Научная статья на тему 'Инновационная зона как территориальная модель модернизации экономики России'

Инновационная зона как территориальная модель модернизации экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная зона как территориальная модель модернизации экономики России»

Земцов С.П.

Студент, кафедра социальной и экономической географии России, географический факультет,

МГУ имени М.В. Ломоносова

ИННОВАЦИОННАЯ ЗОНА КАК ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ

ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Современная социально-экономическая система (СЭС) России по уровню развития (качеству жизни (ИРЧП)) и показателям конкурентоспособности (количество макротехнологий и диверсификация экономики) значительно отстает от высокоразвитых стран (ОЭСР). Стратегические риски подобного положения для государства, обладающего значительными природными богатствами, крайне высоки, поэтому СЭС страны нуждается в коренной модернизации, что подразумевает переход к высшим технологических укладам (пятому и шестому) [3, 35] путем развития инноваций. Существуют три типа модернизации: «естественная» (характерно для передовых стран Запада), «вынужденная» (для стран догоняющего развития) и «колониальная» (для зависимых территорий). История ярко показывает, что если общество и государство не стремятся осуществить первые два варианта, развитие осуществляется по третьей модели.

Докризисные исследования показывают, что крупные инвестиционные проекты, являющиеся индикаторами стратегического развития, направлены на консервацию существующей сырьевой структуры экономики [2, 23]. В условиях кризиса актуальными становятся исследования альтернативных возможностей модернизации, в частности путем формирования институтов инновационного развития на региональном уровне, в т.ч. так называемых инновационно ориентированных зон.

Инновации в широком смысле (англ. innovation - «нововведение») - это новации (иначе информация, идеи), воспринятые системой [1, 21]. Для модернизации СЭС страны под инновациями подразумевается создание и внедрение высоких технологий (от англ. hi-tech) в передовых отраслях промышленности и сферы услуг, образующих инновационную экономику постиндустриального этапа развития (нанотехнологии, информационные технологии (IT), биотехнологии (в т.ч. фармацевтика), генная инженерия).

Известные ученые П. Кругман, М. Портер, Р. Флорида в своих исследованиях постиндустриальной (инновационной) экономики значительную роль уделяли таким факторам развития территории, как агломерационный эффект (концентрация и кластеризация), институциональное и инфраструктурное обеспечение, качество населения и креативная среда [4, 39; 5, 49; 6, 56]. Ученые призывают к поощрению и ускоренному развитию данных факторов в условиях «вынужденной» модернизации, на Западе же факторы развиваются естественным путем.

Также зарубежными учеными (Б.-Ю. Люндваль, Ф.Кук и др.) была предложена концепция территориальных (национальный и региональный уровень) инновационных систем (ТИС), в рамках которой государство может проводить политику развития и организации инновационной сферы.

Для исследование региональной инновационной системы (РИС), конкретных механизмов и лимитирующих факторов ее развития было проведено экспедиционное исследование в Новосибирской и Томской областях (регионы по расчетам НИСП по индексу инновативности занимают 6-е и 3-е место (www.socpol.ru)). Основным методом исследование являлись экспертные интервью с представителями региональных и местных органов власти, бизнеса и науки, задействованных в инновационной сфере.

На рисунке 1 представлена разработанная автором оригинальная схема территориальной инновационной системы (ТИС), основанная на сопоставлении социально-экономического пространства (внешних по отношению к системе условий развития) (СЭП) и социально-

экономической системы, являющейся базовым компонентом инновационной системы и включающим в себя инновационную сферу. СЭС выстроена в рамках сфер общественной жизни. Часть СЭС в рамках триединства науки, техники и производства при активнейшей роли предпринимательства, финансовых институтов и поддержке властей образует инновационную сферу.

Социально-экономическое пространство (условия развития, потенциал инновационной

системы)

- Э111 и исторические условия,

-территория (размеры, конфигурация, физико-географические условия), -экономика (инфраструктура, основные фонды); -население (расселение, освоенность)

Социально-экономическая система (базовыйкомпонент инновационной системы)

Рисунок 1. Схема территориальной инновационной системы (составлено автором).

