Научная статья на тему 'Инновационная стратегия развития угольной энергетики России'

Инновационная стратегия развития угольной энергетики России Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
349
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Федосеев В. И., Радченко С. М.

Полномасштабное использование угля в российской энергетике рационально только на новой технологической основе. В статье рассмотрены перспективы перехода от сжигания угля как горной массы к использованию новых видов угольного топлива кавитационного водоугольного топлива КаВУТ и наноугля, существенно превосходящих традиционное топливо по экономической, экологической и технологической эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Федосеев В. И., Радченко С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная стратегия развития угольной энергетики России»

Полномасштабное использование угля в российской энергетике рационально только на новой технологической основе. В статье рассмотрены перспективы перехода от сжигания угля как горной массы к использованию новых видов угольного топлива - кавитаци-онного водоугольного топлива КаВУТ и наноугля, существенно превосходящих традиционное топливо по экономической, экологической и технологической эффективности.

Инновационная стратегия развития угольной энергетики России

B. И. ФЕДОСЕЕВ, кандидат экономических наук,

Новосибирский государственный университет путей сообщений,

C. М. РАДЧЕНКО, ООО «Радекс», Барнаул

E-mail: [email protected]

Стратегические риски российского ТЭК

Принятая в 2003 г. правительственная «Энергетическая стратегия России на период до 2020 г.» построена на экст-раполяционной модели развития топливно-энергетического комплекса, что создает стратегические риски развития экономики.

Прежде всего, нефть и газ являются быстро исчерпае-мыми ресурсами. Они необходимы для удовлетворения внутренних потребностей экономики и населения России, в том числе для использования в глубокой переработке, но они в больших объемах отправляются на экспорт в сыром виде. Из России вывозится 49,8% нефти, 27,3% газа и 31% угля. При этом прогнозируется рост физических объемов при стабилизации доли экспорта нефти на уровне 45%, газа - до 37,9% в 2030 г.1 Для интенсивной их добычи необходимо

1 Проект Минэнерго РФ «Энергетическая стратегия страны до 2030г.» (www. minenergo.com/news/14648); Газовое электричество - «голубого топлива» в России хватает далеко не всем //Oil & g a s: Eurasia. 2008. № 8. С. 6-9.

ИННОВАЦИИ 27

fcb щМ

постоянное возобновление запасов, на что требуются значительные расходы на геологоразведку, а также крупные инвестиции в освоение новых месторождений в регионах Севера и на шельфе. Чем дальше, тем больше себестоимость каждой тонны нефти и кубометра газа, и тем выше риск конъюнктурного снижения цены на нефть и газ.

В результате реализации принятой энергетической стратегии неизбежно ограничение роста экономики России из-за острой нехватки энергии и топлива. Уже в докризисный период энергетика страны значительно отставала от развития производства, в результате чего в основных промышленных районах ощущался дефицит электроэнергии. Он выражался в отказах малому и среднему бизнесу на техническое подключение к сетям и дефиците генерирующих мощностей. Так, в 2007 г., по данным Минпромэнерго РФ, было отклонено 84% заявок, а дефицит генерирующих мощностей составлял 1,55 ГВт. Сохранение и увеличение острого дефицита энергии в России до 2030 г. будет тормозить развитие экономики страны и прогрессивное изменение её структуры.

Кроме того, принятая энергетическая стратегия имеет структурные дефекты. В электроэнергетике также реализуется экстраполяционный подход, выражающийся в механическом наращивании генерирующих мощностей при сохранении общей структуры генерации и географии перевозок топлива и передачи электроэнергии. Этот подход был характерен для 1970-1990 гг., когда на его базе была сформирована крупная и современная по техническому оснащению Единая энергетическая система. Однако этой системе были присущи определенные недостатки: капиталоемкость ее модернизации и расширения, жесткая зависимость от качества топлива, чрезвычайно длинные транспортные плечи перевозок топлива. Сохранение экстраполяционного подхода консервирует данные недостатки сложившейся энергетической системы.

