48 (138) - 2012
Вопросы экономики
УДК 332.146.2
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ: СУЩНОСТЬ, ПОКАЗАТЕЛИ, ОЦЕНКА
П. В. АКИНИН,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов Е-mail: akinin_pv@mail. ru Н. Д. ФРОЛОВА, аспирант кафедры финансов Е-mail: natali707@bk. ru Северо-Кавказский федеральный университет
В статье исследуется специфика инновационных процессов в агропромышленном комплексе России, рассматривается система показателей оценки развития региональной инновационной системы, приводится классификация типов инноваций в АПК, предлагаются пути повышения инновационной активности в аграрном секторе регионов РФ.
Ключевые слова: инновации, агропромышленный комплекс, оценка, региональная инновационная система, показатель, инновационно ориентированное развитие.
Динамичное и эффективное развитие инвестиционной деятельности является необходимым условием стабильного функционирования и развития экономики. Масштабы, структура и эффективность использования инвестиций во многом определяют результаты хозяйствования на различных уровнях экономической системы, состояние, перспективы развития и конкурентоспособность национального хозяйства.
Изучение инвестиций предполагает анализ общих основ и механизма осуществления инвестици-
онной деятельности как важнейшей составляющей рыночного хозяйствования, выявление специфики инвестиционных процессов в условиях российской экономики, переходной к рынку. Вместе с тем выяснение основных связей и зависимостей требует предварительного уточнения ключевых понятий, связанных с инвестиционной деятельностью в сельском хозяйстве.
Проведение эффективной инновационной политики невозможно без комплексной оценки инновационного развития. Разработка и применение методик, позволяющих объективно оценить результаты инновационной деятельности, являются неотъемлемыми условиями достижения уровня развития мировых лидеров в области инноваций. Усиление региональной составляющей при формировании и реализации инновационной политики в РФ вызывает необходимость измерения и сравнения уровней инновационного развития отдельных регионов. Разработанные Евростатом и ОЭСР Руководство Фраскати и Руководство Осло являются главными ориентирами для приближения методологии ис-
следования научно-технической и инновационной деятельности в России к мировым стандартам.
В мировой статистической теории и практике в последние годы активно развиваются направления, связанные с оценкой инновационной деятельности с помощью интегральных показателей. Существенный вклад в этой области принадлежит Объединенному центру исследований Европейской комиссии и Маастрихтскому институту экономических исследований в области инноваций и технологий. Международные организации, накапливающие и использующие в своих докладах информацию об уровне развития отдельных стран и территорий, широко используют композитные индексы, представляющие собой взвешенные агрегированные индикаторы, построенные на основе широкого перечня разнообразных показателей.
Россия является страной, в которой уровень экономического развития регионов носит ярко выраженный неравномерный характер. Неравномерность регионального развития во многом определяется как объективными, так и субъективными факторами. Учитывая многофакторный характер явлений и процессов, а также преимущественно и качественный характер, рейтинги позволяют через количественные оценки в агрегированном виде представить качественное состояние изучаемых объектов. Несмотря на явные преимущества этого инструментария, критики часто отмечают ограниченную эффективность рейтингов, лимитируемую набором факторов, включенных в рассмотрение. Из имеющихся рейтингов регионов, затрагивающих инновационную сферу, можно выделить, по крайней мере, два:
- рейтинг инновативности регионов России (разработан Независимым институтом социальной политики);
- индекс готовности регионов России к информационному обществу (разработан Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации).
При расчете индекса инновативности регионов России учитывается следующий набор факторов, иллюстрирующий способность регионов к созданию инноваций и готовность к внедрению их в экономику:
- численность персонала, занятого исследованиями и разработками, % от общей численности занятых в экономике;
- численность учащихся вузов, на 10 тыс. чел. населения;
- количество зарегистрированных патентов, на 1 000 чел. занятых в экономике;
- затраты на технологические инновации, руб. /чел.;
- уровень интернетизации, %.
