вопросы инновационной экономики
Том 10 • Номер 3 • Июль-сентябрь 2020 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics
>
Первое
экономическое издательство
инновационная восприимчивость организации как инструмент повышения инновационной активности бизнеса
Данилкина Ю.В. 1, Яковлева А.О. 1
1 МИРЭА - Российский Технологический Университет, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В статье актуализирована необходимость обеспечения инновационной восприимчивости организации на основе управления инновационным потенциалом с целью создания условий повышения инновационной активности бизнеса отечественной экономики. Проведено теоретическое исследование формирования понятийного аппарата в части содержания и взаимосвязи понятий «инновационная восприимчивость», «инновационный потенциал» и «инновационная активность». Определена базовая совокупность факторов формирования инновационной восприимчивости, среди которых особое место занимает мотивационный потенциал личности. Показано, что эффективное управление инновационной восприимчивостью на базе мотивационного потенциала - это главное условие возможности и готовности работников организации к осуществлению инновационных процессов. Предложено авторское понимание взаимосвязи понятий «инновационная активность организации», «инновационный потенциал организации» и «инновационная восприимчивость организации». Выявлено, что в основе развития инновационной восприимчивости человеческих ресурсов организации лежит активизация мотиваци-онного потенциала личности как особой составляющей инновационного потенциала организации и как движущей силы инновационного развития организации.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновационная восприимчивость, мотивационный потенциал личности, инновационная активность.
The organization's innovative receptivity
as a tool for increasing business innovative activity
Danilkina Yu.V. 1, Yakovleva A.O. 1
1 MIREA - Russian Technological University, Russia
введение
Активизация инновационной деятельности и рост восприимчивости хозяйствующих субъектов к инновациям являются актуальной задачей современного этапа развития отечественной экономики в сложившихся условиях. В рамках действующей государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» [3] одной из приоритетных целей экономического развития является повышение инновационной активности бизнеса. Разработка и успешное внедрение инноваций в организационно-эко-
номических системах являются ключом к успешному достижению поставленной цели. Поэтому развитие инструментария повышения инновационной активности организации в целях обеспечения ее адаптации к современным быстроменяющимся условиям является сегодня первостепенной задачей для науки и практики управления.
Одним из важнейших условий эффективности инновационной деятельности организации является развитие инновационного потенциала и инновационной восприимчивости человеческих ресурсов. При этом увеличить вклад каждого работника в повышение инновационной активности организации можно, только лишь создавая соответствующие благоприятные условия [4] (Danilkina, Shumyankova, 2010). С целью выявления таких условий и движущих сил, способствующих развитию инновационной активности организаций отечественной экономики, авторами предлагается провести исследование содержания понятия «инновационная восприимчивость» и определение полной совокупности факторов ее формирования.
Актуальность исследования подтверждается также сложившейся ограниченностью ресурсов для осуществления инновационной деятельности с целью эффективного их использования. Однако это не исключает наличия важной проблемы развития инновационной активности организации, в основе которой лежит человеческий фактор
ABSTRACT:_
The article highlights the need to ensure the organization's innovative receptivity based on the management of innovative potential in order to create conditions for increasing the innovative activity of business in the domestic economy. A theoretical study of the conceptual apparatus in terms of the content and connection of such concepts as innovative receptivity, innovative potential and innovative activity is carried out. The basic set of factors of innovative receptivity is determined, among which a special place is taken by the motivational potential of the individual. It is shown that effective management of innovative receptivity based on motivational potential is the main condition for the ability and readiness of employees of the organization to implement innovative processes. The authors' understanding of the connection between such concepts as innovative activity of the organization, innovative potential of the organization and innovative receptivity of the organization is proposed. It is revealed that the development of innovative receptivity of the organization's human resources is based on the activation of the motivational potential of the individual as a special component of the organization's innovative potential and as a driving force of the organization's innovative development.