Основные направления новой энергетической политики

Мы солидарны с авторами доклада Института национальной стратегии «Национальная стратегия в условиях кризиса», что новая энергетическая политика должна включать следующие положения:

- переход от экспорта «сырых» энергоносителей - к экспорту переработанных энергоносителей и электроэнергии, от экспортной прибыли - к получению полноценной добавленной стоимости;

- замену быстроисчерпаемых источников энергии на труд-ноисчерпаемые. Россия хорошо обеспечена запасами угля и торфа, а современные технологии их переработки позволяют получить широкую гамму энергоносителей и важных для страны продуктов, начиная от высококачественного авиакеросина и топочного газа до гуматов;

- соблюдение рациональных пропорций между автономной и централизованной тепло- и электрогенерацией. Новый подход к использованию трудноисчерпаемых источников энергии позволит решить еще одну серьезную проблему современной России - чрезмерную концентрацию генерации тепловой и электрической энергии на крупных ТЭЦ. Развитие собственной генерации будет способствовать снижению дефицита мощностей, снижению рисков и повышению энергетической безопасности регионов.

Центральное направление энергетической стратегии России - увеличение доли угля в топливно-энергетическом балансе на основе инновационной политики развития угольной энергетики, прежде всего, электроэнергетики. Для предотвращения дефицита энергии в России ограниченные инвестиционные ресурсы целесообразно направлять на модернизацию и реконструкцию электро- и теплоэнергетического оборудования путем внедрения инновационных технологий с коротким сроком окупаемости.

«Эра угля» началась в конце XIX в., когда его доля в мировом топливно-энергетическом балансе существенно превысила 50%. Эта так называемая первая «угольная волна»

началась с распространения технологий, использующих паровую машину. Уголь был топливом промышленных революций. В СССР максимальная доля угля (59,1%) приходилась на 1950 г. В 1980 г. на первое место в мировом балансе вышла нефть, а доля угля сократилась до 28,4%2. «Эру угля» сменила «эра нефти»; ожидалось, что далее последует «эра природного газа». Однако мировой кризис 2008-2009 гг., скорее всего, изменит ситуацию в большинстве стран в пользу угля.

В последние годы потребление угля увеличивается. Объем мировой торговли углем в 2008 г. достиг 500 млн т, в 2000-2020 гг. прогнозируется рост на уровне 125%. Исходя из структуры мирового топливно-энергетического баланса, потребление угля в 2020 г. составит 6865,7 млн т и увеличится на 18,7% по отношению к 2007 г., а его доля в мировом энергетическом балансе может превысить 40%. Доля угля в выработке электроэнергии, несмотря на послевоенный нефтяной бум, остается достаточно высокой. Например, в США она составляет 50%, в Австралии - 80%, Китае -78%, Израиле - 71%, Индии - 69%, Германии - 47%3. В России же топливно-энергетический баланс смещен в пользу газа.

Перспективы возрождения использования угля связаны с наличием значительных разведанных резервов, которых при средних темпах роста мировой экономики во второй половине ХХ в. должно гарантированно хватить минимум на 250 лет. Крупнейшие месторождения сосредоточены в политически стабильных регионах (по сравнению с нефтедобывающими) - России, Китае и США, что также делает уголь привлекательным энергоресурсом. На долю угля приходится до 80% прогнозных топливно-энергетических ресурсов России, что гарантирует в стратегическом плане энергетическую безопасность страны.

По нашим оценкам, несмотря на то, что «Энергетическая стратегия России на период до 2020 г.» предписывает повышение энергетических мощностей преимущественно за счет ввода угольных ТЭС, к 2020 г. доля угля в электроэнергетике

2 Добыча угля в России (www.rostovugol.ru/dobicha.htm).

3 Куценко С. А.,Молофеев С. М. Экологические проблемы развития мировой энергетики (www.ecology.ostu.ru/index.php/option=com); КлавдиенкоВ. П. Мировая торговля энергоресурсами // Энергия: экономика, техника, экология. 2003. № 7; Прогноз мирового рынка угля до 2020 г.

страны вырастет не более чем до 40%, а доля газа незначительно снизится - на 8-10 п. п. Сдерживание развития угольной электроэнергетики обусловлено рядом обстоятельств: относительно низкой стоимостью природного газа, что делает его использование в электроэнергетике экономически оправданным, технологической сложностью сжигания угля и неблагоприятными экологическими последствиями.

Полномасштабное возвращение угля в энергетику становится приоритетным направлением энергетической стратегии России, однако оно возможно лишь на новой технологической основе. Это делает актуальной задачу поиска, тестирования и продвижения технологически, экологически и экономически более эффективных и безопасных новых технологий на всех фазах угольного энергетического цикла: добычи ископаемого и техногенного угольного топлива, переработки и обогащения угля, генерирования электроэнергии на угольных ТЭС, транспортирования и хранения угольного топлива, энергосбережения, утилизации отходов, прежде всего, продуктов горения.

