Научная статья на тему 'Инновационная политика в сфере высшего образования'

Инновационная политика в сфере высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ / "ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ" / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / MODERNIZATION OF THE SYSTEM OF EDUCATION / METHODOLOGICAL PLURALISM / COMPETENT EDUCATIONAL MODELS / "THE UNIVERSITY OF BUSINESSMAN" / BOLOGNA PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Липская Л. А., Гурвич А. В.

В статье раскрываются пути и стратегии развития высшего образования, анализируется деятельность государства по внедрению инновационно-образовательных программ в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovational politics in the sphere of higher education

The ways and strategies of the higher education development are disclosed in the article, and the national application of the innovational and educational programmes in the universities is analyzed.

Текст научной работы на тему «Инновационная политика в сфере высшего образования»

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 316.443

В истории всегда существовала неразрывная связь и взаимообусловленность развития образования и политики. Для того чтобы лучше понять инновационные процессы в сфере образования, необходимо соотнести их с особенностями реформирования в сфере политики, потому что, как писал С.И. Гес-сен: «Понять систему образования - значит, понять строй его жизни» [3, с. 25].

Целевая ориентация в сфере образования, как правило, всегда определялась целями государственной политики, а педагогические инновации в образовании были результатом важнейших стратегических направлений образовательной политики. Взаимовлияние историко-педагогического и политического процессов нашло отражение в интеграции педагогических и политических доктрин, объединение их на общеметодологической основе. На теорию и практику образования, так или иначе, оказывали влияние существующие политические парадигмы: авторитарные концепции государства были реализованы в таких же авторитарных по своей сути моделях образования. В советский период основной целью образования было воспитание унифицированного общественного человека, подготовленного к жизни и труду в условиях монопольной партийно-государственной власти, регламентации и идеологизации социально-политических отношений. Политическая социализация подрастающего поколения жестко контролировалась государством через систему высшего и среднего образования, которое являлось одним их самых эффективных средств формирования молодых граждан по его образу и подобию. Образование было направлено на адаптацию молодежи к существующей однопартийной политической системе, идентификацию с партией-государством.

Посткоммунистическая трансформация и последующая модернизация российского государства и общества сопровождались кризисом и разрушением существовавшей длительное время традиционной объектной модели образования, которая отражала, в первую очередь, потребности государства, была основана на принципах сциентизма и

Л.А. ЛИПСКАЯ, А.В. ГУРВИЧ

авторитарности, на представлениях о внешне детерминированном человеке-функции, на его подавлении и принуждении.

В связи с реформированием социальной и политической системы возникла острая необходимость обоснования новой государственной и региональной политики в области образования. Несмотря на провозглашение идеи «деполитизации» образования это вовсе не означало ее реализации на практике. Государство по-прежнему осуществляло определенный контроль над школой. Вместе с тем, если раньше он проявлялся в виде директивного планирования, так называемого социального заказа, который ученые пытались перевести на язык педагогики, а преподаватели - реализовать, то в последующие годы со стороны государства обозначился выбор тех или иных приоритетов, давалась определенная ориентацион-ная установка [1].

Кардинальные преобразования общества и государства обусловили идейно-мировоззренческую и концептуальную трансформацию образования. Политика либерализации и демократизации привела к разрушению унифицированной, жёстко административно управляемой системы образования, к ее вариативному развитию. Реальная ситуация в образовании стала характеризоваться бесконечной множественностью вариантов образовательных учреждений, разными условиями и качеством предоставляемых услуг, а также разными образовательными концепциями, которые лежат в основе функционирования учебных заведений разного типа. В условиях вариативности оказалось невозможным строить теорию современного образования на каком-то одном философско-методоло-гическом основании, исходить из какого-то одного философского представления о человеке, с позиции которого производилась оценка того или иного типа воспитания, тех или иных принципов и целей образования. В связи с отказом от марксизма-ленинизма, как единственной методологической и мировоззренческой педагогической установки, и образовавшимся идейным и ценностным вакуумом в системе образования особенно

актуальным стал вопрос о разработке новой педагогической парадигмы.

С начала 90-х годов благодаря объединению усилий педагогического и философского сообщества начался интенсивный поиск новых философско-педагогических оснований образования, стали изучаться и апробироваться различные инновационные как западные, так и отечественные образовательные концепции. Ученые и политики пытались определить образ новой школы, новый идеал воспитания человека, осмыслить инновационный и альтернативный педагогический опыт, сформулировать цели и ценности образовательного процесса.

Государственные структуры, отвечающие за развитие образовательной политики в нашей стране, пытались выполнить определенную координирующую и интегрирующую функцию в плане объединения усилий представителей педагогики, философии и других социально-гуманитарных наук. К сожалению, интеграционные процессы и междисциплинарные исследования недостаточно отразились на педагогической науке и практике, оказавшейся вне «человеческого измерения». Российская политика в сфере образования пока мало считается с современными педагогическими исследованиями, в ней, к сожалению, не нашли отражения новые представления о роли человека как в обществе, так и образовании. Не произошло существенных изменений и в понимании самого образования, его места в модернизации общества и изменении российской ментальности.

