Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В НАУЧНОЙ И ДЕЛОВОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ: ПРОБЛЕМА ПРОДВИЖЕНИЯ'

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В НАУЧНОЙ И ДЕЛОВОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ: ПРОБЛЕМА ПРОДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
75
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МАСС-МЕДИА / ПРОДВИЖЕНИЕ / ЭКСПЕРТНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тельнова И.Н.

Статья посвящена роли терминологического словосочетания в продвижении экспертного мнения в медиадискурсе. Автор показывает, что коммуникационная стратегия с использованием терминологического словосочетания, обозначающего понятие или признак узкоспециальной сферы, обладает потенциалом продвижения определенной технологии, вовлекает в обсуждение стейкхолдеров узкоспециальной сферы. Цель статьи состоит в доказательстве эффективного использования терминологического словосочетания в экспертном комментарии для деловых медиа. Автор на основании теории дискурса, основ терминоведения, лексической и синтаксической семантики показывает, как не зависящее от контекста и лишенное коннотаций терминологическое словосочетание обретает свойства выражения позитивной оценки в жанре экспертного комментария в медиасреде и способствует продвижению обсуждаемой в экспертном комментарии технологии. Эмпирическую базу исследования составляют научные статьи, публикации в массмедиа, обращения, экспертные интервью, в которых использовано терминологическое словосочетание «газомоторное топливо». Научная новизна исследования определяется комплексным подходом к описанию терминологического словосочетания как коммуникационной стратегии продвижения научных достижений в деловых массмедиа и расширению пула стейкхолдеров. Гипотеза: нейтральное в изолированной лексикографической среде или функционирующее в узкоспециальной языковой среде терминологическое словосочетание при попадании в медиасреду меняет коммуникативные свойства, обретает дополнительные коннотации и становится инструментом формирования общественного мнения по отношению к феномену, облеченному в терминологические речевые одежды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGY IN SCIENTIFIC AND BUSINESS JOURNALISM: THE PROBLEM OF PROMOTION

The article is devoted to the role of a terminological phrase in promoting expert opinion in media discourse. The author shows that a communication strategy using a terminological phrase denoting a concept or feature of a highly specialized sphere has the potential to promote a certain technology, involves stakeholders of a highly specialized sphere in the discussion. The purpose of the article is to prove the effective use of terminological phrases in expert commentary for business media. Based on the theory of discourse, the fundamentals of terminology, lexical and syntactic semantics, the author shows how a terminological phrase, independent of context and devoid of connotations, acquires the properties of expressing a positive assessment in the genre of expert commentary in the media environment and promotes the technology discussed in expert commentary. The empirical base of the study consists of scientific articles, publications in the mass media, appeals, expert interviews, in which the “gas-engine fuel” terminological phrase is used. The scientific novelty of the research is determined by an integrated approach to the description of a terminological phrase as a communication strategy for promoting scientific achievements in the business mass media and expanding the pool of stakeholders. Hypothesis: a terminological phrase neutral in an isolated lexicographic environment or functioning in a highly specialized language environment, when it enters the media environment, changes its communicative properties, acquires additional connotations and becomes a tool for forming public opinion in relation to the phenomenon clothed in terminological speech clothes.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В НАУЧНОЙ И ДЕЛОВОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ: ПРОБЛЕМА ПРОДВИЖЕНИЯ»

УДК 070

https://doi.org/10.34680/2411-7951.2022.6(45).614-622

И.Н.Тельнова

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В НАУЧНОЙ И ДЕЛОВОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ: ПРОБЛЕМА

