Научная статья на тему 'Инновационная готовность педагога как фактор коррекции консерватизма в его профессиональной деятельности'

Инновационная готовность педагога как фактор коррекции консерватизма в его профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
588
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСЕРВАТИЗМ / ИННОВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА / РЕСУРС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ФАКТОР КОРРЕКЦИИ КОНСЕРВАТИЗМА / TEACHER'S INNOVATIVE READINESS / CONSERVATISM / RESOURCE OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT / FACTOR OF CONSERVATISM CORRECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибатуллина Елена Юрьевна

Освещены способы реализации инновационной готовности педагога как фактора коррекции консерватизма в его профессиональной деятельности. Описанный эксперимент является проверкой эффективности технологического обеспечения ресурса образовательной среды школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are covered the ways of realization of a teachers innovative readiness as the factor of conservatism correction in his professional work. The described experiment is the efficiency check of the resource of a secondary schools technological support.

Текст научной работы на тему «Инновационная готовность педагога как фактор коррекции консерватизма в его профессиональной деятельности»

ЕЮ. ИБАТУЛЛИНА (Астрахань)

инновационная готовность педагога как фактор коррекции консерватизма в его профессиональной деятельности

Освещены способы реализации инновационной готовности педагога как фактора коррекции консерватизма в его профессиональной деятельности. Описанный эксперимент является проверкой эффективности технологического обеспечения ресурса образовательной среды школы.

Ключевые слова: консерватизм, инновационная готовность педагога, ресурс образовательной среды, фактор коррекции консерватизма.

Изменения в российском обществе за последние десять лет значительно повысили требования к качеству образования. Необходимость интеграции Российской Федерации в единое экономическое пространство Европейского союза, введение новых государственных образовательных стандартов, принятие целого ряда нормативно-правовых документов в сфере образования обозначили в качестве ведущих приоритетов подготовку молодого поколения, готового жить и действовать в информационном обществе, способного адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, стремящегося к творческой преобразующей деятельности и выходу за пределы стандартного опыта. И.В. Бестужев-Лада отмечает, что образование в XXI в. призвано быть образованием для всех, оно призвано носить творческий и новаторский характер. В мире, где изменчивость стала чертой не только научного и технологического прогресса, но и образа жизни масс, школы и университеты обязаны как передавать новым поколениям ранее накопленные знания, так и готовить их к решению проблем, с которыми личность и общество еще никогда ранее не встречались [1].

Однако ныне действующая педагогическая система не готовит выпускника к жизни в инновационном обществе, что объясняется массовым консерватизмом педагогов, переходящим в крайнем своем проявлении в догматизм педагогического мышления и косность. основная причина, по мнению большинства исследователей, состоит в сложившемся у пе-

дагогов еще в процессе их обучения в вузе и закрепившемся последующей практикой образе мышления, ориентированном на репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков, приверженность стереотипам и традиционным алгоритмам деятельности. Рецептур-ность, шаблон, неприязнь к педагогической теории, ориентация на методические установки свыше, неприятие чужого положительного опыта - вот далеко не полный перечень недостатков, которые формируют такой феномен, как консерватизм педагога. В педагогическом консерватизме есть свои плюсы (стабильность, устойчивость образовательной системы) и минусы (неприятие инновационных преобразований), что объясняет необходимость его коррекции.

Как показывает анализ эффективной педагогической практики, включение педагогов в инновационный процесс способствует формированию инновационной готовности педагога, которая выступает как фактор коррекции консерватизма в его педагогической деятельности. Инновационность и консерватизм являются диалектическими противоположностями целостного процесса педагогической деятельности. Таким образом, инновационную готовность педагога можно рассматривать как фактор, позволяющий в профессиональной деятельности педагога снизить негативные проявления консерватизма и сформировать у педагога инновационный стиль его профессиональной деятельности.

