Научная статья на тему 'Инновационная направленность и педагогическая культура современного учителя'

Инновационная направленность и педагогическая культура современного учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шомирзоев Б.

Innovative Streamline and Pedagogical Culture of a Modern Teacher B.Shomirzoyev Key words: pedagogical culture, innovative streamline, tuition and upbringing of the growing generation, actual problems of pedagogical science, theoretical and pedagogical recommendations The problem of inculcation of innovative technologies into the process of tuition and upbringing of the growing generation and a formation of pedagogical culture of a future teacher are actual issues of the pedagogical science. This urgent problem is considered in the article. The author elucidates the essence of the innovative technology under modern conditions of school education progress in Tajikistan. Special emphasis is laid on the gyst of pedagogical culture of a modern teacher and a necessity of its formation under the new conditions of the society development. Theoretical and practical recommendations on its formation are adduced.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная направленность и педагогическая культура современного учителя»

Б. Шомирзоев

ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Ключевые слова: педагогическая культура, инновационная направленность, обучение и воспитание подрастающего поколения, теоретические и педагогические рекомендации

Закономерности экономического и политического развития общества в условиях Республики Таджикистан в период построения демократического, светского, правового государства обусловливают всё большую роль личности учителя в продвижении этого процесса.

В связи с реализацией культурно-гуманистических функций современного образования, в нашей республике остро стоит проблема разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые дали бы возможность преодолеть безличность образования, его отчуждение от реальной жизни догматизмом и консерватизмом. Академик Ф.Шарифзода указывает на, что «сущностная специфика гуманистической технологии образования заключается не столько в передаче определенного содержания знаний и формирования соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально нравственной свободы личности, в совместном личностном росте педагога и учащихся» (12, 283).

Гуманистическая технология образования предполагает поворот к личности, уважение и доверие к ней, ее достоинству, принятие ее личных целей, запросов, интересов; она связана и с

созданием условий для раскрытия и развития способностей как учащихся, так и учителей, с ориентацией на обеспечение полноценности их повседневной жизни.

Инновационная направленность педагогической деятельности предполагает включение учителей в процесс формирования, освоения и использования педагогических нововведений в практике обучения и воспитания, создания в школе определенной инновационной среды. Указывая на необходимость инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования, известные таджикские учёные И.Х.Каримова и Ф.Шарифзода определяют их целым рядом следующих обстоятельств:

Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в школах разных типов. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающей в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В такой ситуации существенно возрастают роль и авторитет педагогического знания в самой учительской среде.

В-третьих, изменяется характер отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании более прогрессивных приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то теперь она приобретает избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в

работе, в частности, руководителей школ, органов управления образованием Республики Таджикистан, становятся анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для успешной их разработки и применения.

В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов школ, в том числе негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности (8,64-68).

Исследования показывают, что диагностическая методика изучения инновационной деятельности учителя - это технологическая проблема создания, освоения и внедрения педагогических новшеств, и она решается на основе концепции диагностического изучения педагогического опыта учителей ряда гимназий города Худжанда и Бободжангафуровского района Согдийской области.

Использование диагностической методики позволяет выявить сильные стороны в деятельности учителей, их запросы и потребности, вести в целом целенаправленную работу по развитию профессионально-педагогической культуры, создавая условия для проявления инициативы и творчества каждого учителя.

Центральная идея концепции диагностического изучения состоит в том, что в опыте каждого учителя или коллектива школы во взаимодействии присутствуют элементы как положительного, опережающего, так и отрицательного опыта, и что повышение, эффективности в работе по формированию профессионально-педагогической культуры требует четкого и конкретного выявления разносторонних характеристик деятельности.

На новом этапе развития общества встает вопрос о формировании педагогической культуры учителя, в которой соединяются высокий профессионализм, интеллигентность, социальная зрелость и творческое начало. Вместе с тем, специально изучение механизма формирования педагогической культуры учителя в условиях общеобразовательных школ ранее не проводилось. Хотя в ряде работ по педагогике школы подобные вопросы ставились (1;2;5), однако при этом не рассматривались культурологические аспекты, определяющиеся возросшими объективными требованиями к качественным характеристикам личности учителя и ее

деятельности, что создает потребность в адекватной политике развития среднего образования.

С учетом этого закономерен выбор методов исследования как структуры целостной культуры, так и задач воспитательной и воспитывающей деятельности; культура учителя и особенность ее реализации служат основой раскрытия задач, содержания и формы воспитательной работы в школе.

