Научная статья на тему 'Инновационная составляющая конкурентоспособности в инфокоммуникациях'

Инновационная составляющая конкурентоспособности в инфокоммуникациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
375
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОКОММУНИКАЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литвинова Ирина Николаевна

В статье дано уточняющее определение конкурентоспособности, предложена ее дополнительная составляющая восприятие, в методику оценки конкурентоспособности внесен критерий эффективной инновационности и предложены приоритетные стратегические направления инновационной деятельности на предприятии инфокоммуникаций с использованием последних достижений науки и техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная составляющая конкурентоспособности в инфокоммуникациях»

Инновационная составляющая конкурентоспособности в инфокоммуникациях

И.Н. Литвинова

Одной из приоритетных целей большинства стран мира является обеспечение долговременного экономического роста. Экономический рост сопровождается повышением эффективности производства, сокращением безработицы, стабильностью цен, расширением внешнеэкономических связей и другими положительными экономическими и социальными процессами. Эти цели тесно сопряжены с функционированием отрасли инфокоммуникаций, развитие которой возможно лишь при использовании научно -технических новшеств, называемых инновациями. Таким образом, активизация инновационной деятельности является важнейшей предпосылкой использования научно-технического потенциала, роста конкурентоспособности услуг связи, выхода из финансово-экономического кризиса и повышения уровня жизни населения.

Актуальность исследуемой проблемы состоит в необходимости показать, что повышение конкурентоспособности в инфокоммуникационной отрасли возможно только при непрерывном внедрении инновационных решений, без этой работы даже самые высокие показатели по привычным вариантам не дадут желаемого результата. Поскольку инфокоммуни-кации это не та область, которая базируется на устоявшемся ретро, здесь постоянство приравнивается к застою, а застой в эпоху стремительного технического прогресса ведет к деградации. В связи с этим, чем быстрее осуществляется инновационный процесс, тем больше вероятность успешной деятельности.

Цель данной работы - предложить подходящие методы оценки конкурентоспособности услуг и предприятий связи, а также определить приоритетные стратегические направления инновационной деятельности на предприятии инфокоммуникаций с использованием последних достижений науки и техники.

Поскольку единого определения конкурентоспособности не существует, возникает необходимость привести то определение, которое наилучшим образом сможет отразить авторские воззрения на исследуемую проблематику. В общем смысле конкурентоспособность - это способность выдержать соперничество в борьбе за обладание чем, или кем-либо. Конкурентоспособность продукции/фирмы - это способность продукции/фирмы выдержать соперничество с другими участниками рынка в борьбе за потребителей, или выгодные условия.

Два элемента - потребительские свойства и цену - принято считать основополагающими конкурентоспособности продукции (услуги). [1] Однако рыночные перспективы связаны не только с техническим качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи продукции могут быть и другие непроизводственные факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания, которые по своей совокупности формируют восприятие предлагаемой продукции (услуги).

Исходя из этого стандартную формулу конкурентоспособности продукции:

к = р+о

предлагаем дополнить третьей составляющей - V, и в итоге получим:

К = P+Q+V

где: К - конкурентоспособность;

Р - цена;

О - качество;

V - восприятие.

Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества услуги и обслуживания, снижение издержек производства, формирование нужного восприятия и узнаваемости.

На самом деле конкуренция лишь создает ситуацию необходимости поиска конку-

рентных преимуществ фирмы и конкурентоспособности товара, побуждает совершенствовать весь процесс от производства до потребления. Но сами конкурентные преимущества обеспечиваются на основе реализации тех или иных инноваций.

Если проанализировать работы таких известных экспертов в области качества и конкурентоспособности, как Р.А. Фатхутдинов, И.И. Мазур, Д.В. Шапиро, П.Друкер становится возможным выделить основополагающие принципы новаторской деятельности [2;3]:

1. Инновация должна соответствовать нуждам, желаниям, привычкам людей, которые будут ею пользоваться. Следует задать себе вопрос: "Что должна отражать данная инновация, чтобы у будущих потребителей возникло желание ею пользоваться?"

2. Инновация должна быть простой и иметь точную цель. Величайшая похвала инновации звучит так: "Смотрите-ка, как все просто! Как я до этого не додумался?"

3. Внедрять инновации эффективнее, за небольшие деньги и с привлечением небольшого количества людей - это ограниченный риск. В противном случае почти всегда не хватает времени и средств для многочисленных доработок, в которых нуждается инновация.

