УДК 327
ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ
Дранишникова Е.П., студент, [email protected]
Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Россия
Аннотация. Важным фактором в современной экономике является переход к инновационной модели развития, и возрастание значения инновационных технологий. Так, по оценкам экспертов, именно инновации могут предопределить от 50 до 90% роста ВВП. Многие страны выбрали путь инновационного развития, так как такая стратегия способствует развитию высокотехнологичных отраслей и укреплению позиций страны в наукоемкой сфере, модернизации производства, повышению квалификации рабочих. Особенно такой путь развития привлекателен для стран, не располагающих значительными запасами ресурсов, такой путь развития выбрала и Республика Корея.
Ключевые слова: Республика Корея, валовой внутренний продукт, НИОКР, «Рубежная программа НИОКР в XXI веке».
Благодарности:
1. Данная работа осуществлялась при поддержке Программы по поддержке молодых специалистов в области корееведения через Министерство образования Республики Корея и Службы содействия развитию корееведения Академии корееведения (AKS-2016-INC-2230003).
2. За оказанную поддержку при подготовке материала кандидату экономических наук, доценту кафедры «Международные экономические отношения» Нуриевой А.Р.
Целью данной статьи является оценка возможности применения корейского опыта инновационного развития для России. В то время как Республика Корея является передовым государством в разработке и применении инновационных технологий, Россию относят к странам, имеющим значительную технологическую базу и опыт, особенно в таких сферах как космические технологии и авиастроение. Высокий уровень образования и достаточное развитие в некоторых областях позволяет России выйти на новый уровень инновационного развития, а южнокорейский опыт, может быть полезным, так как в обеих странах крупные компании играют важную роль в инновационном развитии государства.
Корейское государство предприняло серьезные попытки развития научно -технической политики после военного переворота, который привел Пак Чон Хи на пост президента. Политики в области технологий сильно изменилась в годы военного правления. Во время Третьей республики (1963-1972 гг.) президент провел большинство основных политических решений. Государство сфокусировалось на развитии основных институтов, которые смогли бы помочь в адаптации иностранных технологий. К ним относятся Министерство науки и техники, одно из первых правительственных органов посвященных технологическому развитию, и корейских Институт науки и технологий (KIST), правительственный научно-исследовательский центр, предназначенный для применения и внедрения новых технологий. Правительство США предоставило первую финансовую помощь и административную консультацию для образования этих институтов, и также предложила помогать финансово и в дальнейшем. Государство также создало Корейский институт передовых технологий (КАИС), представленный как один из первых научно-технических университетов. KAIS был позже переименован в KAIST (КАИСТ), и сегодня является ведущим техническим университетом Кореи.
В четвертой республике (1972-1980 гг.) частный сектор начал играть небольшую роль в принятии решений и начал создавать собственные научно -исследовательские организации. Государство разработало ряд специализированных исследовательских учреждений, и заложили основу для Научного города Дэдок (СН^^^-^Х; Daedeok Science Town); представленный как промышленно-научный парк в Тэджоне (в конце 1990-х годов он был переименован в научную долину Дэдок, или DSV, как корейский эквивалент Силиконовой долины). В настоящее время там насчитывается тридцать исследовательских институтов под государственным контролем. В настоящее время в Научном городе Дэдок насчитывается 242 исследовательских организаций, где работает свыше 24 000 сотрудников, в том числе 6200 кандидатов наук, исследователей, и их сфера исследований делится на четыре сектора: IT-сектор, биотехнология, ядерные технологии и нанотехнологии [1].
Во время Пятой республики (1980-1987 годы) Корея уже имела достаточную
технологическую базу. Транснациональные компании (Чеболь, теперь стали
партнерами государства, было создано больше комитетов и технологических ассоциаций под руководством президента Чун Ду Хвана. В центре внимания оказались Научно -исследовательские и опытно-конструкторские работы, и также они стали широко финансироваться в рамках Национальных Исследовательских Проектов. Так, Республика Корея, осуществившая с 1980 года множественные экономические программы, является одной из наиболее успешных новых индустриальных стран. Феноменальный экономический рост Республики Корея уже в 1960-х и 1970-х годах в течение первых двух десятилетий отмечается сильной системой национальных инноваций. Но Республика Корея не могла сразу приспособиться к быстро меняющимся политическим и экономическим обстоятельствам. Так, неудачи, а также неумелое управление финансовым сектором и нежелание иностранных инвесторов все более входить в Южнокорейский рынок привели к возникновению крупного экономического кризиса в 1997 году. Азиатский кризис, несомненно, болезненно повлиял на экономическую и социальную жизнь южнокорейцев. Тем не менее, несмотря на негативные последствия кризиса, как широко сообщается в средствах массовой информации, кризис также мог оказаться «скрытым благословением», так как политики и менеджеры смогли использовать его в качестве преобразования устаревших экономических и инновационных систем и привести эти системы в соответствие с требованиями нового тысячелетия.
