимают пассивную позицию, психологически настроены на за-
ИННОВАЦИИ № 3 (137), 2010
ИННОВАЦИИ № 3 (137), 2010
висимость от государства, ожидание помощи. Именно в этой психологии, по нашему мнению, кроются корни клиентелизма и коррупции, которые пронизывают российское общество. Решить задачу построения инновационного общества невозможно без изменения психологии иждивенчества, преодоления социальной апатии населения, и именно производительная подсистема социальной сферы призвана формировать инициативность и активную гражданскую позицию людей в обществе.
Происходящие изменения в социальной сфере должны способствовать активизации граждан, превращению их в субъектов устойчивого развития собственных ресурсов, вовлечению в построение инновационного общества. С позиций синергетического подхода направление инновационного развития социальной сферы связано с реализацией принципов самоорганизации. В высшей школе — это повышение автономии учреждений, развитие академических свобод, формирование междисциплинарных команд; в системе социальной защиты населения — создание социальных предприятий, добровольческих организаций, обществ защиты прав потребителей; в сфере социально-трудовых отношений — это самоуправление работников, создание альтернативных профсоюзов, повышение личного вклада в принятие решений.
Выполняя производительные функции в инновационной экономике, хозяйствующие субъекты социальной сферы получают возможность самостоятельно зарабатывать средства, что служит основой для разработки собственной стратегии дальнейшего инновационного развития.
Важнейшим фактором повышения инновационной активности граждан в социальной сфере является социальный капитал местного сообщества. Социальный капитал — это основанные на нормах социального взаимодействия устойчивые доверительные отношения, не ограниченные исключительно семейными, родственными, клановыми и контрагентскими связями. Современная социально-экономическая ситуация в России характеризуются кризисом доверия бизнеса к государству, государства к бизнесу и населения к бизнесу и государству, разобщенностью и атомиза-цией общества, что становится препятствием на пути инновационного развития экономической системы. В отсутствие социального капитала местных сообществ становление и развитие инновационного общества в России представляется проблематичным.
Техническим фактором самоорганизации социальной сферы и гражданского общества выступают новые информационно-коммуникационные технологии, трансформирующие отношения между потребителем и производителем, а также взаимодействия потребителей между собой. Предприятия и организации различных форм собственности получили возможность поддерживать обратную связь с потребителями, получать оценку своей продукции, услуг и предложения по их совершенствованию. Сравнительный анализ работы образовательных, лечебных учреждений заставляет их работать над повышением эффективности деятельности в сфере оказания услуг. Благодаря информационно-коммуникационным технологиям
потребители получают возможность оставлять свои отзывы о качестве оказанных им услуг здравоохранения, образования, социального обслуживания в глобальной сети, а также знакомиться с подобным опытом других людей. Феномен открытого образования, когда пользователи обучают друг друга в виртуальной среде, также появился благодаря новым информационным технологиям.
Рассмотрим синергетические принципы организации инновационного общества, к которым мы относим сочетание государственного регулирования и самоорганизации, синергию социального и экономического, последовательное чередование централизации и децентрализации, единство структурной упорядоченности и эволюционной направленности.
Инновационное развитие общества предполагает сочетание государственного регулирования и самоорганизации. Нарушение данного принципа приводит к нечувствительности власти к интересам большинства и нарушению этих интересов. Содержательной основой самоорганизации выступает социальный капитал общества, в отсутствие которого граждане не способны к коллективным действиям в защиту собственных интересов, и в строгом смысле, не являются таковыми. На макроуровне инициатором и основным субъектом развития выступает государство. На последующих уровнях процессы инновационного развития не обязательно должны осуществляться по инициативе лица, принимающего решение, сверху вниз; по мере приближения к уровню отдельного работника возрастает значение процессов самоуправления и самоорганизации. В России наблюдается несбалансированность развития экономической системы вследствие недостаточности процессов самоорганизации экономических агентов. Причиной указанной несбалансированности является неразвитость социального капитала российского общества.
Следующий принцип инновационного общества — синергия социального и экономического начал. С позиций синергетического подхода социальная сфера и материальное производство подчиняются закону круговой причинности — взаимосвязи и взаимообусловленности. При этом социальная политика должна быть органически встроена в экономическую политику государства, территории или муниципального образования. При противопоставлении экономических и социальных мероприятий в рамках государственной политики она лишается смысла своего предназначения.