Политический и методологический плюрализм, множественность современных философско-педагогических идей породили ситуацию теоретико-концептуальной неопределенности и противоречивости реформирования системы образования. Перед министерством образования и педагогической наукой возникла серьезная проблема, а именно: на какой из множества существующих философско-педагогических концепций следует остановиться в качестве ориентира и стратегии развития образования в России? Однозначного ответа на эти вопросы не было и нет, каждый исследователь и педагог вправе сам выбирать определенную методологию и философскую идею человека в процессе познания мира образования. В то же время необходимо определить те предельные философско-методологические основания, на которых может эффективно развиваться вариативная система отечест-

венного образования. В качестве такого основания, фундамента развития современной теории образования может выступать философская антропология, которая способна стать почвой для консенсуса разноречивых позиций ученых-педагогов. С точки зрения философско-антропологического подхода, или правильнее сказать подходов, образование рассматривается как уникальная, исторически развивающаяся система, в которую в качестве центрального компонента включен сам человек, рассматриваемый с разных позиций (социологических, культурологических, феноменологических, прагматических и т.д.). Не случайно в последние годы в теоретико-методологических исследованиях все большее внимание стало уделяться антропологической составляющей разнообразных педагогических концепций, поскольку образование всегда было одним из главных способов утверждения бытия человека, его становления и развития [4].

Следует отметить, что в процессе поиска за последние десять лет сформировалась новая педагогическая гуманистическая или субъектная парадигма, ориентированная на личность учащегося, его индивидуальную неповторимость и самоценность. С ее помощью ученые пытались обосновать теоретические конструкты, адекватные новым реалиям, сформировать новое педагогическое мышление, ориентированное на человека как главную цель и высшую ценность образования. О новом видении отечественного образования говорилось и в последнем послании Президента Д.А. Медведева Федеральному Собранию. В русле личност-но-ориентированной парадигмы глава государства озвучил идею «Нашей новой школы», способствующей личностному росту учащихся, воспитанию личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Однако идеи новой парадигмы, к сожалению, пока не нашли широкой поддержки у ученых-педагогов, ее утверждение происходит в замедленном темпе и пока не оказывает существенного влияния на педагогическую практику. Острота современной ситуации в науке об образовании состоит в мучительном, болезненном, конфликтном состоянии переходности, межпарадиг-мальном противоречии [2]. Во многом это обусловлено переходным состоянием общества, его политической модернизацией. Смена парадигмы (модели) образования тесным образом связана со сменой моде-

ли общественного развития, изменением менталитета и общественно-педагогического сознания. Пока этот процесс не завершен. В российском обществе, несмотря на формирование определенного слоя, ориентирующегося на индивидуальный выбор и личную ответственность, по-прежнему преобладает уравнительная, склонная к патернализму и коллективизму ментальность. Политика либерализации и модернизации в образовании не привела к появлению большого количества энергичных, инициативных людей, способных организовать свою жизнь на новых началах.

В педагогической науке присутствуют и сосуществуют как традиционная (объектная), так и новая (субъектная) парадигмы, разделившие педагогическое сообщество на две большие группы. Сторонников объектной парадигмы объединяет исключительно п рагмати чески й, утилитарно-прикладной взгляд на образование, заключающийся в том, что оно, в первую очередь, должно давать человеку знания, умения и навыки, так называемые «ЗУНы», замененные сегодня словосочетанием «ключевые компетенции». В педагогической науке и практике вместо гуманитаризации все больше утверждается профессионализация образования, подчинение его потребностям не личности, а экономики, рыночным отношениям. Кстати, это противоречие нашло отражение и в Послании Президента, в котором успехи каждого ученика ассоциируются с развитием его компетенций и способностей, а программы обучения прямо связаны с выбором специальности [9].

Новый идеал комфорта и материального благополучия, который стал ассоциироваться у молодежи с получением высшего образования, привел к тому, что получение диплома для половины молодых людей является одним из главных слагаемых достижения успеха. Об этом свидетельствуют результаты массового социологического опроса на Урале [5, с. 4]. Они показали, что либерализация и «монетизация» образования обусловили целый ряд негативных явлений, связанных с проявлениями коррупции, снижением качества подготовки будущих специалистов. Среди опрошенных студентов только 18,3% стремятся к знаниям, в то время как сделать успешную карьеру любой ценой мечтают 21,8%. Всего лишь каждый десятый опрошенный выказал желание оказаться в культурной среде.

Казалось бы, функцию воспроизводства культурных традиций и ценностей,

воспитание духовной и интеллектуальной элиты нашего общества должны сегодня выполнять университеты. Однако благодаря своей самостоятельности и необходимости выдерживать конкуренцию на рынке образовательных услуг они также далеко не всегда соответствуют своему предназначению и способны отторгать и нередко отвергать попытки инноваций. Превращаясь в модель «предпринимательского университета», такие вузы занимаются большей частью прибыльной деятельностью и ориентируются в первую очередь на требования заказчиков, осуществляя функциональную подготовку, а не развитие самоорганизующейся личности специалиста [8].