4. Эффективная инновация должна быть нацелена на лидерство на ограниченном рынке, в своей нише. Иначе, если сегмент не определен она создает ситуацию, когда конкуренты вас хоть где-то, но опередят.

На сегодняшний день не существует как однозначного определения конкурентоспособности, так и единой универсальной методики ее оценки. Трудность в разработке методик оценки конкурентоспособности предприятий, оказывающих услуги связи, связана еще и с определенной спецификой самого рынка этих услуг.

Оценить качество услуги можно только после того, как эта услуга оказана. Потребитель не всегда будет удовлетворен результатом и это связано, прежде всего, с тем, что источником оказания услуг являются люди. Человеческий фактор оказывает большое влияние на качество и стандартизацию услуг.

Все вышеперечисленное доказывает сложность оценки качества и услуги, и тем более сложность оценки конкурентоспособности самого предприятия, оказывающего эти услуги.

В качестве одного из вариантов оценки конкурентоспособности предприятия предлагается метод, в основе которого лежит оценка основных групповых показателей и критериев конкурентоспособности предприятия. Оценка конкурентоспособности предприятия по данному методу включает следующие этапы:

а) выбор критериев для оценки конкурентоспособности предприятия;

б) расчет коэффициентов весомости выбранных критериев;

в) определение количественных значений единичных показателей конкурентоспособности предприятия для каждой группы критериев и перевод показателей в относительные величины

В случае с предприятиями связи как база подойдет этот метод. Расчет коэффициента конкурентоспособности по данному методу производится по формуле [3]:

ККп = КуЭп+КФп+КзЭс+КК+Кз К ,

где Ккп — коэффициент конкурентоспособности предприятия;

Эп — значение критерия эффективности хозяйственной деятельности предприятия;

Фп — значение критерия финансового положения предприятия;

Эс — значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения товара/услуги на рынке;

Кт — значение критерия конкурентоспособности товара/услуги;

Кд — значение критерия деловой активности предприятия;

К], К2, К3, К4, К5 - коэффициенты весомости критериев.

Однако в нашем случае идет речь не просто об абстрактном хозяйствующем субъекте, а о предприятии конкретной отрасли - инфокоммуникаций и для того, чтобы наиболее точно определить конкурентоспособность такого предприятия предлагается адаптация метода путем изменения в формуле критерия Кт как неконкретизированного на приемлемый для предприятий связи ИЭ - критерий эффективной инновационности. Значение этого критерия оп-

ределяется количеством, или весом в общей совокупности предоставляемых услуг эффективных инновационных решений за определенный период времени, или на конкретный момент. При этом плановая эффективность определяется согласно технико-экономическому обоснованию этих решений, а их прибыльность по факту определяется итогами реализации.

Еще одним важным показателей эффективности инновационных разработок является их экспортная конкурентоспособность [2], которая определяется по формуле:

С = N.

Э‘ N ’

* зв

где Эк - экспортная конкурентоспособность;

Жзз - число заявок на патенты, поданных за рубежом;

Жзв - число заявок на патенты, поданные внутри страны.

Этот показатель может быть использован как в комплексе для оценки конкурентоспособности предприятия связи, так и отдельно для оценки конкурентоспособности инновационной деятельности на этом предприятии. Число и распределение патентных заявок, проданных в зарубежных странах, свидетельствует о перспективных рынках для экспортеров технологий.

Наличие значительной разницы между числом зарубежных заявок национальных фирм и заявок, поданных внутри страны свидетельствует об отставании уровня научно -технических решений в данной стране. А это исключает зарубежное патентование части национальных изобретений.

Показателем конкурентоспособности научно -технических разработок является степень охвата НИОКР отрасли. Таким образом, эффективность инновационной деятельности определяется конкурентоспособностью технических разработок.

На основании исследования стратегических направлений развития ведущих компаний связи, таких как ОАО «ВымпелКом», «МегаФон» и «Билайн» представляется возможным выделить наиболее приоритетные для этих компаний, а значит имеющие самую высокую эффективность и показатели возврата направления:

• Извлечение максимального дохода на рынке мобильной связи в России.

• Развитие бизнеса потребительского доступа в Интернет.

• Усиление бизнеса в корпоративном сегменте.

• Использование привлекательных возможностей для освоения новых видов деятельности.

Следует признать, что Южно-Российские инфокоммуникационные компании не только разрабатывают стратегии повышения эффективности деятельности, но и активно их реализуют. Этому свидетельствует динамика рынка мобильных операторов за 2010 -2011гг. Вот обзор основных показателей их деятельности.

