Научная статья на тему 'Инновационная среда высшего учебного заведения'

Инновационная среда высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION / РОССИЙСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / RUSSIAN EDUCATIONAL SERVICES / СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEMS OF EDUCATIONAL QUALITY ESTIMATION / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / INNOVATION IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуличева Е.Г.

В статье приведены в наглядной форме уровни управления процессом интернационализации в образовании, проанализированы некоторые факторы, влияющие на развитие сферы экспорта образовательных услуг. Приведена инновационная среда вуза по видам деятельности, в которой центральное место отведено кадровому потенциалу университета, отличающаяся тем, что при ее составлении области экспорта знаний российских университетов выделена одна из ключевых позиций. В качестве обоснования значимости экспорта знаний в инновационной среде вуза в статье приведены и проанализированы статистические данные об изменении общей численности иностранных студентов, обучаемых в Российской Федерации, и сравнительная стоимость обучения в вузах стран-лидеров академической мобильности студентов. Раскрыто понятие «эффективности университета» с точки зрения экспорта знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

In the article levels of management of internationalization process in education are specified in graphic form, some factors influencing on the sphere of educational services export development are analysed. Innovative environment of higher education institution including all kinds of activity where the central place belongs to personnel capacity of university, specialized by attraction to area of knowledge export of Russian universities as one of the key positions is given. As justification of importance of knowledge export in the innovative environment of higher education institution statistical data on dynamics of foreign students total number trained in the Russian Federation and comparative training costs in higher education institutions of the leading countries on students academic mobility are provided and analyzed. The concept of "university efficiency” from the point of view of knowledge export is described.

Текст научной работы на тему «Инновационная среда высшего учебного заведения»

УДК 339.94

ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Гуличева Е.Г., аспирант кафедры Экономики в энергетике и промышленности, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский

университет «МЭИ», e-mail: egulicheva@gmail.com

В статье приведены в наглядной форме уровни управления процессом интернационализации в образовании, проанализированыi некоторые факторы, влияющие на развитие сферыг экспорта образовательных услуг. Приведена инновационная среда вуза по видам деятельности, в которой центральное место отведено кадровому потенциалу университета, отличающаяся тем, что при ее составлении области экспорта знаний российских университетов выделена одна из ключевых позиций. В качестве обоснования значимости экспорта знаний в инновационной среде вуза в статье приведены и проанализированы статистические данные об изменении общей численности иностранных студентов, обучаемых в Российской Федерации, и сравнительная стоимость обучения в вузах стран-лидеров академической мобильности студентов. Раскрыто понятие «эффективности университета» с точки зрения экспорта знаний.

Ключевые слова: интернационализация образования; российские образовательные услуги; системы оценки качества образования, инновации в образовании.

INNOVATIVE ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Gulicheva E., the post-graduate student, Economics in the energy and industry chair, FSEI HE «National Research University «MPEI»,

e-mail: egulicheva@gmail.com

In the article levels of management of internationalization process in education are specified in graphic form, some factors influencing on the sphere of educational services export development are analysed. Innovative environment of higher education institution including all kinds of activity where the central place belongs to personnel capacity of university, specialized by attraction to area of knowledge export of Russian universities as one of the key positions is given. As justification of importance of knowledge export in the innovative environment of higher education institution statistical data on dynamics of foreign students total number trained in the Russian Federation and comparative training costs in higher education institutions of the leading countries on students academic mobility are provided and analyzed. The concept of"university efficiency" from the point of view of knowledge export is described.

Keywords: internationalization of education; Russian educational services; systems of educational quality estimation, innovation in education.

Одним из ведущих международных процессов развития высшего образования в настоящее время в условиях глобализации мирового хозяйства стала интернационализация вузов и высшего образования в целом. Интернационализация системы высшего образования способствует активизации как самой сферы высшего образования, так и экономической деятельности тех государств, где расположены отдельно взятые высшие учебные заведения.

