Научная статья на тему 'Инновационная среда: структура и объекты'

Инновационная среда: структура и объекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
615
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / НАУЧНАЯ СРЕДА / ТЕХНОПАРК / ЦЕНТР ТРАНАСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ / ИННОВАЦИОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / INNOVATION INFRASTRUCTURE / SCIENTIFIC ENVIRONMENT / INNOVATION-INDUSTRIAL COMPLEX / CENTRE OF TECHNOLOGIES TRANSFER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бузаев Павел Сергеевич

Реализация инновационной стратегии государства напрямую зависит от сложившейся научной среды, которая определяется входящими в неё элементами. Для успешной реализации выбранной стратегии необходимо постоянное взаимодействие всех участников процесса: государства, хозяйствующих субъектов и научных учреждений, которое определяется сложившейся инновационной инфраструктурой. Процесс становления научной среды должен проходить системно и последовательно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION ENVIRONMENT: STRUCTURE AND OBJECTS

It is reported that realization of the state innovation strategy is directly dependent on the fully developed scientific environment which is characterized by its constituent elements. To realize the chosen strategy successfully, constant interaction among all the participants of the process, that is: the state, managing subjects and research institutions, is needed. The process of the scientific environment formation should be developed systematically and consistently.

Текст научной работы на тему «Инновационная среда: структура и объекты»

Инновационная среда: структура и объекты

П.С. Бузаев, аспирант, Брянский ГТУ

В период становления рыночной экономики в России важнейшую роль должна сыграть инновационная стратегия развития, направленная на формирование структуры учреждений, с помощью которых будет осуществляться проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Для успешной реализации стратегии необходима системность и последовательность таких преобразований. Связующим звеном всех хозяйствующих субъектов, которые занимаются исследованиями и разработками, является научная среда, под которой необходимо понимать совокупность учебных, научных, государственных организаций, объединённых определёнными научными знаниями, направлениями, парадигмой, стремлением к постоянному поиску новых исследований и открытий. Любой хозяйствующий субъект связан с этой средой, причём влияние может быть как прямое, так и косвенное.

Научная (инновационная) среда не ограничивается лабораториями и научно-исследовательскими институтами. Во-первых, это целая система норм и правил, регламентированных государством в качестве стандартов; во-вторых, неформальное общение учёных между собой в процессе осуществления научно-производственной деятельности; в-третьих, совокупность государственных учреждений, оказывающих услуги в сфере образования и науки; в-четвёртых, публикации, научные открытия, инновационные проекты хозяйствующих субъектов.

Инновационную среду целесообразно разделить на две группы: микро- и макросреда. Это деление необходимо для того, чтобы чётко обозначить те цели, задачи и направления, по которым работает та или иная группа. Для научной микросреды характерна реализация собственных стратегических планов, которые оказывают влияние на развитие хозяйствующего субъекта: публикации сотрудников, патенты, известность организации, реальные продукты и технологии, разработки собственных лабораторий или научно-исследовательских институтов, образованность персонала. Вышеперечисленные факторы оказывают существенное виляние на развитие и формирование инновационного потенциала и создают стремление к дальнейшему развитию социально-экономической системы.

Научная макросреда охватывает государство в целом и под её воздействием формируется микросреда хозяйствующих субъектов. Одним из важнейших направлений научной макросреды является система образования, которая включает

в себя: школьное, среднее специальное, высшее и послевузовское. Кроме того, сюда входит и Академия наук РФ, которая имеет одной из главных целей — укрепление связей между наукой и образованием, содействие образовательной деятельности. Также одним из основных векторов является организация инновационной политики, наглядным примером служит строительство инновационного центра «Сколково», который должен обеспечивать генерацию и реализацию идей молодых учёных.

Государству необходимо поддерживать начинания хозяйствующих субъектов по научным разработкам и открытиям путём предоставления льготных кредитов и других форм поддержки, например различных федеральных целевых программ (ФЦП), государственного оборонного заказа. Главным трендом инновационного развития России должен стать постоянный диалог макро- и микросреды, т.е. постоянное общение бизнеса, государства и научных учреждений, благодаря которому можно построить эффективную инновационную среду для реализации различных проектов, разработки прорывных технологий, внедрения новых решений (рис.).

При оценке инновационного потенциала хозяйствующего субъекта необходимо определять состояние научной среды в данный момент времени, отмечая трендовые направления в настоящий период. Необходимо представлять, что научная среда является одним из ключевых источников, обеспечивающих инновационный процесс не только на конкретном хозяйствующем субъекте, но и на макроуровне социальноэкономической системы.