В данной методике максимально использована существующая статистика с предварительной оценкой ее достоверности. Индекс готовности регионов России к информационному обществу представляет собой измеритель степени подготовленности регионов к широкомасштабному использованию информационно-коммуникационных технологий [3]. Параметры инновационного развития регионов, учитываемые в рейтинге факторы, подразделяются на две группы:
1) факторы, описывающие уровень технологического развития региона, или факторы инновационной восприимчивости (производительность труда, фондоотдача, экологичность производства);
2) факторы инновационной активности региона (затраты на исследования и разработки на одного занятого, затраты на технологические инновации на одного занятого, выпуск инновационной продукции на душу населения).
Все используемые в рейтинге показатели имеют не абсолютные, а относительные единицы измерения, отражающие эффективность инновационной деятельности как с точки зрения процесса (инновационная активность), так и с точки зрения результата (инновационная восприимчивость). Таким образом, рейтинг инновационного развития регионов может быть разбит на две части: рейтинг регионов по инновационной восприимчивости и рейтинг регионов по инновационной активности.
Системы показателей призваны дать всестороннюю характеристику инновационной деятельности, отражая сложность структуры описываемого процесса. Интегральные оценки наиболее предпочтительны для сравнительного анализа и сопоставлений (между отдельными организациями, видами деятельности, регионами, странами). Систему показателей оценки инноваций целесообразно дополнить и систематизировать по четырем группам:
первая группа — показатели образовательной и научной активности:
- количество студентов, обучающихся в вузах, находящихся на территории субъекта РФ, к общему количеству жителей, проживающих в субъекте РФ;
- количество студентов, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования,
находящихся на территории субъекта РФ, к общему количеству жителей, проживающих в субъекте РФ;
- доля лиц, занятых в экономике региона, с высшим профессиональным образованием в общей численности занятого населения;
- удельный вес докторов и кандидатов наук в общей численности исследователей региона;
- численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, на 1 000 чел. занятых в экономике региона;
- число патентов на 1млн чел. населения региона;
- внутренние затраты на научные исследования и разработки;
- внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки, % к ВРП;
вторая группа — инновационная активность предприятий и организаций региона:
- уровень инновационной активности (удельный вес организаций, осуществляющих технологические, организационные и маркетинговые инновации, в общем числе организаций региона);
- объем инновационных товаров, работ, услуг;
- насыщенность рынка инновационной продукцией (удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций);
- затраты на технологические инновации;
- интенсивность затрат на технологические инновации (отношение затрат на технологические инновации к объему отгруженных товаров, выполненных работ, услуг);
- удельный вес малых предприятий, осуществлявших технологические инновации, в общем числе малых предприятий;
- удельный вес экспорта высокотехнологичных (инновационных) товаров в общем объеме экспорта региона;
третья группа — эффективность инновационной деятельности в регионе:
- окупаемость затрат на инновации (отношение объема инновационных товаров, работ, услуг к сумме затрат на исследования, разработки и приобретение технологических инноваций);
- инновационная эффективность (отношение инновационных товаров, работ, услуг к числу инновационно активных предприятий);
- отношение числа использованных передовых производственных технологий к числу созданных передовых производственных технологий;
- выпуск инновационной продукции на душу населения;
четвертая группа — наличие развитой инновационной инфраструктуры:
- наличие в регионе федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, а также иных высших учебных заведений, осуществляющих исследования в сфере инноваций;
- наличие малых инновационных предприятий при вузах и учреждениях науки;
- наличие в регионе центра кластерного развития.
Каждый регион может быть охарактеризован
своими показателями:
- агропромышленным, инновационным и научно-техническим потенциалами;
- структурой видов экономической деятельности;
- уровнем жизни населения;
- ресурсной базой;
- сложившимся образовательным комплексом;
- природными, историческими, этническими, экономическими и социальными условиями.
В последние годы в силу ряда причин в агропромышленном комплексе наблюдается спад инновационной активности. Широкий и открытый доступ к иностранным технологиям в какой-то мере подавляет развитие национальной инновационной политики и прикладной науки в аграрной сфере и создает предпосылки возникновения технологической зависимости от зарубежных разработок. Переход к инновационной модели развития отечественной экономики означает поворот агропромышленной сферы к активизации использования собственного интеллектуального потенциала, осуществлению разработок применительно к отечественным разнообразным природно-климатическим условиям.
