Научная статья на тему 'Инновационная система местного самоуправления'

Инновационная система местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономаренко Сергей Анатольевич

Восточный Донбасс еще совсем недавно называли депрессивным. Сказались скороспелые и непродуманные реформы переходного периода. Сегодня этот термин почти не употребляется. О динамике развития угольных территорий можно судить на примере города Шахты. Всё, начиная с дорог благоустройства, освещения, а, в целом, удобства жизни горожан, коренным образом изменилось с приходом нового мэра С.А. Понамаренко. Город лидирует в области по промышленному производству (141,6%). Успешное развитие предприятий, с реализацией ими собственных инвестиционных проектов, приход в город внешних инвесторов, создание новых крупных производств, бурное развитие малого и среднего бизнеса обусловило успешное решение программ местного развития. Сегодня город Шахты является также одним из лидеров реализации инновационной программы административной реформы и реформы местного самоуправления. Наш корреспондент побеседовал по этим проблемам с инициатором и руководителем этих инноваций в муниципальном образовании, мэром города С. А. Пономаренко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative system of local government

Eastern Donbass more recently called depressed. Affected by ripening and ill-considered reform transition. Today the term is almost never used. On the dynamics of the coal areas can be judged by the example of Mines. Everything from road improvement, lighting, and, in general, the convenience of life of citizens has changed dramatically with the advent of the new mayor SA Ponamarenko. City leads in the field of industrial production (141,6%). Successful development of enterprises with the implementation of their own investment projects coming to the city outside investors, the establishment of major new industries, the rapid development of small and medium businesses has led the successful solution of local development programs. Today the city is mine is also one of the leaders in implementing an innovative program of administrative reform and the reform of local self-government. Our correspondent talked to these issues with the initiator and leader of innovation in the municipality, the mayor SA Ponomarenko.

Текст научной работы на тему «Инновационная система местного самоуправления»

ИННОВАЦИИ № 9 (119), 2008

Инновационная система местного самоуправления

Восточный Донбасс еще совсем недавно называли депрессивным. Сказались скороспелые и непродуманные реформы переходного периода. Сегодня этот термин почти не употребляется.

О динамике развития угольных территорий можно судить на примере города Шахты.

Город лидирует в области по промышленному производству (141,6%). Успешное развитие предприятий, с реализацией ими собственных инвестиционных проектов, приход в город внешних инвесторов, создание новых крупных производств, бурное развитие малого и среднего бизнеса обусловило успешное решение программ местного развития.

Сегодня город Шахты является также одним из лидеров реализации инновационной программы административной реформы и реформы местного самоуправления. Наш корреспондент побеседовал по этим проблемам с мэром города С. А. Понамаренко.

Корр.:

— Сергей Анатольевич, в чем сущность Ваших разработок в области административной реформы и реформы местного самоуправления?

С. А.:

— Первой среди российских органов местного самоуправления администрация г. Шахты внедрила в свою деятельность систему менеджмента качества (СМК) и прошла процедуру сертификации на соответствие международным требованиям. В итоге, в 2006 году СМК администрации г. Шахты признана соответствующей международному стандарту ИСО

СМК администрации г. Шахты признана соответствующей международному стандарту ИСО 9001:2000

9001:2000 «в отношении оказания муниципальных услуг».

В 2007 году сертификацию прошли все отраслевые (функциональные) подразделения администрации и городская Дума г. Шахты. Политика в области качества администрации города Шахты однозначно определила стратегический курс на обеспечение устойчивого развития муниципального образования и непрерывное повышение качества жизни шахтинцев.

Реализуя принцип ориентации на потребителя, в 2006 году администрация г. Шахты провела инновационную, не имеющую аналогов, работу по применению процессно-системного подхода для установления порядка ускоренного прохождения документов при предоставлении муниципальных услуг и получившую название «Зеленый коридор», с дальнейшим формированием многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). В проект «Зеленый коридор», в первую очередь, были включены процессы согласования и оформления документов для утверждения проекта границ и предоставления земельных участков.

Корр.:

— Чем обусловлен подобный выбор?

С.А.:

— Следующими факторами: наибольшим количеством обращений граждан; отсутствием контрольного срока и длительностью оформления документов заявителя; бесконтрольным контактированием заявителя с чиновниками;

возможностью появления злоупотреблений; ограниченным временем приема документов, проблема очередей возле кабинетов; сложной процедурой выпуска двух распоряжений (об утверждении проекта границ и о предоставлении земельного участка в аренду или собственность);

• территориальной разобщенностью участвующих в процессе согласования и оформления документов административных структур;

• недостатком контроля со стороны городской администрации;

• отсутствием ответственности чиновников за своевременность и качество выполнения работ.