Определяющую роль здесь играют инновационные НИОКР -модификации способов переработки топливных ресурсов, позволяющие использовать достоинства угля, сводя к минимуму сложности его применения и экологические последствия использования в качестве топлива. Существуют следующие основные инновационные направления разработок:

1) создание жидкого угольного топлива с высокой пластичностью, низкой абразивностью, способного эквивалентно заменить мазут и частично газ;

2) транспортирование и хранение угольного топлива;

3) различные технологии сжигания угля: в кипящем слое, в кипящем слое с катализаторами, многоступенчатая система сжигания;

4) утилизация газовых отходов, золы и шлака.

Современные исследования и проведенные опытно-конструкторские разработки позволяют сформировать два независимых и взаимодополняющих варианта инновационной стратегии в угольной энергетике: газификация угля и сжигание газа; производство модифицированных угольных топ-лив и соответствующая технология их сжигания.

Новые виды топлива

Принципиально важным решением для угольной энергетики может стать переход от прямого сжигания угля как горной массы к сжиганию измененного угольного топлива с новыми структурными, физико-химическими и реологическими свойствами, приготовленного из углей различных качеств, в том числе и из отходов углеобогащения. Исследования в данной области пошли по двум направлениям.

1. Разработка специальных методов и технологий сухого измельчения угля, улучшающих возможность его сжигания. Прежде всего, это технология «микроугля», созданная в Институте теплофизики СО РАН. Преимуществами ультратонкого (35-40 микрон) помола являются значительное увеличение площади твердой поверхности, высокая интенсивность горения, эффект механической активации, снижение выбросов диоксида азота.

Возможные области применения микроугля: как основное топливо для небольших газомазутных котлов; использование вместо газа и мазута для воспламенения и розжига крупных котлов на твердом топливе; прямое сжигание в газотурбинных установках.

Проблемами использования являются большие энергетические затраты на микропомол, малотоннажность существующих мельниц, взрывоопасность угольной пыли, высокая абра-зивность топлива.

2. Разработка методов и технологий производства водо-угольного топлива (ВУТ). Идея жидкого топлива из угле-материалов не нова: с 1970-х годов в ряде стран, в том числе в США, Канаде, Италии и Китае, ведутся работы по исследованию и созданию опытно-промышленных, демонстрационных и коммерческих установок.

Технология приготовления жидкого топлива из углематери-алов за рубежом, в том числе и в Китае, традиционна и состоит из двухступенчатого мокрого помола угля в шаровых мельницах, подмеса пластифицирующих и стабилизирующих химических присадок, подачи полученного продукта на хранение и последующее сжигание в камерных топках котлов. Такая

технология была реализована в 1980-е годы в СССР в составе опытно-промышленного комплекса Белово - Новосибирская ТЭЦ-5. Опыт не был завершен, но полученные результаты подтвердили оптимистичные надежды на новое водоугольное топливо, а также выявили следующие его недостатки:

- технология приготовления оказалась громоздкой, затратной и сложной, с большим разбросом фракционного состава, нестабильными характеристиками пластичности и необходимостью ввода экологически грязных химических добавок;

- неудовлетворительные технологические и экономические результаты сжигания водоугольного топлива в камерной топке котла большой мощности из-за низкого ресурса работы сопел форсунок (40 часов), необходимости постоянной подсветки факела и наличия значительного недожога топлива (более 15%);

- недостаточная пластичность и абразивность топлива усложняли его трубопроводную транспортировку.

В настоящее время разработано и испытано несколько технологий приготовления водоугольных суспензий, которые базируются на традиционных способах тонкодисперсного измельчения углей, смешивания их с водой, различными пластификаторами и стабилизаторами.

Исследования, проведенные авторами и их коллегами, позволили определить, что пластичность и абразивность водо-угольного топлива могут быть изменены. Это дает возможность отказаться от использования угля как горной массы (в том числе в дисперсных формах - угольной пыли и водо-угольного топлива), устраняя отрицательные стороны технологии их приготовления. Приоритетной задачей науки и ОКР стало создание нового жидкого угольного топлива, характеризующегося высокой пластичностью, низкой абразивностью и по своим теплотехническим характеристикам горения приближенного к мазуту (и по отдельным параметрам - к газу).

КаВУТ и наноуголь

Современные исследования и опытно-конструкторские разработки позволяют создать новое угольное топливо - кави-тационное водоугольное топливо (КаВУТ), имеющее небольшой размах дисперсности с модальной группой 75-150 микрон.