Процесс интернационализации образования на глобальном уровне управляется такими международными институтами и организациями как UN, OECD, Мировой банк под управлением ЮНЕСКО (см. табл.1).

В этих условиях создание активной инновационной среды высшего учебного заведения при нарастающей международной конкуренции на рынке образовательных услуг (экспорта-импорта знаний) опирается на общие и специфические условия работы университетов под влиянием факторов стимулирования их образовательной деятельности. Инновационное развитие высшей школы в России - современный и важнейший путь обеспечения её конкурентоспособности, выносливости, выживаемости как за счёт объёма работ, так и за счёт повышения качества процесса получения знаний и самих знаний.

Приведённая на схеме (рис.1) инновационная среда вуза, как океанская волна, неудержима в своем движении и подвержена влиянию множества факторов: от политико-экономических до частносоциальных с их вариациями, сочетаниями, противоречиями, порою исключающих друг друга или, наоборот, усиливающихся однонаправленными и встречными течениями, ветрами и циклонами. Речь идёт о таких обстоятельствах движения и развития инновационной среды вуза, которые называют условиями

функционирования учебного заведения. А это не только кадры (преподаватели) и постоянно меняющаяся студенческая среда. Сама атмосфера жизни вуза, смена поколений, запросы потребителей и возможности исполнителей, условия материально-технического обеспечения учебного процесса и т.д. - всё это необходимо знать, учитывать и управлять в желаемом или заданном направлении.

Нельзя не согласиться с мнением многих исследователей, считающих кадровый потенциал вуза ядром инновационной среды, вокруг которого приходят в движение все материально-технические и иные ресурсы, необходимые для подготовки специалистов. Подавляющая часть исследователей считают, что именно кадры вуза - это то самое звено цепи, взявшись за которое можно вытащить всю цепь.

Участие вуза в международной жизнедеятельности тоже фактор прогресса знаний, влияющий, прежде всего, на творческий потенциал преподавательского коллектива. Общение между вузами разных стран, проведение совместных научно-практических конференций, обмен мнениями и научной информацией, заключение международных договоров и соглашений, консолидация усилий, идей и планов - всё это способствует качественному преобразованию и развитию высшего образования.

Немаловажную роль в работе преподавательского состава и в росте его квалификации играет система оплаты труда (заработная плата ППС, премии и прочие доходы вуза, используемые для увеличения ежемесячной заработной платы). Нельзя не согласиться с мнением выдающихся учёных России, что из всех проблем вуза система оплаты труда как стимул, по крайней мере, удержания кадров далека от совершенства.

Инновационный подход к решению целевых задач вуза

Таблица 1. Уровни управления процессом интернационализации в образовании

Уровни Субъекты Процессы Движущая сила

Глобальный ЮНЕСКО Глобализация образовательного пространства Глобализацня мировых процессов

Национал ьн ыи Национальные правительства Интеграция национальных систем образования

Институциональный Вузы Интернационал ншщя всех сфер деятельности вуза

С

Инновационная среда вуза

Внутренняя

4=

3

Межотраслевая

_I_

Внешнеэкономическая

КАДРЫ

Коллектив вуза

Специалисты для отраслей ЭКОНОМИКИ страны

Для зарубежных стран

Оплата трудовой деятельности

Заработная плата ППС — Доходы и заработная плата рабочих и служащих в стране I

■ До молы от экспорта услуг

МТО

Основные и оборотные средства вуза

Промышленно-хозяйственный потенциал страны -

I

-1

Прогресс науки, техники, технологии (новая техника), гранты и другие поступления из-за рубежа

Информационный ресурс -1-

Библиотечный фонд, в т.ч.