В.А. Сластенин отмечает, что инновационная направленность педагогической деятельности предполагает включение педагогов в процесс создания, освоения и использования педагогических новшеств в практике обучения и воспитания, создание в школе определенной инновационной среды, что, в свою очередь, требует формирования инновационной готовности педагога к работе в новых условиях. Педагогическая практика показывает, что для эффективного обеспечения процесса непрерывного профессионального развития педагога необходимы следующие два основных фактора: психологическая готовность педагога к инновационной деятельности и, как показывают наши исследования, особая группа навыков и умений рефлексивно-аналитического и деятельностно-практического порядка, требующие коррекции устоявшихся способов педагогической деятельности, которые стали тормозить как личностно-профессиональное развитие педагога, так и сам учебный процесс. А

© Ибатуллина Е.Ю., 2012

это, в свою очередь, вызывает необходимость переориентации всех институционализированных форм профессионального образования на задачи поддержки педагога в его стремлении к непрерывному профессиональному росту, выявлению и коррекции консерватизма.

Анализ научно-педагогических исследований позволяет сделать вывод о том, что в педагогической науке сложились теоретические предпосылки для исследования инновационной готовности педагога как фактора, позволяющего, с одной стороны, снижать степень консерватизма, а с другой - повышать уровень инновационной педагогической деятельности. Основанием для такого вывода послужили исследования В.И. Антонюка, А.Л. Бесшапош-никова, Н.А. Ильина, М.В. Кроза, В.В. Силь-вестрова, О.С. Советова, которые в своих работах рассмотрели инновационную готовность как фактор, способный изменить устоявшиеся стереотипы педагогической деятельности и способствовать коррекции консерватизма. Все это возможно при создании ресурса инновационной образовательной среды.

Поиском путей, способов и приемов внедрения педагогических инноваций в образовательную практику занимались такие ученые, как В.П. Беспалько, Т.В. Воронцова,

В.Е. Гмурман, А.А. Деркач, М.М. Поташник,

О.Г. Хомерики, разработавшие источники инновационных идей, выявившие факторы, способствующие внедрению инноваций в педагогическую практику. В работах Е.И. Агарковой,

Н.М. Борытко, Н.Л. Селивановой, П.В. Степанова, В.Ф. Мильцовой и др. исследуются социальные, дидактические, организационные, мониторинговые и другие аспекты формирования инновационной готовности педагога.

Наряду с теоретическими сформировались и практические предпосылки. К ним относятся:

- целевой национальный проект «Образование», в котором отмечается необходимость приведения образовательной деятельности учебных учреждений в соответствие с требованиями современного информационного и постиндустриального общества;

- Федеральный государственный образовательный стандарт, в котором прямо ставится задача внедрения инноваций в современный образовательный процесс, формирования у учащихся компетенций, позволяющих успешно адаптироваться в обществе.

Анализ теоретических источников и практики работы общеобразовательных школ показал, что инновационная готовность педагога как фактор коррекции консерватизма в его

профессиональной деятельности не используется, отсутствует целостная система работы по коррекции консерватизма. Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что инновационная готовность педагога становится фактором коррекции профессионального консерватизма, если:

- консерватизм понимается как барьер в достижении результативности в профессиональной деятельности педагога;

- инновационная готовность педагога рассматривается как фактор коррекции консерватизма, позволяющий, не ломая стиля его деятельности, повысить ее результативность;

- развитие инновационной готовности педагога проявляется в изменении стиля педагогической деятельности, педагогического мышления, способов, форм, методов и средств осуществления профессиональной деятельности; деятельность педагога носит целенаправленный результативный характер;

- технологическое обеспечение образовательной среды школы используется педагогами как ресурс развития инновационной готовности.

В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:

1) выделить значимые для профессиональной деятельности педагога критерии консерватизма;

2) выявить содержательные характеристики инновационной готовности педагога как фактора коррекции консерватизма в его профессиональной деятельности;

3) апробировать структурно-динамическую модель реализации инновационной готовности педагога в его профессиональной деятельности;

4) разработать технологическое обеспечение реализации ресурса образовательной среды школы в развитии инновационной готовности педагога.

