Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА'

ИННОВАЦИОННАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Олеся Сергеевна, Петрякова Светлана Викторовна, Бражник Михаил Викторович

Профессиональная ориентация детей и молодежи является приоритетным направлением работы по формированию человеческого капитала, в том числе в сельском хозяйстве. Выбор профессии – это важный шаг в жизни каждого человека, ведь его профессия – это своего рода судьба. И здесь очень велика роль педагога. От того, как он сумеет сориентировать своих воспитанников в разнообразном мире профессий, во многом зависит их судьба. Задача педагогического коллектива образовательной организации состоит в том, чтобы показать сильные и слабые стороны той или иной профессии, еѐ востребованность на рынке труда, помочь ребенку познать самого себя, оценить свои возможности и перспективы. И если на пороге выпускного класса молодой человек четко знает, что он может и на что он способен, а также уверенно определился с выбором своей будущей профессии и куда ему следует пойти учиться, значит, педагог сделал свое дело хорошо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»

УДК 331.548:37

ИННОВАЦИОННАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Innovative career-oriented work as a factor of formation of human capital of agriculture О.С. Горбунова, старший преподаватель, С.В. Петрякова, старший преподаватель, М.В. Бражник, кандидат экономических наук, доцент Уральского государственного аграрного университета (Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42) Рецензент: П.В. Михайловский, доктор экономических наук, профессор Уральского государственного экономического университета

Аннотация

Профессиональная ориентация детей и молодежи является приоритетным направлением работы по формированию человеческого капитала, в том числе в сельском хозяйстве. Выбор профессии - это важный шаг в жизни каждого человека, ведь его профессия -это своего рода судьба. И здесь очень велика роль педагога. От того, как он сумеет сориентировать своих воспитанников в разнообразном мире профессий, во многом зависит их судьба. Задача педагогического коллектива образовательной организации состоит в том, чтобы показать сильные и слабые стороны той или иной профессии, её востребованность на рынке труда, помочь ребёнку познать самого себя, оценить свои возможности и перспективы. И если на пороге выпускного класса молодой человек чётко знает, что он может и на что он способен, а также уверенно определился с выбором своей будущей профессии и куда ему следует пойти учиться, значит, педагог сделал своё дело хорошо.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, образование, человеческий капитал, сельское хозяйство, непрерывное образование.

Abstract

Vocational guidance of children and youth is the priority area of work on formation of the human capital, including in agriculture. Choice of profession is an important step to lives of each person, his profession is some kind of destiny. And here the role of the teacher is very big. How he will manage to orient the pupils in the various world of professions, their destiny in many respects depends. The task of pedagogical staff of the educational organization consists in showing strong and weaknesses of this or that profession, her demand in labor market, to help the child to learn itself, to estimate the opportunities and prospects. And if on a threshold of a

graduation class the young man accurately knows that he can and what it is capable of and also surely has decided on the choice of the future profession and where he should go to study, so the teacher has made the business well.

Keywords: vocational guidance, education, human capital, agriculture, continuous education.

В современных российских условиях значительную роль играют трудовые ресурсы, в связи с чем значительное место отводится профориентационной работе среди молодежи.

Цель и методика исследования. Целью настоящего исследования является обобщение и систематизация существующих, а также поиск новых и оригинальных решений, связанных с профессиональной ориентацией детей и подростков и с обеспечением на этой основе преемственности в уровнях получаемого ими образования, ориентированной на подготовку высококвалифицированных кадров аграрных профессий и последующее закрепление их в системе агропромышленного комплекса (АПК).

Результаты исследования. Под человеческим капиталом понимаются знания и навыки, воплощенные в человеке, которые играют важную роль в определении производительности труда и способности поглощать новые знания и осваивать новые технологии, инновации [2].

Формирование человеческого капитала требует значительных затрат как от самого индивидуума, так и от общества в целом.