ИННОВАЦИИ

2 ЭКО №8, 2009

Линия кавитационного водоугольного топлива различается прежде всего уровнем дисперсности твердой части топлива -угля - и может, по нашему мнению, быть доведена до ультрадисперсности с модальной группой менее 25-50 микрон до нановеличин, под условным названием наноуголь. В основе метода лежит явление взрывной декомпрессии в высокоскоростном вихревом потоке, известное в научной литературе как кавитация. Кавитационную технологию приготовления водо-угольного топлива4 можно назвать революционной, поскольку меняется содержание технологий основных фаз полного угольного цикла в энергетике.

Полученные новые виды жидкого топлива с увеличенной долей ультрадисперсных фракций и долей угля в материале 80-90% могут быть эффективно использованы не только для прямого сжигания, но и для приготовления сухого ультрадисперсного порошка угля. Проведенные эксперименты (В. И. Федосеев, Я. В. Носатович) показали высокую эффективность производства угольных брикетов из КаВУТа и ультрадисперсного угольного геля без использования пластификаторов методом пассивного застывания в форме и экструдерного прессования.

Разные виды КаВУТа обладают большой реакционной способностью по сравнению с исходным топливом, меньшей температурой в ядре факела (12000С); высокой степенью выгорания (до 99,5%). Дисперсная среда выполняет роль промежуточного окисления; практически на всех основных стадиях горения топлива активируется поверхность частиц твердой фазы. Поэтому воспламенение распыленных капель начинается не с воспламенения летучих паров, а с гетерогенной реакции на их поверхности, в том числе и с водяным паром. Активация поверхностных частиц капель приводит к снижению температуры воспламенения нового топлива по сравнению с угольной пылью.

Данные виды топлива получают с использованием дисперга-торов, разработанных сибирскими инженерами С. М. Радченко

4 Разработка авторского коллектива: Петраков А. Д., Радченко С. М., Яковлев О. П. Патент России № 2249029 от 27.03.2005 г., международная заявка ШО 2005/007782А1 от 27.01.2005 г.

и А. М. Алтуховым. Наши надежды на их перспективность связаны с тем, что свойства этих видов топлива и используемые технологии соответствуют приоритетным направлениям инновационных изменений практически всех элементов системы большого технологического цикла в угольной электроэнергетике.

Транспортировка и хранение

Использование традиционных технологий транспортирования угля в виде горной массы от места добычи до топки котла и его хранение сопровождаются большими потерями угля и экологическими издержками, значительным усложнением дополнительных технологий ТЭС.

Продвижение угля от прибывшего вагона до топки - технологически сложное и дорогостоящее. Использование его в качестве топлива, кроме основной технологической цепи электростанции (сжигание в топке котла и получение пара, с помощью турбины вращающего электрогенератор), обрастает множеством дополнительных технологий: транспортировка угля как горной массы до ТЭС, наличие вспомогательных и дополнительных узлов, в том числе обеспечивающих разгрузку, хранение, приготовление и подачу на сжигание. Сюда входят железнодорожное хозяйство, вагоноопрокидыватели, тракты топливоподачи с узлами пересыпок, дробилками, бункерами, мельницами и пылесистемами. На крупных ТЭС перерабатываются сотни и тысячи тонн угля в час. Уголь же рассыпается, самовозгорается, пылит, а пыль взрывается. Поэтому появляются системы пылеподавления, аспирации, гидросмыва с очистными сооружениями. Все эти дополнительные узлы увеличивают объемы и стоимость строительства ТЭС, усложняют работу эксплуатационного персонала, не обеспечивая стопроцентной гарантии безопасности и нормальных санитарно-гигиенических условий работы.

Нормы естественной убыли угля на разных этапах его продвижения значительны:

- рассыпание и распыление угля при погрузо-разгрузочных операциях, в том числе при погрузке в вагон - 0,3%;

ИННОВАЦИИ

2*

- унос пыли и мелочи ветром и атмосферными осадками при перевозках железнодорожным транспортом - 0,55-0,8%;

- неполная выгрузка цельнометаллических полувагонов - 0,01%;

- потери угля в грунте при буртовом хранении - 0,1%;

- унос пыли и мелочи ветром и атмосферными осадками при буртовом хранении - 0,3%;

- рассыпание и унос при транспортировании ленточными транспортерами - 0,2%;

- химические потери (окисление, возгорание, самонагрев, спекае-мость, потеря летучих веществ) не нормируются, но, по экспертным оценкам, составляют 3-6% веса объема хранения.