KEYWORDS: innovative receptivity, motivational potential of the individual, innovative activity
JEL classification: M59, o15, o31 Received: 04.05.2020 / published: 30.09.2020
© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers
For correspondence: Danilkina Yu.V. (Reznichenko_yv0mai[.ru)
CITATION:_
Danilkina Yu.V., Yakovleva A.O. (2020) Innovatsionnaya vospriimchivost organizatsii kak instrument povysheniya innovatsionnoy aktivnosti biznesa [The organization's innovative receptivity as a tool for increasing business innovative activity]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 10. (3). - 1643-1652. doi: 10.18334/vinec.10.3.1 10499
как главная движущая сила экономического развития. Активизация интеллектуального потенциала человеческих ресурсов и восприимчивости личности к инновациям является основой устойчивого развития инновационной деятельности хозяйствующих субъектов. Поэтому поиск инструментов управления инновационной восприимчивостью организации, обеспечения его адаптации к современным быстроменяющимся условиям являются первоочередными задачами в достижении устойчивого роста инновационной активности предпринимательства.
В настоящее время имеется достаточное количество отечественных и зарубежных исследований [1, 6, 9] (Voyteshonok, Paramonova, 2015; Maslennikova, 2003; Sechko, 2012), посвященных формированию понятийного аппарата в части содержания и взаимосвязи понятий «инновационная восприимчивость», «инновационный потенциал» и «инновационная активность».
Большинство исследователей сходятся во мнении, что инновационная восприимчивость - это способность и готовность хозяйствующих субъектов к быстрому и эффективному освоению новшеств, к созданию и внедрению инноваций. При этом каждый исследователь выделяет наиболее важные с его точки зрения аспекты, что приводит к разобщенности взглядов на формирование и область применения данного понятия. Стоит отметить, что «инновационная восприимчивость» трактуется в основном применительно к различным хозяйствующим субъектам от организаций до национальных экономик, в то время как актуальность понятия «инновационная восприимчивость работников» не подчеркивается, хотя именно это «свойство» персонала лежит в основе восприимчивости организации к инновациям в целом.
По мнению Н.П. Масленниковой, «инновационная восприимчивость - это способность организации обнаружить инновации в информационном поле, различить и идентифицировать их отдельные признаки, выделить в них информативное содержание, адекватное цели действия, сформированному образу развития предприятия, и принять их к использованию в целях повышения своей конкурентоспособности» [6] (Maslennikova, 2003). Н.Н. Сечко считает, что «инновационная восприимчивость коллективного хозяйствующего субъекта - это способность и готовность создавать, осваивать и реализовывать инновации» [9] (Sechko, 2012). При этом способность отражает
ОБ АВТОРАХ:_
Данилкина Юлия Викторовна, доцент кафедры проектного менеджмента, кандидат экономических наук (Reznichenko_yv0mai1.ru)
Яковлева Анна Олеговна, доцент кафедры проектного менеджмента, кандидат экономических наук (Anya-yakov1eva0mai1.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Данилкина Ю.В., Яковлева А.О. Инновационная восприимчивость организации как инструмент повышения инновационной активности бизнеса // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - Том 10. - № 3.-С. 1643-1652. doi: 10.18334/vinec.10.3.1 10499
наличие у хозяйствующего субъекта определенного потенциала (возможностей, запасов, сил и средств) для осуществления инновационных процессов, то есть исследователь указывает на прямую взаимосвязь понятий «инновационная восприимчивость» и «инновационный потенциал». Такого же мнения придерживается и Л.К. Шамина, представляя инновационную восприимчивость как составную часть инновационного потенциала, которая отражает состоятельность предприятия реализовывать и применять нововведения [12] (Shamina, 2007).
В то же время способность воспринимать новые идеи и готовность к их освоению и реализации в практической деятельности возможны только при условии, что существует адекватная быстроменяющейся экономической ситуации совокупность факторов и предпосылок внутренней и внешней среды организации. Такая совокупность представляет собой инновационный потенциал организации. Баженов Г.Е. отмечает, что инновационный потенциал организации следует рассматривать не просто как наличие у нее ресурсов, а как «меру ее готовности выполнять задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели» [12] (Shamina, 2007). Это подтверждает тот факт, что инновационный потенциал - это фундамент инновационной восприимчивости организации.
Формирование инновационного потенциала организации происходит под влиянием воздействий как внутренней, так и внешней среды организации. Такое разделение является характерным для современной отечественной экономики, поскольку внешняя среда предъявляет определенные требования, влияющие на потребность организации в инновационной деятельности, и создает условия формирования внутренних движущих сил инновационной деятельности.