ПРОДВИЖЕНИЯ

Статья посвящена роли терминологического словосочетания в продвижении экспертного мнения в медиадискурсе. Автор показывает, что коммуникационная стратегия с использованием терминологического словосочетания, обозначающего понятие или признак узкоспециальной сферы, обладает потенциалом продвижения определенной технологии, вовлекает в обсуждение стейкхолдеров узкоспециальной сферы. Цель статьи состоит в доказательстве эффективного использования терминологического словосочетания в экспертном комментарии для деловых медиа. Автор на основании теории дискурса, основ терминоведения, лексической и синтаксической семантики показывает, как не зависящее от контекста и лишенное коннотаций терминологическое словосочетание обретает свойства выражения позитивной оценки в жанре экспертного комментария в медиасреде и способствует продвижению обсуждаемой в экспертном комментарии технологии. Эмпирическую базу исследования составляют научные статьи, публикации в массмедиа, обращения, экспертные интервью, в которых использовано терминологическое словосочетание «газомоторное топливо». Научная новизна исследования определяется комплексным подходом к описанию терминологического словосочетания как коммуникационной стратегии продвижения научных достижений в деловых массмедиа и расширению пула стейкхолдеров. Гипотеза: нейтральное в изолированной лексикографической среде или функционирующее в узкоспециальной языковой среде терминологическое словосочетание при попадании в медиасреду меняет коммуникативные свойства, обретает дополнительные коннотации и становится инструментом формирования общественного мнения по отношению к феномену, облеченному в терминологические речевые одежды.

Ключевые слова: инновационная технология, массмедиа, продвижение, экспертный комментарий

Введение. Сегодня мы во многом наблюдаем процесс обесценивания экспертного мнения,

спровоцированное социальными сетями, Wikipedia, блогами и прочими открытыми коммуникационными площадками в любой области, что особенно ярко проявилось в период так называемой инфодемии COVID-19. Происходит стирание когнитивных границ между профессионалами и дилетантами, студентами и преподавателями, знающими и просто любопытствующими. Возможно, в этом кроется одна из причин общего снижения доверия к массмедиа, где повестку начинают задавать лидеры мнений, которые не являются экспертами в той области, которая находится на пике обсуждения в повестке дня. В условиях высоких коммуникационных рисков, которые грозят принятием неверного решения со стороны получателя сообщения, экспертный комментарий представителей академических кругов становится весьма ценным аргументом, поскольку логичен, объективен, точен. Критерии логичности, объективности и точности в экспертном комментарии репрезентированы узкоспециальной терминологией, дополняются статистическими данными, количественными и качественными характеристиками обсуждаемого феномена. Информационное поле в период пандемии COVID-19 продемонстрировало рост влияния экспертного комментария на официальных ресурсах, на формирование общественного мнения. Согласно исследованию 2020 Edelman Trust Barometer Special Report, среди лидеров мнений относительно ситуации с пандемией коронавируса стали практикующие врачи и ученые-вирусологи с разницей в один процент 80/79 (рис.1).

A CALL FOR EXPERT VOICES

Percent who trust each to tell the truth about the pandemic

• О ©

Change, March 2020 to May 2020

80 79

. . о 'lo I I I I i

\ \

ч

\ \

Рис. 1. Лидеры мнений о пандемии коронавируса

614

Следовательно, в ситуации неопределенности или кризиса спрос на мнения экспертов весьма высок. Использование экспертом терминологии той сферы, в которой он является признанным авторитетом, без выражения каких-либо эмоциональных оценок по поводу существующего положения дел, производит на получателя эффект убеждения, что является весьма ценным инструментом управления общественным мнением и способствует принятию правильного решения. Полагаем, что продвижение инновационных технологических разработок не только в медицинской, но и в любой другой технологической сфере весьма актуально для бизнес-структур и органов государственной власти и способствует их внедрению и монетизации. В существующем положении вещей возрастает роль научного коммуникатора в разработке стратегии продвижения инновационных технологий в деловых массмедиа, суть которого состоит в расширении пула стейкхолдеров, способных повлиять на продвижение инновационной технологии и способствовать ее популяризации в массмедиа в условиях конкуренции с альтернативными широко распространенными мифологическими, конспирологическими, ангажированными и сугубо дилетантскими мнениями.

