Научная статья на тему 'Инновационная стратегия Великобритании'

Инновационная стратегия Великобритании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
3741
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Форсайт
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СТИМУЛИРОВАНИИ БИЗНЕС-ИННОВАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скотт Ричард

В марте 2008 г. Департамент инноваций, университетов и компетенций Великобритании (DIUS) опубликовал документ под названием «Инновационная нация», где подробно рассмотрены цели и задачи инновационной политики страны, а также роль правительства в стимулировании инноваций в предпринимательском и государственном секторах с целью превращения Великобритании в наиболее привлекательное в мире место для инновационного бизнеса и государственных услуг. Автор статьи подробно останавливается на каждом разделе стратегии, посвященном конкретным аспектам инновационной деятельности, и рассматривает предлагаемые для ее реализации меры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная стратегия Великобритании»

Р. Скотт

Разработанная недавно в Великобритании стратегия «инновационная нация» особенно актуальна в условиях нынешнего финансовоэкономического кризиса.

В ней изложены особенности национальной инновационной политики и разъясняется ее роль в формировании спроса на инновации. В стратегии заявлена амбициозная цель — создать в соединенном Королевстве самые привлекательные условия для инновационного бизнеса и государственных услуг.

Появление Белой книги «Инновационная нация» в марте 2008 г. [Innovation Nation White Paper, 2008] ознаменовало собой создание долгосрочной инновационной стратегии Великобритании. В этом программном документе провозглашается основная задача правительства — создать в стране наиболее привлекательные в мире условия для инновационного бизнеса и государственных услуг, описывается широкий контекст британской инновационной политики, подробно анализируются инновационная деятельность в государственном секторе и роль государственной политики в формировании спроса на инновации.

Доклад опубликован Департаментом инноваций, университетов и компетенций (Department for Innovation, Universities and Skills — DIUS), который отвечает за разработку и реализацию инновационной политики в Великобритании. DIUS образован летом 2007 г. путем слияния ряда подразделений бывших Департамента торговли и промышленности (Department for Trade and Industry) и Департамента образования и компетенций (Department for Education and Skills), названия которых после этой реформы были изменены. В сферу ответственности ведомства вошли вопросы, связанные одновременно с наукой, инновациями, высшим образованием, профессиональным обучением (внеуниверситетским, в том числе для взрослого населения) и повышением квалификации. В число заявленных целей DIUS входят «развитие профессиональных навыков населения, организация научных исследований и образовательной деятельности мирового уровня, использование знаний и навыков для создания инновационной конкурентоспособной экономики».

Учреждение DIUS позволило сблизить некоторые направления политики. Так, при определении перспектив развития высшего образования теперь в большей степени учитываются потребности работодателей, в том числе частного бизнеса. Что касается инновационной деятельности, то департамент получил возможность более тщательно и углубленно анализировать потенциал фирм по освоению и практическому использованию новых знаний.

Доклад «Инновационная нация» основывается на национальной стратегии инвестиций в сферу науки и инноваций на 2004-2014 гг., в которой изложены средне- и долгосрочная государственная политика и приоритеты в области научных исследований и разработок в Великобритании [Science and Innovation Investment Framework, 2004-2014]. В качестве основных стратегических задач названы: увеличение к 2014 г. объема совокупных затрат на исследования и разработки до 2.5% национального дохода; укрепление сотрудничества между университетами и бизнесом; повышение уровня профессиональных навыков в области науки, технологий, инженерного дела и математики.

Для отслеживания хода реализации инновационной стратегии было решено выпускать сборник под названием «Ежегодный инновационный доклад» — первый выпуск появился в декабре 2008 г.

[Annual Innovation Report, 2008]. В нем предполагается публиковать отчеты о выполнении задач, поставленных в документе, и показатели инновационной активности в Великобритании, в том числе в государственном секторе.

С помощью стратегии «Инновационная нация» правительство намерено превратить Великобританию в ведущую в мире страну с позиций экономики знаний. Государственные и частные инвестиции в науку и инновационную деятельность рассматриваются как важное средство достижения долгосрочного экономического роста и повышения качества жизни путем распространения новых технологий и совершенствования государственных услуг. В документе утверждается, что инновации играют ключевую роль в обеспечении процветания страны и решении столь серьезных проблем, как изменение климата и старение населения.