На основе данной схемы был составлен список критериев для анализа инновационного потенциала СЭП, СЭС и инносферы. К каждому из критериев были подобраны соответствующие показатели-индикаторы (всего применялись 15 показателей). Интегральный показатель использовался для анализа совокупного инновационного потенциала регионов на предмет создания на их территории инновационно ориентированных зон. На основе выбранных критериев и интегральных показателей автором был проведен довольно подробный анализ инновационного пространства России и выявлены четыре группы регионов, представленные на картосхеме (рис. 2).

Рисунок 2. Группы регионов по совокупному инновационному потенциалу (составлено

автором).

Исследование показало, что в группе лидеров (20 субъектов РФ) представлены наиболее развитые и «мощные» в социально-экономическом отношении регионы. В них и предлагается создание и развитие инновационных зон (ИЗ) - юридически закрепленных территорий, где инновационный процесс в рамках отдельных кластеров отраслей инновационной экономики (5, 6 технологический уклад) мог бы идти быстрее благодаря созданным особым институциональным условиям.

Сам инновационный процесс можно представить в виде нескольких основных этапов информационно-потребительского цикла: «информация» (идея, новация) - «знания» (исследования, научные разработки) - «инновация» (новый продукт, технология) -«производство» (готовый массовый коммерческий продукт, его диффузия) - «потребление» (продажа продукта, внедрение). Для каждого из этапов необходимы свои механизмы поддержки и развития (которые также, исходя из структуры ТИС, прорабатывались в исследовании). В данной статье отметим лишь общие для всех этапов функции и задачи инновационной зоны (ИЗ).

Концентрирующая. Концентрация финансовых потоков и усилий в инновационном развитии в определенных секторах и территориях.

Экспериментальная. Отработка методов и механизмов инновационного развития и формирования точек роста в налоговом, финансовом, управленческом и других отношениях.

Организующая. Организация взаимодействия в квадранте: наука - бизнес -производство - власть. Эффективное использование существующего инновационного потенциала территории.

Стимулирующая. Поддержка инициативы, формирование креативной среды. Создание определенных гарантий бизнесу.

Универсализирующая. Создание универсального метода, модели, схемы развития инновационной среды.

Распространяющая. Распространение инноваций за пределы зоны и воздействие на окружающую территорию.

Информационная. Распространение информации. Обучение.

ИЗ должна иметь определенную структуру управления, которая для разделения полномочий заинтересованных сторон, для уменьшения коррупциоемкости административного чиновничьего аппарата и ухода от бюрократического принципа управления предполагает два уровня.

I уровень - представительно-совещательный орган, с функцией лобби и координации деятельности ИЗ в регионе (на безвозмездной основе):

Государство - федеральный чиновник по инновациям; Регион - глава департамента инноваций администрации региона; Муниципалитет - глава департамента инноваций города; Бизнес - глава инновационной компании или ассоциации; Наука - глава университета, отделения РАН и т.д.; Инновационный центр - глава технопарка, бизнес-инкубатора.

В работу должны быть включены независимые эксперты и консультанты в области инноваций: юрист и эксперт по инновациям.

II уровень - непосредственная рабочая группа, независимая от местных условий на федеральном финансировании и сдельной заработной плате. В ее функции входит непосредственная работа с клиентами инновационной зоны.

Инновационная зона - это экономико-географическая территориальная модель управления и организации инновационного процесса на отдельной территории при формировании системы взаимодействия науки, бизнеса, власти и производства в рамках инновационно-производственного (информационно-потребительского) цикла, где процесс преобразования идеи (новации) в готовый коммерческий продукт идет максимальными темпами и способствует инновационному развитию окружающей территории. Это возможный механизм модернизации экономики России «снизу» при формировании креативных центров (точек) инновационного роста.

Литература

1. Бабурин В.Л. Инновационные циклы в российской экономике. - М., 2002.

2. Бабурин В.Л. Крупные инвестиционные проекты: география и последствия для российской экономики // Экономико-географический вестник Южного федерального ун-та. 2007, №4.

3. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. - М., 1993.

4. Florida R. The Rise of the Creative Class. And How It's transforming Work, Leisure, Community and Everyday Life. New York, Basic Books, 2002.

5. Krugman P., Fujita M. The Spatial Economy: Cities, Regions and International Trade. Cambridge, Massachusetts, The MIT Press, 2001.

6. Porter M. On Competition. Boston, MA, HBS Press, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.