Теоретическая рамка исследования. Ученые-терминоведы среди одного из релевантных признаков термина отмечают его принадлежность к определенной сфере человеческой деятельности, специфику его употребления в соответствующей научной или технической области [1] и системность [2]. Использование термина вне профессиональной терминосистемы и погружение его в иную речевую среду приводит к детерминологизации понятия [3]. Термин начинает приобретать новые свойства, которые определяются довлеющим функционалом речевой среды. Так, например, при погружении термина в медиасреду термин неизбежно приобретает оценочность, онтологически ему не свойственную. Дело в том, что предназначение СМИ заключается не столько в информировании аудитории, сколько в воздействии на эту аудиторию в направлении, нужном для той или иной идеологической системы, которую эта медиасистема обслуживает [4]. Явления, которые происходят с терминами в медиасреде, определяются коммуникативным намерением субъекта речи, при реализации которого термины могут стать инструментами управления или манипулирования общественными вниманием, где основную роль играет эффект контекста [5]. Эффект контекста может придать оценочный компонент нейтральному терминологическому словосочетанию по шкале хорошо / плохо; рационально / эмоционально; объективно / субъективно по абсолютной или сравнительной шкале [6]. Приобретая контекстуальную оценку, терминологическое словосочетание в медиасреде становится частью коммуникационной стратегии субъекта речи и представляет собой «определенную направленность речевого поведения в данной ситуации в интересах достижения цели коммуникации» [7]. Различный функционал терминов в медиасреде можно объяснить речевым обликом термина, который, по мнению Б.А.Глухова, может быть: ориентирующим — значение термина понятно из его наименования; нейтральным — значение термина не вытекает из его наименования и требует пояснения; дезориентирующим — значение термина не соответствует его наименованию и требует пояснения [8]. Информация, поставляемая прессой, радио и телевидением усваивается массовой аудиторией не сразу, а спустя некоторое время под влиянием интерпретаторов, популяризаторов, «лидеров мнений» [9], которые могут прояснить значение термина широкой аудитории, а могут его намеренно затемнять в зависимости от их интенции в процессе коммуникации.

В настоящем исследовании проведено сравнение использования терминологического словосочетания при его функционировании в академическом и медиасдискусре и продемонстрировано, что использование терминологического словосочетания в медиадискусре способствует продвижению инновационной технологии, повышает доверие пользователей к массмедиа, расширяет пул стейкхолдеров, становится ключевым словом для оптимизации контента при продвижении в цифровой среде. Повышение частоты употребления терминологического словосочетания в медиа становится своеобразным драйвером научных исследований, поскольку актуализирует соответствующую тематику и способствует SEO-оптимизации. В свою очередь, всплеск научных исследований приводит к повышению частоты упоминания терминологического словосочетания. Такой волновой эффект, безусловно, положительно сказывается на продвижении инновационной технологии.

Эмпирический материал исследования. В настоящей статье приведен пример анализа терминологического словосочетания «газомоторное топливо» в деловых медиа и академическом дискурсе. Эмпирическую базу исследования составили материалы научных статей из базы Scopus и WoS, данные единой государственной информационной системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИС НИОКТР) и публикаций в ТОП-5 медиа, в которых использовано данное терминологическое словосочетание. Медиаматериалы отобраны с помощью сервиса «Медиалогия» по ключевому слову «газомоторное топливо», что позволило проанализировать его медиаиндекс в российских СМИ и выявить ассоциативное поле терминологического словосочетания и рубрикаторы медиа, в которых данное словосочетание встречается.

Постановка проблемы. Государственная программа Российской Федерации «Развитие энергетики». принятая в сентябре 2018 года, была дополнена подпрограммой «Развитие рынка газомоторного топлива» в том же году и соответствующей задачей по содействию развитию внутреннего рынка природного газа как моторного топлива, а также мероприятиями по развитию рынка газомоторного топлива. На сегодняшний день научными исследованиями доказано, что природный газ является наиболее экономичным, экологичным и безопасным топливом, он дешевле бензина и дизельного топлива. Однако этот научный факт не связан в массовом сознании с понятиями экология, здоровье, экономическая эффективность и не позиционируется в

медиасреде как альтернатива весьма популярной в оппозиционных медиа «зеленой повестке». Продвижение использования технологии газомоторное топливо существенно тормозит сложившийся в массовом создании стереотип о том, что все горюче-смазочные материалы наносят непоправимый вред экологии, однако научные исследования доказывают, что это не так, хотя в массмедиа это мнение не продвигается.

