Научная статья на тему 'Инновационно-креативный потенциал - основа наукоемкой экономики'

Инновационно-креативный потенциал - основа наукоемкой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
462
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационно-креативный потенциал - основа наукоемкой экономики»

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ИННОВАЦИОННО-КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ — ОСНОВА НАУКОЕМКОЙ ЭКОНОМИКИ

Рецензия на книгу:

Основы наукоемкой экономики (Знания — креативность — инновации): учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. И.А. Максимцева. М.: Изд-во «Креативная экономика», 2010. 456 с.

В современных условиях посткризисного развития и стремительной перестройки всей архитектуры глобальной экономики Россия стоит перед сложным выбором пути дальнейшего развития. Для политиков, общественных деятелей, населения в целом становится очевидной неоднократно высказывавшаяся учеными-экономистами, в том числе на страницах нашего журнала, мысль о необходимости отхода от экспортно-сырьевой модели развития страны и формирования «новой экономики», основанной на знаниях, инновациях, современных наукоемких технологиях.

Политическим руководством России намечена задача максимально быстрого перехода России от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Это предполагает коренное инновационно-технологическое перевооружение отраслей экономики, без которого невозможно обеспечить конкурентоспособность на мировых рынках. Решающее значение в реализации данной проблемы призваны сыграть работники, наделенные творческими способностями, способные к созданию нового. Сегодня, как никогда ранее, в нашей стране остро стоит проблема формирования новых кадров, соответствующих требованиям инновационного обновления общества. Они должны не просто приспосабливаться к внешней деловой среде, выбирая из заданного набора действий наиболее приемлемый вариант, принимая, по образному выражению Г. Саймона, «запрограммированные решения», но творчески изменять саму модель деятельности, создавать новые структуры, подходы и приемы решения традиционных и новых деловых задач.

Человеческий капитал такого рода постепенно приобретает в глазах менеджеров не меньшую важность, чем финансовый капитал или основные средства, особенно с точки зрения достижения долгосрочного процветания компании. На первый план выдвигается не труд сам по себе, а способность персонала к разработке новых оригинальных идей, их интегрированию и применению к решаемым задачам. Именно эта проблема является центральной в рецензируемом учебнике.

Он посвящен новому, актуальному научному направлению — теории и практике управления интеллектуальной деятельностью работников организаций, развитию креативного мышления, формированию основ наукоемкой экономики. При определении сущности наукоемкой экономики авторы используют системный подход и с этих позиций рассматривают наукоемкую экономику как экономическую систему, которая характеризуется использованием новых технологий и открытий в различных областях человеческой деятельности, большим объемом накопленных научных знаний, генерацией новых знаний, высокой степенью мотивации стремления к новшествам.

В основу изучения курса положено функционирование мировой экономической системы в контексте трех основных типов ресурсов: существующих знаний субъектов экономики; интеллектуально-креативного потенциала ее субъектов; создания инноваций и их внедрения в производство.

В подготовке учебника приняли участие видные ученые разных научных школ Санкт-Петербурга и Москвы, а также специалисты-практики, представители сферы предпринимательской деятельности. Книга написана авторским коллективом кафедры экономики труда и трудовых ресурсов Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов и членами Редакционного совета журнала «Креативная экономика» в составе: Н.А. Горелов, д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, зав. кафедрой; И.А. Максимцев, д.э.н., профессор, ректор СПбГУЭФ, гл. редактор журнала «Креативная экономика», руководитель авторского коллектива; Е.Г. Абрамов, предприниматель, к.э.н., ген. директор ЗАО Консалтинговый центр «КреативКонсалт. Технологии управления»; Е.А. Лебедев, ген. директор корпорации СБР; О.Н. Мельников, д.э.н., профессор МГТУ им. Н.А. Баумана, и др.

Учебник подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения (вузовский компонент) и предназначен для бакалавров и магистров гуманитарных, экономических и технических специальностей.

В качестве «каркаса» учебника авторы избрали три базовые ценности: знания, креативность и инновации.

Первая составляющая — знания. В работе при характеристике этой категории подчеркивается, что в современном мире информация и знания как упорядоченная форма информации выступают в качестве нового существенного фактора экономического развития, поддерживающего жизнеспособность и гибкость национальных экономик. В связи с этим авторами выдвигается фундаментальная проблема формирования структуры себестоимости наукоемких товаров и услуг («материализованного знания») и структуры себестоимости «материализованного материала». Здесь происходит замещение труда знаниями, трудовая теория стоимости заменяется «теорией стоимости, создаваемой знаниями».

