Научная статья на тему 'Инновационная модель организации цепи поставок товаров электронной торговли с использованием логистических центров'

Инновационная модель организации цепи поставок товаров электронной торговли с использованием логистических центров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
292
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цепь поставок / электронная торговля / логистический центр / почтовые отправления / провайдеры. / supply chain / e-commerce / logistics center / mailings / providers.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В В. Макаров, М Г. Слуцкий, Ю А. Иванова, М А. Бонч-бруевича

Предлагается инновационная стратегия развития онлайн-торговли с использованием ФГУП «Почта России» в качестве провайдера логистических услуг. Реализация этой стратегии с использованием дополнительных логистических центров позволит оптимизировать цепи поставок почтовых отправлений и усовершенствовать весь механизм товародвижения и логистических сервисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE MODEL OF ORGANIZING THE CHAIN OF SUPPLY OF ELECTRONIC TRADING PRODUCTS USING LOGISTIC CENTERS

An innovative strategy for the development of online commerce using the FSUE “Russian Post” as a provider of logistics services is proposed. The implementation of this strategy with the use of additional logistics centers will optimize the supply chain of mail items and improve the entire distribution mechanism and logistics services.

Текст научной работы на тему «Инновационная модель организации цепи поставок товаров электронной торговли с использованием логистических центров»

ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕПИ ПОСТАВОК ТОВАРОВ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГИСТИЧЕСКИХ

ЦЕНТРОВ

В.В. Макаров1, д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой М.Г. Слуцкий1, канд. экон. наук, доцент Ю.А. Иванова , руководитель подразделения

1Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича 2ФГУП «Почта России» (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10782

Аннотация. аПредлагается инновационная стратегия развития онлайн-торговли с использованием ФГУП «Почта России» в качестве провайдера логистических услуг. Реализация этой стратегии с использованием дополнительных логистических центров позволит оптимизировать цепи поставок почтовых отправлений и усовершенствовать весь механизм товародвижения и логистических сервисов.

Ключевые слова: цепь поставок, электронная торговля, логистический центр, почтовые отправления, провайдеры.

На сегодняшний день существует множество проблем в организации цепей поставок при заказе товаров электронной торговли. В электронной коммерции в процессе товародвижения участвует только поставщик, торговый посредник и покупатель, либо поставщик и покупатель. Длинные каналы товародвижения здесь экономически не обоснованы, так как Интернет снимает ограничения, связанные с удалённостью рынков сбыта. Функции, связанные с логистическим обеспечением продаж, передаются провайдерам услуг, которые оказывают стандартные логистические услуги со стандартными параметрами качества. Это значит, что основная функция поставщика заключается в том, чтобы получить электронный предопла-ченный заказ и отгрузить товар через логистического посредника по стандартному контракту. А вся остальная работа ложится на плечи провайдеров логистических услуг, основным из которых является ФГУП «Почта России» [1,с. 85].

В настоящее время готовится Стратегия развития онлайн-торговли. Согласно «Дорожной карте», основными направлениями Стратегии станут:

- выравнивание конкурентных условий и снятие правовых коллизий онлайн-торговли;

- снижение доли контрафакта и повышение эффективности административных и судебных мер;

- легализация дистанционной торговли лекарственными препаратами, ювелирными изделиями и алкогольной продукцией;

- регулирование деятельности агрегато-ров товаров и услуг;

- формирование системы внесудебного урегулирования споров между потребителями и интернет-магазинами;

- саморегулирование деятельности интернет-магазинов [2, с. 63];

- экспорт товаров с помощью сети Интернет и совершенствование логистических сервисов.

Одной из задач Стратегии являются инновационные решения, направленные на создание специальных мест международного почтового обмена (ММПО). В сентябре 2013 г. в аэропорту Новосибирска «Толмачёво» было организовано место международного почтового обмена, которое затем было включено в перечень объектов почтовой связи на территории РФ. Толмачёвостало четвертым в стране после Шереметьево, Внуково и Пулково (Санкт-

Петербург) и первым региональным, построенным непосредственно при аэропорте, и будет специализироваться на обработке экспресс-почты «EMS Почта России».