Сегодня становится все более очевидным, что в общественно-педагогическом сознании вырисовывается новый комплекс педагогических идей, создающих интеллектуальную основу для школы. Сущность процесса состоит в том, чтобы осуществить переход от традиционно-информационного к личностно-ориенти-рованному образованию. На фоне ухудшающегося экономического положения школы в целом и учителя в частности, нарастания социального и нравственного кризиса в обществе наблюдается удивительный рост творческой активности учителей, приводящий к инновационному разрыву в процессе образования. В этой ситуации, напрямую связанной с инновационными процессами, формируется новый гуманистический тип педагогической культуры, который нуждается в поддержке.

В новых условиях проблемы культуры, культурной технологии, культурного обеспечения социального развития, став первостепенными в решении многих задач, они остаются еще малоизученными на уровне прикладного знания, в то время как воспитание и образование являются важной прогностической частью культуры, а сама культура - их главной предпосылкой. Противоречия и деформации их сегодняшнего взаимодействия, по мнению академика М.Лутфуллоева, отражают сложность выхода всей сферы культуры из-под действия так называемого «остаточного» принципа социальной политики, что имело место в прежние годы (11, 152). Поэтому не случайно образование несет до сих пор на себе следы дефицита культуры, который можно ликвидировать только в условиях последовательного и целенаправленного приоритетного развития обновленной культуры в целом. В этой связи требуется выделить в системе образования и общественной жизни некоторые процессы,

способствующие подъему педагогической культуры в обществе, направленные на интеграцию в мировую культуру создание системы непрерывного образования, его гуманитаризацию и компьютеризацию, повышение интереса к разработке новых педагогических технологий, обеспечивающих высокое качество обучения и воспитания, восстановление традиций образования.

Исследования свидетельствуют, что в конце XX вв. в Республике Таджикистан имелись сформировавшиеся гуманитарное образование и условия для творческой самореализации учителя, его педагогического творчества, авторизации опыта. (4, 8; 11, 12). Вместе с тем нельзя не отметить, что развитие нового гуманистического типа педагогической культуры происходило на фоне целого ряда явлений, существенно затрудняющих процесс его становления. К их числу относится снижение общего культурного и нравственного уровня общества, его повышенная политизация, социальная незащищенность семьи, учителей, приводящие к разрушению единого педагогического и информационного пространства и др.

Наличие данных факторов, с одной стороны, действительно препятствовало процессу формирование педагогической культуры, порождало противоречия в общественно-педагогической практике. В то же время, с другой стороны, именно эти противоречия активизировали общественно-педагогическое сознание к поискам новых идей, теорий, способов деятельности, адекватных социально-педагогических ситуаций.

Исторический опыт школ нового типа Таджикистана показывает, что в развитии общества иногда возникают периоды, которые знаменуют собой активизацию общественного сознания. Трансформирование в сфере общественного сознания свидетельствует, что педагогическая культура учителя имела возможности для развития и стабилизации общества, служила базой для устранения конфликтов между старшими и младшими поколениями, родителями и детьми, оказывала учителям и учащимся помощь в адаптации к новым условиям жизни, а также к более эффективному процессу осуществления социализации молодёжи. Не случайно педагогическая культура включает в себя

такие понятия, как педагогическое сознание общества и особенности педагогического мышления общества и личности.

Представленные категории выделены в педагогической науке и основываются на экспериментальных фактах, характеризующих воспитательные отношения в обществе. Вместе с тем, педагогическая культура учителя - это бесконечный перечень проявлений его особенностей или качества.

В основе педагогической культуры учителя лежит целостное представление о педагогической действительности, в эпицентре которой находится личность ученика. Изучение теоретических предпосылок педагогической культуры и историко-культурный анализ периодов развития образования, сущности педагогической культуры как общественно-исторического явления и феномена педагогической деятельности дает следующее понимание. Педагогическая культура учителя - это часть общечеловеческой культуры, интегрирующая историко-культурный педагогический опыт и регулирующая сферу педагогического взаимодействия. Совокупным субъектом педагогической культуры выступает общество в целом, определяющее цели и содержание процессов социализации молодёжи, воспитания и образования в педагогическом взаимодействии учителя и родителей, а также педагогическим сообществам, реализующим этот социальный заказ в конкретно-историческом и личном педагогическом опыте.

Из представленного нами определения следует, что педагогическую культуру должно рассматривать как часть общечеловеческой культуры, в которой находит обобщенное отражение, с одной стороны, практический опыт воспитания и обучения подрастающих поколений, а с другой-теоретические представления о ценностях образования и воспитания, требованиях к образовательно-воспитательному процессу и педагогическому взаимодействию.

