11. Эпидемиология сахарного диабета и прогноз его распространенности в Российской Федерации / Ю. И. Сунцов, Л. Л. Болот-ская, О. В. Маслова и др. // Сахарный диабет. 2011. Т. 14, № 1. C. 15-19.
12. Чурекова Т. М. Актуализация самостоятельной работы студентов в условиях реализации ФГОС // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 4 (28). С. 162-166.
13. Эндокринология: национальное руководство / под ред. И. И. Дедова, Г. А. Мельниченко. М., 2016. 741 с.
14. IDF Diabetes Atlas (8th edition) [Электронный ресурс)]. URL: доступно на www.diabetesatlas.org.
References
1. Algoritmy spetsializirovannoy meditsinskoy pomoshchi bol'nym sakharnym diabetom [Algorithms of specialized medical care for patients with diabetes]. Eds. I. I. Dedov, M. V. Shestakova. Diabetes Mellitus, 2017, vol. 20, no. 1s, pp. 1-112. (In Russian).
2. Artiukhina A. I., Chumakov V. I. Interaktivnye metody obucheniia v meditsinskom vuze [Interactive teaching methods in a medical school]. Volgograd, 2012, 212 p. (In Russian).
3. Dedov I. I., Shestakova M. V., Vikulova O. K. Epidemiologiya saharnogo diabeta v Rossijskoj Federacii: kliniko-statisticheskij analiz po dannym Federal'nogo registra saharnogo diabeta [Epidemiology of diabetes mellitus in Russian Federation: clinical and statistical report according to the federal diabetes registry]. Diabetes Mellitus, 2017, vol. 20, no. 1, pp. 13-41. (In Russian).
4. Dreval А. V. Kak postavit' tochnyi diagnoz? [How to make an accurate diagnosis]. Moscow, 2010. 304 p. (In Russian).
5. Zapevina V. V., Skibitskii V.V., Oleinik N.I. Situatsionnaia zadacha kak metod aktivnogo obucheniia I razvitiia professional'noi kompetentnosti [Situational task as a method of active learning and the development of professional competence]. International Journal of Professional Education, 2014, no. 4-1, pp. 108-110. (In Russian).
6. Prirodova O. F., Nikis!"!™ V. B., Kuznetsova A. A. Modelirovanie sistemy nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniia prepodavatelei meditsinskogo vuza [Continuous pedagogical education simulation system of medical university teachers]. Professional Education in Russia and Abroad, 2017, no. 2 (26), pp. 60-68. (In Russian).
7. Razin M. P., Mishchenko I. Iu. Novaya obrazovatel'naya paradigma: formirovanie professional'nyh kompetencij vracha (skrytye rezervy) [New educational paradigm: doctors professional competence formation (hidden reserves)]. Vyatka Medical Herald, 2013, no. 3, pp. 42-44. (In Russian).
8. Razin M. P., Razin A. P. Prepodavanie klinichaeskikh distsiplin v meditsinskom vuze na sovremennom etape [Teaching clinical disciplines in a medical school at the present stage]. Advances in Current Natural Sciences, 2007, no. 3, p. 61. (In Russian).
9. Abdulkhabirova F. M. Endokrinologiya [Endocrinology]. Eds. I. I. Dedov, G. A. Melnichenko. Moscow, 2016, 591 p. (In Russian).
10. Smirnova T. I., Krukovsky S. B. Prakticheskie priemy obucheniya studentov na klinicheskoj kafedre [Practical methods of teaching students in the clinical department]. Smolensk Medical Almanac, 2017, no. 3, pp. 25-28. (In Russian).
11. Suntsov Y. I., Bolotskaya L. L., Maslova O. V., Kazakov I. V. Epidemiologiya saharnogo diabeta i prognoz ego rasprostranennostl v Rossijskoj Federacii [Epidemiology of diabetes mellitus and prognosis of its prevalence in the Russian Federation]. Diabetes Mellitus, 2011, vol. 14, no. 1, pp. 15-19. (In Russian).