Мощность места международного почтового обмена в аэропорту Толмачево рассчитана на обработку 2000 отправлений EMS и посылок ежедневно и позволит справиться с растущим объемом международной почты, поступающей адресатам в Сибирском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах из Китая и стран Юго-Восточной Азии. За счет распределения потока международной экспресс-почты по географическим зонам снизилась нагрузка на Московский узел, и «EMS

Почта России» сократило сроки доставки. Открылось ММПО Кольцово в Екатеринбурге, которое стало первым ММПО в Уральском федеральном округе, а его производственные мощности могут обрабатывать до 20 тыс. почтовых отправлений в сутки [3; 4, с. 298].

В настоящее время поставки товаров электронной торговли осуществляются из стран Европейского союза и стран Азиатско-Тихоокеанского региона до места назначения через Москву (рис. 1). Это связано с регулярным авиасообщением со всеми региональными центрами страны и большими мощностями Московского центра.

Рис. 1. Существующая схема движения международных почтовых отправлений

Такая технология организации цепей поставок почтовых отправлений в международном обмене приводит к загруженности логистического центра, что замедляет обработку и доставку посылок, ухудшается сервис, происходит отток пользователей. Основная причина увеличения срока доставки происходит из-за длительного таможенного оформления, в результате скапливается большое количество почтовых отправлений в ожидании процедуры таможенного выпуска.

Решением данной проблемы может стать реорганизация товародвижения. Ре-

организация товарных поставок при переходе к электронной коммерции не только позволяет значительно снизить транзакци-онные издержки поставщика, но и требует коренной перестройки всего механизма товародвижения. Это связано с переходом к принципиально новой модели организации поставок.

Модернизация логистической системы ФГУП «Почта России» за счёт внедрения инноваций позволит обеспечить востребованный рынком уровень качества услуги [5, с. 86-88], в том числе, для отправителей писем и посылок, включая повыше-

ние скорости, надежности и сохранности отправлений, а также возможность внедрения дополнительных услуг (возврат товаров и отслеживание отправлений). Логистические центры необходимо разместить в центрах с наибольшим годовым объемом почтовых отправлений. Одновременно с этим провести изменения и в технологии сортировки и доставки почтовых отправлений [6, с. 77-79].

Подобный модернизированный логистический центр впервые был открыт вблизи I аэропорта Внуково в 2013 г. На этом объекте удалось совместить автоматизированную сортировку международных почтовых отправлений по направлениям доставки с их [таможенным оформлением [7, с. 4-5].

Преимущества логистического центра для обработки международных почтовых отправлений:

- автоматизированная сортировка всех видов почты;

- поточный метод обработки почты без складирования;

- электронный обмен данными с почтовыми операторами;

- отказ от бумажных форм, упрощение технологий и качества обработки.

Однако в связи с увеличением объема почтовых отправлений, даже в подобном центре создаются очереди и задержки.

Стабильный рост объема почтовых отправлений требует создания логистических центров на территории России для оптимизации движения почтовых отправлений. Выявлены критерии, влияющие на выбор рационального места расположения города-претендента для строительства логистического центра. Критерии оценены по 5-ти балльной системе (табл. 1).