В число основных обязательств, заявленных в инновационной стратегии, входят:

• учреждение нового фонда, призванного способствовать развитию профессиональной подготовки кадров во взаимодействии с бизнесом;

• разработка ведомствами планов государственных закупок, ориентированных на инновации;

• развитие региональных инициатив инновационных ваучеров для налаживания контактов между бизнесом и исследовательскими организациями;

• создание новых сетей и лабораторий для инноваций в государственном секторе;

• организация на базе университетского сектора Центра исследования инноваций для измерения и анализа инновационных процессов.

В «Инновационной нации» признается важность двух идей — необходимости более широкой интерпретации понятия «инновация» и многообразия форм государственного стимулирования инновационной деятельности.

Определение инновации

В прошлом главным фактором инновационной деятельности в основном считались инвестиции в фундаментальные исследования, результаты которых впоследствии коммерциализовались в промышленности. Этот подход поддерживался и политическими инициативами, основанными на предложении новых технологий. На самом деле инновационный процесс имеет множество разных источников и его продвижение определяется не только предложением, но и спросом. Фундаментальные научные открытия необходимы для долгосрочного инновационного развития, однако путь от лаборатории к рынку долог, сложен и отличается неопределенностью.

В докладе отмечается значимость открытой модели инноваций, когда организации сотрудничают с университетами, другими компаниями и поставщиками либо пользуются накопленным ими опытом. Потребители также становятся агентами

инноваций — как самостоятельно, так и совместно с бизнесом или в качестве сопроизводителей государственных услуг.

Роль правительства

«Инновационная нация» содержит новые рекомендации по использованию инструментов закупок и регулирования для стимулирования инноваций в предпринимательском секторе, а также повышения инновационной активности в государственном секторе, в частности в сфере государственных услуг.

Рассматриваемая стратегия нацелена на создание условий для инновационной деятельности путем обеспечения макроэкономической стабильности, открытости и конкурентоспособности рынков. Во многих отраслях экономики достаточно добиться таких условий и инвестировать в развитие новых знаний и навыков для расцвета инновационной активности. Однако в некоторых секторах правительство может играть более заметную роль посредством оказания адресной поддержки с применением методов государственного регулирования, осуществления закупок и оказания услуг для формирования рынка инновационных решений различных проблем.

Среди источников инноваций отмечаются творческое применение уже апробированных технологий и нестандартный подход к созданию новых продуктов и услуг. Государственная политика должна учитывать это при разработке новых инструментов, стимулирующих не только предложение инноваций, но и спрос на них.

Инновационная стратегия Великобритании содержит ряд разделов, в которых представлены различные аспекты инновационного процесса:

• спрос на инновации;

• поддержка инновационной деятельности в предпринимательском секторе;

• связь инноваций с научно-исследовательской базой;

• международная инновационная деятельность;

• профессиональные навыки, связанные с инновациями;

• инновации в секторе государственных услуг;

• региональные инновации.

Ниже мы остановимся на каждой из этих тем.

спрос на инновации

Спрос может способствовать активизации инновационной деятельности, поскольку, стараясь удовлетворить быстро меняющиеся потребности рынка, компании получают и новые возможности. Первые потребители — население, предприятия и государственные органы — включаются в инновационный процесс уже на этапе создания новых продуктов и

обеспечивают получение критически важного первичного дохода на ранней стадии. Государственное регулирование может как стимулировать, так и затруднять этот процесс (например, введением завышенных стандартов для новых технологий или ограничением свободы инновационного творчества). В докладе «Инновационная нация» показано, что мероприятия по поддержанию предложения инноваций должны дополняться политическими мерами, стимулирующими спрос.

Некоторые правительственные органы разработали собственные стратегии инновационных закупок. Так, бизнес-модель Министерства обороны базируется на системном подходе к заказам инновационных исследований и закупкам готовой продукции. Однако такая практика пока не получила широкого распространения, поэтому после принятия новой инновационной стратегии все ведомства обязались подготовить планы действий по стимулированию инновационного процесса через свою систему закупок. С целью повышения спроса на инновационные продукты и услуги соответствующие планы закупок должны стать составной частью ведомственных коммерческих стратегий, причем ведомства должны показать, как именно указанные планы будут способствовать инновациям и как будут внедряться инновационные закупочные практики. DIUS поручено преобразовать «Инициативу поддержки научных исследований малых предприятий» (Small Business Research Initiative — SBRI)1, усиливая ее ориентацию на технологические исследования и разработки. Подобная модификация первоначально была реализована с участием Министерства обороны и Департамента здравоохранения, а в 2009 г. распространена на все заинтересованные ведомства. И наконец, совместно с другими государственными учреждениями и коммерческими агентствами DIUS должен провести оценку влияния государственного регулирования на активизацию либо сдерживание инновационных процессов и обеспечить обмен опытом через существующие форумы регулирующих органов.