12. Churekova T. M. Aktualizatsiia samostoiatel'noi raboty studentov v usloviiakh realizatsii FGOS [Actualization OF students' INDEPENDENT work in conditions of fses implementation]. Professional Education in Russia and Abroad, 2017, no. 4 (28), pp. 162-166. (In Russian).
13. Endokrinologiya: nacional'noe rukovodstvo [Endocrinology: national leadership]. Eds. I. I. Dedov, G. A. Melnichenko. Moscow, 2016, 741 p. (In Russian).
14. IDF Diabetes Atlas (8th edition). Available at: www.diabetesatlas.org.
УДК/uDC 378:004 С. В. Тихонов, И. В. Сухорукова
S. Tikhonov, I. Sukhorukova
инновационная концепция информатизации процесса обучения
INNOVATIVE CONCEPT OF INFORMATIZATION OF THE LEARNING PROCESS
Введение. В статье представлено исследование по проблеме реализации концепции электронного обучения. Предложена методика модернизации образовательного процесса, позволяющая обеспечить рынок онлайн-образования профессиональным электронным курсом, удовлетворяющим потребности обучающихся и преподавателей.
Методология. Исследование проводится на основе методов теории графов. Используются методы объектно ориентированного и гибридного программирования. В качестве системы верстки предлагается использовать бесплатную систему LaTeX на Perl. Для отрисовки графов по имеющемуся коду может быть использована система отрисовки графов Graphviz, система отрисовки диаграмм Xypic, псевдографика самого LaTeX и графическая система Tikz. Программным модулем является модуль языка C+ +.
Для решения задач используются гамма-алгоритм Татта, алгоритмы Форда — Фалкерсона и Дейкстры, методы теории алгоритмов.
Результаты. Реализована практическая задача создания дидактического и методического обеспечения образовательного процесса с применением технологий электронного обучения по теории графов, включая задачи по поиску эйлерова цикла и задачи о сетях. Разработанный курс позволяет студентам иметь удаленный доступ к заданиям, тестам и справочным материалам. При этом решена проблема организации удаленного доступа к материалам, вариативности и управления графическим контентом, необходимым для некоторых дисциплин.
Заключение. Информатизация системы образования способствует повышению качества традиционной образовательной системы, выводит ее на новый виток развития, включающий оптимизацию взаимодействия между преподавателем, обучающимся и компьютерными технологиями. Применение разработанной концепции ведет к изменению формы и методов проведения учебных занятий, способствует творческой реализации педагога, необходимости повышения его квалификации, профессионального роста.
Introduction. The article presents a study on the implementation of the concept of online-learning. The method of modernization of the educational process, allowing to provide the market of online education professional online-course that meets the needs of students and teachers is presented.
Methodology. The study is based on the methods of graph theory. Methods of object-oriented and hybrid programming are used. As a layout system, it is proposed to use a free LaTeX system in Perl. For drawing graphs according to the available code can be used in the system Graphviz graph rendering, the rendering system diagrams Xypic, the graphics of the LaTeX and the Tikz graphics system. The program module is the C++ language module.
To solve the problems, we use the Tutt gamma algorithm, Ford — Falkerson and Dijkstra algorithms, and methods of algorithm theory.
Results. The practical task of creating didactic and methodological support of the educational process with the use of online-learning technologies in graph theory, including the problem of finding the Eulerian cycle and the problem of networks is realized. The developed course allows students to have remote access to tasks, tests and reference materials. At the same time, the problem of remote access to materials, variability and management of graphic content necessary for some disciplines is solved.
Conclusion. Informatization of the education system improves the quality of the traditional educational system, brings it to a new stage of development, including the optimization of interaction between the teacher, students and computer technology. The application of the developed concept leads to a change in the form and methods of training, promotes the creative implementation of the teacher, the need to improve his skills, professional growth.