Инновационные процессы в АПК имеют свою специфику. Они отличаются многообразием региональных, отраслевых, функциональных, технологических и организационных особенностей. Одна из них состоит в том, что в АПК наряду с промышленными средствами производства активное участие в производственном процессе принимают живые организмы — животные и растения. Расширенное воспроизводство протекает во взаимодействии экономических и естественно-биологических процессов. Поэтому при управлении инновациями необходимо учитывать требования не только экономических законов, но и законов природы: равнозначности, незаменимости и совокупности
жизненных факторов, законов минимума, оптимума и максимума. Действие закона незаменимости факторов производства проявляется в том, что, например, селекцией не компенсировать удобрений, сортом нельзя возместить пробелов агротехники, племенным делом не заменить кормов [5].
В АПК можно выделить четыре основные направления инноваций.
Селекционно-генетическое направление включает:
- новые сорта и гибриды сельскохозяйственных растений;
- новые породы, типы животных и кроссы птицы;
- создание растений и животных, устойчивых к болезням и вредителям, неблагоприятным факторам окружающей среды.
Производственно-технологическое направление:
- использование новой техники;
- новые технологии возделывания сельскохозяйственных культур;
- новые индустриальные технологии в животноводстве;
- научно обоснованные системы земледелия и животноводства;
- новые удобрения и их системы;
- новые средства защиты растений;
- биологизация и экологизация земледелия;
- новые ресурсно-сберегающие технологии производства и хранения пищевых продуктов, направленные на повышение потребительской ценности продуктов питания.
Организационно-управленческое направление:
- развитие кооперации и формирование интегрированных структур в АПК;
- новые формы технического обслуживания и обеспечения ресурсами АПК;
- новые формы организации и мотивации труда;
- новые формы организации и управления в АПК;
- маркетинг инноваций;
- создание инновационно-консультативных систем в сфере научно-технической и инновационной деятельности;
- концепции, методы выработки решений, формы и механизмы инновационного развития.
Экономико-социо-экологическое направление:
- формирование системы кадров научно-технического обеспечения АПК;
- улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования и культуры тружеников села;
- оздоровление и улучшение качества окружающей среды;
- обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения.
В настоящее время выработка стратегии создания рациональных структур реализации инновационной политики в АПК становится фактором первостепенной важности. Задача ставится шире — создание инновационных центров на базе университетов с технопарковыми формированиями, «инкубаторами» малых инновационных предприятий, инновационно-консультационными службами и т. п. [1]. В каждом федеральном округе страны имеются аграрные университеты, научно-исследовательские институты аграрного профиля, сельскохозяйственные техникумы, располагающие значительными интеллектуальными, материальными и земельными ресурсами, которые на новом этапе развития требуют рационального использования для обеспечения стратегического инновационного прорыва отрасли к конкурентоспособности. Однако интеллектуальный потенциал в регионах используется недостаточно эффективно как для решения задачи подготовки и переподготовки кадров (образование), так и для формирования новых знаний (проведение НИ-ОКР, изобретательство) и продвижения в практику (трансляция знаний) [2]. Одной из проблем является коммерциализация и трансферт технологий и других инновационных разработок. Необходимо активизировать интенсивность исследований в следующих проблемных и приоритетных областях аграрной сферы региона:
- борьба с эрозией почв, прекращение деградации и повышение плодородия черноземных земель;
- обеспечение развития животноводства и кормопроизводства для импортозамещения;
- применение в отраслях регионального АПК современных ресурсосберегающих, информационных и других высоких технологий, включая нанотехнологии, биотехнологии;
- обеспечение устойчивого развития сельских территорий;
- развертывание региональной инфраструктуры развития инновационного и традиционного предпринимательства на селе [6].