Корр.:

— Сергей Анатольевич, с какими проблемами Вы столкнулись при реализации проекта «Зеленый коридор»? Возникали трудности при взаимодействии с федеральными органами?

С.А.:

— Дело в том, что при традиционной, принятой до реализации проекта «Зеленый коридор», технологии оказания услуг населению характеризовались множеством проблем.

Во-первых, принимаемые регламенты оказания услуг федеральными службами не предусматривают оказание услуг через многофункциональные центры, с позиций их непосредственного участия в приеме документации, консультации заявителей, выдаче сведений, справок или согласованной документации.

Во-вторых, во всех регламентах существует понятие «заявительный характер»: физическое (юридическое) лицо само должно заявлять об оказании услуги, либо его представитель с нотариально заверенной доверенностью, что связано с дополнительными затратами. В результате заявитель должен заполнить более 7 заявлений для оказания услуг.

В-третьих, подготавливаемая информация федеральных либо региональных учреждений и ведомств, кроме инспекции федеральной налоговой службы, не совместима друг с другом: она либо хранится на бумажном носителе, либо все учреждения (ведомства) самостоятельно выбирают свои программные продукты, который в конечном итоге не совместимы.

С позиций взаимодействия МФЦ с Шахтинским отделом Управления федеральной регистрационной службы (ШО УФРС) по Ростовской области были выявлены следующие трудности:

• нет законодательно установленной возможности постоянного присутствия представителя ШО ГУФРС непосредственно в МФЦ, в связи с чем заявителей приходится сопровождать в регистрационную службу для сдачи и получения документов;

• штатная численность ШО ГУФРС по РО не позволяет выделить специалиста, занимающегося только приемом и обработкой документов из многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг;

• срок регистрации документов в регистрационной службе неоправданно высок (минимум 14 дней со дня приема заявления), а документы в ШО ГУФРС принимаются только в определенные дни.

В связи с этим, цели проекта «Зеленый коридор» предусматривали не только разработку процесса движения документов и оптимизацию всех факторов, влияющих на результат, но и установление персональной ответственности специалистов на каждом этапе прохождения документов.

Корр.:

— Мы можем говорить о конкретных результатах по проекту «Зеленый коридор»?

С.А.:

— Результатами реализации проекта «Зеленый коридор», с формированием и функционированием многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, являются следующие:

• до внедрения проекта для оформления земельного участка в аренду или собственность заявителю приходилось контактировать со специалистами различных структур не менее 32 раз, после внедрения ускоренного порядка прохождения документов он контактирует только 3 раза с одним и тем же специалистом, который, при этом, не является исполнителем требуемой услуги;

• до внедрения проекта процесс предоставления земельного участка занимал 12 месяцев и более, после разработки и внедрения блок-схемы процесса (с конкретизацией сроков и ответственности на каждом этапе оформления документов) этот процесс занимает 18 дней;

• несмотря на то, что значительно уменьшились сроки предоставления услуг и количество контактов с чиновниками различных структур, дополнительные выплаты за срочность выполнения работ (оказываемых услуг) не осуществляются, а общая стоимость существенно сократилась за счет ликвидации необоснованных требований и платежей в процессе оказания услуг;

• до внедрения проекта заявитель оплачивал отдельные выезды специалистов организаций технической инвентаризации, землеустроительной организации и получения сведений дежурной кадастровой карты территориального отдела № 11 Управления Роснедвижимости по Ростовской области, после внедрения специалисты перечисленных ведомств единовременно выезжают на земельный участок, а сведения дежурной кадастровой карты запрашиваются администрацией МФЦ;

• после внедрения проекта осуществлено территориальное объединение ведомств (представители всех участвующих в процессе структур находятся в одном месте, что позволяет отследить согласованность между службами и скорость оформления документов);

• прием заявителей осуществляется шесть дней в неделю с 8.00 до 18.00 часов (включая субботу);

• перемещением документов по кабинетам занимается специалист, а не заявитель;

• выдача квитанций на оплату всех услуг осуществляется в одном подразделении в день приема за-

ИННОВАЦИИ № 9 (119), 2008

ИННОВАЦИИ № 9 (119), 2008

явления (в здании администрации МФЦ расположена касса, где заявитель может оплатить услугу);

• итогом реализации проекта является такой важный факт, как отсутствие очередей;

• в условиях реализации проекта изменилась психология поведения чиновника с направленностью на максимальное удовлетворение потребностей заявителей;

• резко повысилась производительности труда специалистов.