электронная учебная и .мето-___ [|ечать- телсвиде-_Конкуренция, новости из других

ние и др. СМИ

дическая литература

стран по сфере образования

Студенты

1

Учащаяся молодежь

Выпускники для отраслей экономики страны

_I_

Специалисты для зарубежных стран

ФИНАНСОВЫЙ РЕСУРС

Госбюджет (в соотношении с внебюджетными средствами) Плата за обучение (как основной источник финансового содержания вуза - 75-80%)

Хоздоговорные научные разработки (вкл. аренду помещений, лабораторий, оборудования) Зарубежные новшества (ноу-хау), учебно-методические новшества и др.

Прочие поступления Гранты и эндаумент

Рис.1. Инновационная среда высшего учебного заведения

опирается также на материально-техническое обеспечение (МТО) учебного процесса, на новшества в сфере научной деятельности, на нововведения в технической базе, на общее материальное обеспечение учебного процесса. Материально-техническое обеспечение процессов обучения служит гарантией стабильности этих процессов и повышения качества знаний.

Наука для высшего образования играет роль задела, с неё начинается университет. Речь здесь идёт об информационном ресурсе университета, о его масштабах, динамике роста и качества. В этом направлении велика роль электронизации и компьютеризации учебных процессов. Четкая, полезная нужная информация не только способствует качеству образования, но и составляет базовую основу знаний студента (базовое образование).

Все задачи вуза имеют общую направленность и служат интересам студентов, ради которых создается и функционирует вуз. Имеется в виду не только учащаяся молодежь, но также абитуриенты, выпускники вуза и (в части экспорта знаний) специалисты для зарубежных стран. Любая оценка деятельности университета, рейтинг университета и, в конце концов, его имидж, формируется и создаётся по итогам функционирования системы образования, по его результатам, отражающим уровень знаний выпускников вуза.

В условиях рыночного хозяйствования вся деятельность вуза (и научная, и образовательная) нуждается в постоянных

финансовых ресурсах, создаваемых как за счёт государственного бюджета, так и за счёт иных поступлений (прежде всего, в форме платы за обучение). Помимо названных источников финансовые ресурсы могут быть образованы за счёт хоздоговорных научных исследований, аренды помещений вуза и проч. Из зарубежных источников известны спонсорство, меценатство, гранты и эндаунмент.

С названных позиций роль фактора научно-учебного прогресса, постоянное стремление к необходимым и положительным сдвигам, новшествам, обновлениям в жизни вуза трудно переоценить. Экспорт знаний - благодатная почва для осуществления инновационного развития образования, равно как и общего развития вуза.

Необходимо обратить внимание на то, что «Несмотря на бурное развитие средств связи и информационных технологий, основным способом «передачи» образовательных услуг через границы является перемещение учащихся и учителей. Именно этот процесс международного обмена «носителями» знаний и получил название международной академической мобильности. На протяжении всей истории международная академическая мобильность сопутствовала развитию высшего образования» [3, с.17].

Свидетельством постоянно изменяющейся инновационной среды вуза в этом отношении служит увеличение доли иностранных

ТЯЛЫБРОКТ БШШБББ Ш КШБТЛ | №1 2016 | 45

Таблица 2. Динамика общей численности иностранных студентов, обучаемых в Российской Федерации

J "оды Всего студентов, тыс.чсл. Иностранных студентов, тыс.чед. Доля иностранных студентов в общем численности, %

2009/2010 7410 145,4 2,3

2010/20! I 7050 153,8 2,2

2011 -2012 6494 158,4 2,4

2012/2013 6075 165,9 2.7

2013/2014 5647 205,7 3.6

Процент роста, % 76,1 141,0 156,5

граждан в общей численности студентов (табл. 2)

За последние 5 лет число студентов российских университетов уменьшилось практически на четверть, что может быть объяснено демографической ситуацией и уменьшением количества выпускников старших классов средней школы. В то же время численность иностранных студентов, обучающихся в российских вузов, значительно возросла (более, чем на 40%). Их отношение к общей численности студентов возросло в 1,5 раза и оценивается в 3,6%. [4, р. 279).