Что же касается экономического механизма развития инновационной деятельности в АПК, то он включает:
- стратегическое управление инновациями, направленное на разработку мер, программ, про-
ектов достижения намеченных целей, исходя из потенциала НИОКР, производственного потенциала предприятий, внешних и внутренних факторов, потребностей потребителей в нововведениях;
- планирование инноваций, включающее инструментарий, правила, информацию и процессы, направленные на достижение конечных целей;
- поддержку и стимулирование инновационной предпринимательской деятельности;
- систему финансирования инновационных процессов, которая включает многоканальные источники поступления финансовых ресурсов, принципы вложения аккумулируемых средств, механизм контроля за использованием инвестиций, их возвратность и оценку эффективности инновационно-инвестиционных проектов;
- налогообложение организаций, создающих и осваивающих новшества, страхование инновационных рисков;
- стратегический и тактический инновационный маркетинг, направленный на поддержание конкурентоспособности субъекта хозяйствования и освоение новых рынков сбыта;
- ценообразование на инновационную продукцию (работы, услуги).
Сложность агропромышленного производства и его специфика определяют своеобразие подходов и методов управления инновационной деятельностью, сочетание различных типов инноваций, усиление роли государства в стимулировании инноваций. Особенности сельскохозяйственного производства характеризуются высоким уровнем рисков инновационных процессов. Риск финансирования научно-производственных результатов, риск временного разрыва между затратами и результатами, неопределенность спроса на инновационную продукцию не заинтересовывают частных инвесторов вкладывать капитал в развитие сельского хозяйства.
Обеспеченность сельскохозяйственной техникой в расчете на 100 га посевов зерновых, зернобобовых и технических культур в России примерно в 10—12 раз ниже, чем в фермерских хозяйствах западноевропейских государств, что является существенным тормозом использования инновационных технологий в растениеводстве [7]. По оценкам ученых Российской академии сельскохозяйственных наук, в 2009 г. лишь 10—15 % сельскохозяйственных товаропроизводителей использовали высокоэффективные ресурсосберегающие технологии. Причина низкого уровня эффективности новых технологий
зачастую объясняется тем, что отсутствует система, обеспечивающая инновационный прогресс. Сдерживающим фактором технологической модернизации АПК остается его низкий технический уровень. Отсутствие конкурентоспособного отечественного сельскохозяйственного машиностроения привело к тому, что рынок заполнен импортной техникой, поставки которой за последние годы по отдельным видам машин выросли в 1,8—2 раза. В настоящее время уже более 50 % рынка — это импортная техника. Аграрный сектор экономики находится практически в полной зависимости от зарубежных производителей техники, что, безусловно, будет снижать и уровень продовольственной безопасности нашей страны. Годом внедрения ресурсосберегающих технологий был провозглашен 2009 г., их доля повысилась до 40 % (в 2005 г. они применялись лишь на 5 % площади пашни) [8]. Освоение наукоемких ресурсосберегающих технологий позволяет более производительно использовать технику, сократить расход горючего и смазочных материалов (при традиционных технологиях их на 1 га пашни с учетом современной структуры посевных площадей требуется 60—65 л, а при ресурсосберегающих — 20—25 л), оптимизировать использование минеральных удобрений, снизить потребность в механизаторских кадрах и повысить производительность труда.
Крайне низкая активность инновационной деятельности в АПК также связана с несовершенством организационно-экономического механизма освоения инноваций. Это усугубляет деградацию отраслей комплекса, приводит к росту издержек и низкой конкурентоспособности продукции, тормозит социально-экономическое развитие сельской местности, резко снижает качество жизни на селе. Одно из основных препятствий перехода аграрной экономики на путь инновационного развития — острая нехватка квалифицированных кадров. Снижение ассигнований на науку за годы реформ привело к значительному оттоку молодых ученых. Численность выбывших из АПК руководителей и специалистов превышает количество принятых. Причиной этого является то, что около 60 % сельских жителей имеют средний денежный доход и 35 % — доход ниже прожиточного уровня.
Вместе с тем в этом виде экономической деятельности имеется значительный научный потенциал. Освоение нововведений наблюдается в основном на перерабатывающих предприятиях АПК и в индустриальных сельскохозяйственных
организациях (в тепличных комбинатах и на птицефабриках). Доля предприятий АПК, являющихся наиболее динамичными потребителями инноваций, составляет 8—10 %. В большинстве аграрных предприятий преобладают примитивные методы и технологии, применяются устаревшие сорта сельскохозяйственных культур и породы скота, несовершенные формы организации и управления.
