УДК 32
ан. Любина ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК
НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
Аннотация. В статье рассмотрены проблемные вопросы формирования инновационной культуры современного российского общества; определены некоторые требования к инновационной культуре, реализация которых будет способствовать инновационному развитию России.
Ключевые слова: инновационная культура, традиционная культура, инновация, инновационное развитие, модернизация, культура общества, преемственность, духовность.
Olga Lyubina IMMIGRATION IN THE CONTEXT OF THE LABOR
SHORTAGE IN THE FAR EAST OF RUSSIA
Abstract. The article describes problems offorming the innovative culture of modern Russian society; it determines some requirements to the innovative culture in an effort to promote innovative development of Russia.
Keywords: Innovative culture, traditional culture, innovation, innovative development, modernization, culture of society, succession, spirituality.
Основной целью Стратегии инновационного развития Российской Федерации является перевод к 2020 г. экономики России на инновационный путь. Инновационный путь предполагает внедрение инноваций во все сферы жизнедеятельности общества. А готово ли современное российское общество к переменам и нововведениям? Удастся ли современной культуре обеспечить граждан системой ценностей, норм и смыслов для ориентации в меняющемся мире?
Инновация - это понятие, связанное с позитивными процессами созидания, модернизации и формирования новых идей, продуктов, структур [6]. Социальный эффект инноваций, по мнению исследователей, заключается в распространении новшеств и их воплощении в культурные образцы и нормы. «Инновация обнаруживает себя как социальный механизм развития общества и человека, являясь средством решения важных практических и духовных задач прогрессивного развития общества» [7]. Инновация становится понятием, отражающим суть человеческой деятельности. Применительно к отдельному члену общества инновация проявляется в «уникальной способности человека творчески вмешиваться в ход развития общества и, в первую очередь, в развитие самого себя» [15].
Современная цивилизация поощряет инновации. Результатом цивилизационного развития является расширение пространства инноваций, востребованность общества в новых продуктах и идеях, формирование в обществе атмосферы восприятия инноваций как обязательной составляющей современности.
Размышляя над вопросами общественного прогресса, следует задуматься о том, какие возможности предоставляет общество «для свободы развития и самостоятельного исторического творчества главной производительной силы и субъекта истории - трудящихся масс, для роста и удовлетворения их материальных и духовных потребностей, для развития и применения их теоретических способностей, развития и обогащения личности каждого» [17, с.277]. Сформулированный Ю.Н. Семеновым объективный критерий успешного развития, прогресса цивилизации указывает на необходимость формирования в обществе инновационной культуры, то есть осознанного стремления к материальному и духовному самообновлению.
Россия, стараясь не отставать от мирового сообщества, создает все условия для всестороннего развития общества и продвижения инноваций. Однако сегодня инновации затрагивают, в большей степени, научно-производственную сферу и связаны с внедрением достижений научно-технического прогресса. Это подтверждается ориентацией России на модель развития четырех «И»: инвестиций, инноваций, инфраструктуры, институтов. В последнее время говорят о возможности присоединения к модели пятого «И» - интеллекта. Но
© Любина О.Н., 2014
ни пятый, ни предшествующие четыре элемента модели не имеют непосредственной связи с существовавшими в российском государстве с древнейших времен ценностными приоритетами: духовностью, патриотизмом, коллективизмом, традиционализмом и солидарностью [12]. А без них не возможно духовное возрождение России и ее культурное развитие.
Сегодня культуре общества и культуре личности все ещё уделяется не достаточно внимания. Подтверждение данной точке зрения можно найти в высказываниях философов и культурологов, социологов и психологов, исследующих культурные аспекты модернизации России. «Вместе с тем культура заключает в себе исторические механизмы самоадаптации общества к меняющейся среде, которые позволяют активизировать социальную практику, оставлять в прошлом отжившие традиции, утверждая вместо них новые поведенческие нормы и духовные ценности» [2].
Выделяя в культуре традиционную и инновационную составляющие [11], следует отметить, что каждая играет свою определенную социальную роль. По мнению отечественного исследователя В.В. Меликова знание ответов на главные человеческие вопросы, в том числе и «на дискурс о бытии и должном», является особенностью традиционной культуры, источником ее силы и способности противостоять разрушительному течению времени. Традиционная культура - это сила, проявляющая себя в виде «культурной деспотии, авторитарности традиционного общества, ограничивающей свободу человека» [13, с.10-11].
В то же время, традиционная культура является важнейшим условием и предпосылкой инновационного развития. И если традиция в момент своего зарождения или традиция в качестве факта культуры определенного периода рассматривается исследователями как культурная инновация, то и традиционная культура «укрепляется» или «ослабевает» с изменением социокультурной ситуации в обществе, становясь «двигателем» или «тормозом» инновационной культуры. При этом присутствующий в общественном сознании и общественной практике традиционализм усиливается, когда процессы модернизации приводят к существенному ухудшению социокультурной среды [16].