Педагогическая культура проявляется всегда конкретно, через индивидуализированную педагогическую деятельность учителей в социально-культурных ситуациях, возникающих на определенном историческом этапе. Она сегодня возложена на учителя гуманистической педагогической культуры. Вышеуказанное подтверждается

теми инновационными процессами, которые происходят в образовании и стремлении к овладению гуманистическими формами педагогической культуры. Как пишет академик И.Х.Каримова «Проблема заключается в том, что ростки новой педагогической культуры служат достоянием не только учительской, но и общественной среды в самом широком смысле этого слова» (8,75-76).

Созидательная сущность педагогической культуры проявляется в преодолении противоречий педагогического взаимодействия, которые зарождаются в процессе социализации и воспитания детей, новыми требованиями к этому процессу, ценностными ориентациями старшего и младшего поколений, новыми требованиями к образованию и способностями образовательных учреждений их реализовывать, между традициями и творческим поиском в педагогике и др. Педагогическая культура наряду с элементами общечеловеческой культуры всегда содержит в себе элементы нового. Она вариативна, подвижна, изменчива, что и проявляется в разнообразии возникающих педагогических систем и подходов. Многолетней опыт так называемого единства требований к педагогическому опыту, педагогической деятельности, имевший место в тоталитарном обществе, свидетельствует о том, что единообразие образовательной деятельности, жесткая нормативность требований к ней, обусловленная социальным заказом на воспитание идеологизированной личности, наносит непоправимый урон развитию педагогической культуры, омертвляя ее. Педагогическая культура развивалась как образование представляющее собой открытую систему культуре, обществу, миру. В связи с этим, поддерживая движение учительства к гуманистической педагогической культуре, следует способствовать развитию инновационной школы, обществу педагогической системы более продуктивно, чем ранее влиявшему на создание культуры - образной педагогической среды, открытой педагогическому опыту.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ангеловская К. П. Учителя и инновации: Книга для учителя. -М.: Просвещение. 1991

2. Бабанский Ю. К. Личностный фактор оптимизации обучения. //

Вопросы психологии. -М., 1984.

3. Бабанский Ю. К. Педагогическая наука в творчестве учителя. // Сов. педагогика. 1987. № 2.

4. Буйдоков Х.Б. Асосхои дидактика - Душанбе, 1996

5. Бодалев А. А. Необходимое условие творческой деятельности учителя. // Сов. педагогика. 1987. № 4.

6. Бондаревская Е. В. Педагогическая культура. Учебное пособие. -М., 1993

7. Закон Республики Таджикистан «Об образовании». -Душанбе., 1994

8. Каримова И.Х.,Ф.Шарифзода. Учитель - творец добра и прогресса. -Душанбе, 2010

9. Консепсияи мактаби милли. -Душанбе, 1995

10. Культурология. Программа учебного курса для учащихся средних школ,лицеев,колледжей и средних специальных учебных заведений. -М.,1997

11. Лутфуллоев. М. Урок. -Душанбе, 1995

12. Шарифзода.Актуальные проблемы современной педагогики. -Душанбе,2009

Инновационная направленность и педагогическая культура современного учителя

Б. Шомирзоев

Ключевые слова: педагогическая культура, инновационная направленность, обучение и воспитание подрастающего поколения, теоретические и педагогические рекомендации

Проблема внедрения инновационных технологий в процесс обучения и воспитания подрастающего поколения и формирование педагогической культуры будущего учителя представляют актуальную проблему педагогической науки. Эта злободневная проблема рассматривается в статье. Автор освещает сущность инновационных технологий в современных условиях развития школьного образования в Таджикистане. Особый акцент обращен на сущность педагогической культуры современного учителя и необходимость её формирования в новых условиях развития общества. Приводятся теоретические и практические рекомендации по её формированию.

Innovative Streamline and Pedagogical Culture of a Modern Teacher

B.Shomirzoyev

Key words: pedagogical culture, innovative streamline, tuition and upbringing of the growing generation, actual problems ofpedagogical science, theoretical and pedagogical recommendations

The problem ofincidcation of innovative technologies into the process of tuition and upbringing of the growing generation and a formation of pedagogical culture of a future teacher are actual issues of the pedagogical science. This urgent problem is considered in the article. The author elucidates the essence of the innovative technology under modern conditions of school education progress in Tajikistan. Special emphasis is laid on the gyst of pedagogical culture of a modern teacher and a necessity of its formation under the new conditions of the society development. Theoretical andpractical recommendations on its formation are adduced.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.