В соответствии с требованиями проекта процессы его апробации, описания и корректировки выполнялись параллельно, что позволило избежать бюрократических проволочек, неизбежных при внедрении любых инноваций. Проведенный по итогам работы «Зеленого коридора» сравнительный анализ количества выданных администрацией г. Шахты распоряжений о предоставлении земельных участков в аренду или собственность (за период с марта по август в течение трех лет) показал, что до внедрения проекта «<Зеленый коридор» (2005 г.) таких правовых актов выдано 114, в первый год реализации проекта (2006 г.) — 460, во второй год, то есть в 2007 г. — 1201, то есть количественные показатели выросли примерно в 10 раз.

Кроме этого стоимость услуг заявителю (на оформление проекта границ, госпошлину и т. д.) сокращена фактически на треть, за счет ликвидации ранее требуемой платной документации.

Корр.:

— Сергей Анатольевич, планируете ли Вы расширить перечень услуг и оформлять по ускоренной схеме не только землю, но и другие объекты?

С.А.:

— Единственный в своем роде проект «Зеленый коридор» стал прочной основой для создания одного из первых в области многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) г. Шахты в 2007 г. Использование принципов «зеленого коридора» при разработке процессов в сфере архитектурной и градостроительной деятельности позволило за короткий срок существенно расширить спектр муниципальных услуг в области имущественно-земельных отношений (с 4 до 40).

Деятельность многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг можно представить в виде взаимодействия «сферы услуг» (сектор приема документов, сектор консультирования и выдачи документов) и «сферы контроля» (контрольно-аналитический сектор). Для обеспечения эффективности в работе МФЦ разрабатываются и внедряются императивы взаимодействия с потребителем в рамках перехода на новые формы обслуживания с применением стандартов комфортности.

При посещении многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг с целью получения услуг заявитель непосред-

ственно контактирует только со специалистом МФЦ соответствующего сектора «сферы услуг».

После формирования и регистрации в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг пакет документов заявителя передается в службы, осуществляющие необходимую обработку документов.

Процесс изготовления необходимых документов сопоставим со «сферой производства»: во-первых, разработаны и внедряются стандарты внутреннего и внешнего взаимодействия (описан порядок прохождения, точные сроки исполнения документов и ответственность на каждом этапе); во-вторых, движение документов между специалистами организовано с использованием поточных методов.

Деятельность многофункциональных центров предусматривает включение в эту работу смежных служб, участвующих в процессе оказания услуг. Размещение специалистов этих служб в одном помещении позволило исключить такой распространенный негативный фактор, как «беготня по городу» в поисках очередного «кабинета власти».

В 2008 году на территории города функционируют три многофункциональных центра:

• многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ г. Шахты) (около 100 видов услуг);

• многофункциональный центр предоставления социальных услуг «Социум» (55 видов услуг);

• Центр коммунальных услуг (50 видов услуг).

В общей сложности на базе многофункциональных центров населению города Шахты предоставляется более двухсот видов услуг.

Корр.:

— Какие преимущества получает заявитель в многофункциональных центрах?

С.А.:

— Об этом можно судить по следующим, только самым значимым, фактам:

• появилась возможность самостоятельного выбора заявителем времени посещения (с указанием его в талоне) конкретного специалиста МФЦ;

Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ)

Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ)

• отсутствие длинных очередей обуславливало экономию времени и психологическую комфортность при получении услуг;

• минимизировано количество посещений многофункционального центра предоставления услуг в процессе оформления документов;

• реализуется возможность решения сразу нескольких взаимосвязанных проблем в одном месте;

• наблюдается корректное обслуживание с комфортными условиями предоставления услуг.

С целью максимального качества оказания услуг осуществляется их стандартизация. Так, в настоящее время в МФЦ г. Шахты подготовлено более 10 стандартов оказания услуг.

В стандартах описаны непосредственно сами процессы оказания услуг с установлением четких временных рамок и ответственных за каждым этапом, а также установлены требования к комфортности предоставления услуг.

Корр.:

— Данный вид услуг очень удобен для потребителя. Что Вы считаете наиболее важным при создании МФЦ в других городах?