Сравним, как функционирует терминологическое словосочетание «газомоторное топливо» в академической и медиасреде.

Академический дискурс. Анализ влияния газомоторного топлива на окружающую среду основан на данных исследования «Разработка механизма оценки влияния использования природного газа в качестве моторного топлива на экологические, социально-экономические и иные показатели регионов» Института экологии НИУ «Высшая школа экономики» (2021-й год), а также на данных компьютерного анализа, программный код на языке программирования python, который оптимизировал поиск, агрегирование ссылок и анализ полных текстов статей [10]. Исследование проводилось по трем трекам: экология, окружающая среда и здоровье человека. В академической среде наблюдается возрастающий интерес к статьям, в которых есть терминологическое словосочетание «газомоторное топливо».

Распределение статей по теме 'Экология' по годам

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2D18 2019 2020 2021

Рис. 2. Распределение статей об экологии по годам

На рис. 3 представлены ключевые слова, которые использованы в статьях, посвященных влиянию газомоторного топлива на окружающую среду и экономическим преимуществам использования данного вида топлива на общественном транспорте.

transportation ethanol wastewater microbial interaction rural development renewable energy directive reactor volumetric ratio oocyte environmental impact electricity biomass renewable energy uncertainty energy policyiftT^ity ignition timing

2019 2018

secondary organic aerosol macnine oil pet roleum ™lcrobes bearing capacity contamination degradation volatile organic compounds predict i on j p h e г ото ne s wear factor accessory olfactory system "trsnsit habitat use

201 7 Mlfi

performance parameters emission .' .transit transit bus ro desalination • exposi children . urban growth microalgae Jland cover cholinergic system propane ; urban transport S genome assembly *""linra^717-1b4

»IS 2014

environmental impact turtle ... transit bus ignition advance angle sill poiiuciertemperature ° environmentally friendly vehicles photovoltaic direct injection economical efficiency visual.waste tires grazing management automotive

Рис. 3. Распределение ключевых слов кластера по годам

Статья «Well-to-Wheel analysis of natural gas for hybrid electric truck application» (2021) доказывает, что грузовики, работающие на КПГ, выбрасывают на 18,7% меньше CO2 в атмосферу, чем аналогичные грузовики на дизельном топливе. В статье «Environmental and Health Impacts of the Change in NMHCs Caused by the Usage of Clean Alternative Fuels for Vehicles» показано, что использование газомоторного топлива в транспортных средствах значительно улучшает качество городского воздуха.

Исследования в области влияния качества воздуха на здоровье человека представлены на рис. 4.

б1б

übi<äl uaimu'iiiy

difigage'association_______ 'J , ¡ j

С Э П С 6 IT riSK

;• -i brXcancer-"""'.

3 Qolfaction disorders

cardiovascular disease

Рис. 4. Ключевые слова релевантного кластера В кластер вошли статьи, связанные с влиянием использования газомоторного топлива на снижение риска возникновения рака легких, аллергии, сердечных заболеваний и показано, что косвенно это приводит и к повышению экономических показателей за счет повышения производительности труда и снижения затрат на здравоохранение.

Посмотрим на распределение статей и ключевых слов по годам (рис. 5 и 6).