Основоположник этой теории Т. Сакайя в своей работе «Стоимость, создаваемая знаниями, или История будущего» отмечал: «...мы вступаем в новый этап цивилизации, на котором движущей силой являются ценности, создаваемые знаниями». Американский социолог Д. Белл, исследуя проблему постиндустриального общества, сделал вывод о том, что постиндустриальное общество становится обществом информации и знаний. Знание и информацию он определяет как стратегический ресурс: «.когда знание в своей систематической форме вовлекается в практическую переработку ресурсов (в виде изобретения или организационного усовершенствования), можно сказать, что именно знание, а не физический труд, выступает главным источником стоимости». Это положение получило более детальное обоснование в рецензируемой работе.

Здесь подчеркивается, что по мере развития наблюдается перераспределение приоритетов интеллектуальных и материальных затрат, происходит увеличение первых, а вторые (в том числе физический труд) все больше отходят на задний план и становятся вторичным по отношению к всеобщему универсальному труду, который опирается на всю сумму научных и технических знаний, накопленных человечеством. Именно с таких позиций трактуется проблема знания в рецензируемой работе. В связи с этим авторами использован новый ракурс исследования: «Знание как конкурентный ресурс».

Оригинальной идеей является то, что авторы расширяют рамки использования знаний. Они вводят понятие «организационные знания». На примере инновационных организаций формулируется логическая цепочка: создание нового знания — распространение этого знания на другие структурные подразделения фирмы — воплощение знаний в продукт — получение инноваций. Это положение дополняется в работе привнесением знаний извне и превращением их в знания компании. В результате делается вывод о том, что знания подвергаю тся определенной трансформации за счет воплощения их в создании новых технологий и продукции. Таким образом, сочетание внешней и внутренней деятельности позволяет расширить научно-познавательное поле в виде новых «концентров знаний» и обеспечить за счет этого получение дополнительных конкурентных преимуществ.

Второй составляющей наукоемкой экономики является креативность. Это понятие сравнительно недавно вошло в научный оборот. Речь идет о переходе от модели экономического человека (homo economicus) периода господства маржиналистской теории, когда во главу была поставлена не деятельность, а потребительский выбор, к модели творческого человека (homo creativus), к созданию экономики, основанной на знаниях и базирующейся на инновациях и наукоемких технологиях.

Первая модель поведения человека (homo economicus) основывается на стремлении индивида получать максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых ресурсов. При этом интеллектуально-креативные возможности человека недооцениваются. Современная экономическая наука не может не учитывать творческий потенциал человека, реализация их предполагает изменение базовых положений модели. Существующая парадигма трансформируется в наукоемкую экономику, основывающуюся на знаниях, инновациях, на использовании модели нового творческого человека.

Модель творческого человека (homo creativus) впервые была предложена английским экономистом Дж. Фостером в 1987 г. Это модель человека, согласно которой люди активно изменяют внешний мир, создавая в нем новые структуры, воплощая в жизнь идеи, концепции и другие продукты своего воображения. В нашей экономической науке понятие «творческий человек» широкое распространение получило с 2007 г., с момента создания первого в России журнала «Креативная экономика», главным редактором которого является руководитель авторского коллектива данного учебника.

В учебнике рассмотрению проблемы креативности посвящены второй, третий и четвертый разделы, соответственно на уровне человека, предприятия и государства. Здесь следует обратить внимание на логику построения учебника. Сначала рассматривается проблема знания; затем — креативная деятельность личности (homo creator — человек творческий); после этого — интеллектуально-креативная деятельность организации. Завершается изложение рассмотрением феномена креативности на федеральном и региональном уровнях.

На наш взгляд, такая логика изложения вполне оправданна. В данном случае знания как базовая основа наукоемкой экономики выступают в качестве научно-исследовательского поля функционирования творческого человека, в отличие от человека экономического, который наибольших результатов добивался на базе мелкотоварного производства. С переходом к крупному машинному производству и с отчуждением собственности эта модель начинает давать сбои. Так, еще К. Маркс при обосновании модели поведения человека homo faber уста-

новил, что односторонний абстрактный труд и частный экономический интерес сужают научно-исследовательское поле, не позволяют человеку реализовать свою сущность и саморазвитие личности.