Первые годы Шестой республики (с 1987 года по настоящее время) стали временем перехода к демократии. Чеболи взяли на себя инициативу в развитии технологий, в то время как правительство сосредоточилось на престижной программе - проект «Большой семерки», что означало стремление Республики Корея встать на один уровень с самыми богатыми и развитыми странами двадцать первого столетия (см. табл.). Также государство сосредоточилось я на нескольких масштабных проектах, как электромобили и HDTV, но достигло лишь незначительных результатов.
Таблица
Распределение численности исследователей по секторам науки в 2014 г. (в %)_
Страна Государственный сектор Предпринимательский сектор Сектор высшего образования
Россия 32.5 46.7 20.5
Германия 15.1 56.4 28.5
Италия 18.0 38.3 40.2
Нидерланды 11.3 59.9 28.8
Великобритания 2.8 38.2 57.9
Китай 19.4 62.1 18.5
Япония 4.4 74.1 20.1
Республика Корея 7.2 79.5 12.1
США 69.9
Канада 5.7 56.0 37.9
Южная Корея вносила существенные изменения, чтобы обеспечить более интегрированную международную экономику Правительство и крупные фирмы активно искали иностранные инвестиции для привлечения нового капитала и новых технологий. Они стремились развивать более широкие связи с промышленно развитыми странами. Азиатский экономический кризис привел к значительному увеличению прямых иностранных инвестиций в Республику Корею. Республика Корея готова более тесно сотрудничать с транснациональными корпорациями, чтобы приспособиться к растущей глобализации, но попыталась использовать все средства для сохранения собственной системы технологических инноваций. Правительство, например, намеревалось увеличить финансирование общественных НИОКР с 3,47% от общего государственного бюджета в 1999 году до 5,0% в течение нескольких лет с указанием ориентироваться на прикладные исследования. С 1980-х годов Национальная программа исследований и разработок (NRDP) была сфокусирована на деятельности Министерства Науки и Технологий (MOST). правительство запустило программу «Рубежная программа НИОКР в 21 веке» (21st Century Frontier R&D Program), указав, что Республика Корея намерена развивать передовых технологии самостоятельно. Программа была разработана для развития конкурентоспособности науки и техники в новых областях, и в течение последующего десятилетия правительство выделило 3,5 млрд долларов в двадцать три проекта в таких областях, как бионаука, нано технологии, космические технологии. Каждый грант составлял примерно 1 млн долларов [2].
Во время шестой республики с середины 1990-х годов корейские политики были захвачены возможностями «большой науки», т. е. базовой или фундаментальной науки. Республика Корея участвует в различных международных научных программах, создала еще одно крупное государственное финансирование (577 программы) для поддержки фундаментальной науки. Правительство потратило много политических усилий на разработки «видения» будущего технологического развития, но его технологическое будущее может зависеть от поддержания экономической конкурентоспособности.
В 1999 году началась программа по развитию конкурентоспособности науки и техники в новых областях, и в течение последующего десятилетия правительство вылило 3,5 млрд долларов в двадцать три проекта в таких областях, как бионаука, нанотехнология, космические технологии. Каждый грант предназначен для примерно 1 млн долл. США. В 1990-х годах было создано пять новых целевых исследовательских фондов в рамках NRDP. Старейший из них - Программа космических исследований и аэронавтики, относящаяся к началу 1990-х годов. Он стал ядром Зарождающаяся космическая программа в Корее, ориентированная на развитие спутников.