Рис. 5. Распределение статей о здоровье и природном газе по годам

chronic rhinosinusitis dementia

anaerobic digestion

"re5SUreimmunotherapy obesitylymphallergy lung cancer

heart failure

lymphocyte activation

myopathy

hypertension

genetic algorithm

microbial community

microbial metabolism

electromyography

11 Cr °n pneumonia5

maternal blood

biomarkers

lymphocyt ^ 5triglycerides ^

¡gonorrhea

t allergy ocular melanoma

dna damage

comet assay v—'

prognosis incer incidence

faction disorders

^ung cancer cancer

heart diseases

hypertension

erythrocyte count

tuberculosis

cardiovascular risk

allergy

gene ontology silicosis

lung cancer

tuberculosis

Рис. 6. Распределение ключевых слов по годам

Экономические факторы. Выводы об экономической эффективности газомотроного топлива были сделаны при описании перехода транспорта на газ и анализа влияния его применения на окружающую среду и здоровье. Распределение статей об экономической эффективности перевода транспорта на газомоторное топливо представлено на рис. 7.

Рис. 7. Распределение статей об экономической эффективности перевода транспорта на газомоторное

топливо

Результаты исследования показали, что перевод автобусов на газомоторное топливо является экономически выгодным и позволит сэкономить от полумиллиона долларов. На рис. 8 продемонстрировано распределение ключевых слов кластеров по годам. Значительную долю кластера занимают слова «energy», «performance» и «efficiency».

energy storage systems fuei cell

health risk

economic analysis

flame kernel speed

thermal energy storage

efficiency

finite element analysis (fea)

energy consumption creep cogeneration

cor,pressorpinch analysis

supercritical co2

renewable energy

co-firing

wind energy performance

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

field monitoring

demand response

combined Po»er Iflgphase equilibria

passenser "membranes renewable energy

reaction equilibria i-JJ

2017

perfor pressure swing adsorption

power plant mentorane separation wobbe index

compressed air energy storage (caes)

storage lng

2015

performance analysis

biosolids distributed generation compressor

hythane (hcng) hybrid energy system liquid natural gas

externally fired 5

electrical energy storage systems

energy i

europe U -/ >

well-to-wheels -ч

performance ng^

demand response w

flame propagation

combined heat and power

energy analysis

human health passenger vehicles

india 00

performance д simulation

thermal energy storage lng

well-to-wheels

wtw (well-to-wheels). — .

modeling

column generation LJ

Рис. 8. Распределение ключевых слов кластера по годам

Социально-экономические факторы. На рис. 9 представлены частотные слова, которые встречаются в научных работах, отобранных для анализа из ЕГИС НИОКТР.

транспортная инфраструктура I I осушение каМпрИ Жированного П

„повышение эффективности

_ _ _ тоноотга^мстирования Т Т кОМГфИМИрОВаННЫИ ПрирОДпот i со

ГаЗОВОе ТОП Л ИВОавтомобильный транспорт

расход топлива системы питания

численное моделирование

экспериментальные исследования

■—чпрИМироЙ------—

компримированныи природным газ

I и1 ишь»и<

газопо^ишевы^двигателй™ ГЭЗОМОТО РНОв ТОПЛИВО

процесса горения конструкторская документация,_________„.„„С™,-, двигатель нового поколения

двигатель внутреннего сгорания

■ ■ использование природного газа J | ДВИ гатели НОВОГО ПОКОЛвНИЯ ¡представлены результаты

математическая модель компримированный газ

экологические показатели " ^

газомоторной техннки|~| М П О П 1-1 к» I М ПЭ С} ОПЫТНЫЙ ООрЭЗвЦ

природный газ

.1 | .1 ......оао Газпром

альтернатнбные тоглиеа эффективность работы

конструкторская документация

сжиженный природный газ

использование газа

Рис. 9. Ключевые слова по использованию газомоторного топлива

Исходя из анализа текстов научных работ по теме газомоторного топлива, можно утверждать, что экономическая эффективность и экологическая безопасность газомоторного топлива научно доказана по таким социально значимым факторам, как экологическая безопасность, здоровье человека, экономическая эффективность

Перейдем к анализу медиадискурса и сравним, как терминологическое словосочетание «газомоторное топливо» функционирует в массмедиа, нашли ли здесь отражение те же оценки использования газомоторного топлива, что и в научном дискурсе?

