Научная статья на тему 'Инновационная составляющая устойчивого развития сельскохозяйственного предприятия в условиях конкурентной среды'

Инновационная составляющая устойчивого развития сельскохозяйственного предприятия в условиях конкурентной среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демьянов Р. Е.

Инновационный аспект в современных условиях присущ всем сферам агропромышленного производства. Данная статья посвящена рассмотрению современных аспектов инновационного развития сельскохозяйственного производства с целью обеспечения устойчивого характера его развития в условиях конкурентной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная составляющая устойчивого развития сельскохозяйственного предприятия в условиях конкурентной среды»

3. Креймер, Н.А. Содержание экономического механизма восстановления и развития технического потенциала сельскохозяйственных предприятий [Текст]: автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Н.А. Креймер. - Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, 2004. - 24 с.

ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ

© Демьянов Р.Е.*

Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

Инновационный аспект в современных условиях присущ всем сферам агропромышленного производства. Данная статья посвящена рассмотрению современных аспектов инновационного развития сельскохозяйственного производства с целью обеспечения устойчивого характера его развития в условиях конкурентной среды.

Инновационная политика в области сельскохозяйственного производства в настоящее время предстает как фундамент построения общей стратегии конкурентного поведения предпринимательской структуры в сфере агробизнеса при обеспечении устойчивого развития, как базовая основа для последующей разработки производственной стратегии, маркетинговой и финансовой политики сельскохозяйственного предприятия.

С точки зрения стратегического управления конкурентным поведением предпринимательской структуры в сфере агробизнеса при обеспечении устойчивого развития инновационные нововведения служат инструментом адаптивного приспособления к меняющимся условиям внешней конкурентной среды АПК, а также средством постоянного совершенствования производственных и структурных процессов в сельскохозяйственном предприятии, направленного на рост эффективности его деятельности.

Решение стратегических задач устойчивого развития, стоящих перед сельскохозяйственным предприятием, возможно двумя способами: на основе уже освоенных, традиционных процессов или на основе изменения существующих и создания новых процессов (инновации).

* Аспирант кафедры Автоматизации бухгалтерского учета и аудита

Таким образом, в системе принятия стратегических решений по обеспечению конкурентоспособности и устойчивости развития сельскохозяйственного предприятия инновационные конкурентные преимущества являются одним из двух вариантов реагирования на вероятные будущие изменения ситуации. От выбора этого варианта зависит успех деятельности сельскохозяйственного предприятия и достижение целей в долгосрочном периоде.

Научно-производственный и инновационный потенциал предпринимательской структуры в сфере агробизнеса представляет собой степень готовности к выполнению задач по обеспечению устойчивого характера развития [3]. Другими словами, инновационный потенциал и развитие инновационный конкурентных преимуществ предпринимательской структуры в сфере агробизнеса - это мера готовности к реализации проекта или программы стратегических технических и организационных изменений в сложившихся природно-климатических и конкурентных условиях среды.

Рассматривая факторы и условия, стимулирующие процессы технических и организационных изменений в сельскохозяйственном предприятии и соответствующую реализацию конкурентных инновационных преимуществ, особое внимание следует уделить такому фактору как конкуренция и потенциал конкурентоспособности сельскохозяйственного предприятия.

Именно конкуренция в современных условиях является тем механизмом, который обеспечивает динамичное, техническое, организационное, а следовательно устойчивое, развитие отдельного сельскохозяйственного предприятия, агропромышленного комплекса и в целом экономики.

В качестве инновационных конкурентных преимуществ, определяющих успех научно-производственной деятельности сельскохозяйственного предприятия, представляется целесообразным рассматривать следующие компоненты:

1. стратегический подход (инновационная политика сельскохозяйственного производства);

2. человеческий фактор (эффективная организационная структура и культура сельскохозяйственного предприятия, максимальная отдача каждого специалиста);

3. использование профессиональных приемов управления;

4. ориентация на будущее;

5. эффективное освоение передового практического опыта в области земледелия, растениеводства и животноводства [2].

Все вышеперечисленные инновационные конкурентные преимущества взаимосвязаны и в своей совокупности оказывают существенное влияние на конкурентоспособность и устойчивость развития сельскохозяйственного предприятия, определяя его инновационный потенциал.

Концепция инновационной стратегии - основа общей комплексной стратегии и одновременно - базисное условие конкурентоспособного развития современного сельскохозяйственного производства. Она предполагает формирование единого сбалансированного комплекса мероприятий по технико-технологической модернизации сельскохозяйственного производства, изменению структуры землепользования и организационной структуры, применению новейших земледельческих технологий и целенаправленному встраиванию нововведений в сложившуюся деятельность сельскохозяйственного предприятия.

Инновационная политика в аграрном производстве, таким образом, связывает воедино все политики и стратегии сельскохозяйственного предприятия и определяет место каждой из реализуемых на предприятии функций в общем процессе производственной деятельности.

На формирование инновационной политики устойчивого развития предпринимательских структур в сфере агробизнеса определяющее влияние оказывают следующие стратегии:

1. стратегия качества сельскохозяйственной продукции;

2. стратегия сельскохозяйственного производства;

3. социальная и кадровая стратегия предприятия;

4. стратегия маркетинга сельскохозяйственной продукции;

5. стратегия организационных изменений сельскохозяйственного производства;

6. экологическая стратегия процессов землепользования [5].