Ключевые слова: информатизация образования, электронный курс, образовательные технологии, онлайн-обучение, теория графов.
Keywords: Informatization of education, electronic course, educational technologies, online learning, graph theory.
Введение
На современном этапе развития общества предполагается наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Одним из наиболее ценных ресурсов являются знания и компетенции, получаемые студентами в ходе обучения. Инновационные образовательные технологии позволяют студентам приобретать необходимые навыки, способствующие повышению их профессионального уровня. Потребности общества сформировали предпосылки к появлению новых образовательных технологий, неслучайно появился даже новый термин «электронное образование». В рамках электронного образовательного ресурса всегда понимают процесс обучения с использованием преимуществ современных технических средств, информационных технологий, непосредственный обмен по всем каналам связи, в том числе и телекоммуникационным сетям, между преподавателем и обучающимся [1-2]. Взаимодействие осуществляется с помощью компьютерных технологий, интерактивных мультимедиасредств, обучение ведется с помощью вебинаров и онлайн. Достаточно интенсивное применение современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) способствует популяризации и доступности образования для широких слоев населения, проживающих в различных субъектах РФ, в том числе и удаленных.
Электронное образование включает самостоятельную работу студента с электронными учебными пособиями, регулярные консультации преподавателя по всем вопросам в рамках изучаемой дисциплины, обеспечение необходимой учебной литературой, виртуальную среду взаимодействия. Внедрение электронного обучения позволяет участвовать в получении новых знаний тем слоям населения России, которые в силу возрастных, территориальных, физических, национальных специфик не имеют возможности получать знания в традиционной системе образования [3-5]. Для большого числа потребителей электронное образование с финансовой точки зрения является более доступным. Электронный курс способствует возможности карьерного роста и получению тех знаний и профессиональных компетенций, которые нужны каждому обучающемуся индивидуально. Использование современных компьютерных средств повышает качество учебных программ и курсов, позволяет реализовать новые образовательные стандарты преподавания, способствует возможности получения непрерывного образования.
Методология
Исследование проводится на основе методов теории графов. Используются методы объектно ориентированного и гибридного программирования. В качестве системы верстки предлагается использовать бесплатную систему LaTeX на Perl. Для отрисовки графов по имеющемуся коду могут быть использованы системы отрисовки графов Graphviz, диаграмм Xypic, псевдографика самого LaTeX и графическая система Tikz. Программным модулем является модуль языка С++.
Для решения задач используются гамма-алгоритм Татта, алгоритмы Форда — Фалкерсона и Дейкстры, методы теории алгоритмов.
Результаты
Актуальность данного исследования во многом определена тем обстоятельством, что до настоящего времени ощущается нехватка необходимых учебников и задачников для реализации концепции электронного обучения. Сложно ориентироваться только на зарубежные учебные пособия [6-7]. Особую актуальность тема исследования приобретает в связи с учетом наличия санкций со стороны большинства европейских стран, США и др. Приоритетной задачей настоящего методологического исследования является информатизация всего процесса обучения, при которой студент должен иметь удаленный доступ к заданиям, тестам и справочным материалам.
Большой проблемой в организации удаленного доступа к материалам является сложность в предоставлении, вариативности и управлении графическим контентом, необходимым для некоторых наук. Хорошим примером служит теория графов, предполагающая большое количество графических изображений.
Пример. Дана система труб, соединяющих источник воды и потребителя. Известна пропускная способность каждой трубы. Необходимо определить, какое количество воды можно доставлять до потребителя по этой системе за единицу времени.
Такая задача называется задачей о максимальном потоке и решается с помощью алгоритма Форда — Фалкерсона. Полное условие задачи представляет собой перечисление труб, их соединений и пропускных способностей, то есть большой объем структурированных данных. Гораздо короче и нагляднее эти данные можно отразить в графическом виде. Ниже представлен пример такого графа.