Использование терминологического словосочетания «газомоторное топливо» в ТОП-5 СМИ, по МедиаИндексу компании «Медиалогия». «Медиалогия» является лидером в мониторинге и анализе СМИ и соцмедиа, которая автоматически мониторит около 250 тыс. платформ, включающих более 2,4 млрд аккаунтов соцмедиа.

еибургюменьгаз

производство

сжиженныи

углеродный гос

авария минэн&ргс малотоннажный

газозаправочный "■» газпР0М продуктопровод газовый газа автомобиль

рынок Обь

выброс переоборудование

парниковый

зубков

инфраструктура

сп г

водородный

заправка

ВОДОрОД экспорт

__— - техник

ТОПЛИВО!33-

газо моторный

гпз автобус известие ™™ транспорт

век углеводород бензин

мишустин экологический субсидия

рбк

суг

Рис. 10. Ключевые слова в статьях ТОП СМИ, по теме газомоторного топлива

Как видно из рис. 10, газомоторное топливо в ТОП-5 СМИ не ассоциируется с положительными эффектами для экономики, экологии и здоровья человека. 95% материалов публикуется в жанре заметок (открылась заправка, поступили новые автобусы) или рейтингов «Потребление газомоторного топлива в России вырастет в этом году на 10—15% — оценка "Газпрома"» и «В России впервые подготовлен рейтинг регионов по уровню развития рынка газомоторного топлива». В публикациях не представлена интерпретация новости со ссылкой на экспертный комментарий ученых по трем обозначенным трекам: экология, здоровье человека, экономика — в отличие от объективной экспертной характеристики газомоторного топлива в академических статьях. Иными словами, наблюдается некий водораздел мнений по поводу одного и того же феномена между академической и медийной средами. Экспертная точка зрения, научно доказанная и апробированная в научных публикациях, не актуализирована в массмедиа:

_а Q_

^! >v Q_

F"

13оэаправочнои '

газ

НУШ...1 V-

ш

Оренбургской |ДИ Л

Ш'

ГО новый ^ -

' I Ут«чка ™„i^„!„fc(?pofl w

федеральной

Самарское., ¿л'е

......газе:::

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭКОЛОГИЧНО? млн

13ВИТИЮ

"ё"' ^природной

. закачают

Курорт

U газомо ГО' CL

о-

Jli

wimcm

^ ^подготовил о

региона «

I регионе ТПР|.

¿построят 1

ренд шн

а», d ло

CL

[ П РТРП 6 \/ п г! " ■пеР^Топлтивайрхк№.лся

.!.! е X ер о ур„г|, „к pa снодар с ком

i го

X

® го S L.

таков

чтобы V-1 выбирает, ^ро^в J

А

ш

0

1

и"рдцв технологическиич^шя1-1 и дилельн!

авшорусов:

центр ИЮЛЯ тРасс£ . -/—может—I!

-может

технологическиич^&шас™

два

Рис. 11. Наиболее популярные ключевые слова, в ТОП СМИ по теме газомоторного топлива

Важно отметить, что медийные рубрики поисковой системы Яндекс демонстрируют, что популяризация газомоторного топлива весьма востребована федеральным промышленным дискурсом, поскольку наибольшее количество материалов о газомоторном топливе публикуется и продвигается с помощью лайков и перепостов в разделе «власть» (рис. 12).

Название рубрики

.Кол^ т сообщений

Likes & Shares

Прочее 48 995

ТЭК 40 388

Транспорт 25 1 172

чп 12 209

Уровень федеральный 10 8

Уровень региональный 10 6

Отставки и назначения 5 50

Пром ышлен ность 2 0

Финансы 1 0

Торговля и услуги 1 0

Строительство и недвижимость 1 0

Сельское хозяйство, лесоводство 1 0

Международные отношения 1 4

ЖКХ 1 0

16. Высокие

Рис. 12. Запросы поисковой системы Яндекс

Результаты исследования. В академическом дискурсе терминологическое словосочетание «газомоторное топливо» является ориентирующим. В научных текстах преобладают дескриптивные признаки, дается рациональная оценка феномена, поскольку опирается на факты и доказательную базу. Убедительным является прием сравнения: газомоторное топливо сравнивается по определенным характеристикам с другими альтернативными видами топлива, актуализирована корреляция влияния газомоторного топлива на экологические, социальные, экономические и иные социально значимые показатели.