В то же время, опираясь на принцип «совместимости» традиций и инноваций, сформулированный исследователями, процесс внедрения инноваций протекает эффективнее и быстрее, если они соответствуют опыту и ценностям социальных субъектов, т.е. согласуются с традициями [5]. Применительно к традиционной и инновационной составляющим культуры данный принцип также находит свое подтверждение.
Уровень инновационной культуры характеризует «готовность» социокультурной среды воспринимать и структурно, институционно закреплять нововведения. Однако поспешность введения новшеств, так же, как и чрезмерное сопротивление им является признаком невысокой инновационной культуры [3].
Происходящие в российском обществе прогрессивные изменения представлений, нравов и моделей поведения указывают на взаимосвязь инновационной культуры с процессами модернизации, имеющими место во всех сферах жизнедеятельности современной России. Однако каков уровень инновационной культуры общества? Достаточен ли он для эффективной модернизации?
По результатам общенационального социологического исследования готовности российского общества к модернизации, проведенного Институтом социологии Российской академии наук в 2010 году, 57% населения в России приветствуют перемены и обновление в обществе, выступают за инициативу и предприимчивость, находятся в поиске нового в работе и жизни, не бояться оказаться в меньшинстве. Оставшиеся 43% россиян являются приверженцами привычного, традиционного образа жизни, оценивая любые перемены как ухудшающие условия жизни большинства [4, с.251].
Такое расхождение во взглядах показывает, что в российском обществе не созрело в полной мере понимание необходимости инновационного развития и инновационных перемен. И, следовательно, вопросы формирования инновационной культуры общества и инновационной культуры россиян выходят на первый план при рассмотрении социально-культурных аспектов процессов модернизации.
Если Россия и в дальнейшем планирует ориентироваться на инновационное развитие, то руководству страны следует продумать концепцию формирования инновационной культуры, не забывая при этом исходные российские традиции и ценностные ориентиры, менталитет российского народа и его многонациональность.
Обобщение национального опыта инновационной деятельности показало, что источником инноваций в России в большинстве случаев является опыт зарубежных государств. Инициатором его внедрения выступают правящая элита или носители этого опыта, интегрированные в российское общество. Инновации направлены на искоренение национальных традиций и их замещение, поэтому они не приживаются среди населения и имеют высокую степень отторжения [14, с.274].
Опираясь на подобные характеристики исследователей, можно сделать вывод, что формирование инновационной культуры - процесс трудоемкий и долговременный, требующий продуманности и системного подхода. Инициаторами этого процесса должны быть ведущие политические лидеры, руководители органов государственного и муниципального управления. Они же должны являться одновременно и носителями традиционной культуры и создателями инновационной культуры, способствуя тем самым инновационному развитию России.
По мнению автора, представляется интересным подход, предложенный П. Киричком к формированию пирамиды культурной компетентности государственных служащих [10, с.64], находящихся в передовых эшелонах модернизации России. Ученый определяет три качества, которые в обязательной мере должны быть присущи «слугам народа»: духовность, образованность, воспитанность. Духовность - как честь служения Отечеству. Образованность -как высокая интеллектуальность и постоянное стремление к самообразованию. Воспитанность - как высокая нравственность и гуманность. И, наконец, обязательная информационная составляющая, пронизывающая все сферы жизнедеятельности общества, должна входить в арсенал культурной компетентности.
Приходится с сожалением констатировать, что не всем государственным деятелям присущи подобные качества в той мере, которая необходима при разговоре об инновационной и даже о традиционной культуре.
Используя описанный выше подход и рассуждения ученых, можно сформулировать некоторые основные требования к инновационной культуре, необходимой и обязательной для модернизации России.
Преемственность. Инновационная культура должна являться естественным продолжением традиционной культуры. Она должна опираться на российские традиции, сохраняя культуру традиций и уважительное к ним отношение не только россиян, но и представителей других государств. Страна, в которой чтут традиции, передают их из поколения в поколение, заслуживает всеобщего уважения. Это страна, у которой есть будущее. А инновационная культура будет способствовать, что бы это будущее было не только высокотехнологичным, но и ориентированным на человека и общечеловеческие ценности.
Своевременность. Формирование инновационной культуры России должно «идти в ногу» с запросами современности, приоритетами развития государства и мирового сообщества. Она должна породить и поддерживать в обществе атмосферу творческого созидания и стремления к саморазвитию. Однако следует помнить, что инновационное общество - это не общество, состоящее только из инновационных личностей, - это общество, активно инвестирующее инновации и поддерживающее инноваторов. И, следовательно, в России должны быть созданы условия и определены направления этому способствующие.