Доля «Вымпелкома» на рынке мобильного Интернет-доступа в России сократилась в 2010 г. с 30 до 24,5%, а у «Мегафона» почти на столько же выросла - с 33 до 39%, подсчитала АС&М-СомиШ^. В отдельно взятом IV квартале 2010 г. доля «Вымпелкома» снизилась по сравнению с предыдущим кварталом на 1 п. п. - с 25,5 до 24,5%. На столько же снизилась и доля МТС (с 33 до 32%), а доля «Мегафона» выросла на 3 п. п. - с 36 до 39%. «Мегафон» увеличил отрыв благодаря тому, что до середины 2010 г. активнее конкурентов строил сети мобильной связи третьего поколения (3G).

Всего на мобильном интернете российские операторы заработали в прошлом году 53 млрд. руб., на 46% больше, чем годом ранее, следует из данных АС&М-СошиЬ^. Больше всего выросли доходы «Мегафона» - на 64%, у МТС они увеличились на 59%, а у «Вымпелкома» - всего на 23%.

В 2009 г. и в начале 2010 г. «Вымпелком» инвестировал крайне консервативно, что сказалось на темпах строительства сети. Только в IV квартале 2010 г. компания вернулась к обычному уровню инвестиций. Капзатраты «Вымпелкома» в России составили в 2010 г. 47,6 млрд. руб., или около 20% от выручки; в 2011 г. они сохранятся на том же уровне. МТС

планирует, что ее капзатраты в 2011 г. составят 22-24% от выручки, а в 2010 г. этот показатель составлял 23% (в России).

У «Мегафона» было в конце 2010 г. около 20 000 базовых станций 3G. У «Вымпелкома» - примерно 9000, у МТС - 10 000. В этом году МТС обещает, как минимум удвоить их количество. «Вымпелком» планы на этот счет не раскрывает, а цель «Мегафона» - охватить в 2011 г. 3G-сетью 95% российского населения.

Основываясь на реальных перспективах и возможностях мобильных операторов, функционирующих в ЮФО, для удержания их конкурентных преимуществ, считаем целесообразным внести предложения по развитию следующих направлений.

1. В соответствии с тенденциями развития рынка растет спрос на услуги передачи данных, реализуемые как по беспроводным, так и по проводным технологиям. В последнее время компании проявляют повышенный интерес к организации персональных корпоративных телефонных сетей FMC (Fixed Mobile Convergence - «конвергенция мобильной и фиксированной связи»). А это предопределяет необходимость: проведение привлекательной ценовой политики «Бизнес» на междугородную и международную телефонию; популяризации пакетных предложений (мобильная и фиксированная связь), с помощью которых клиенты оптимизируют свои расходы на телекоммуникационные услуги.

2. В части системы продаж и обслуживания клиентов предлагаем внедрить на юге России такой принцип работы, когда один менеджер компании сопровождает клиента по всему комплексу услуг и обслуживания.

3. Развитие и строительство сети ТТТПД в Ростовской области: - запустить проект для так называемых «малых городов» с населением от 50 тыс. человек, например в городском поселении Батайск, потенциальными клиентами являются 11 тыс. домохозяйств.

4. В ЮФО также как и в центральном регионе, необходимо технологическое решение по фильтрации негативного контента для мобильного и фиксированного доступа в Интернет и реализовать это решение нужно уже в 2011 году.

Подведя итог изложенному можно резюмировать, что предложенные методы оценки конкурентоспособности предприятий связи и их услуг, адаптированные для учета важнейшей инновационной составляющей могут быть применены в их практической деятельности и предложенные стратегические направления с использованием последних достижений науки и техники компаниям связи ЮФО откроют перспективы для повышения их конкурентоспособности как в национальном, в глобальном инфокоммуникационным пространстве.

Литература:

1. Корчагина Н. А., Соколова К.С., Ахунжанова И. Н. Международная конкурентоспособность и стратегии компаний: учебно-методическое пособие. -Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом "Астраханский университет", 2010.-76 с.

2. Куц В.И. Развитие высокотехнологических отраслей как основа повышения конкурентоспособности российской промышленности Экономические науки. 2010. Т. 73. № 12. С. 147-151. Опубликовано на портале: 05-04-2011www.ecsocman.edu.ru

3. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Издание: М.: МаркетДС; Издание 3-е, перераб. и доп. 2008. - 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.