В отличие от академического дискурса медийная картина применения газомоторного топлива практически не представлена, экспертная оценка с привлечением научного доказательства в медиадискурсе отсутствует, преобладает модель дефицита информации относительно его эффективности и безопасности. В массмедиа освещаются в основном результаты введения в эксплуатацию новых объектов, что снижает возможность оценить экологическую, экономическую и социальную значимость внедрения современных технологий и ограничивает возможность распространения успешных региональных практик по использованию газомоторного топлива.

Выводы и рекомендации. Как показала ситуация с пандемией, экспертный комментарий может способствовать формированию общественного мнения и продвижению важных государственных инициатив в медиа. Для эффективного позиционирования в медиасреде использования газомоторного топлива журналистам, которые пишут материалы в рубриках наука, общество, экология, стоит оптимизировать взаимодействие с научными коммуникаторами, использовать при работе над материалами аналитические записки, сделанные на основе научных данных. PR-сопровождение аналитических докладов, представленных в органы государственной власти различного уровня в общественно-деловых СМИ позволит распространять информацию на основе фактчекинга в деловых массмедиа. Экспертный комментарий с применением терминологии, в котором научные показатели подкрепляются аргументированными преимуществами, способствует популяризации научной разработки по трём трекам: экономика, экология, здоровье. Указанные

треки, как показали научные исследования, являются триггерами и дают эффект синергии в продвижении продукта или услуги, создают устойчивые положительные ассоциации с их преимуществами. Деятельность научных PR-коммуникаторов позволят повысить заинтересованность региональных органов исполнительной власти в реализации проектов по развитию применения газомоторного топлива. В свою очередь, кратное повышение GR и PR активностей будет способствовать (мотивировать) органы власти принимать стимулирующие меры (нормативные документы) по переходу на газомоторное топливо. Использование фактологической информации в медиадискусре в формате экспертного комментария с отсылкой к проверенным авторитетным источникам — это путь к повышению доверия общественности к мессмедиа и курс на качественный медиаконтент.

Автор выражает благодарность Национальной газомоторной ассоциации за помощь при проведении исследования.

1. Барандеев А.В. Основы научной терминологии. М.: Мир книги, 1993. 88 с.

2. Герд А.С. Об упорядочении и унификации русских названий рыб // Вопросы ихтиологии. 1968. Т. 8. Вып. 2. C. 87-91.

3. Лингвистические проблемы научно-технической терминологии / Под ред. С.Г.Бархударова. М.: Наука, 1970. 231 с.

4. Коньков В.И. Стилистические явления в речевой практике СМИ // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2009. Вып. 6. С. 14-18.

5. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М.: Наука, 1985. 228 с.

6. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., 1988. 338 с.

7. Паршина О.Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России: монография. Астрахань: Изд-во АГТУ, 2004. 195 с.

8. Глухов Б.А., Щукин А.Н. Термины методики преподавания русского языка как иностранного. М.: Рус. яз., 1993. 370 с.

9. Telnova I., Bykova E., How a Scientific Communicator Transforms into a Producer of Scientific Projects // 2020 IEEE Communication Strategies in Digital Society Seminar (ComSDS). DOI: 10.1109/ComSDS49898.2020.9101339

10. Бутенко Ю.И., Тельнова И.Н., Гаража В.В. Методы выявления тенденций развития научных направлений (на материале анализа публикаций по газовому топливу) // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы. 2022. №

1. С. 10-24. DOI: 10.36535/0548-0027-2022-01-2

References

1. Barandeev A.V. Osnovy nauchnoy terminologii [Fundamentals of scientific terminology]. Moscow, 1993. 88 p.

2. Gerd A.S. Ob uporyadochenii i unifikatsii russkikh nazvaniy ryb [On the ordering and unification of Russian names of fish]. Voprosy ikhtiologii, 1968, vol. 8, iss. 2, pp. 87-91.