Поддержка инновационной деятельности в предпринимательском секторе

Компании выступают ключевым детерминантом результативности инновационной деятельности в стране, и Великобритания обладает в этом отношении довольно сильными позициями во всех секторах экономики. Правительство играет критическую роль в создании адекватных условий для инноваций и предоставляет компаниям прямую поддержку в ситуациях, когда рыночные механизмы не срабатывают.

За реализацию и координацию государственных мер отвечают такие организации, как, например, Совет по технологической стратегии (Technology

1 Программа SBRI направлена на оказание содействия высокотехнологичным малым и средним предприятиям на ранней стадии их деятельности в расширении их доступа к исследованиям и разработкам. Предполагается, что впоследствии эти предприятия будут участвовать в поставках по заказам министерств и ведомств.

Strategy Board — TSB). TSB является вневедомственной государственной организацией, финансируемой DIUS. В его компетенцию входит продвижение технологических инноваций в областях, обладающих наибольшим потенциалом для ускорения роста и наращивания производительности британской экономики. TSB также оказывает поддержку и осуществляет инвестиции в технологические исследования, разработки и процесс коммерциализации.

Перечислим некоторые мероприятия, предусмотренные инновационной стратегией в целях стимулирования инноваций в предпринимательском секторе Великобритании:

• TSB будет участвовать в подготовке и запуске «показательных производств» для демонстрации инновационных технологических решений в действии;

• не менее 500 предприятий в различных регионах страны получат инновационные ваучеры для работы с любой исследовательской организацией. Если эта инициатива принесет плоды, то к 2011 г. число предприятий будет увеличено до 1000. На такие ваучеры развития сотрудничества малых и средних предприятий со сферой науки предполагается выделить не менее 3 млн фунтов стерлингов;

• DIUS призван обеспечить доступность адекватного финансирования для всех инновационных компаний на любой стадии их развития и предоставлять им необходимую методологическую поддержку;

• DIUS и TSB должны выполнить рекомендации по удвоению числа партнерств по передаче знаний (Knowledge Transfer Partnerships — финансируемых государством схем, деятельность которых направлена на предоставление британским компаниям возможности воспользоваться знаниями и опытом, накопленными университетами, а также государственными и частными научноисследовательскими институтами);

• DIUS совместно с другими ведомствами, TSB и Национальным фондом науки, технологий и искусств (National Endowment for Science, Technology and the Arts — NESTA)2 продолжит анализ инновационной деятельности в сфере услуг;

• ведомство по интеллектуальной собственности Великобритании (Intellectual Property Office — IPO) проанализирует возможность оказания правительством помощи малым предприятиям в привлечении инвестиций через совершенствование учета нематериальных активов.

инновации и научно-исследовательская база

Научно-исследовательская база является важной составляющей инновационного процесса. В 2007 г. на долю Великобритании приходилось 9% всех публикаций в ведущих научных журналах мира и 12% цитирований. Наряду с другими источниками знаний, предлагаемыми крупными компаниями, малыми и средними предприятиями, а также потребителями, эта научно-исследовательская база способствует генерации новых идей, часть из которых обладает значительным экономическим и социальным потенциалом.

В соответствии с докладом «Инновационная нация» в задачи DIUS входит наращивание объемов инвестирования в научные исследования и расширение масштабов обмена знаниями между исследовательскими центрами и предпринимательским

сектором, включая сферу искусств, гуманитарные науки, государственные услуги и сектора креативных услуг.

Для сохранения и улучшения позиций Великобритании в области научных исследований намечены следующие шаги:

• IPO продолжит работу над предоставлением онлайновых консультаций по лицензионным соглашениям между университетами и компаниями для снижения издержек и упрощения операций по трансакции объектов интеллектуальной собственности;

• для DIUS будет проведено исследование, по результатам которого планируется подготовить рекомендации для высших учебных заведений по совершенствованию управления интеллектуальной собственностью с целью максимизации выгод, получаемых как вузами, так и экономикой в целом;

• NESTA, с учетом опыта правительственных ведомств и представительских организаций предпринимательского сектора, подготовит новый Индекс инноваций (Innovation Index) для количественной оценки результатов инновационной деятельности в Великобритании. Пилотная версия будет опубликована в 2009 г., а к 2010 г. система должна быть введена в действие.