Проведенный анализ работ М.В. Кларина, Н.И. Лапина, В.Я. Ляудис, Н.Я. Найна, А.И. Пригожина, В.А. Сластенина, Н.Р. Юсуф-бековой позволил прийти к выводу, что консерватизм является качеством, субстанционально и функционально связанным со всеми основными компонентами структуры профессиональной деятельности педагога (целевым, процессуально-содержательным, когнитивным, эмоционально-волевым, поведенческим), и является одним из главных элементов анти-инновационного барьера в профессиональной деятельности педагога. В процессе теоретического анализа были выявлены критерии консерватизма:

- когнитивный - уровень теоретической подготовки педагогов в области теории педагогики, знание основ инновационной педагогики;

- аксиологический — профессиональные ценности, уровень профессионального сознания, ценностное отношение к инновациям;

- мотивационно-поведенческий - инновационная активность;

- деятельностно-регулятивный - степень владения педагогом современными инновационными методами в его профессиональной деятельности.

Выявленные критерии консерватизма позволили разработать систему его оценки в профессиональной деятельности педагога и послужили основой для разработки структурнодинамической модели формирования инновационной готовности педагога к профессиональной деятельности. На основе вышесказанного были сформулированы основные подходы и разработано технологическое обеспечение формирования и реализации ресурса инновационной образовательной среды, включающие стартовую установку к изменениям в собственной профессиональной деятельности и одновременно способность к достижению необходимого позитивного результата. Разработана структурно-динамическая модель реализации инновационной готовности педагога в профессиональной деятельности, которая представляет собой, во-первых, процесс формирования профессионально значимых качеств педагога, необходимых для совершенствования профессиональной деятельности, во-вторых, коррекцию качеств, препятствующих формированию инновационной готовности, в-третьих, использование ресурса инновационной образовательной среды школы в развитии инновационной готовности педагога.

В начале опытно-экспериментальной работы была выявлена степень консерватизма в профессиональной деятельности педагогов, а также определены критерии консерватизма. Комплексное (применялся комплекс методик) исследование охватывало 188 педагогов г. Астрахани и Астраханской области, в т.ч. контрольную группу (КГ) - 94 респондента из 8 муниципальных образовательных учреждений и экспериментальную группу (ЭГ) - 94 респондента из 3 областных государственных образовательных учреждений.

Результаты исследования показали низкий уровень мотивационной готовности к инновационной деятельности, приверженность традиционным формам обучения, что свидетельствует о высоком уровне консерватизма сре-

ди педагогов. Обращает на себя внимание тот факт, что основными направлениями применения инноваций педагоги считают инновации в технологиях обучения, средствах и в организации учебного процесса, и только 15,8% педагогов в ЭГ и 10% в контрольной группе полагают, что инновации должны применятся в содержании обучения. В результате бесед с педагогами было выявлено, что большинство из них относятся к инновациям как к некоторой моде и не видят в них важного средства повышения эффективности педагогического труда.

В ходе констатирующего эксперимента использовались методики 1, 3, 6, 10 - по оценке уровня знаний педагогов в области педагогической инноватики (когнитивный критерий), который показал, что у достаточно большого количества педагогов в ЭГ (40%) и у более половины учителей в КГ (51,2%) низкие знания по педагогической инноватике. Таким образом, проведенный констатирующий эксперимент показал низкий уровень инновационной готовности у участников эксперимента на начало эксперимента по всем критериям.

Целью формирующего эксперимента являлась проверка эффективности технологического обеспечения ресурса образовательной среды школы к инновационной готовности педагога через реализацию структурнодинамической модели. Формирующий эксперимент складывался из двух этапов: профессионально-тренировочный (включение педагогов в разноуровневые группы в соответствии с результатами диагностики, изучение теоретических основ инновационной педагогической деятельности, современных технологий обучения, организация системы специальных психолого-педагогических тренингов); профессионально-результативный (включение педагогов в практическую профессиональную деятельность, проектирующую различные ситуации, требующие актуализации теоретических знаний, профессионального сознания, педагогических ценностей, инновационной активности). В ходе опытно-экспериментальной работы осуществляли отбор и проверку наиболее эффективных методик, используемых педагогами в работе с обучающимися, которые позволили достигать поставленной цели исследования — инновационной готовности педагога как фактора коррекции консерватизма в его профессиональной деятельности.