Отход от инновационного развития связан, прежде всего, с резким снижением платежеспособного спроса на научно-техническую и наукоемкую продукцию в связи с тяжелым финансовым состоянием организаций, резким снижением объема средств из бюджетных источников финансирования, невозможностью получить кредиты. Ограниченность ресурсов, направляемых на инновации, создает проблему выбора приоритетов, как по направлениям, так и по субъектам инновационной деятельности. За последние три года доля убыточных сельскохозяйственных товаропроизводителей колебалась от 40 до 60 %, большинство остальных организаций имели низкий уровень рентабельности, что в значительной мере детерминировано диспаритетом цен на продукцию АПК и промышленности.
Кроме того, в АПК отсутствуют отработанные механизмы внедренческой деятельности, система научно-технической информации, соответствующая рыночной экономике, нет апробированной эффективной схемы взаимодействия научных учреждений с внедренческими структурами. Исследования и разработки далеко не во всех случаях являются продуктом, готовым для эффективной реализации в агропромышленном производстве. Отсутствуют структуры, занимающиеся изучением спроса на инновации. При отборе инновационных проектов не проводится их экономическая экспертиза, не рассматриваются показатели эффективности освоения и не отрабатываются схемы продвижения полученных результатов в производство.
Не все благополучно в управлении научно-техническим развитием аграрного сектора региона, в системе подготовки кадров, от которых требуются познания не только в области финансов и институциональных основ развития рынка, но и высокая инженерная компетенция и способность быть организаторами дел. Наблюдавшийся в течение рыночных реформ бум обучения кадров преимущественно финансовым, юридическим и чисто менеджерским специальностям уже не отвечает современным вызовам. Сегодня практике управления развитием
нужны специалисты, хорошо воспринимающие логику технологических сдвигов, системные организаторы, интеграторы научно-технических и организационных решений, освоившие современные технологии в сельском хозяйстве и переработке сырья. В АПК должна быть проведена переориентация привычной начетнической системы, как в подготовке, так и повышении квалификации и переподготовке кадров. Современные образовательные технологии позволяют показать передовой опыт и в растениеводстве, и животноводстве. При современном развитии инновационной инфраструктуры представляется возможным показать и объяснять все на экране в аудитории, а затем в лаборатории, поле, ферме.
Проблема образовательного комплекса регионального АПК состоит в том, что существуют затруднения в подготовке специалистов, владеющих аграрными технологиями, современным оборудованием (сельскохозяйственными машинами, механизмами по переработке сельскохозяйственной продукции, энергетическими установками и устройствами, строительными машинами и т. д.). Не хватает информации и консультационной помощи по проблемам инновационно-технологического развития, что сказывается на качестве и конкурентоспособности продукции и услуг. Агробизнес фактически безучастно, пассивно наблюдает за деятельностью образовательного блока, хотя он должен ставить образовательным структурам задачи и участвовать в работе системы подготовки кадров. Но для решения такой задачи должны быть созданы инфраструктура и правовое поле, обеспечивающие взаимовыгодное взаимодействие науки и производства. Решение кадровой проблемы требует перестройки региональной системы аграрного образования, которая оторвана как от современной интеллектуальной подпитки, так и не имеет нового аппаратурного и учебно-методического обеспечения. Недостаточно эффективная система развертывания инновационно-технологической деятельности не способствует созданию высокооплачиваемых рабочих мест и закреплению на предприятиях АПК кадров, располагающих современными знаниями.
Также во многих регионах страны остро ощутима проблема взаимодействия промышленного и агропромышленного комплексов. Прежде всего слабо используются возможности промышленного потенциала региона для технологического перевооружения сельскохозяйственного производства.