Общие перечисленные потери угля по минимальным нормативным значениям составляют 1,71%. Реальные же в 4-6 раз превышают нормативный уровень и достигают вместе с химическими потерями, по оценкам экспертов, 8-11% объема отправленного на электростанции России угля. С учетом недожога, характерного для традиционных технологий сжигания угля, на уровне 5-8%, общие потери составляют 9,7-19% добытого объема угля, используемого в теплоэлектроэнергетике России.

В технологии транспортирования и хранения нового топлива используют его высокую пластичность и тиксотропность. Эти свойства позволяют транспортировать топливо на большие расстояния, в цистернах и по трубопроводам, что упрощает погрузку и выгрузку. Топливо не изменяет объем при замерзании, длительное время не замерзает при температурах до минус 25-300С, что позволяет его хранить в традиционных емкостях для мазута, а транспортировать - в автомобильных и железнодорожных цистернах. Потери нового топлива при транспортировании и хранении минимальны.

Еще одно важнейшее достоинство сухого и жидкого загущенного наноугля при хранении - восстановление всех реологических свойств после погружения в воду без какого-либо размалывания или перемешивания.

Сжигание

К новым технологиям сжигания нового жидкого угольного топлива мы относим технологии псевдокипящего слоя,

объединяющие стационарный кипящий слой и новое водо-угольное топливо. Учитывая ограниченность стационарного кипящего слоя по диапазону теплопроизводительности, с одной стороны, и необходимость поддерживания в нем достаточно низких (до 10000С) температур - с другой, нами5 использована новая схема двухстадийного сжигания топлива и топка.

Первая ступень - топка (реактор) со стационарным кипящим слоем, работающим в низкотемпературном режиме сжигания и газификации части топлива в условиях недостатка окислителя и снятии части выделяющегося в слое тепла на нагрев вторичного воздуха вне зоны реагирования. Вторая ступень - камерная топка высокотемпературного сжигания основной массы топлива, прошедшего транзитом через кипящий слой и модифицированного под воздействием создающихся в его объеме термохимических условий, а также дожигание продуктов газификации. Предлагаемая схема обеспечивает:

- низкий уровень генерации окислов азота, что обусловливается предварительной обработкой топлива в восстановительной среде стационарного кипящего слоя, способствующей выделению топливного азота в молекулярном состоянии;

- предельное выгорание топлива (в смеси газообразного и пылевидного материала) во второй ступени, обусловленное высокими температурами горения при оптимальном избытке, рациональном распределении и высокой температурой вторичного воздуха.

Предлагаемая схема сжигания позволяет:

- значительно снизить размер частиц материала кипящего слоя с соответствующим снижением на выходе из него скоростей газа и размера выносимых частиц топлива до уровня, обеспечивающего их полное сгорание в камерной части топки, исключив необходимость рециркуляции;

- существенно сдвинуть долю реагирования топлива в объеме кипящего слоя за счет газификации его активированной водой, входящей в состав суспензии, обеспечив горение в камерной части топки - в основном смеси летучих компонентов горючей части угля и газообразных продуктов газификации с выносимой из слоя недога-зифировавшей при низкой температуре слоя частью высокореакционного коксового остатка.

5 Гайслер Е. В., Дубинский Ю. Н., Карпов Е. Г., Смышляев А. А., Серант А. Ф. Патент России № 2324110.

Разработкой схем сжигания водоугольного топлива, рекомендаций и требований к промышленности на изготовление котлов, оснащенных специальными топками, внедрением нового технологического комплекса и выполнением пуско-нала-дочных работ в настоящее время занимаются специалисты, объединенные в НП «Сибирский энергетический парк».

Один из паровых котлов котельной ЗАО «Черниговец» до-оснащен предтопком, обеспечивающим зажигание и термообработку КаВУТа в низкотемпературном кипящем слое (первый этап горения), что уже проверено на практике. Следующая стадия экспериментально-наладочных работ - достижение надежной работы элементов системы и повышение безопасности эксплуатации, после чего состоится очередной этап пус-ко-наладочных работ.

Нетрадиционная технология сжигания жидких, газообразных и твердых топлив с присутствием катализаторов, разработанная в Институте катализа СО РАН, позволяет избежать многих недостатков высокотемпературного сжигания угля в традиционных технологиях. В основу каталитической технологии положен метод применения катализаторов полного окисления топлива и его сжигание в псевдоожиженном (кипящем) слое частиц катализаторов на керамической основе.