В учебнике подчеркивается, что на современном этапе формируется качественно новый социум, который базируется на интеллектуально-креативной парадигме. В процессе обоснования данного положения авторы раскрывают взаимообусловленность и взаимодействие духовного и материального, способствующие развитию креативной деятельности человека и расширению научно-исследовательского поля. «Интеллект человека, его творческий разум, — подчеркивают авторы, — направленный на созидание, постоянно излучает или генерирует мысли. Одновременно человек, соответственно подготовленный, принимает мысли излучения единого информационного поля — ноосферного интеллекта» (стр. 98 рецензируемой книги). При этом креативность (creative) выступает в качестве способности порождать необычные идеи или генерировать, создавать на базе известных новые, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

Ценным является то, что методологическое обоснование креативности авторы подтверждают анализом конкретных методов оценки уровня развития интеллектуального потенциала в области образования, науки, в число которых входят: индекс общей образованности населения; доля расходов на образование в валовом региональном и валовом национальном продукте; вклад науки в интеллектуальный потенциал. На базе отдельных показателей приводится структурная схема интеллектуального потенциала организации в целом и раскрывается содержание ее отдельных элементов. Такой методологический прием позволяет более полно представить содержание теоретических постулатов и оценить их практическую значимость для хозяйственной системы в целом.

Большое внимание в учебнике уделяется формированию национальной инновационной системы и методам государственного регулирования и управления инновациями. Инновационная система рассматривается авторами учебника как одна из подсистем национальной экономики, наряду с другими подсистемами, такими как система производства, финансовая система, рынок труда, система производственных отношений. Такое структурное построение позволило вскрыть функциональное назначение инновационной системы.

Являясь подсистемой национальной экономики, она выполняет функцию модернизации системы производства посредством разработки новых продуктов и технологических процессов, а также услуг и выполнения социальных инноваций. Эффективность выполнения функции модернизации зависит от входных данных других подсистем экономики (финансовая система, рынок труда, система образования, научная система, законодательная, культурная и др.). Отсюда следует вывод — информация и знания являются стратегическим ресурсом экономики постиндустриального общества, инновационная деятельность становится определяющим фактором ее развития, а национальная инновационная система — институциональной основой экономики постиндустриального общества.

При этом успех развития инновационной системы в большей степени зависит от форм управления. Наиболее эффективной является сетевая система. В целом национальная инновационная система формируется на основе сбалансированного применения государственных и рыночных механизмов регулирования экономики, с учетом особенностей и уровня социально-экономического развития.

Представленный в учебнике курс разделен на четыре модуля, или раздела: вводный (первый) раздел — определение целей и задач курса, здесь также даются методологические основы решения поставленных задач; второй раздел посвящен человеку в наукоемкой экономике, рассматриваются креативная деятельность и креативные способности личности; в третьем разделе анализируются креативный потенциал и интеллектуально-креативная деятельность организации, показатели и механизмы управления интеллектульным капиталом, факторы оценки интеллектуально-креативной деятельности; четвертый раздел — итоговый, в нем излагается теория креативности применительно к федеральному и региональному уровням социально-экономической системы, дается понятие эффективности наукоемкой экономики, раскрываются уровень и факторы динамики наукоемкости. В заключительной главе приводится порядок оформления прав и защиты интеллектуальной собственности. В этом разделе приведен также обзор зарубежного опыта защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности.

В целом нужно подчеркнуть, что рецензируемый учебник является одним из первых в отечественной практике, где наиболее полно изложены проблемы становления и развития наукоемкой экономики на микро-, мезо- и макроэкономическом уровнях. В нем определены основные направления перехода к новому типу экономики, основанному на знаниях, креативности ее субъектов и внедрении инноваций.

Следует также отметить, что рассматриваемая сфера экономики относится к числу наиболее восприимчивых к нововведениям, которые постоянно вносят свои коррективы в процесс построения и развития экономических отношений. С учетом этого в порядке пожелания рецензенты отмечают, что авторам следует подумать о новом издании, в котором желательно отразить актуальные проблемы, возникающие в настоящее время. В частности, развитие наноиндустрии в России столкнулось с такими проблемами, как: создание более действенных механизмов привлечения частных инвестиций; налаживание более тесных партнерских отношений между академическим сектором науки и частными компаниями для обеспечения совместного финансирования НИОКР корпоративным сектором; определение норм и форм международного сотрудничества; институциональное и организационное обеспечение наноиндустрии, и др.

Отдельно необходимо отметить значимость обучения «менеджеров будущего» основам креативной деятельности, умению применять знания на практике, из множества решений выбирать нужные. В новой парадигме об-

разования, ставшей доминирующей в западном мире, — рефлексно-креативном образовании, важное место занимает обучение навыкам критического мышления, перемещения из зоны проблемы в зону эффективного решения. Рецензируемое издание четко ориентировано на обучение студентов указанной компетенции и содержит необходимый учебно-методический инструментарий (текст лекций, учебный план, рабочую программу, основную литературу, контрольные вопросы, тесты, задачи и др.).

Приходится констатировать, что сразу же после выхода в свет книга стала библиографической редкостью, ее тираж (1000 экз.) явно недостаточен для удовлетворения читательских потребностей.