Здесь вершины обозначают соединения труб, стрелки — это сами трубы, а числа на стрелках — их пропускную способность.
В работе рассмотрена задача создания большого количества различных однотипных единообразно оформленных задач по теории графов, включая задачи по поиску эйлерова цикла и о сетях.
Рассматривались следующие критерии для решения задачи:
• задачи должны иметь одинаковый вид вне зависимости от устройства, на котором они рассматриваются;
• графы должны быть нарисованы в векторном формате, что обеспечивает хорошее качество при изменении масштаба (это важно при использовании мобильных устройств);
• желательна возможность визуального редактирования и программного внесения изменений в рисунки;
• желательно создание шаблона внешнего вида (также визуально редактируемого), в который добавляются необходимые картинки;
• программное обеспечение должно быть свободным.
Таким образом, редактирование должно состоять из трех компонентов — шаблона задания, шаблона графа, допускающего визуальный контроль, и инструмента программного редактирования шаблона графа, позволяющего наполнять граф рендомизированными данными и решать в соответствии с этим задание, связанное с графом. Результат должен быть применим как в электронном, так и в печатном виде.
Вначале решим проблему выбора формата данных. Использование свободного программного обеспечения существенно снижает возможности текстового редактора. Окончательная страница может быть в форматах word и html или pdf. Формат html традиционно используется для веб-контента, однако плохо подходит для публикаций. Формат pdf создан как нередактируемый формат и имеет важную особенность — созданные в нем документы одинаково выглядят на различных системах воспроизведения, включая стационарные и переносные компьютеры, а также планшеты и смартфоны. Форматы word и html не обладают этим свойством, поэтому контент, содержащий большие картинки, будет по-разному выглядеть для разных пользователей. Отсюда следует, что наиболее подходящим форматом для вывода данных является pdf.
Остановимся теперь на выборе редактора. В качестве системы верстки предлагается использовать бесплатную систему LaTeX. Эта система является одним из стандартов де-факто в журналах технической направленности, так как позволяет получать документы типографского качества, содержащие большое количество графиков и формул, автоматически пронумерованных глав, разделов, ссылок и так далее. В качестве введения в систему LaTeX можно предложить [9]. LaTeX хорошо документирован, а почти все сложности, связанные с выводами той или иной информации (как правило, с изменением стилевого оформления), имеют решение на специализированных форумах. Система LaTeX не предоставляет каких-либо визуальных редакторов для редактирования текстов в его формате. Известно большое количество редакторов latex-текстов (более трех десятков согласно Википедии [8]), среди которых Winedt, Kile, LyX, Texmaker. Большинство этих редакторов требует написания текста и графики в виде последовательности команд. Многие из них предоставляют просмотр получаемого pdf-файла наскоро, однако само содержание имеет вид скорее программы, чем текста. Согласно приведенной ссылке на Википедии, имеется три редактора, предоставляющих визуальный стиль редактирования. Два из них являются платными, третий — свободным. Именно WYSYWIM редактор LyX видится наиболее подходящим для наших целей. Он обладает версиями под все основные платформы, позволяет использовать как визуальный, так и текстовый стиль редактирования [12]. Таким образом, наиболее подходящим редактором под шаблоны и графический контент является редактор LyX.
Далее остановимся на выборе средств создания графов. Система LaTeX позволяет включать в публикацию с помощью так называемых пакетов фрагменты, сгенерированные некоторыми другими программами. Например, можно использовать программы на Perl. Для отрисовки графов по имеющемуся коду могут быть использованы система отрисовки графов Graphviz и диаграмм Xypic, псевдографика самого LaTeX и графическая система Tikz. Каждая система имеет свои плюсы и минусы. Разберем их более подробно.
Псевдографика может использоваться для отрисовки графов с четко заданным положением вершин и линий. Она позволяет нарисовать практически любой граф. При небольшом (тем более рендомном) изменении графа возможны наложения разных частей графа друг на друга, несовпа-
дение исходных и предполагаемых положений элементов. Псевдографика является низкоуровневым и, следовательно, ресурсоемким средством рисования, поэтому мы не можем его рекомендовать для решения нашей задачи.