Еще до программы «Рубежная программа НИОКР в 21 веке» в 1999 году было много дискуссий о поддержке основных фундаментальных научных программ. Корейские политики считали, что страна теперь имеет достаточное количество научных активов, чтобы позволить ей стать ведущей в «Большой Науке»: люди с технологическими навыками, желающие потратить деньги на ключевые технологические продукты, молодое население, обладающее значительными технологическими навыками, чьи фонды потребления - это передовые технические разработки. Корея участвует в нескольких программах «Большая наука». Она является членом Международного Консорциума «Термоядерный экспериментальный реактор» (ИТЭР) и разработал —National fusion energy development plan " развития энергетики на 2006-2035 годы, который внесет 884.000-30,9 млн долл. США в индивидуальные исследовательские проекты. Программа развития космической техники включает в себя три ключевых элемента: «Основные технологии», ракеты-носители и спутниковые технологии. С 2008 года Корейское космическое агентство сотрудничает с НАСА в области гражданской аэронавтики, геодезия, солнечной и космической физики, а также исследования погоды. Исследовательские проекты по поддержке изменения климатических условий обеспечиваются примерно 45,4 млн долл. США, в то время как океанические
исследовательские программы и программы исследования полярных регионов обеспечиваются максимум 4,54 млн долл. США. Корея также имеет крупные соглашения о сотрудничестве в области науки и техники с США, Японией, Россией, Францией, Италией, Израилем, Швейцарии и ЕС, и работает с такими многосторонними организациями, как АТЭС, ОЭСР, и МНТЦ. Для дальнейшей поддержки «Большой науки» правительство приняло еще одну грандиозную программу «Программа 577» - увеличения инвестиций в НИОКР до пяти процентов ВВП, сосредоточиться на семи основных технологических областях, а также для достижения семи основных статусов с точки зрения научных ссылок и международных патентных заявок. В то время как традиционные промышленные автомобили, электроника и военные технологии были включены, космическая программа, ядерное развитие и «Технология конвергенции» (нано технология и робототехника) были особо выделены. В 2009 Исследовательский институт экономических исследований Samsung (SERI) согласно проводимым исследованиям сказал, что в будущем Республика Корея должна сосредоточиться на пяти областях фундаментальных исследований: освоение космоса, исследования земных спутников, исследования генетики, ядерный синтез и Физика элементарных частиц.
4.5
1-5 -1-1-,-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-,-1
1996 1993 2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012 2Q14
Рис. Расходы Республики Корея на НИОКР в % к ВВП
С 2013 г. в республике Корея реалитзуется «План действия по развитию креативной экономики». План предусматривает создание благоприятной среды для:
• развития собственного бизнеса и обеспечения гарантий защиты креативной деятельности;
• поддержки разработок инновационных технологий;
• привлечение международных специалистов и иностранных высококвалифицированных рабочих;
• укрепление международного сотрудничества в сфере научно-технических разработок и информационно-коммуникационных технологий;
• привлечение иностранных инвесторов в создании высокотехнологичных производств на территории страны.
По данным Bloomberg Innovation Index 2015 РК занимает первое место в мире среди 50 наиболее развитых инновационных государств [7].
Литература
1. British Embassy, Seoul. 2011. Science and Innovation in Korea. July 11, p. 11.
2. Ministry of Education, Science and Technology. 2010. National R&D Program.
3. Колотырина Е.А., Особенности становления инновационной системы Республики Корея // Вестник РУДН, серия Экономика, 2015, № 2.
4. Зиновьева Е.С,Мупловский Н.В., Опыт республики Корея в области инновационного развития // МГИМО Право и управление. 2015. XXI век, № 3 (36).
5. Халипов В.Д., Инновационно-ориентированное развитие экономики Республики Корея // Теория и практика общественного развития. 2015. № 14 (67). С. 25-34.
6. Joel R. Campbell, Building an IT Economy: South Korean Science and Technology Policy // Issues in technology innovation, 2012. № 19.
7. Bloomberg Innovation Index 2015 [Электронный ресурс] bloomberg // http://www.bloomberg.com.
INNOVATIVE STRATEGY OF THE REPUBLIC OF KOREA E.P. Dranishnikova, student A.R. Nuriyeva, Cand. Sci. (Economic), associate professor Institute of International Relations of History and Oriental Studies Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan, Russia Abstract. An important factor in the modern economy is the transition to an innovative development model, and the growing importance of innovative technologies. So, according to experts, innovations can predetermine from 50 to 90% of GDP growth. Many countries have chosen the path of innovative development, since such a strategy promotes the development of high-tech industries and strengthens the country's positions in the science-intensive sphere, modernizing production, and upgrading the skills of workers. Especially this way of development is attractive for countries that do not have significant reserves of resources, the Republic of Korea has chosen this way of development.
Keywords: Republic of Korea, Gross domestic product, R & D, "The Rubeo program of research and development in the 21st century".
Acknowledgments. This work was supported by Seed Program for Korean Studies through the Ministry of Education of Republic of Korea and Korean Studies Promotion Service of the Academy of Korean Studies (AKS-2016-INC-2230003).