Эксперимент показал устойчивую тенденцию результатов формирования инновационной готовности педагога в профессиональной деятельности через ее реализацию в

структурно-динамической модели. Анализ полученных данных показывает, что у педагогов экспериментальной группы изменилось отношение к использованию инноваций. 56,6% педагогов ЭГ намерены использовать инновации либо постоянно, либо эпизодически по сложившимся обстоятельствам, тогда как на этапе констатирующего эксперимента таких педагогов было 35,5%, в контрольной группе (КГ) - 21%. Самый показательный результат представлен в графе «Затрудняюсь ответить»: если на этапе констатирующего эксперимента 34,6% педагогов КГ на этапе формирующего эксперимента так и не смогли определиться в своем отношении к использованию педагогических инноваций, то в экспериментальной группе таких осталось всего 8,4%.

Таким образом, за время формирующего эксперимента, обеспеченного технологическим сопровождением реализации ресурса образовательной среды школы, произошли существенные изменения в направленности и структуре мотивов участников эксперимента, в их отношении к использованию инноваций в профессиональной деятельности. Сравнение контрольных и экспериментальных данных позволило сделать следующие выводы. Критерии консерватизма позволили разработать систему оценки степени консерватизма в профессиональной деятельности и учесть их в процессе формирования инновационной готовности педагога к профессиональной деятельности. Анализ экспериментальных данных привел нас к выводу о том, что инновационная готовность может выступать фактором коррекции консерватизма при условии использования педагогом ресурса инновационной образовательной среды.

К содержательным характеристикам инновационной готовности как фактора коррекции были отнесены такие функции, как познавательно-гносеологическая, гностическая, профессионально-коммуникативная, профессионально-воспитывающая, профессионально-развивающая, мотивационно-стимули-рующая, прогностическая. В совокупности они обеспечивают коррекцию консерватизма в профессиональной деятельности педагога.

Структурно-динамическая модель позволяет обеспечить построение и функционирование целостного процесса формирования инновационной готовности педагога в профессиональной деятельности, в которой сформированность компонентов инновационной готовности может находиться на различных уровнях, негативные аспекты консерватизма успешно поддаются коррекции, а такой аспект консерватизма, как тради-

ционность, не препятствует формированию у педагогов инновационной готовности.

Реализация ресурса инновационной образовательной среды в деятельности педагога возможна при условии сформированного технологического обеспечения, включающего стартовую установку к изменениям в собственной профессиональной деятельности, развитие инновационной готовности педагога обеспечивается через технологическое сопровождение реализации ресурса образовательной среды школы и включение в нее педагога.

литература

1. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. Размышления социолога. М. : Педагогика, 1988.

2. Борытко Н.М. Воспитание как педагогика бытия // Педагогический журнал. 2004. №2.

3. Воронцова В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога. Псков : Изд-во ПОИПКРО, 1997.

4. Гурман В.Е. Теория моделирования педагогических систем. М. : Высш. шк., 2005.

5. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество преподавателя. М., 2000.

6. Интеграция образования, науки и экономики // Аккредитация в образовании. 2009. № 35.

С. 7 - 11.

7. Сергеев Н.к. теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя : автореф. дис. ... д-ра пед. наук в форме науч. докл. Волгоград, 1998.

8. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М. : Логос, 1999.

9. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М. : Академия, 2000.

10. Bottcher Wolfgang. Wissen, Kompetenz, Bil-dung, Erziehung oder was? Zur Diskussion um Stan-dardisirung in der allgemeinbildenden Schule // Kom-petenzentwichklung in der Beruflichen Bildung. Leske+Budrich, Opladen, 2002.

Teacher’s innovative readiness as the factor of conservatism correction in professional work

There are covered the ways of realization ofa teacher’s innovative readiness as the factor of conservatism correction in his professional work. The described experiment is the efficiency check of the resource of a secondary school’s technological support.

Key words: conservatism, teacher’s innovative readiness, resource of educational environment, factor of conservatism correction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.