Духовность и нравственность. Важное место в вопросах инновационного развития России должно отводиться духовно-нравственному возрождению нации, предполагающему следование духовным и культурным традициям, принятие высоких нравственных стандартов жизни, постоянное духовное напряжение и рост личности, основными регуляторами жизнедеятельности которой становятся высшие человеческие ценности - Родина, вера, добро, истина и т.п. «Духовно возрастая, мы преображаем самих себя, наши семьи, общественные отношения, мы преображаемся как народ» [9]. Духовное развитие подразумевает стремление людей к вершинам культуры и совершенствованию своих творческих способностей [8], что, в свою очередь, является основой формирования инновационной культуры общества.
Образованность. Еще одна обязательная составляющая инновационной культуры, способствующая модернизации России - образованность. Стратегией инновационного развития государства до 2020 года определены основные мероприятия по развитию кадрового потенциала. Одно из мероприятий - адаптация системы образования с целью формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, а также формирование системы непрерывного образования [1]. Эти мероприятия ориентированы в большей степени на
подрастающее поколение. Развитию инновационной культуры работающего населения будет способствовать пропаганда инновационного мышления, стимулирование инновационной активности, поддержка распространения знаний в обществе. Желание членов общества быть разносторонне образованными, заниматься обучением и самообучением, интеллектуально совершенствоваться, генерировать новые идеи и пути их внедрения - вот критерии, указывающие на высокий уровень инновационной культуры общества. Следует помнить, что именно образованность позволит человеку не потерять связь с традициями и духовными ценностями, являться одновременно и носителем традиционной культуры и обладателем творческого потенциала и инновационных качеств.
Закончить статью хочется призывом к гражданам России воспринять потребность в формировании высокой инновационной культуры как ответ на глобальный вызов ХХ1-го столетия и на базе многовекового культурного наследия сделать прорыв в использовании интеллектуального богатства для блага и процветания всего человечества [18].
Библиографический список
1. Распоряжение Правительства РФ №2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 08.12.2011 // Правовая система «Консультант».
2. Аванесова Г.А., Астафьева О.Н. Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика. - М.: Изд-во РАГС, 2004.
3. Белая О.П., Горовая В.И. Инновационное образовательное пространство и инновационная культура общества: диалектика взаимовлияния // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2010. - № 3. - С. 15-19.
4. Готово ли российское общество к модернизации? / под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, Н.Е. Тихоновой. - М.: Весь Мир, 2010.
5. Гофман А. Б. От какого наследства мы не отказываемся? Традиции и инновации в постсоветской России // Россия реформирующаяся: Ежегодник - 2004. - М.: Институт социологии РАН, 2004.
6. Делокаров К.Х., Любина О.Н. Человек инновационный // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты: сборник материалов VIII Международной научно-практич. конференции. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2013. - С. 134-141.
7. Карпова Ю.А. Инновационная среда как объект социологии инноватики: проблема управления // Социология инноватики. - 2008. - №10.
8. Кемеров В. Философская энциклопедия. - М.: Панпринт, 1998 [Электр. ресурс]: http://www.terme.ru/dictionary/183/word/duhovnost.
9. Кирилл, Митрополит Смоленский и Калининградский. Через духовное обновление русского народа к его национальному возрождению // Журнал Московской Патриархии. - М., 1995. - №1-4. -С.39-48 [Электр. ресурс]: http://www2.vrns.ru/.
10. Киричёк П. Культуры никогда не бывает в избытке // Государственная служба. - 2009. -
№1(57).
11. Любина О.Н. Инновационная культура как объект философского анализа // Управление мегаполисом. - 2012. - №6(30). - С. 139-145.
12. Матвеева А.И. Путь духовной социализации: от цивилизации - к культуре // Теория и практика общественного развития. - 2011. - №8. - С. 28-32.
13. Меликов В.В. Введение в текстологию традиционных культур (на примере «Бхагавадгиты» и других индийских текстов). - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999.
14. Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. Национальные особенности инноваций и социально-философский прагматизм // Инновационный человек и инновационное общество. - Н.:ФСПИ «Тренды», 2012.
15. Санто Б. Сила инновационного саморазвития // Инновации. - 2004. - №2. - С. 5-15.
16. Сараф М.Я. Цивилизационная инвариантность проблемы традиционализма и новаторства // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 8. - М.: ИНИОН РАН, 2013. - Ч.2.
17. Семенов Ю. Н. Объективный критерий общественного прогресса // Диалектика современного общественного развития. - М.: Наука, 1966.
18. Хартия инновационной культуры // Инновации. - 1999. - №9-10.