Проявления рыночных отношений в образовательной среде приводят к тому, что девальвируется престиж знаний, а сам образ специалиста с высшим образованием уже не ассоциируется с человеком, имеющим разностороннюю подготовку и обладающим высокими моральными и духовными качествами. Ничем не сдерживаемая жажда денег и карьерного роста нередко сопровождается у молодых специалистов проявлениями эгоизма, ослаблением чувства нормы и ответственности в поведении. Как свидетельствуют данные Института социологии Российской академии наук, более половины выпускников вузов готовы преступить через любые моральные нормы ради максимального благополучия.

Исследования показывают, что разрабатываемые в настоящее время в ряде вузов компетентностные модели специалиста, хотя и включают наряду с профессиональными другие, в том числе социокультурные компетенции, однако политика учебных заведений отражает в основном запросы работодателей, заинтересованных не столько в социальных и личностных, сколько в профессиональных качествах выпускника [7].

В рыночных условиях в основу формирования инновационной системы управления вузом заложены не социокультурные потребности личности, а спрос потребителей на подготовку специалистов-функционеров. Вузы вынуждены быстро адаптироваться к резко изменяющейся окружающей среде, подстраивать систему вузовского управления под новые технологии, оказывая содействие научно-техническому развитию отечественной промышленности и «забывая» при этом о духовном развитии нации.

Вместе с тем, государственная политика по развитию инновационной деятельнос-

ти в высшей школе, нашедшая отражение в документе «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу», ориентирует высшую школу не только на функционально-производственную подготовку высококвалифицированных кадров, но и на духовное воспроизводство научного потенциала страны.

Несмотря на сложность и противоречивость поиска новых моделей образования, способных обеспечить подготовку новой элиты, имеющей профессиональный и культурный капитал, он важен и продуктивен как для развития педагогической науки, так и для дальнейшего функционирования образовательной системы в России. Сегодня необходимо создание такой системы образования, которая обеспечила бы становление и разностороннее развитие человека, готового и способного жить в условиях новой социально-политической реальности.

В связи с политикой интеграции в европейское образовательное пространство отечественная педагогика не может не считаться с западной теорией и практикой образования. Однако она должна критически использовать ее достижения, выполняя своеобразную селективную функцию, выбирая из существующих педагогических систем те, которые выдержали критическую проверку и соизмеримы с фактическим положением дел в отечественном образовании.

Особенно это касается политики по реализации положений Болонской декларации в высшей школе. Попытки внедрения ее основных принципов, как показывают иссле-

дования, пока вызывают неоднозначную, критическую реакцию как преподавателей, так и студентов. Проведенные в ряде российских университетов опросы говорят о том, что группа явных сторонников («иннова-торов»), которые полностью или частично поддерживают реформирование российского высшего образования на ее основе, составляет больше половины опрошенных студентов и преподавателей, согласных с внедрением инноваций в учебный процесс [6, с. 107]. Однако однозначно позитивно оценивает этот процесс только каждый десятый преподаватель. Порядка трети опрошенных настроены негативно по отношению к нововведениям и явно против разрушения традиционной (советской/постсоветской) системы высшего образования. Адаптация многих компонентов Болонского процесса (введение системы перезачета кредитов, синтезирование отечественных и европейских учебных планов и программ, переход на двухуровневую систему, развитие дистанционного обучения) многим респондентам представляется трудновыполнимой.

Несмотря на то, что внедрение ряда инноваций затруднено не только в области образования, но и в области государственной политики и взаимоотношений стран Европы и России на международном уровне, альтернативы Болонскому процессу пока нет. В то же время для России важно в этом процессе модернизации не понести существенные утраты и не растерять тот образовательный и интеллектуальный потенциал, который был накоплен у нас за предыдущие десятилетия.

1. Амонашвили Ш.А., Загвязинский В.И. О паритетах, приоритетах и акцентах в педагогической теории в образовании // Педагогика. 2000. № 2. С. 73-78.

2. Валицкая А.П. Как возможна общая теория образования, или О междисциплинарном статусе понятия «диалог». Диалог в образовании : сб. матер. конф. Серия «Symposium». СПб. : С.-Петерб. философское общество. 2002. Вып. 22. С. 9-16.

3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1996. 238 с.

4. Липская Л.А Систематизация концепций образования на философско-антропологической основе. М. Изд-во «Спутник», 2005. 213 с.

5. Макаров И. Инновации переходного периода // Аргументы недели. 2008. № 19 (95).

6. Макарова М.Н., Соломенников В.С. Болонский процесс: мнения и ожидания // Социологические исследования. 2007. № 6. С. 106-109.

7. Майер В.В. Региональные особенности вузовского образования // Социологические исследования. 2007. № 6. С. 111-112.

8. Розов Н.С. О моделях университета в современной России // Социологические исследования. 2007. № 10. С. 71075.

9. Стать обществом умных, свободных и ответственных людей. Из Послания Президента // Известия. - 2009. 13 ноября.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.