реализации инвестиционного проекта, и поэтому, по мнению
А.Ю. Злобиной, в большей мере отвечает потребностям инвестора, так как она считается специально для него, учитывая все его планы, предпочтения, налоговые особенности и ограничения.
Приведенные методы однако не затрагивают прогнозирования долгосрочного развития компании, а строятся исключительно на недооценен-ности / переоцененности предприятия относительно его рыночной стоимости.
Учитывая заинтересованность стратегического инвестора во вложении средств для будущего развития компании, предлагается использовать методику на основе текущей стоимости компании и ее прогнозируемой максимальной стоимостью в будущем с учетом воздействия на нее внутренних и внешних факторов. Таким образом, коэффициент инвестиционной привлекательности можно представить как соотношение текущей стоимости компании к ее прогнозируемой величине в будущем, на основе которого инвестор может принять свое решение.
R.A. Rostislavov
Firm Value is the Basis for Investment Decision
The article considers the methods of enterprises investment attraction estimation for strategic and portfolio investors. The author suggests to use value approach based on current firm value and predicted estimation of maximizing its value for enterprises investment attraction estimation for strategic investors.
Key words: investment attraction, investment attraction estimation, strategic investors, portfolio investors, firm value.
УДК 338.24
А.В. Ляшенко, менеджер, соискатель, (8-442) 26-66-55, 8-905-332-60-83, alex [email protected], (Россия, Волгоград, ВолГУ)
ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ АУТСОРСИНГА В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ
Изучены тенденции, причины и роль аутсорсинга при переходе к инновационной модели управления развитием предприятия, его преимущества и недостатки. Определена стратегия поведения субъекта хозяйствования по отношению к процессу инноваций, принесенная посредством применения аутсорсинга.
Ключевые слова: аутсорсинг, инновационное развитие, конкуренция, бизнес-процесс, организационное нововведение, риски, персонал, Интернет.
Современные промышленные предприятия России, созданные в большинстве своем в условиях господства «плановой» экономики, все еще
отличаются значительной степенью автономности организации производственного процесса. Это, прежде всего, проявляется в избыточности вспомогательных и обслуживающих подразделений в собственной организационно-производственной структуре. При этом отсутствуют механизмы экономического стимулирования их работы и эффективного взаимодействия с основными подразделениями.
Однако сегодня интенсивное развитие предприятия предполагает реализацию функционально-технологического взаимодействия основных его подразделений, поиск и активное внедрение новых инструментов оптимизации системы управления. Определенные масштабы предприятия и его инновационная активность, в том числе в сфере организации управления, дают возможность реализовать необходимые накопления для реализации технологического цикла.
В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Именно инновации ведут к поиску новых энергосберегающих технологий, снижению себестоимости, росту прибыли, созданию новых потребностей, открытию новых рынков сбыта. В рыночных условиях ведения хозяйства инновации представляют собой особый рычаг конкурентной борьбы. Еще И. Шумпетер, привлекая внимание к глубинным причинам и механизмам развития экономики, авторитетно указывал на два главных его источника [8]: конкуренцию, основанную на инновациях и творчестве человека, нова-тора-предпринимателя, способного овеществить новые идеи в рациональные экономические решения.
Инновационная трансформация функционирования предприятий предполагает выработку механизмов эффективной самоорганизации структур экономической системы на микроуровне, приводящей к возможности разработки и реализации конкурентной стратегии. На это нацелен один из видов организационных нововведений — аутсорсинг, предполагающий привлечение предприятием (заказчиком) сторонней фирмы для реализации части функций по управлению либо реорганизации работы его подразделения, а также для разработки новых систем. Инновационная направленность последнего состоит в предоставлении знаний и навыков выполнения добавляющих ценность процессов.
Использование инструментов аутсорсинга, играющих главную роль в создании инноваций системы менеджмента, открывает путь к повышению качества управления. Согласно П. Друкеру предприятия отмечаются относительной равнозначностью использования ресурсов при абсолютном отличии по качеству управления на всех уровнях менеджмента и величиной решающего фактора, который заключается в измерении производительности, показывающей насколько разумно используются ресурсы и какую они приносят прибыль. Эпоха информатизации сохраняет аксиому, где стратегическое планирование имеет дело не с будущими решениями, а с будущим решений, принимаемых сегодня.
По мнению автора, следует принимать во внимание, что эффективное использование ресурсов и сами ресурсы ввиду их ограниченности, создающие предпосылки высокой конкурентоспособности предприятия, подверглись значительным изменениям и к стратегическим ресурсам посредством аутсорсинга добавились:
- возможности и сроки освоения новейших продуктов, видов услуг и новые рынки;
- преимущества наилучшего обслуживания партнеров;
- человеческий и интеллектуальный капитал;
- информационные технологии, системы и базы данных [2, 3].
Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов
и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов [1], а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления в инновационном развитии и использованию аутсорсинга бизнес-процессов.