Установки и котельные, работающие по технологии сжигания угля с присутствием катализаторов и с использованием КаВУТа в качестве топлива, полученного из различных углей и отходов процессов углеобогащения, проверены специалистами на котельных Кузбасса в г. Артыште и г. Березовский. Полученные образцы нового водоугольного топлива сжигались на испытательных стендах в г. Новокузнецке и г. Раменском, и результаты всех проверок положительные.

Утилизация отходов и рекультивация мест их складирования

Традиционно к отходам угольной энергетики относятся отходящие газы, шлак и зола. Отходы сжигания нового водоугольного топлива - это отходящие газы и зола; шлак при сжигании КаВУТа и наноугля не образуется.

Количество вредных веществ, образующихся при сжигании различных видов топлива, показано в таблице.

Количество вредных веществ в выбросах при сжигании различных видов топлива

Вредное вещество в выбросах Рядовой уголь Мазут М-100 ^ВУТ Наноуголь (предварительная оценка)

Пыль, сажа, г/м3 120-240 2,5-5,8 1,0-2,8 0,6-1,1

Диоксид серы, мг/м3 450-800 350-700 50-120 (при добавке в гель ультрадисперсных карбонатов) 50-120 (при добавке в гель ультрадисперсных карбонатов)

Диоксид азота, мг/м3 350-650 120-760 20-80 20-90

Новое угольное топливо отличается существенно лучшими экологическими характеристиками сжигания, которые можно усилить за счет разработки специальных методов сжигания и приготовления топлива: каталитический низкотемпературный дожиг, добавление карбонатов в топливо на стадии приготовления и др.

Образование большого количества шлака и золы характерно для угольной традиционной энергетики. Для их утилизации осуществляется отвалообразование, т. е. формирование отвалов на специально отведенных участках, которые занимают большие территории, в том числе в населенных пунктах. В результате возникает дорогостоящая и малопродуктивная работа по рекультивации отвалов, в том числе биологической рекультивации земель, включающей комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий. Эти работы проводятся крайне редко и малоэффективно.

Новое топливо не формирует шлаков, а получаемая ультрадисперсная зола малотоксична, в ней отсутствуют остатки углерода, что позволяет эффективно и глубоко перерабатывать ее в строительные материалы и искусственный грунт, а также использовать для проведения широкого спектра рекультивационных работ. Вокруг ТЭС, использующей новое топливо, может вообще не быть отвалов.

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использование КаВУТа и наноугля взамен традиционного угольного топлива обеспечивает чрезвычайно широкий спектр признанных во всем мире положительных потребительских, технологических, экономических, экологических и эстетических (трудоохранных) эффектов.

Потенциальные возможности новых инновационных технологий для энергетического комплекса страны следующие:

- снижение стоимости производства единицы тепла и электроэнергии при переходе с мазутных и газовых тепло- и электроэнергетических технологий;

- снижение стоимости производства единицы тепла и электроэнергии при переходе со слоевой и пылеугольной технологий сжигания угля;

- сокращение инвестиционной доли технических процессов получения, разгрузки, хранения и подготовки угольного топлива к сжиганию в полных инвестициях новых ТЭС;

- увеличение полноты сгорания угольного топлива до 99,5%;

- уменьшение объемов экологически вредных отходящих газов на единицу мощности угольных ТЭС;

- сокращение потерь угля на всех этапах технологического цикла угольной тепло- и электроэнергетики;

- ликвидация отвалов шлака и золы;

- эффективная и относительно малозатратная рекультивация существующих шлако- и золоотвалов;

- уменьшение экологических отходов, почти полная ликвидация отходов с углеродной составляющей;

- автоматизация процессов транспортировки и подачи топлива на сжигание;

- упрощение технологии этапа подготовки топлива перед сжиганием;

- ликвидация взрыво- и пожароопасности этапа подготовки угля к сжиганию в угольной генерации тепла и электроэнергии;

- улучшение условий труда на угольных котельных и ТЭС.

КаВУТ и наноуголь по технологическим, финансово-экономическим, экологическим и эстетическим критериям существенно превосходят альтернативные технологии в угольной тепло- и электроэнергетике. Все это позволяет рассматривать данные технологии в качестве основы для разработки инновационной стратегии развития угольной энергетики России на ближайшие 20-30 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.