Научная среда должна обеспечивать инновационную инфраструктуру, под которой необходимо понимать возможность:

— постоянного взаимодействия учёных — как российских, так и зарубежных;

— полного доступа к необходимой информации на выбранную тему;

— осуществления необходимых научных исследований и изысканий;

— финансирования инновационных проектов любых уровней;

— защиты информации и интеллектуальной собственности.

Большая роль в формировании инновационной инфраструктуры отводится государству. Посредством бюджетного финансирования оно помогает создать следующие объекты:

— технопарки (ТП) — имущественный комплекс, объединяющий научно-исследовательские, индустриальные деловые центры. Цель — создание максимально комфортных условий для

исследовательской работы, а также апробации результатов путём их внедрения, максимальное взаимодействие науки и бизнеса. С 2006 по 2010 г. в России действовала программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», целью которой было создание крупных технопарков в ведущих областях по направлениям: Московской, Новосибирской, Калужской и др. [1]. Планировалось, что совокупный объём произведённых товаров и оказанных услуг может превысить 100 млрд руб. При создании технопарков обнаружились трудности, такие, как: отсутствие льготного налогообложения, недостаточность финансирования и зависимость от высших учебных заведений, на базе которых они и создавались.

На данный момент реально функционируют только 4 технопарка. Однако сложно говорить об их эффективности ввиду турбулентности российской экономики;

— инновационно-технологические центры (ИТЦ) — имущественные комплексы, созданные с целью поддержки субъектов инновационной деятельности и продвижения полученных результатов. Часто функции ИТЦ пересекаются с технопарками, однако данный объект инновационный инфраструктуры направлен на те хозяйствующие субъекты, которые смогли преодолеть этап становления. Наиболее известной формой такой поддержки является бизнес-инкубатор, который может создаваться как на базе университета, так и вне зависимости от него;

Рис. - Структура и объекты научной (инновационной) среды

— инновационно-промышленные комплексы (ИПК) — объединение инновационных хозяйствующих субъектов с промышленными предприятиями с целью сокращения времени перехода фундаментальных знаний в реальный продукт;

— инновационно-технологические кластеры (ИТК) представляют собой объединения хозяйствующих субъектов, направленные на достижение поставленных целей. Такие кластеры существенно повышают производительность труда, увеличивают конкурентоспособность продукции. Это своего рода кооперация промышленных предприятий разного уровня. Такая форма представляет собой саморегулируемое объединение, основанное на собственно разработанных правилах и принципах. Члены такого ИТК получают широкий доступ к производственным мощностям крупных хозяйствующих субъектов;

— центры трансфера технологий (ЦТТ) —

подразделения хозяйствующего субъекта либо самостоятельные юридические лица, которые занимаются коммерциализацией результатов исследований молодых инновационных компаний. ЦТТ — объединение фундаментального и рыночного подходов. Инновационная компания направляет свои разработки в ЦТТ, который использует свои ресурсы с целью представления и вывода на рынок новых способов производства, товаров и т.д. При данном объекте инновационной инфраструктуры встаёт вопрос о защите интеллектуальной собственности и информации при передаче разработок центру трансфера технологий;

— национальные информационно-аналитические центры (НИАЦ), основной целью которых является постоянный анализ и мониторинг

основных научных концепций и разработок как в России, так и за рубежом. Построение моделей и выявление тенденций развития определённой предметной области (электроники, энергетики, машиностроения);

— центры коллективного пользования (ЦКП) — имущественный комплекс на базе высших учебных заведений либо научно-исследовательских организаций, позволяющий использовать оборудование, материалы данного учреждения [2].

Все вышеперечисленные объекты широко используются на современном этапе развития экономики. Однако большинство из них сталкивается с препятствиями следующего характера: неэффективное управление инновационным потенциалом в регионах; недостаточное ресурсное обеспечение для функционирования ЦТТ; отсутствие стимула к инновационной деятельности. Главной проблемой является отсутствие персонала, занимающегося инновационным менеджментом как на региональном, так и на федеральном уровнях. Приоритетным направлением развития инновационной стратегии должна стать подготовка управленческих кадров в сфере инноваций и венчурного инвестирования.

Венчурная инфраструктура должна обеспечивать поддержку субъектов малого предпринимательства на местах в регионах, проводить разъяснительную работу о возможностях венчурного инвестирования, заниматься постоянным поиском приоритетных инновационных проектов и помогать реализовывать их.

Литература

1. Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий. Государственная программа. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2006 г. № 328-р // ШИ.: http://miiisvyaz.ru.

2. Суворинов А.В. О развитии инновационной деятельности в регионах России // Инновации. 2006. № 2 (89). С. 50-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.