Совокупность факторов внешней среды, формирующих внешний инновационный потенциал организации, представляет собой, по мнению Л.К. Шаминой [12] (Shamina, 2007), «инновационный климат» и включает следующие составляющие:
• нормативно-правовые условия;
• инфраструктурные факторы;
• научная интеграция;
• социальная среда.
Внутренний инновационный потенциал представляет собой совокупность движущих сил внутренней среды организации, и в этой мере он является базисом инновационной восприимчивости организации. В совокупности таких движущих сил обычно исследователи [1, 2, 9] (Voyteshonok, Paramonova, 2015; Galstyan, 2001, Sechko, 2012) выделяют в основном 4 группы, а именно:
• материально-технический потенциал - совокупность основных средств и оборотных активов организации, являющихся фундаментом устойчивой хозяйственной деятельности;
• научно-технический потенциал - совокупность нематериальных активов и материально-технических средств организации, способствующих развитию инновационных процессов;
• финансовый потенциал - совокупность финансовых ресурсов организации, предоставляющих возможность осуществлять инновационную деятельность;
• кадровый потенциал - совокупность всех работников организации, их способности и готовности выполнять функции, обеспечивающие организации инновационный путь развития.
Можно сделать вывод, что инновационная восприимчивость отражает меру соответствия инновационного потенциала организации требованиям конкретных инновационных процессов. Инновационная восприимчивость является важнейшим свойством, отражающим готовность организации и ее работников к внедрению инноваций, а ее формирование и развитие определяется наличием конкретного набора факторов и условий - инновационного потенциала.
Для современного этапа развития отечественной экономики характерным является то, что высокая инновационная активность организаций становится одним из главных инструментов формирования стратегических преимуществ и повышения конкурентоспособности в сложившихся условиях. Эффективное управление инновационными процессами становится неотъемлемой частью стратегического управления, что требует от предприятий высокого уровня организации структуры управления. Согласимся с мнением Масленниковой Н.П., которая выделяет компоненты системы управления как особый аспект инновационного потенциала организации. В совокупность компонентов системы управления как составляющей части инновационного потенциала она предлагает включать следующие элементы: коммуникационные свойства, методы, структуру, управленческий персонал [6] (Maslennikova, 2003).
Говоря об инновационной активности организации, следует ее рассматривать как обобщающую комплексную характеристику эффективности инновационной деятельности организации. Никитина О.В. отмечает, что «инновационная активность организации - это степень интенсивности действий предприятий по созданию новшеств и их практической реализации» [7] (Nikitina, 2007). Эту же точку зрения поддерживает и Трифилова А.А.: инновационная активность - это интенсивность осуществления экономическими субъектами деятельности по разработке и вовлечению новых технологий или усовершенствующих продуктов в хозяйственный оборот [10] (Trifilova, 2005).
Институциональная среда инновационной активности ставит перед организациями задачу обеспечения всеми необходимыми элементами инновационной инфраструктуры, включая полный перечень составляющих инновационного потенциала и, как следствие, высокую степень инновационной восприимчивости.
Инновационная активность организации напрямую зависит от той деятельности, в которую включены процессы по управлению и развитию инновационного потенциала и инновационной восприимчивости. Использование таких инструментов управления, которые обеспечивали бы повышение инновационной активности, - это ключевая цель современного менеджмента организации.
Среди инструментов управления современной, в том числе инновационно ориентированной организацией особая роль отводится эффективному управлению чело-
веческими ресурсами, а точнее, управлению инновационной восприимчивостью как главному условию возможности и готовности персонала к осуществлению инновационных процессов. Развитие роли человеческого фактора в системе факторов производства становится на первый план в связи с возрастанием значения профессионально-личностных качеств в инновационных процессах. Возникает необходимость создания оптимальных условий управления инновационной восприимчивостью персонала, в которых эффективная и действенная система мотивации играет первостепенную роль. В современных быстроменяющихся условиях экономической ситуации необходимо включение механизма мотивации в управление инновационными процессами.
Мотивация с точки зрения предпринимательской деятельности проявляется в стремлении к повышению эффективности экономической деятельности организации с помощью применения более эффективных способов превращения ресурсов в конечный продукт, а также внедрения инновационных технологий управления организацией. Согласно исследованиям Е.В. Фрейдиной, совершенствование организации управления человеческими ресурсами предприятия состоит из двух этапов:
• выявление показателей и критериев, определяющих эффект от реализации потенциала работника;
• активизация источников мотивации работника к труду и инновационной активности [11] (Freydina, 2008).