Формирование человеческого капитала аграрной сферы целесообразно рассматривать как процесс, то есть совокупность взаимосвязанных действий или видов деятельности и этапов ее проведения. По нашему мнению, эта деятельность состоит из следующих этапов, которые направлены на привлечение людей в аграрную сферу, их профессиональную подготовку и последующее закрепление в рамках АПК квалифицированных специалистов востребованных сельскохозяйственных профессий:

первый этап: организация и проведение профессиональной ориентационной работы - создание условий и предпосылок для выбора той или иной специальности в сельскохозяйственной отрасли;

- второй этап: подготовка кадров - получение образования, знаний, умений, навыков работы по сельскохозяйственной специальности;

третий этап: привлечение кадров - создание привлекательных условий для трудоустройства молодых специалистов в сельской местности;

- четвертый этап: закрепление кадров - выполнение совокупности мероприятий и использование совокупности методов, направленных на долгосрочное удержание персонала в организации и отрасли;

- пятый этап: повышение квалификации и (при необходимости) профессиональная переподготовка - создание условий и формирование опыта, профессионализма, компетенций работников.

При этом профессиональная ориентационная работа, связанная с созданием условий и предпосылок для выбора сельскохозяйственной специальности, по нашему мнению, должна начинаться на уровне дошкольных образовательных организаций и продолжаться в начальных классах школ сельской местности с обязательным обеспечением соответствующей преемственности ее проведения.

Попытки поиска решения проблемы преемственности между детским садом и начальной школой прослеживаются в работах ученых, а также в деятельности специалистов органов управления образованием, педагогов, психологов, родителей (законных представителей), но от этого данная работа не становится менее актуальной и востребованной [2].

Концепция содержания непрерывного образования предусматривает, что непрерывное образование обозначает связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации обучения и воспитания) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности и развития ребенка - ученика [3].

В рассматриваемом контексте под профессиональной ориентацией следует понимать руководство выбором будущей профессии, а также оказание практической помощи в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека [4].

Важность четко спланированной, рационально организованной и грамотно проведенной, а потому результативной и эффективной профессиональной ориентационной работы сомнений не вызывает, поскольку отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и всё общество. По подсчетам американских ученых, правильный выбор профессии в 2 - 2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10 - 15 % увеличивает производительность труда и в 1,5 - 2 раза уменьшает стоимость обучения кадров [5].

Поскольку общеобразовательные учреждения сельской местности территориально относится к организациям агропромышленного комплекса [2], постольку при проведении профессиональной ориентационной работы большое внимание следует уделять именно сельскохозяйственной тематике. В рамках последней целесообразно, занимаясь с детьми

дошкольного возраста, разносторонне знакомить их с целью и результатами труда в отрасли сельского хозяйства и связанных с ним отраслях, чтобы в будущем они могли целенаправленно продолжить обучение по той или иной агропромышленной специальности

[4].

Знакомство с различными профессиями следует начинать с дошкольных групп на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром, в индивидуальной и совместной деятельности воспитателя и учителя-логопеда, продолжая его (данное знакомство) на уроках и во внеклассной работе среди учащихся, а также в информационной и развивающей среде [1].

В образовательных организациях целесообразно оформить стенды об истории развития сельскохозяйственного производства на Среднем Урале, о людях, которые трудятся в данной отрасли. В дошкольных группах и классах необходимо применять игры типа «Агропромышленная (сельскохозяйственная) монополия» или «Продовольственное изобилие: модель социально-ориентированного капитализма», которые будут использоваться в рамках бесед об эффективности и результативности сельскохозяйственного труда, а также при проведении соответствующих ролевых игр [4].

Выводы.

Результаты проведенного мониторинга наглядно свидетельствуют о том, что выпускники начальной школы уверенно продолжают обучение в основной школе, а впоследствии большинство из них (выпускников) продолжают образование в лучших гимназиях и лицеях сельскохозяйственных территорий Свердловской области, хорошо адаптируясь в них.

Все этот красноречиво говорит о том, что педагогические коллективы сельскохозяйственных школ имеют все возможности для формирования залога будущей успешности своих выпускников, в связи с чем уже сегодня педагоги заняты разработкой программы развития школ на ближайшую перспективу, цель реализации которой состоит в создании условий для подготовки обучающихся к осознанному выбору сферы будущей профессиональной деятельности и для последующего прочного закрепления их в привязке к выбранной профессии.