В реальной деятельности существуют причины, побуждающие компании-заказчиков услуг аутсорсинга к его применению. Автором проведена классификация причин, основанная на изучении ряда источников [4, 5, 7] (таблица).
Таблица
Причины применения аутсорсинга
№ Основные характеристики
1. Организационные причины
1.1. Повышение эффективности за счет концентрации всех ресурсов на той деятельности, которую организация выполняет лучше всего.
1.2. Увеличение гибкости организационной структуры для успешной деятельности в условиях изменяющихся обстановки, требований к оказываемым услугам и применяемым технологиям.
1.3. Трансформация организационной структуры.
1.4. Повышение качества оказываемых услуг и удовлетворенности всех сторон, вовлеченных в отношения.
1.5. Максимизация выгод, получаемых от реинжиниринга. - Стремление к усовершенствованию.
1.6. Совершенствование операционной деятельности: - получение доступа к профессиональным знаниям, навыкам, технологиям и иным ресурсам мирового уровня, отсутствующим в организации.
1.7. Улучшение управляемости.
1.8. Совершенствование системы управления рисками. - Получение инновационных идей для повышения качества оказываемых услуг и делегирования ответственности.
2. Финансовые причины
2.1. Сокращение инвестиций в активы, освобождающие финансовые ресурсы для других целей.
2.2. Высвобождение ресурсов для их использования в целях решения основных задач организации.
2.3. Получение денежных ресурсов путем передачи некоторых активов аутсорсеру.
2.4. Снижение затрат за счет того, что аутсорсер осуществляет те или иные функции более экономично.
2.5. Преобразование постоянных затрат в переменные.
3. Экономические причины
3.1. Предоставление сотрудникам новых возможностей профессионального и карьерного роста.
3.2. Повышение заинтересованности и мотивированности сотрудников в выполнении своих функций в областях, не входящих в сферу основной деятельности.
Все перечисленные причины применения аутсорсинга служат основанием для привлечения сторонних фирм к выполнению основных и непрофильных видов управления организации, выступающей в роли заказчика услуг. Подчеркивая другие приобретения компании, отмечаем бесценный, значимый опыт работы аутсорсинговой структуры с различными компаниями, безусловное, постоянное самосовершенствование, использование новых и совершенных маркетинговых инструментов, огромные связи на соответствующем рынке и способность с приобретенным опытом во всех сферах деятельности, находить оптимальные решения и нестандартные подходы. Одновременно возникают риски, связанные с потерей контроля выполнения соответствующего вида деятельности, возникновением более высоких барьеров на входе в отрасль, незащищенностью от финансовой нестабильности поставщиков услуг или невыполнения ими договорных обязательств и др. Инновационная сущность в организации взаимодействия между заказчиком и исполнителем лежит в решении проблемы выбора поставщика услуг аутсорсинга и определении объема таких услуг.
Из всего вышесказанного следует, что аутсорсинг как инструмент управления и важнейший элемент реализации инновационной стратегии предприятия действует в такой пространственно-временной среде, где длительность получения и вероятностный характер результатов требуют реализации финансовых программ с высокой степенью рисков. Речь идет о повышенной доле инвестиций в НИОКР и обучении в их общей структуре [1, 3]. Для разрешения дилеммы «требование конкурентоспособности — финансовые ограничения» целесообразно прибегать к финансированию совместных проектов и приобретению активов фирм, обладающих хорошим инновационным потенциалом, о чем свидетельствует опыт реализации совместных инновационных проектов крупнейшими конкурирующи -ми компаниями [7]. Поэтому мотивом структурных инвестиций через аут-
сорсинг бизнес-процессов является, как выяснилось, результат получения доступа к интеллектуальным ресурсам, прежде всего к персоналу, способному генерировать новые идеи, технологии, воплощать их в новые конкурентоспособные товары и услуги. Применение Интернета и IT-аутсорсинга реальное тому подтверждение, при условии когда полнофункциональные ИТ-системы претерпевают непрерывное развитие технологий с расширением функциональности, чутко реагируя на изменения растущего бизнеса предприятия.
Библиографический список
1. Федер. закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ // Парламентская газета. 2006. № 126-127.
2. Федер. закон РФ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ // Российская газета. 2008. № 267.
3. Распоряжение Правительства РФ «Концепция Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» от 06.07.2006 г. № 977-р // Собрание законодательства РФ. 2006. № 29. Ст. 3258.
4. Аникин Б.А. Аутсорсинг и аустаффинг: высокие технологии менеджмента: учебное пособие. М.: Инфра-М, 2007. 288 с.
5. Афонин И.В. Управление развитием предприятия. М.: Дашков и К, 2002. 380 с.
6. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. 288 с.
7. Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
8. Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1992. 455 с.
A. V. Lyashenko
Innovative orientation of outsourcing in company management
The author of the article has investigated tendencies, reasons and role of outsourcing during innovative model of enterprise development transition, its pros and cons. While using outsourcing, the strategy of economic agent behavior in innovation process has been defined.
Key words: outsourcing, innovative development, competition, business process, organizational novation, risks, stuff, Internet.