3. Barkhudarov S.G., ed. Lingvisticheskie problemy nauchno-tekhnicheskoy terminologii [Linguistic problems of scientific and technical terminology]. Moscow, 1970. 231 p.

4. Kon'kov V.I. Stilisticheskie yavleniya v rechevoy praktike SMI [Stylistic phenomena in mass media language]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya, 2009, iss. 6, pp. 14-18.

5. Vol'f E.M. Funktsional'naya semantika otsenki [Functional semantics of evaluation]. Moscow, 1985. 228 p.

6. Arutyunova N.D. Tipy yazykovykh znacheniy: Otsenka. Sobytie. Fakt [Types of language meanings: Evaluation. Event. Fact]. Moscow, 1988. 338 p.

7. Parshina O.N. Strategii i taktiki rechevogo povedeniya sovremennoy politicheskoy elity Rossii: monografiya [Strategies and tactics of speech behavior of the modern political elite of Russia]. Astrakhan', 2004. 195 p.

8. Glukhov B.A., Shchukin A.N. Terminy metodiki prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo [Terms of the methodology of teaching Russian as a foreign language]. Moscow, 1993. 370 p.

9. Telnova I., Bykova E., How a Scientific Communicator Transforms into a Producer of Scientific Projects. 2020 IEEE Communication Strategies in Digital Society Seminar (ComSDS). DOI: 10.1109/ComSDS49898.2020.9101339

10. Butenko Yu.I., Tel'nova I.N., Garazha V.V. Metody vyyavleniya tendentsiy razvitiya nauchnykh napravleniy (na materiale analiza publikatsiy po gazovomu toplivu) [Prospective scientific research trend identification methods (based on the analysis of gas fuel-related publications)]. Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Seriya 2: Informatsionnye protsessy i sistemy, 2022, no. 1, pp. 10-24. DOI: 10.36535/0548-0027-2022-01-2

Tel'nova I.N. Innovative technology in scientific and business journalism: the problem of promotion. The article is devoted to the role of a terminological phrase in promoting expert opinion in media discourse. The author shows that a communication strategy using a terminological phrase denoting a concept or feature of a highly specialized sphere has the potential to promote a certain technology, involves stakeholders of a highly specialized sphere in the discussion. The purpose of the article is to prove the effective use of terminological phrases in expert commentary for business media. Based on the theory of discourse, the fundamentals of terminology, lexical and syntactic semantics, the author shows how a terminological phrase, independent of context and devoid of connotations, acquires the properties of expressing a positive assessment in the genre of expert commentary in the media environment and promotes the technology discussed in expert commentary. The empirical base of the study consists of scientific articles, publications in the mass media, appeals, expert interviews, in which the "gas-engine fuel" terminological phrase is used. The scientific novelty of the research is determined by an integrated approach to the description of a terminological phrase as a communication strategy for promoting scientific achievements in the business mass media and expanding the pool of stakeholders. Hypothesis: a terminological phrase neutral in an isolated lexicographic environment or functioning in a highly specialized language environment, when it enters the media environment, changes its communicative properties, acquires additional connotations and becomes a tool for forming public opinion in relation to the phenomenon clothed in terminological speech clothes.

Keywords: innovative technology, mass media, promotion, expert commentary.

Сведения об авторе. Ирина Николаевна Тельнова — эксперт института экологии НИУ «Высшая школа экономики»; ORCID: 0000-0003-1256-0120; itelnova@hse.ru.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 30.10.2022. Принята к публикации 15.11.2022.

Ссылка на эту статью: Тельнова И.Н. Инновационная технология в научной и деловой журналистике: проблема продвижения // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2022. № 6(45). С. 614-622. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.6(45).614-622

For citation: Tel'nova I.N. Innovative technology in scientific and business journalism: the problem of promotion. Memoirs of NovSU, 2022, no. 6(45), pp. 614-622. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.6(45).614-622

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.