Библиографический список

1. Анинкин В.А. Человеческий капитал: становление концепции и основные трактовки // Экономическая социология. Т. 18, № 4. 2017. С. 120 - 156.

2. Боргардт И.Ф. Проблемы рационального использования человеческого капитала // Формирование конкурентоспособной экономики АПК региона: теоретический и практи-

ческий аспекты. Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Барнаул, 23 - 24 сентября 2014 г. / Алтайский отдел ФГБНУ СибНИИЭСХ; под науч. ред. Г.М. Гриценко. Барнаул: Алтайский дом печати. 2014. 555 с.

3. Горбунова О.С. Проблемы формирования человеческого капитала в сельском хозяйстве // Вестник Государственного аграрного университета Северного Зауралья. 2015. № 4 (31). С. 128 - 133.

4. Донник И.М., Воронин Б.А., Лоретц О.Г. О подготовке инженерных и технических кадров для агропромышленного комплекса // Аграрный вестник Урала. 2014. № 8 (126). С. 50-53.

5. Радионова С.В., Петрякова С.В., Фатеева Н.Б. Анализ подготовки квалифицированных кадров для сельскохозяйственных организаций Свердловской области // Аграрное образование и наука. 2013. № 2. С. 11.

6. Дьякова Н.В., Некрасов К.В., Набоков В.И. Государственное регулирование инновационной деятельности организаций АПК // Аграрный вестник Урала. 2012. №11-1(103). С. 76-78.

7. Набоков В.И., Некрасов К.В. Повышение конкурентоспособности предприятий АПК на основе инновационной деятельности // Аграрный вестник Урала. 2012. №1(93). С. 83-86.

8. Набоков В.И., Некрасов К.В. Особенности инновационной деятельности на предприятиях агропромышленного комплекса // Аграрный вестник Урала. 2011. №12-1(91). С. 63-64.

9. Набоков В.И., Некрасов К.В. Управление инновационной деятельностью организаций АПК в современных условиях // Агропродовольственная политика России. 2017. №1(61). С. 30-32.

10. Семенов А.К., Набоков В.И. Теория менеджмента: Учебник для бакалавров. М.: Из-дательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2013. 492 с.

11. Семенов А.К., Набоков В.И. Организационное поведение: Учебник для бакалавров. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2015. 272 с.

12. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. 3-е издание, перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2005. 576 с.

13. Набоков В.И., Грицова О.А. Маркетинговый подход к управлению качеством образовательных услуг вуза // Аграрный вестник Урала. 2015. №7 (137). С. 89-90.

14. Петров Е.А., Мингалев В.Д., Набоков В.И. Перспективы развития молочного скотоводства и рынка молока в условиях ВТО // Аграрный вестник Урала. 2013. №12 (118). С. 95-97.

15. Лялина Т.М., Набоков В.И., Горбунова О.С. Инновационная деятельность организаций животноводства региона и человеческий капитал // Аграрный вестник Урала. 2015. № 2 (132). С. 91-93.

16. Абдуллаев Н.О., Астратова Г.В., Кусаинов Т.А., Мусина Г.С., Рущицкая О.А., Бор-зихина И.В., Благодатских В.Г., Коноплева Л.А., Ветошкин А.П., Пугин С.В., Воронин Б.А., Донник И.М., Лоретц О.Г., Кот Е.М., Жилина В.А., Князев В.М., Журавлева Л.А., Кружко-ва Т. И., Лавров В.Н., Михалев А.В. и др. Экономические реформы в России. К 110-летию аграрной реформы П.А. Столыпина. Екатеринбург: Уральский государственный аграрный университет, 2017. 508 с.

17. Tributary I. M., Voronin B.A., Loretts O.G. About preparation of engineering and technical shots for agro-industrial complex. Agrarian bulletin of the Urals. 2014. No. 8 (126). Page 50 - 53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.