Таким образом, мотивация инновационной деятельности - это процесс создания соответствующих условий развития мотивационного потенциала личности, основанный на экономических, этических и психологических аспектах предпринимательской деятельности, с целью стимулирования инновационной восприимчивости работников.
На основании изложенного авторами предлагается выделение мотивационного потенциала человеческих ресурсов как особой составляющей инновационного потенциала организации и как движущей силы инновационной активности организации. При этом под мотивационным потенциалом человеческих ресурсов понимается уровень мотивации работников относительно той организации, в которой они работают [5] (Zaripova, 2018). С другой стороны, рассматривая мотивационный потенциал как фактор развития инновационной восприимчивости организации, можно утверждать, что его сущность представляет собой готовность работников, а также предприятия в целом сосредоточить усилия персонала на инновационных процессах. При этом к усилиям можно отнести знания, навыки и компетенции как составляющие мотиваци-онного потенциала человеческих ресурсов.
Именно в этом контексте и следует говорить об «инновационной восприимчивости работников». Управление инновационной восприимчивостью работников - это сложный процесс, состоящий в обнаружении показателей и условий, обеспечивающих положительный результат от реализации мотивационного потенциала работников, и активизации его источников к восприятию инноваций.
Готовность к осуществлению инновационных процессов - это результат успешного внедрения процесса мотивации человеческих ресурсов на использование своего потенциала с целью восприятия инноваций из внешней среды, другими словами - это результат эффективного использования мотивационного потенциала человеческих ресурсов в целях инновационного развития. То есть инновационную восприимчивость работников следует рассматривать как фактор готовности персонала к инновационным процессам.
Эффективность деятельности организации, в том числе и инновационно ориентированной, напрямую зависит от того, насколько используется на предприятии квалификационный и интеллектуальный потенциал человеческих ресурсов, от отношения работников к саморазвитию и интеллектуальному труду.
Управление инновационной активностью организации должно базироваться на инновационной восприимчивости работников, в свою очередь, основанной на активизации мотивационного потенциала личности. Переход мотивационного потенциала работников в стадию «готовности к инновационным процессам» - это результат эффективного управления мотивацией персонала. Отражение этой идеи представлено на рисунке 1.
Инновационная активность организации
_^Г С_
Инновационная восприимчивость организации
Рисунок 1. Инновационная восприимчивость как инструмент повышения инновационной
активности организации Источник: составлено автором на основе данных [1, 8, 9] (Voyteshonok, Paramonova, 2015;
Rayskaya, 2018; Sechko, 2012).
При этом инновационную активность организации следует рассматривать как итоговый показатель результативности инновационной деятельности, в основе которого лежит комплекс условий и факторов, называемый инновационным потенциалом, а инновационная восприимчивость - это свойство организации, указывающее на наличие в достаточном объеме и качестве всех составляющих инновационного потенциала и их эффективное использование.
заключение
Проведенное исследование показывает, что успешное управление инновационной восприимчивостью организации возможно с применением действующей системы мотивации, в которой мотивационный потенциал выступает в качестве движущей силы инновационной активности работников. Развитие способности и готовности руководителей и персонала организации к восприятию инноваций на основе активизации мотивационного потенциала человеческих ресурсов становится инструментом повышения инновационной активности предприятия.
Важно отметить, что основу инновационной восприимчивости организации составляет инновационный потенциал в форме факторов и условий внешней и внутренней среды, компонентов системы управления, в том числе мотивационный потенциал человеческих ресурсов, способствующий формированию особой инновационной среды, обеспечивающей повышение эффективности инновационных процессов и инновационной активности организации в целом.
Таким образом, росту инновационной активности бизнеса способствует множество как внутренних, так и внешних факторов, однако, по мнению авторов, базисом является управление инновационной восприимчивостью работников через активизацию их мотивационного потенциала.
истоЧНики:
1. Войтешонок М., Парамонова И. Инновационная восприимчивость как обобщающий показатель способности к инновационной деятельности // Наука и инновации. - 2015. - № 1(143). - с. 29-32.