Поэтому промышленность, частично потерявшую военные и гражданские заказы, целесообразно развивать, направляя ее продукцию на обслуживание потребностей сельского хозяйства (машины, механизмы, сооружения, запасные части и т. д.), на заполнение потребительского рынка как простыми, так и отвечающими современным потребностям граждан и сельской экономики промышленными товарами, а также продукцией, способствующей обеспечению экологической безопасности [2]. Кроме того, нужны промышленные производства, обеспечивающие импортозамещение по товарам, которые можно освоить на имеющейся научно-технической и технологической базе. Необходимо создание инновационных «точек роста», узлов ускоренного экономического развития, подразделений, аккумулирующих инновации и способствующих их продвижению в учебный процесс и практику. Одним из инструментов такого инновационного развития является развертывание агротехнопарковой инфраструктуры в направлении создания агротех-нополиса [1]. Это решение продиктовано:
- необходимостью поиска современных форм развития в условиях сокращающегося бюджетного финансирования;
- возрастанием сложности производства в связи с современными агропромышленными технологиями;
- дефицитом квалифицированных кадров, способных к овладению современными машинами и оборудованием, низкой закрепляемостью (не более 15 %) специалистов в сельских районах;
- нарастанием отставания в интеллектуальном и культурном развитии сельских территорий и, как следствие, утратой профессиональных навыков работниками;
- невысокой эффективностью принимаемых управленческих решений ввиду недостаточного распространения коммерческой и научно-технической информации о передовом опыте и др.
В растениеводстве инновационные процессы должны быть направлены на:
- увеличение объемов производимой растениеводческой продукции на основе повышения плодородия почвы, роста урожайности сельскохозяйственных культур и улучшение качества продукции;
- преодоление процессов деградации разрушения природной среды и экологизацию производства;
- снижение расхода энергоресурсов и уменьшение зависимости продуктивности растениеводства от природных факторов;
- повышение эффективности использования орошаемых и осушенных земель;
- экономию трудовых и материальных затрат;
- сохранение и улучшение экологии окружающей среды.
В связи с этим инновационная политика в области растениеводства должна строиться на совершенствовании методов селекции — создание новых сортов сельскохозяйственных культур, обладающих высоким продуктивным потенциалом, освоении научно обоснованных систем земледелия и семеноводства.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 997 были утверждены Правила предоставления в 2008—2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственной поддержки по основным направлениям сельскохозяйственного производства. Такими направлениями являлась поддержка племенного животноводства, овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства, элитного семеноводства, производства льна и конопли, завоза семян для выращивания кормовых культур в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, закладки и ухода за многолетними насаждениями, компенсации части затрат на приобретение средств химизации. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1042 утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации по финансированию региональных программ, предусматривающих:
а) развитие мясного скотоводства;
б) развитие молочного скотоводства;
в) развитие производства (сельскохозяйственного, перерабатывающего, снабженческо-сбытового и другого), имеющего существенное значение для социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
г) развитие традиционной для субъекта Российской Федерации подотрасли сельского хозяйства;
д) формирование условий для развития новой подотрасли сельской экономики;
е) создание и развитие региональных систем сельскохозяйственных потребительских кооперати-
вов (снабженческо-сбытовых, перерабатывающих и обслуживающих, в том числе кредитных);
ж) развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности, в том числе направлений, связанных с развитием туризма в сельской местности (сельский туризм), включая развитие народных промыслов, а также бытовым и социально-культурным обслуживанием сельского населения, заготовкой и переработкой дикорастущих плодов, ягод, лекарственных растений, иных пищевых и недревесных лесных ресурсов, и других видов деятельности.
Правительство РФ одобрило государственную программу развития сельского хозяйства на 2008—2012 гг. с общим объемом финансирования около 1,1 трлн руб. Из федерального бюджета на период действия программы выделяется 551,3 млрд руб., а из бюджета регионов — 544,3 млрд руб. В результате реализации государственной программы предполагается создать равные условия конкуренции на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, что обеспечит предпосылки для развития предпринимательства в сельском хозяйстве. К 2012 г. предполагается достичь прироста физического объема продукции сельского хозяйства на 23,4 % и довести инвестиции в основной капитал АПК в 2008—2012 гг. до 946,8 млрд руб. Реализация госпрограммы предполагает формирование нормативной базы и необходимость выделения средств в установленном порядке в соответствии с параметрами госпрограммы при формировании федерального бюджета на соответствующие годы. Необходимость разработки государственной программы определяется исключительной значимостью сельского хозяйства в обеспечении населения качественным продовольствием, промышленности — сельхозсырьем, а также необходимостью в содействии устойчивому развитию сельских территорий. Основными целями на пятилетний период госпрограмма определяет устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения, повышение конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции, сохранение и воспроизводство используемых в сельхозпроизводстве земельных и других природных ресурсов. Государственной программой предусмотрены меры по инновационному развитию приоритетных подотраслей АПК, имеющих потенциальные преимущества на внутреннем и глобальном рынках.