С.А.:

— В идеале, так как это у нас, для эффективной и результативной работы многофункциональных центров определены требования:

• к достаточному количеству «окон», в каждом из которых осуществляется предоставление услуг; местам ожидания для получателей услуг; времени обслуживания посетителя в одном окне; наличию терминала системы «электронная очередь»;

необходимому количеству автоматизированных рабочих мест;

присутствию в зале ожидания консультантов по вопросам получения услуг;

наличию оборудованного места для оплаты услуг; обеспечению охраны МФЦ, наличию видеокамер в зале ожидания; наличию туалета;

ксерокопированию и распечатке документов на платной основе;

• использованию электронной почты на бесплатной основе;

• возможности получения информации и предварительной записи через Интернет;

• наличию call-центра, возможности предварительной записи, консультированию по телефону;

• автоинформированию по электронной почте и через call-центр.

Корр.:

— Как работает система «Электронная очередь» и что она дает заявителю?

С. А.:

— Суть работы системы «электронная очередь» заключается в следующем: войдя в зал обслуживания, заявитель подходит к чековому регистратору, выбирает необходимую услугу из предложенного списка и, нажав соответствующую кнопку на чековом регистраторе, получает распечатанный на принтере талон, в котором указан номер заявителя в очереди. При необходимости администратором зала МФЦ может оказываться помощь посетителю при работе с чековым регистратором.

Система «электронная очередь» позволяет избавить заявителя от утомительного ожидания в очереди, так как, получив талон, он может свободно распоряжаться временем, оставшимся до приема. Когда освобождается оператор, в зале ожидания раздается голосовое оповещение с указанием номера клиента и номера окна, одновременно на центральном табло системы и на табло оператора появляется номер приглашаемого клиента.

Среди преимуществ реализованной системы «электронная очередь», наряду с возможностью самостоятельного выбора времени посещения конкретного специалиста МФЦ заявителем, следует также отметить эффективное распределение потока заявителей, что позволяет сократить время ожидания в очереди, обеспечить психологическую комфортность и отслеживать время, фактически затраченное на каждого посетителя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оперативное формирование статистических данных по общему количеству принятых посетителей, количеству консультаций и приемов, проведенных

Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ)

ИННОВАЦИИ № 9 (119), 2008

ИННОВАЦИИ № 9 (119), 2008

Мэр г. Шахты С. А. Пономаренко

каждым специалистом, позволяет определить точное количество обслуживающего персонала.

И это несет позитивное отношение к власти со стороны горожан.

Корр.:

— Сергей Анатольевич, проходят ли специалисты многофункциональных центров специальное обучение и как формируется кадровый состав работников?

С. А.:

— Уровню подготовки и квалификации специалистов уделяется особое внимание. Во все многофункциональные центры приняты молодые профессионалы, прошедшие специальное обучение по программе, разработанной в администрацией г. Шахты.

Обобщение накопленного опыта по созданию и обеспечению функционирования многофункцио-

нальных центров на территории города Шахты позволяет сделать выводы о том, что создание сети МФЦ в муниципальном образовании обеспечивает:

• переход на новый уровень отношений власти и общества;

• сокращение сроков и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг;

• исключение коррупции;

• повышение информированности граждан о порядке, способах и условиях получения услуг;

• реализацию принципа взаимозаменяемости специалистов;

• повышение производительности труда и ответственности специалистов, согласно разработанным стандартам и регламентации деятельности.

Сегодня мы закончили работу над созданием нового многофункционального центра оказания муниципальных услуг «Социум» (оказание социальных услуг) и у нас еще много инновационных идей.

Дальнейшее развитие этого направления может стать фундаментом для перехода к работе над проектом «Электронная администрация», предполагающим максимально широкое использование возможностей сети Интернет для предоставления муниципальных услуг, в том числе в рамках программы «Электронная Россия».

Корр.:

— Уровень развития, на который вышла Ростовская область, позволяет ее руководству поддерживать самые невероятные проекты муниципалитетов. И все эти проекты направлены, прежде всего, на улучшение качества жизни населения.

И Европа признала успехи города Шахты в деле внедрения инновационных технологий в работу муниципалитета. Именно за это мэр города С. Понама-ренко в 2007 году удостоился звания лауреата премии «Европейский стандарт». Церемония награждения лауреата состоялась в Страсбурге, в резиденции Совета Европы. А в столице Швейцарии Берне шах-тинский мэр был принят в европейский клуб менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.