Общий объем экспорта образования страны в большой степени определяется стоимостью обучения. Как следует из табл. 3., наибольшая стоимость обучения в Великобритании (24 748 долларов США) и Австралии (20 164 долларов США). Если исключить стоимость обучения в вузах Франции, то минимум расходов приходится на Малайзию (1 464 - 1 704 долларов США). К средним показателям тяготеют Новая Зеландия, Сингапур, Канада. В США стоимость обучения свыше 30 000 долларов США. Россия в ряду указанных показателей находится несколько ниже средних величин, что является конкурентным преимуществом на фоне образовательных услуг, предоставляемых зарубежными университетами, с учетом качества образовательных услуг.

Рассматриваемая сторона деятельности университета, естественно, учитывает, во-первых, совершенствование основной образовательной деятельности, во-вторых, повышение отдачи не менее важной научно-инновационной деятельности, в-третьих, повышение квалификации научных и преподавательских кадров, в-четвёртых, развитие общей инфраструктуры университета, включая административную систему управления.

Под совершенствованием основной образовательной деятельности понимается порядок и процедуры учебного процесса, включая элементы непрерывности образования или переквалификации преподавателей. Как необходимое следствие, дополнение и опора, инновационная среда предусматривает совершенствование образовательных технологий и укрепление материально-технической базы университета.

Повышение эффективности университета, как выражение цели и подведение итогов, включает, прежде всего, расширение международных контактов, рост численности иностранных студентов, увеличение доли магистрантов, аспирантов и докторантов, а также - что не менее важно - рост доходности университета за счёт экспорта знаний. Такая эффективность университета рассматривается вышестоящими органами управления как основание для его поддержки со стороны государства.

Основная цель административной системы управления сводится к общему повышению образовательного и научного уровня университета путём оперативной адаптации системы управления к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды как внутри страны, так и на международном уровне.

Литература:

1. Указ Президента РФ от 6.08.08 № 1315 «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества»

2. Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 гг. // URL: http://www.russia.edu. ru

3. Алексанков А. М. Методика разработки инновационной программы вуза по экспорту образовательных услуг: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / С.-Петерб. гос. политехн. ун-т

4. Stukalova, I., Shishkin, A., Stukalova, A. (2015), Internationalization ofhigher education: a case of Russian universities, Economics and Sociology, Vol. 8, No 1, p. 277-279

5. International Student Mobility: Patterns and Trends. September 2007. The Observatory on Borderless Higher Education, 2007 [Electronic resource]. — URL: http://www.eua.be/fileadmin/user_ upload/files/newsletter/International_Student_Mobility_-_Pattems_ and_Trends.pdf.

Таблица 3. Сравнительная стоимость обучения в вузах стран-лидеров академической мобильности студентов в 2007 г. [5]

Страны Yh 11 BCpCHTETLl Учебные программы Стоимость обучения, дол л, США в год

Австрал ия University of Sidney Бизнес и менеджмент Инженерные (механика) Философия 18 383 20 164 16 204

Великобритания Oxford University Бизнес и менеджмент Инженерные (механика) Философия 21 653 24 748 21 646

Канада Laval University Бизнес и менеджмент Инженерные (механика) Философия 10 634 11 852 11 852

Китай Shanghai Jiaotong University Все программы подготовки бакалавров 3 300

Малайзия University of Malaya Бизнес и менеджмент Инженерные (механика) Философия 1 704 I 464 1 656

Новая Зеландия University of Otago Бизнес и менеджмент Инженерные (механика) Философия 12 120 13 687 11 050

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сингапур National University of Singapore Бизнес и менеджмент Инженерные (механика) философия 12 120 13 687 11 050

США Harvard University Все программы подготовки бакалавров 31 456

Франция University of Paris (Sorbonne-Paris IV) Все программы подготовки бакалавров 235

Япония University of Tokio Все программы подготовки бакалавров 4 652

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.