Таблица 1. Критерии выбора места размещения логистического центра для обработки почтовых отправлений_

Критерий Москва Санкт-Петербург Хабаровск Екатеринбург Казань Сочи

Месторасположение 5 5 5 4 4 5

Количество международных 5 5 3 4 5 5

Наличие статуса ММПО 5 5 0 5 0 0

Соседство с другими страна- 0 3 5 0 0 1

Регулярное сообщение 5 4 5 3 0 0

Региональный транспортный 5 5 5 5 5 5

Возможность перевозки раз- 3 3 5 3 3 1

Скоросиь доставки 5 5 2 4 3 3

Итого 33 35 30 28 20 20

Таким образом, требуется организовать логистические центры в Москве и Санкт-Петербурге, для обслуживания потребителей центрального региона; в Новосибирске, для распределения товаров по территории Сибири; в Екатеринбурге - для

снабжения товарами потребителей Уральского и Приволжского федеральных округов. В результате реализации предложенных мероприятий изменится схема движения почтовых отправлений (рис. 2).

Рис. 2. Предлагаемая схема движения международных почтовых отправлений

Создание логистических центров и реорганизации схемы движения почтовых отправлений позволит:

1) уменьшить срок доставки;

2) увеличить скорость движения почты;

3) улучшить сервисное обслуживание;

4) автоматизировать основные процессы сортировки почты;

5) организовать электронный документооборот;

6) увеличить производительность;

7) снизить несохранные перевозки и т.д.

Таким образом, реализация инновационных проектов по организации логисти-

Библиографический список

1. ПотаповаМ.В., Лоскутова М.В. Конкурентное положение ФГУП «Почта России» на рынке почтовых услуг // Социально-экономические явления и процессы. 2014. №4 (62). С. 83-86.

2. Макаров В.В., Колотов Ю.О. Развитие Интернет-коммерции // Экономический анализ: теория и практика. 2009. №26 (155). С. 60-64.

3. Почта России обработала 60 млн. международных отправлений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pochta.ru/news-list/item/605080298 (дата обращения: 17.04.2019).

4. Рогачева А.А. Средства и критерии достижения основных задач ФГУП «Почта России» // Вестник научных конференций. 2016. №5-5 (9). С. 297-299.

5. Алексеев А.Л., Блатова Т.А., Макаров В.В., Шувал-Сергеева Н.С. Качество и инновации: интеграция управления // Вопросы радиоэлектроники. 2017. №1. С. 85-89.

6. Хаперских А.А. Модернизация бизнес-процессов ФГУП «Почта России»: проблемы, пути решения и механизм реализации. В сборнике: Инструменты и механизмы современного инновационного развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 5 частях. 2017. С. 76-79.

ческих центров для международных почтовых отправлений на территории Российской Федерации позволит выйти на современный уровень сервисного обслуживания, сократить время и стоимость доставки почтовых отправлений в дальневосточные регионы [8, с. 194]. Формирование эффективной цепи поставок товаров электронной торговли позволит привлечь дополнительных клиентов за счёт повышения их лояльности и увеличить прибыль почтовых провайдеров.

7. Артюхина В.Ю., Сенина В.Д., Темиргалиев Е.Р. Перспективы и возможности развития почты России путем внедрения автоматизированных систем. В сборнике: Неделя науки СПбПУ материалы научной конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 2017. С. 3-6.

8. Макаров В.В., Шувал-Сергеева Н.С. Оценка экономической эффективности инвестиций в инновационные проекты с учетом нематериальных активов // Вопросы радиоэлектроники. 2015. №4 (4). С. 193-198.

INNOVATIVE MODEL OF ORGANIZING THE CHAIN OF SUPPLY OF ELECTRONIC TRADING PRODUCTS USING LOGISTIC CENTERS

V.V. Makarov1, doctor of economic sciences, professor

M.G. Slutsky1, candidate of economic sciences, associate professor

Yu.A. Ivanov , head of unit

1Saint Petersburg state university of telecommunications prof. M.A. Bonch-Bruevich 2FSUE «Russian Post» (Russia, St. Petersburg)

Abstract. An innovative strategy for the development of online commerce using the FSUE "Russian Post" as a provider of logistics services is proposed. The implementation of this strategy with the use of additional logistics centers will optimize the supply chain of mail items and improve the entire distribution mechanism and logistics services.

Keywords: supply chain, e-commerce, logistics center, mailings, providers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.