Таким образом, инновационная политика устойчивого развития предпринимательской структуры в сфере агробизнеса предстает ключевым блоком в разработке стратегий конкурентного поведения сельскохозяйственного предприятия на всех уровнях функциональных подразделений.

Ключевые принципы формирования конкурентоспособной инновационной стратегии сельскохозяйственного предприятия можно представить следующим образом:

- сбалансированность всех аспектов и подсистем сельскохозяйственного предприятия (производственно-технического, организационного, финансово-экономического, культуры землепользования);

- выбор перспектив развития на основе «стратегического видения» и анализа функциональной среды сельскохозяйственного производства и рынка сельскохозяйственной продукции;

- ориентация на перспективы получения устойчивых конкурентных преимуществ в долгосрочном периоде;

- согласование компонентов устойчивости сельскохозяйственного производства, областей и масштабов применения инноваций;

- концентрация ресурсов, финансовых средств и интеллектуальных сил на наиболее перспективных направлениях нововведений в традиционные процессы сельскохозяйственного производства;

- согласование интересов основных участников инновационного процесса;

- научно-техническая и экономическая обоснованность выбора инновационных решений при обеспечении устойчивого развития предпринимательских структур в сфере агробизнеса [4].

Механизмы программно-целевого подхода в целом способствуют интеграции и координации всех уровней сельскохозяйственных предприятий, их ресурсов, создают условия для получения количественно измеримых результатов управления, т.е. способствуют повышению эффективности управления инновационными конкурентными преимуществами.

Однако, в теории стратегического управления инновационными конкурентными преимуществами при обеспечении устойчивого развития может быть выделен один парадокс, который формулируется как единство противоположности финансово-экономической устойчивости предприятия и его инновационной деятельности. Он заключается в том, что финансово-экономическая устойчивость и инновации, с одной стороны, составляют принципиальные условия и фундаментальную основу повышения конкурентоспособности и стратегического роста предприятия, а с другой стороны, - являются противоположными направлениями развития [1].

Очевидно, что отвлечение средств на долгосрочные и дорогостоящие инновационные проекты при высоких рисках отдачи снижает текущую результативность хозяйственной деятельности предприятия и, следовательно, устойчивость. Однако сдерживание инновационных расходов грозит потерей в будущем конкурентных преимуществ и ослаблением научно-технологического потенциала предприятия.

Выбор инновационных решений осуществляется с учетом комплекса основных факторов влияния функциональной среды. Факторы рыночной среды обуславливают выбор определенного вида рыночной, конкурентной стратегии предприятия.

Рыночные факторы включают в себя уровень цен и их динамику, объем сегмента рынка, уровень неудовлетворенного спроса, состояние партнерства, отношения с поставщиками, перевозчиками, уровень конкурентной борьбы и плотность конкурентной среды, а также существующие естественные и административные барьеры при входе на данный рынок.

Действие социально-экономических факторов во многом обусловлено характером и направлениями государственной политики. Данные факторы включают проводимую государством кредитно-налоговую, внешнеэкономическую и социальную политику, законодательство, уровень, направле-

ния и интенсивность государственной поддержки сельскохозяйственного производства, существующие стандарты качества и безопасности производства и реализации продукции.

Выбор того или иного инновационного проекта непосредственно зависит от условий производственной и научно-технической среды сельскохозяйственного предприятия, которая включает уровень развития процессов землепользования, производственных процессов, науки и техники, существующую систему распространения знаний и ее эффективность, имеющиеся и доступные лицензии и патенты, информационные сети, а также уровень подготовки кадров.

Внутренние факторы включают конкурентные преимущества и компетенции, которые рассматриваются как базис инновационных проектов. Данные факторы, главным образом, включают технический уровень предприятия, качество продукции, существующие отношения с партнерами и собственниками земельных долей, финансовые источники предприятия, НИОКР, уровень квалификации и профессиональный состав кадров, уровень оплаты труда, систему мотиваций работников и их заинтересованность в результатах своего труда, качество управления.

Механизм формирования инновационной стратегии устойчивого развития сельскохозяйственного предприятия представляет собой сбалансированную взаимосвязанную систему. Изменения значения отдельных элементов данной системы при варьировании управляющих параметров (технологических факторов инновации) означают изменения эффективности всей сельскохозяйственной производственной системы.

Список литературы:

1. Горшков Р. К поиску источников формирования инновационно-ресурсного потенциала страны // Проблемы современной экономики. -

2005. - №1/2. - С. 176-179.

2. Грачева М.В., Кулагин А.С., Симаранов С.Ю. Инновационное предпринимательство, его риски и обеспечение безопасности: Пособие для предпринимателя / Под общ. ред. А.С. Кулагина. - М.: Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ, Центр коммерциализации технологий, 2000. -203 с.

3. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Т. Инновационное предпринимательство. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 254 с.

4. Савченко В.Е. Современное предпринимательство: (экономические и организационные основы; проблемы формирования и регулирования). -М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 2002. - 205 с.

5. Татарников В.А. Стратегическое управление предприятием: Жить одним днем или планировать свое будущее? - М.: Изд-во «Альфа-Пресс»,

2006. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.