• будет учрежден Центр исследования инноваций (Innovation Research Center), задачей которого станет высококачественный анализ инновационной деятельности в интересах формирования политики в этой области.

Правительство играет критическую роль в создании адекватных условий для инноваций и предоставляеткомпани-ям прямую поддержку в ситуациях, когда рыночные механизмы не срабатывают.

2 В задачи NESTA входит развитие инновационной деятельности в Великобритании. Фонд инвестирует в компании на ранней стадии их существования, собирает необходимую информацию, участвует в разработке политики и реализует ряд практических программ.

Международная инновационная деятельность

Инновационный процесс все в большей мере приобретает международный характер. В предпринимательском секторе усиливается тенденция к интернационализации исследований и разработок, цепочек поставок, потребительской базы и адаптации модели открытых инноваций. Подобно тому, как более мобильными становятся физические лица, участвующие в инновационной деятельности, это происходит и с теми средствами, которые идут на финансирование инноваций.

Научно-исследовательская база страны способствует кооперации в целях достижения лидерских позиций вне зависимости от национальных границ высокотехнологичного бизнеса. При этом международная конкуренция в сфере инноваций обостряется, подстегиваемая, в частности, растущими инвестициями ведущих развивающихся стран.

Для обеспечения привлекательности Великобритании для инновационных компаний, организаций и физических лиц предложен ряд мер. Так, планируется, что DIUS представит интернациональную стратегию, которая объединит в себе международные аспекты политики в сферах высшего образования, профессионального обучения и повышения квалификации, науки и инноваций. TSB, со своей стороны, должен подготовить маркетинговый план для повышения конкурентоспособности британского бизнеса в получении грантов 7-й Рамочной программы ЕС. Ему поручено консультировать правительство по возможностям стимулирования инноваций в предпринимательском секторе, исходя из принимаемых нормативных актов ЕС. Нельзя не упомянуть и тот факт, что Великобритания будет работать над реализацией инициативы Европейской комиссии по лидерским рынкам с тем чтобы наиболее инновационные предприятия могли воспользоваться преимуществами единого европейского рынка и новых глобальных рынков, основанных на технологических достижениях.

Профессиональные навыки для инновационной деятельности

Несмотря на сильную научно-исследовательскую базу, по мнению многих экспертов, профессиональный уровень и квалификация работников в стране недостаточно высоки. В 2006 г. по результатам масштабного исследования «Профессиональные навыки в Велико-

британии: долгосрочный вызов» (“Skills in the UK: the long-term challenge”) были подготовлены рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки работников, необходимой для повышения производительности труда и ускорения темпов роста экономики.

Люди, обладающие способностями к инновационной деятельности, оказывают «самовоспроизводя-щийся» позитивный эффект на экономику: инновационные компании предпочитают иметь высококвалифицированных, креативных работников, а последние, в свою очередь, ориентированы на карьерные перспективы именно в таких организациях. Более того, в ходе инновационной деятельности генерируются новые идеи, для внедрения и использования которых требуются квалифицированные специалисты.

Предполагается, что для максимизации инновационного потенциала страны DIUS воплотит в жизнь упомянутые выше рекомендации и, при наличии необходимых ресурсов, создаст по крайней мере по одной Национальной квалификационной академии (National

Skills Academy) в каждом крупном секторе экономики. Цель академий — обеспечить потребности инновационной деятельности в таких сферах, как космос и экология. Совместно с Департаментом по делам детей, школы и семьи (Department for Children, Schools and Families) DIUS будет оказывать поддержку развитию преподавания в школах, колледжах и университетах дисциплин, связанных с наукой, технологиями, инженерным делом и математикой. Правительство планирует дальнейшее расширение и развитие третичного образования. Общая структура системы повышения профессиональной квалификации для активизации инновационной деятельности в предпринимательском секторе будет описана в «Стратегии повышения квалификации» (“Higher Level Skills Strategy”).