Оценка ситуации в АПК свидетельствует о том, что активизация инновационной деятельности без реализации системы мер, прежде всего, финансового оздоровления и поэтапного восстановления производства, становится практически невозможной. Для развития инновационных процессов предстоит решить целый ряд задач государственной инновационной политики.
Нельзя не согласиться с тем, что универсального сценария развития инновационной деятельности, применимого для всех стран, не существует. Тем не менее в области продвижения в практику инноваций в мире накоплен опыт сочетания деятельности исследовательских организаций и институтов, высших учебных заведений, предприятий промышленности, деловых, обслуживающих и коммерческих структур, а также местных органов власти. Это, прежде всего, развитие технопарковых формирований. Их преимущество в отличие от традиционной организации науки состоит в возможности инициаторам новых технологий самостоятельно осуществить их научную и проектную проработку и продвинуть в практику через коммерциализацию и трансферт [2].
Таким образом, основными факторами, сдерживающими развитие инновационных процессов в АПК, являются:
- диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;
- дефицит квалифицированных рабочих кадров, руководителей и специалистов;
- усиление монополизации АПК и криминализация торговых рынков;
- слабое управление научно-техническим процессом, отсутствие тесного взаимодействия государства и частного бизнеса. Резкое снижение затрат на аграрную науку, неподготовленность кадров, низкая маркетинговая работа, низкий уровень платежеспособного спроса на инновационную продукцию;
- резкое снижение финансирования мероприятий по освоению научно-технических достижений в производстве и соответствующих инновационных программ;
- отсутствие системы стимулирования развития инновационного процесса в АПК и др.
Реформирование агропромышленного комплекса выходит далеко за рамки проблем этого вида экономической деятельности, так как АПК — не только важнейшая часть народного хозяйства, но и основа национальной безопасности страны.
Продовольственную безопасность в стране можно обеспечить стабильной работой отечественного сельхозпроизводителя, что реально только при развитии всей многоукладной экономики сельского хозяйства. Государственная поддержка инновационной деятельности в АПК может и должна осуществляться как косвенными методами в виде создания благоприятных условий для ее развития, так и при прямом участии государства целевым финансированием. Одним из приоритетов научно-технической и инновационной политики в АПК должна стать государственная поддержка фундаментальной и прикладной науки с ориентацией на внедрение научных разработок в сельхозпроизводстве. Аграрная наука сегодня призвана обеспечивать сельскохозяйственных товаропроизводителей новейшими разработками, гарантировать результаты их внедрения при условии авторского сопровождения. В этой связи необходимы тесные контакты между аграрной наукой и сельскохозяйственными товаропроизводителями для обеспечения передачи адаптированных научно-технических разработок и их эффективного внедрения в производство.
Необходимы действенные механизмы приемки завершенных научно-технических и технологических разработок и их отбора уже на уровне инновационных проектов, требуемых сельскохозяйственному производству. Технологическое и техническое перевооружение сельского хозяйства в современных условиях является ключевой проблемой обеспечения продовольственной безопасности России. Только создание благоприятных институциональных условий для интенсификации инновационного процесса и активизации хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий, частного бизнеса и сельских семей позволит поднять качество и конкурентоспособность отечественной сельхозпродукции, вывести «пожизненно» дотируемый аграрный сектор экономики на путь устойчивого и эффективного развития потенциала АПК [4]. В этом контексте представляется необходимым в ближайшей перспективе создать эффективный механизм продвижения инноваций. Это может быть достигнуто решением нескольких взаимосвязанных задач:
- расширением числа инновационных предложений со стороны аграрной науки;
- восприимчивостью к инновациям сельского хозяйства и формированием эффективной инновационно-проводящей сети от науки к производству.