Система отрисовки графов Graphviz [Ю] — интеллектуальная система для рисования, которая берет на себя расположение вершин, расположение и форму ребер графа. Можно задать тип графа, в соответствии с которым будет применена та или иная схема прорисовки. Система рекомендуется в случаях, когда взаимное расположение вершин и ребер не так важно для поставленной задачи, поэтому их расположение можно отдать на откуп алгоритму. Пример — задача о поиске эйлерова цикла. В то же время в задаче о поиске плоской укладки планарного графа система может нарисовать такую укладку сразу, сделав тем самым задачу студента бессодержательной.
Синтаксис Graphviz очень прост и интуитивно понятен. Это делает пакет привлекательным для программной обработки (можно не только создавать и редактировать графы, но и извлекать информацию из имеющихся). Однако настройка пакета для работы с LaTeX достаточно сложна и несколько устарела.
Система Xypic занимается отрисовкой коммутативных диаграмм. Она входит в большинство дистрибутивов LaTeX и ставится по умолчанию. Вершины графа фиксируются как элементы некоторой таблицы и соединяются стрелками различной формы и цвета, на которые можно добавлять пометки (например, вес соответствующего ребра графа). При необходимости можно добавить пометку к вершине, она ставится на невидимую петлю около этой вершины.
В целом система Xypic хорошо подходит для отрисовки графов, имеющих направление, например, расположенных от источника к стоку в сетях. В то же время эта схема не очень подходит для графов с большим количеством вершин, не структурированных, например, по рангу. Таким образом, можно рекомендовать эту систему для задач на потоки, максимальное и минимальное расстояние в сетях, но она мало подходит для поиска эйлеровых циклов или отрисовки задач на плоские графы.
Графическая система Tikz [11]. Эта система основана на низкоуровневой системе pgf. Она имеет огромное разнообразие модулей, ориентированных на графические задачи и встраиваемых в файлы LaTeX. Модуль, отвечающий за рисование диаграмм, называется Tikz-cd. Его функциональность во многом схожа с функциональностью пакета Xypic, с теми же достоинствами и недостатками. Также существует модуль, конвертирующий команды Graphviz в команды Tikz. Это полезно, так как команды Graphviz хорошо обрабатываются программно.
Анализ всех представленных описаний показал, что ни одна система отрисовки графов не предлагает быстрого и удобного интерфейса, подходящего для всех видов графов. Наиболее правильным нам видится использование пакетов Graphviz и Tikz-cd для отрисовки эйлерова цикла и сетей соответственно. Высокоуровневых инструментов для отрисовки задачи о плоском графе на данный момент не существует, а наиболее подходящим инструментом является модуль Neato системы Graphviz.
Далее необходимо определиться с выбором программного модуля, который используется для создания из шаблона полноценных графов. Так как предполагается создание большого числа однотипных примеров, подобные графы должны строиться случайным образом. Рассматриваются два варианта — встроенный в LaTeX код на языке Perl и внешняя обработка на языке C++.
Perl — это интерпретируемый язык, поэтому его взаимодействие с основным текстом LaTeX ограничено. Тем не менее можно оформить шаблон графа в качестве макроса, с которым и будет работать интерпретатор.
Такой подход имеет сразу несколько недостатков:
• ограниченное количество переменных макроса (до десяти);
• невозможность получить два раза одинаковые примеры (датчик псевдослучайных чисел дает разные ответы);
• сложность с выписыванием ответов, так как интерпретатор получает граф там же, где и ответ на него, и не имеет возможности передавать построенные переменные в файл ответов;
• Perl чувствителен к количеству пробелов в строках; применение перевода latex-файла в perl-файл достаточно сложная процедура, и большинство конверторов не рассчитано на то, чтобы сохранять количество и расположение пробелов.