А.И. Попов, д-р экон. наук, профессор, заслуженный работник высшей школы

В.А. Плотников, д-р экон. наук, профессор

«ЗЕМЛЯ В МЕРЦАНИИ КОСМИЧЕСКИХ МИРОВ»

Библиотека СПбГУЭФ уже несколько лет принимает участие в мероприятиях, проводимых в Санкт-Петербурге в рамках Всемирного дня культуры (15 апреля). Информацию об итогах проведения Дня культуры в Санкт-Петербурге и о вкладе нашей библиотеки можно найти по адресу: www.cultura.spb.ru

В 2010 г., за активное участие в международном движении по защите культуры и творческий подход в организации мероприятий, посвященных ежегодному празднику День культуры, коллектив библиотеки был удостоен Почетным дипломом Международного центра Рерихов.

В 2011 г. этот день проходил под девизом «Земля в мерцании космических миров». В научных, культурно-просветительских, образовательных учреждениях прошли встречи, семинары, «круглые столы», лекции. В нашей библиотеке этот день был ознаменован циклом мероприятий, посвященных как Дню культуры, так и 50-летию первого полета человека в космос. Прежде всего были представлены большие развернутые экспозиции литературы, в частности, в отделе художественной литературы — «Космизм: в художественной литературе, в живописи, в музыке».

Космизм — заметное явление в духовной культуре человечества. Это определенная тенденция развития мифологической, религиозной, философской, научной и художественно-эстетической мысли, стремящейся к синтезу представлений о человеке и космосе и отражающей умонастроения и размышления людей. Можно говорить о проявлении космизма в изобразительном и музыкальном искусстве, художественной литературе. Так, тема космизма звучит в произведениях писателей-фантастов Г. Уэллса, С. Лема, А. Азимова, Р. Шекли, Р. Брэдбери, И. Ефремова, А. и Б. Стругацких и др.; писателей М. Пришвина, А. Платонова, А. де Сент-Экзюпери и др.; в поэзии Ф. Тютчева, Р. Тагора, поэтов-символистов и др.

Тема космизма проходит через творчество художников Н. Рериха, М. Чюрлениса, М. Врубеля, К. Малевича и др. В музыкальном искусстве она звучит в произведениях Н. Римского-Корсакова, А. Скрябина, С. Рахманинова, С. Прокофьева и др.

Следующая экспозиция, размещенная в библиотеке, так и называлась — «Земля в мерцании космических миров». Здесь была представлена научная литература на тему космизма, в том числе работы ученых нашего Университета. Затем были разработаны красочные рекламные закладки, приглашающие посетить эти выставки и отделы, где можно получить интересующую литературу. Закладки раздавались на лекциях, прежде всего студентам и аспирантам, во время небольшого обзора, посвященного экспозициям.

И наконец, предлагаем ознакомиться со списком литературы, где представлены труды известных мыслителей древности, русских ученых XIX — ХХ вв. и современности.

ЛИТЕРАТУРА

1. АндреевД.Л. Роза Мира / [сост. и подгот. текста: А.А. Андреева]. М.: Иной мир, 1992. 575 с.

2. Аристотель. Метафизика / пер., примеч. [и послесл.] А.В. Кубицкого. М.; Л.: Соцэкгиз, 1934. 348, [4] с.

3. Аристотель. О душе / Аристотель; предисл. В.К. Сережникова; пер. и примеч. П.С. Попова. М.: Соцэкгиз, 1937. XXIV, 179 с.

4. Аристотель. Физика / пер. В.П. Карпова. М.: Соцэкгиз, 1936. 190 с.

5. БердяевН.А. О назначении человека / [сост.: Л. Греков, А. Поляков; авт. вступ. ст.: П. Гайденко; примеч.: Р. Медведева]. М.: Терра-Кн. клуб, Республика, 1998. 383 с. — Содерж.: О назначении человека: опыт парадоксальной этики; Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого.

6. Бердяев Н.А. О назначении человека / [сост. Л.И. Греков, А.П. Поляков; авт. вступ. ст. П.П. Гайденко; примеч.: Р.К. Медведева]. М.: Республика, 1993. 383 с.

7. Бердяев Н.А. Философия свободы; Смысл творчества / [вступ. ст., сост., подгот. текста, примеч. Л.В. Полякова; Журн. «Вопр. философии», Ин-т философии АН СССР, Филос. об-во СССР]. М.: Правда, 1989. 607 с.

8. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / отв. ред.: Б.С. Соколов, А.А. Ярошевский; Акад. наук СССР, Ин-т геохимии и аналит. химии им. В.И. Вернадского. М.: Наука, 1989. 259, [4] с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.