Для повышения инновационной активности субъектов АПК и инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного производства необходимы и консолидированные усилия со стороны как федеральных, так и региональных органов власти и аграрного бизнеса, направленные на формирование инновационной инфраструктуры. Это предполагает реализацию ряда мероприятий.
1. Осуществление государством и бизнесом значительных капитальных вложений в предприятия, определяющие научно-техническую и инновационную политику в АПК.
2. Стимулирование внедрения результатов исследований и разработок посредством предоставления финансовых средств на их покупку, аренду или лизинг. В качестве возможных вариантов бюджетного финансирования, по мнению авторов, целесообразно:
- предоставление целевых сумм с условием их возврата через определенное время;
- кредитование на льготной, долгосрочной основе субъектов государственно-частного партнерства на паритетной основе;
- долевое участие государства в различных инвестиционных проектах и т. д.
3. Реорганизация системы управления АПК, его служб и отделов при муниципальных образованиях, с тем чтобы перестроить командно-административный тип государственного управления аграрно-про-мышленной сферой в консалтингово-информаци-онный, обеспечивающий субъекты хозяйствования всех форм собственности своевременной информацией о текущей ситуации на аграрном рынке, оказывающий консультационные, инжиниринговые и маркетинговые услуги сельскохозяйственным производителям. Это позволит повысить эффективность деятельности организаций и значительно снизить инновационно-инвестиционные риски.
4. Совершенствование нормативно-правовой базы инновационного обеспечения устойчивого развития АПК.
5. Привлечение союзов и ассоциаций товаропроизводителей АПК к формированию институтов развития и реализации государственной инновационной политики в агропромышленной сфере.
6. Подготовка специалистов в области инновационного менеджмента в АПК. Разработка мер по их привлечению и закреплению в сельской местности.
Решение стоящих перед АПК задач возможно только в русле инновационного развития. К ос-
новным направлениям инновационной политики относятся:
- обеспечение правового регулирования инновационного развития и защиты интересов его участников;
- осуществление прямой и косвенной поддержки создания и освоения инноваций;
- определение и реализация приоритетного развития;
- развитие эффективных форм партнерства и кооперации, формирование организационно-экономических структур;
- подготовка кадров в сфере инновационной деятельности для АПК;
- приоритетное развитие материально-технической базы АПК;
- развитие международного сотрудничества в области инноваций.
Таким образом, главным в деятельности государства на современном этапе развития российского аграрного сектора становится формирование институтов развития, способствующих переходу к инновационно ориентированному социально-экономическому развитию.
Список литературы
1. Белоусов В. И., Белоусов А. В. О роли технологического фактора и модернизации отечест-
венной экономики в преодолении экономического кризиса // Проблемы современной экономики. 2010. № 2.
2. Белоусов В. И., Белоусов А. В. О путях повышения инновационной активности в аграрном секторе экономики региона // Экономист. 2009. № 7.
3. Гусев А. Б. Рейтинг регионов России по уровню инновационного развития. URL: http://ksru. net/articles/article/21636.
4. Дробышевская Л. Н. Инновационная модернизация экономики России // Инновационное развитие российской экономики: материалы научно-практ. конф. М.: 2010.
5. Иванов В. А. Методологические основы инновационного развития агропромышленного комплекса // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2008. № 2.
6. Мальченко А. В. Инновация в аграрном хозяйстве // Экономика агропромышленного комплекса. 2011. № 2.
7. Скрынник Е. Устойчивое развитие сельских территорий - важнейшая цель государственной аг-ропродовольственной политики Российской Федерации // АПК: экономика, управление. 2009. № 11.
8. Скрынник Е. Финансово-кредитное обеспечение Госпрограммы развития сельского хозяйства России // Экономика сельского хозяйства России. 2009. № 9.
Вниманию руководителей и менеджеров высшего и среднего звена, экономистов, финансистов, преподавателей вузов и аспирантов!
Журнал «Финансовая аналитика: проблемы и решения»
ISSN 2073-4484
Выпускается с 2008 года. Включен в перечень ВАК.
Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
Журнал реферируется ВИНИТИ РАН.
Формат A4, объем 80-100 с. Периодичность - 4 раза в месяц.
ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»
34158 80628 44368
За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:[email protected]
Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru
www.fin-izdat.ru