Некоторые из этих проблем решаемы (авторы имеют не связанные с графами контрольные, сгенерированные подобным образом), но в целом для решения подобных задач Perl не рекомендуется.
C++. Этот язык нельзя добавить в latex-файл, но с его помощью можно создать внешний модуль, в который можно загрузить имеющийся шаблон графа, вставить в него случайные числа,
вывести получившиеся задачи. Кроме того, по результатам работы модуль может запустить обработку получившегося latex-файла и сгенерировать окончательный результат в pdf. Также наряду с внешним набором задач модуль может использовать подключение модулей для получения ответа в задачах определенного типа.
Резюмируя все вышеизложенное, делаем следующий вывод: рекомендуемым программным модулем является модуль языка C++, для рисования графов рекомендуется следующая связка:
— низкоуровневая часть: система LaTeX, язык C++, pgf;
— высокоуровневая часть: редактор Lyx, произвольный редактор файлов С++, модули Graphviz и Tikz-cd для работы с LaTeX.
Технически в программе Lyx создаются шаблоны документа (например, билета) и соответствующих задач. Инструмент превью позволяет визуально контролировать, как выглядит этот шаблон. Далее программа, написанная на C++, читает шаблоны задачи, заменяет его параметры случайными числами и помещает результат в специальный файл, обрабатываемый системой LaTeX. После обработки получается большой список однотипных документов, содержащих графы.
Такой подход имеет важные преимущества. Шаблон и программа разделены, что позволяет редактировать шаблон без перекомпиляции программы.
В целом, можно констатировать, что имеющиеся на рынке инструменты не предоставляют полного решения рассматриваемой задачи. Указанная связка позволяет создавать однотипные задачи, но не идеально подходит для изображения некоторых классических графов. Кроме того, недостаточно хороша интеграция получившихся файлов с программами Microsoft Office. С другой стороны, использование шаблонов позволяет разделить программную и стилевую части оформления документа. Изменение шаблона не требует изменения программы.
Результаты данной работы применялись при составлении билетов и контрольных для дисциплин «Теория графов и сетей» и «Дискретная математика» в РЭУ им. Г В. Плеханова.
Так, например, выглядит шаблон задачи о максимальном потоке:
А так эта задача выглядит после обработки программой, и именно она предлагается для решения на итоговом контрольном срезе.
Задача 1. Построить максимальный поток для следующей сети:
Заключение
Предложенная нами методика модернизации образовательного процесса позволяет обеспечить рынок онлайн-образования профессиональным электронным курсом, удовлетворяющим потребности учащихся, студентов и преподавателей. Реализована практическая задача создания дидактического и методического обеспечения образовательного процесса с применением технологий электронного обучения. Студенты в рамках разработанного нами курса имеют удаленный доступ к заданиям, тестам и справочным материалам. При этом нами решена проблема организации удаленного доступа к материалам в предоставлении, вариативности и управлении графическим контентом, необходимым для некоторых наук.
Информатизация системы образования способствует повышению качества традиционной образовательной системы, выводит ее на новый виток развития, включающий оптимизацию взаимодействия между преподавателем, обучающимся и компьютерными технологиями. Применение разработанной нами концепции ведет к изменению формы и методов проведения учебных занятий, способствует творческой реализации педагога, необходимости повышения своей квалификации, профессионального роста.
Литература
1. Белоглазова Л. Б., Бондарева О. В. Электронные средства обучения как основа образовательного процесса в современной высшей школе // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2015. № 1. С. 35-40.
2. Сухорукова И. В., Мушруб В. А. Совершенствование методики преподавания теории опционов // Уральский научный вестник. 2016. Т. 8, № 2. С. 7-12.
3. Просвиркина И. И., Давыдова Е. А., Карабаева Е. М. Проблема передачи неявного знания при электронном обучении: возможность замены традиционного обучения электронным обучением // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 1-4 (67). С. 63-65.