инновации в секторах государственных услуг

Инновации в сфере государственных услуг необходимы прежде всего для того, чтобы удовлетворить перспективный спрос на них в условиях постоянных бюджетных ограничений. В первую очередь инновационная деятельность стимулируется растущими потребностями в области образования, права, здравоохранения и транспорта. Необходим творческий подход к предоставлению услуг в этих областях, т. к. он позво-

люди, обладающие способностями к инновационной деятельности, оказывают «самовоспро-изводящийся» позитивный эффект на экономику: инновационные компании предпочитают иметь высококвалифицированных, креативных работников, а последние, в свою очередь, ориентированы именно на такие карьерные перспективы.

ляет удовлетворить комплексные запросы потребителей.

Правительство обладает всеми необходимыми механизмами для внедрения инноваций в сфере государственных услуг при помощи распределения ресурсов и структурирования льгот. Готовность идти на риск, практика бюджетирования, аудит, оценка результатов, подбор кадров — все это способно поддержать инновационную деятельность. Кроме того, все, кто вовлечен в процесс оказания государственных услуг, должны придерживаться модели открытых инноваций и внедрять новые решения, разработанные в частном и некоммерческом секторах.

Одной из мер в этом направлении станет организация Национальным аудиторским ведомством (National Audit Office) специального исследования, направленного на оценку фактора риска в стимулировании инноваций в секторе государственных услуг. Это исследование позволит оценить приемлемые уровни риска при реализации инновационной политики. Различные ведомства и другие заинтересованные организации будут работать над сбором и распространением примеров передового опыта в области инноваций в государственном секторе. Для тестирования методов выявления и оценки наиболее привлекательных инноваций NESTA создаст Лабораторию инноваций в сфере государственных услуг (Public Services Innovation Laboratory). Стратегия не обошла вниманием и работников, занятых в государственном секторе инновационной политики. Совету по дизайну (Design Council)3 было поручено разработать и протестировать ориентированную на поддержку инноваций программу формирования спроса на государственных служащих, аналогичную моделям, используемым в частном секторе. Одновременно DIUS рассмотрит целесообразность расширения «инновационных полномочий», т. е. предоставления передовым работникам государственного сектора права опробовать новые формы оказания высококачественных услуг населению.

Региональные инновации

Несмотря на широкое распространение глобальных коммуникаций, инновационная деятельность зачастую локализуется в определенных кластерах, таких как города, сельские поселения, регионы или госу-

дарства. Очевидно, что не все знания могут быть кодифицированы, поэтому субъектам инновационной деятельности полезно прямое взаимодействие друг с другом. Помимо пополнения базы знаний кластеры позволяют инновационным организациям быть ближе к своим рынкам и лучше прогнозировать спрос.

В Великобритании показатели инновационной активности существенно различаются по регионам, что объясняется отраслевой специализацией и историческими предпосылками. Соответственно, пространственные инновационные стратегии должны строиться с учетом специфики каждого региона. Благодаря интернационализации производства знаний для многих регионов страны все более важную роль будет играть не столько генерирование знаний, сколько их импорт извне.

Необходимо учитывать пространственные аспекты инновационной деятельности для максимального проникновения ее результатов во все регионы страны. Для выполнения этой задачи DIUS будет способствовать партнерству между венчурными фирмами, университетами, предприятиями и региональными органами власти для разработки инновационных решений местных и региональных проблем. В процессе формирования Индекса инноваций NESTA совместно с региональными агентствами по развитию (Regional Development Agencies) и Центром исследования инноваций изучит возможности реализации мероприятий, направленных на развитие инновационной деятельности на региональном и субнациональном уровнях. В рамках Совета по развитию предпринимательства среди выпускников (Council for graduate entrepreneurship) будет создана соответствующая региональная сеть при софинансировании со стороны DIUS.

Заключение

Доклад «Инновационная нация» ставит перед Великобританией амбициозную цель, достигнуть которую будет нелегко. Департаменту инноваций, университетов и компетенций придется наладить сотрудничество с заинтересованными сторонами в государственном секторе, бизнесе, сфере образования и некоммерческом секторе. В условиях нынешнего финансовоэкономического кризиса эти задачи становятся еще более неотложными. F

Annual Innovation Report 2008. URL: http://www.dius.gov.uk/innovation

Innovation Nation White Paper, 2008. URL: http://www.dius.gov.Uk/reports_and_publications/~/media/publications/S/ScienceInnovation_web. Science and Innovation Investment Framework 2004-2014. URL: http://www.hm-treasury.gov.uk/spending_sr04_science.htm.

3 Совет по дизайну — финансируемая государством организация, деятельность которой нацелена на стимулирование дизайнерских разработок во всех организациях предпринимательского и государственного секторов Великобритании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.