Эволюция общества осуществляется циклически путем последовательной смены фаз, на которых преобладают процессы централизации и децентрализации. Централизация приводит к укрупнению звеньев хозяйствования до тех пор, пока это не начинает препятствовать достижению планируемых показателей. Для повышения степени управляемости прибегают к децентрализации, пытаясь одновременно достичь преимуществ, предоставляемых масштабом, и гибкости. В настоящее время происходит компьютеризация учреждений социальной сферы, создание баз данных, предназначенных для межведомственного взаимодействия и координации деятельности различных
социальных служб, что позволяет достичь интеграции учреждений на качественно новом уровне.
Единство структурной упорядоченности и эволюционной направленности — основополагающий принцип развития систем, который является следствием диалектического закона единства и борьбы противоположностей. В отсутствие генетически обусловленных, устойчивых внутренних элементов системы, она приходит в хаотическое состояние, и наоборот, в отсутствие развития система сталкивается с опасностью застойных явлений.
Таким образом, инновационное общество — это синергетическое общество, объединяющее организованных на местном уровне экономических, политических и культурных акторов в виде нелинейной, неравновесной, динамически развивающейся во времени самоорганизующейся системы.
Субъектами инновационного общества выступают граждане как акторы развития индивидуальных творческих, предпринимательских и культурных потенциалов.
Объектом деятельности субъектов инновационного общества являются социальные инновации — нелинейные процессы самоорганизации локальных акторов, имеющие циклическую динамику, направленные к некоторому общественно-полезному аттрактору.
К основным факторам становления инновационного общества относятся: эволюционная трансформация социальной сферы, формирование социального капитала, появление новых информационнокоммуникационных технологий.
Формирование инновационного общества соответствует императивной траектории социально-
экономической эволюции на принципах сочетания государственного регулирования и самоорганизации, синергии социального и экономического, последовательного чередования централизации и децентрализации, единства структурной упорядоченности и эволюционной направленности.
Список использованных источников
1. И. В. Копотева, Й. Никула. Социальные инновации в изменяющейся сельской среде России. http://jn.vscc.ac.ru/content/view/556/84.
2. Ю. Ф. Косинцева. Инновации в социальной сфере и проблемы новаторства в социальной работе/Под ред. Е. Н. Шиянова. Ставрополь: СКСИ, 2004.
3. В. В. Путин. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 г.» 8 февраля 2008 г.
http://archive.kremlin.ru/text/appears/2008/02/159528.shtml.
4. Т. А. Тумина. Инновационное развитие экономических систем. Автореферат дисс. на соискание ученой степени д. э. н. Белгород, 2009.
5. A. Dees. Scaling Social Impact. Strategies for spreading social innovations. Wei-Skillern: Stanford Social Innovation Review. Spring, 2004. http://www.ssireview.com.
6. G. Mulgan. The Process of Social Innovation: reprint from MIT Press. http://mitpress.mit.edu/innovations.
Innovation society: the synergetic approach E. V. Polyakova, PhD, Associate Professor, Economics and Management in Construction chair, Saratov State Technical University.
A synergetic approach to innovation society is applied. The innovation society’s subjects, the objects, the factors and the development principles are considered. The author’s definitions of innovation society and social innovation are given. The social innovations typology is developed.
Keywords: innovation society, social innovations, social sector, synergetic approach, innovation development, innovation economy, human capital, economic system.
Уважаемые члены сети RTTN,
1-2 Июля 2010 г. в Астане в рамках III Астанинского экономического форума пройдет Международный инновационный конгресс и Индустриально-инновационная выставка с участием Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева, премьер-министра Карима Масимова, лауреатов Нобелевской премии — профессора Эдмунда Фэлпса, профессора Роберта Манделла и других выдающихся ученых.
Международный инновационный конгресс и Индустриально-инновационная выставка рассчитаны на взаимодействия технопарков, научных технологических и инновационных организаций, венчурных фондов, бизнес-инкубаторов для инновационных предприятий, фондов по инновациям и технологиям и т. д.
В первой половине дня 1 и 2 июля делегаты смогут принять участие в экономическом форуме, а во второй половине дня - в работе Международного инновационного конгресса. Участие бесплатное. Регистрация для участия в конгрессе автоматически дает право участвовать в форуме.
Участники инновационого конгресса смогут получить информацию и практические рекомендации по развитию инноваций и технологий от крупнейших международных экспертов по инновациям и технологиям, в чем вы можете убедиться, просмотрев программу конгресса.
Более того, это возможность наладить контакты для бизнеса, особенно между приграничными с Казахстаном регионами.
В данный момент еще формируются группы спикеров для сессии «Международное сотрудничество: трансфер современных зарубежных технологий» и других сессий.
Более подробно см. на сайте RTTN http://www.rttn.ru/news/id_853.
Там же можно скачать программу конгресса, приглашение и заявку на участие.
ИННОВАЦИИ № 3 (137), 2010