4. Тархов С. В. Модели и механизмы управления адаптивным электронным обучением // Системы управления и информационные технологии. 2005. № 4 (21). С. 94-100.
5. Щукина О. А. Аспекты и критерии оценки качества управления электронным обучением: международный опыт // Нижегородское образование. 2012. № 3. С. 39-45.
6. Токтарова В. И. Управление электронным обучением в условиях адаптивной информационно-образовательной среды Вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12, № 1 (29). С. 96-101.
7. Sukhorukova I. V., Chistyakova N. A. Methodical aspects of actuarial mathematics teaching // Astra Salvensis. 2018. Vol. 6. P. 847-857.
8. Comparison of TeX editors [Electronic resource]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Comparison_of_TeX_editors.
9. Львовский С. М. Набор и верстка в системе LaTeX. М., 2003. 448 с.
10. Graphviz - Graph Visualization Software [Electronic resource]. URL: https://www.graphviz.org.
11. TikZ. LaTeX und Grafik [Electronic resource]. URL: http://tikz.de.
12. LyX - The Document Processor [Electronic resource]. URL: http://lyx.org.
References
1. Beloglazova L. B., Bondareva O.V. Elektronnyye sredstva obucheniya kak osnova obrazovatel'nogo protsessa v sovremennoy vysshey shkole [Electronic means of teaching as the basis of educational process at the modern higher school]. RUDN Journal of Informatization in Education, 2015, no. 1, pp. 35-40. (In Russian).
2. Sukhorukova I. V., Mushrub V. A. Sovershenstvovaniye metodiki prepodavaniya teorii optsionov [Improving the theory of options theory]. Uralsk Scientific Herald, 2016, vol. 8, no. 2, pp. 7-12. (In Russian).
3. Prosvirkina I. I., Davydova E. A., Karabaeva E. M. Problema peredachi neyavnogo znaniya pri elektronnom obuchenii: vozmozhnost' zameny traditsionnogo obucheniya elektronnym obucheniyem [Problem of transfer of implicit knowledge in e-learning and possibility of replacement of traditional teaching by e-learning]. International Research Journal, 2018, no. 1-4 (67), pp. 63-65. (In Russian).
4. Tarkhov S. V. Modeli i mekhanizmy upravleniya adaptivnym elektronnym obucheniyem [Models and control mechanisms of adaptive e-learning]. Management systems and information technology, 2005, no. 4 (21), pp. 94-100. (In Russian).
5. Schukina O. A. Aspekty i kriterii otsenki kachestva upravleniya elektronnym obucheniyem: mezhdunarodnyy opyt [Aspects and criteria for assessing the quality of e-learning management: international experience]. Education in Nizhny Novgorod, 2012, no. 3, pp. 39-45. (In Russian).
6. Toktarova V. I. Upravleniye elektronnym obucheniyem v usloviyakh adaptivnoy informatsionno-obrazovatel'noy sredy Vuza [Management of e-learning in the context of the adaptive electronic educational environment of the higher education institution]. Vestnik of the Mari State University, 2018, vol. 12, no. 1 (29), pp. 96-101. (In Russian).
7. Sukhorukova I. V., Chistyakova N. A. Methodical aspects of actuarial mathematics teaching. Astra Salvensis, 2018, vol. 6, pp. 847-857.
8. Comparison of TeX editors. Available at: https://en.wikipedia.org/wiki/Comparison_of_TeX_editors. (In English).
9. L'vovskiy S. M. Nabor i verstka v sisteme LaTeX [Set and layout in the LaTeX system]. Moscow, 2003, 448 p. (In Russian).
10. Graphviz - Graph Visualization Software. Available at: https://www.graphviz.org. (In English).
11. TikZ. LaTeX und Grafik. Available at: http://tikz.de. (In English).
12. LyX - The Document Processor. Available at: http://lyx.org. (In English).