2. Галстян К.Г. Теоретические аспекты формирования инновационных процессов: Препринт. - СПб, 2001.
3. Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». [Электронный ресурс]. URL: https://programs.gov.ru/ Portal/programs/passport/15.
4. Данилкина Ю.В., Шумянкова Н.В. Система мотивации работников как институциональная форма инновационной активности предприятия // Инноватика и экспертиза. Научные труды ФГУ НИИ РИНКЦЭ. - 2010. - № 1(4).
5. Зарипова Э. З. Мотивационный потенциал сотрудников организации // Молодой ученый. - 2018. - № 38. - с. 53-54.
6. Масленикова Н.П. Управление развитием инновационной восприимчивости организаций в изменяющейся внешней среде: Теоретические и методологические аспекты:. / автореф. дис. ... докт. эконом. наук: 15.09.2003. - М.:, 2003.
7. Никитина О.В. Методы оценки инновационной активности предприятий. / автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 2007.
8. Райская М.В. Управление инновационной восприимчивостью компании: содержательно-аналитический аспект // Вопросы инновационной экономики. - 2018. -№ 4. - с. 741-752. - doi: 10.18334/vinec.8.4.39452.
9. Сечко Н.Н. Методологические аспекты изучения инновационной восприимчивости предприятий // Социологический альманах. - 2013. - № 4. - с. 57-67.
10. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. -М.: Финансы и статистика, 2005. - 304 с.
11. Фрейдина Е.В. Исследование систем управления. / учеб. пособие/ Е.В. Фрейдин; под ред. Ю.В. Гусева. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2008. - 367 с.
12. Шамина Л.К. Инновационный потенциал предприятия // «Инновации». - 2007. - № 9.
REFERENCES:
Danilkina Yu.V., Shumyankova N.V. (2010). Sistema motivatsii rabotnikov kak insti-tutsionalnaya forma innovatsionnoy aktivnosti predpriyatiya [The system of motivation of employees as an institutional form of innovation activity of enterprise]. Innovatika i ekspertiza. Nauchnye trudy FGUNII RINKTsE. (1(4)). (in Russian). Freydina E.V. (2008). Issledovanie sistem upravleniya [The study of control systems] (in Russian).
Galstyan K.G. (2001). Teoreticheskie aspekty formirovaniya innovatsionnyh protsessov:
Preprint [Theoretical aspects of innovation processes: Preprint] (in Russian). Maslenikova N.P. (2003). Upravlenie razvitiem innovatsionnoy vospriimchivosti orga-nizatsiy v izmenyayushcheysya vneshney srede: Teoreticheskie i metodologicheskie aspekty: [Managing the development of innovative receptivity of organizations to the changing external environment: Theoretical and methodological aspects] (in Russian).
Nikitina O.V. (2007). Metody otsenki innovatsionnoy aktivnosti predpriyatiy [Methods
of estimation of innovation activity of enterprises] (in Russian). Rayskaya M.V. (2018). Upravlenie innovatsionnoy vospriimchivostyu kompanii: soder-zhatelno-analiticheskiy aspekt [Management of company innovations susceptibility: content-analytical aspect]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). 741-752. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.8.4.39452. Sechko N.N. (2013). Metodologicheskie aspekty izucheniya innovatsionnoy vospriimchivosti predpriyatiy [Methodological aspects of the study of innovative receptivity of enterprises]. Sotsiologicheskiy almanakh. (4). 57-67. (in Russian).
Shamina L.K. (2007). Innovatsionnyy potentsial predpriyatiya [Innovative potential of the enterprise]. «Innovatsii». (9). (in Russian).
Trifilova A.A. (2005). Otsenka effektivnosti innovatsionnogo razvitiya predpriyatiya [Efficiency assessment of innovative development of the enterprise] (in Russian).
Voyteshonok M., Paramonova I. (2015). Innovatsionnaya vospriimchivost kak obobsh-chayushchiy pokazatel sposobnosti k innovatsionnoy deyatelnosti [Innovation susceptibility as a generalized indicator of liability for innovative activity]. Nauka i innovatsii. (1(143)). 29-32. (in Russian).
Zaripova E.Z. (2018). Motivatsionnyy potentsial sotrudnikov organizatsii [The motivational potential of the employees of the organization]. The young scientist. (38). 53-54. (in Russian).