Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА: ПУТИ РАЗВИТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ'

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА: ПУТИ РАЗВИТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / инновационные технологии / инновационная деятельность / цифровые технологии / индустрия туризма и гостеприимства / гостиничные услуги / туризм

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилова А.А., Соловская А.В., Султаева Н.Л.

В данной статье содержатся теоретические основы понятия «инновации», история зарождения этого термина, его проблематика, также рассмотрены функции инноваций в индустрии туризма и гостеприимства. Далее в статье рассматривается значение термина «инновационная деятельность» и ее направления развития. Во многих странах мира весомую часть дохода занимают средстве, полученные от туристов, поэтому многие страны проводят ряд основных мероприятий на гостиничном и туристическом рынке, чтобы увеличить прибыль. Всеми известная пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 весомо подкосила состояние мировой экономики, уровень туристического потока сократился до минимума, но после спада пандемии, многие страны активно начали внедрять новые мероприятия по привлечению туристов, разрабатывали программы лояльности и меры государственной поддержки внутреннего и внешнего туризма, чтобы снова индустрия туризма и гостеприимства была одной из самых востребованных. Инновации все глубже и глубже с каждым годом меняют туристическую отрасль, одними из интересных примеров по внедрению новых технологий являются гостиничные сети Aloft и Yotel, которые заменили роботами почти все позиции в отеле. Гостя встречает робот-носильщик, регистрирует и выселяет гостя тоже робот, в номерах установлены робот-системы «Умный дом». В работе индустрии туризма и гостеприимства очень важен человеческий фактор, в ближайшее время понадобятся кадры, которые могут без проблем овладеть техникой, готовы учиться, креативить и изобретать. Внедрение инноваций в повседневную жизнь людей приведет к повышению занятости, повышению заработной платы работников периферии от информационной деятельности за счет удаленной работы и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА: ПУТИ РАЗВИТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ»

УДК 379.85

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА: ПУТИ РАЗВИТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ.

Данилова А.А.

Студент бакалавриата Высшей школы сервиса

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация SanyaDanilova3@yandex.ru Соловская А.В.

Студент бакалавриата Высшей школы туризма и гостеприимства

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Москва, Российская Федерация

Madam-solowsckaia@yandex.ru

Научный руководитель:

Султаева Н.Л.

Канд. тех. наук, доцент Высшей школы сервиса

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Москва, Российская Федерация

sultaeva@gmail.com

Аннотация. В данной статье содержатся теоретические основы понятия «инновации», история зарождения этого термина, его проблематика, также рассмотрены функции инноваций в индустрии туризма и гостеприимства. Далее в статье рассматривается значение термина «инновационная деятельность» и ее направления развития. Во многих странах мира весомую часть дохода занимают средстве, полученные от туристов, поэтому многие страны проводят ряд основных мероприятий на гостиничном и туристическом рынке, чтобы увеличить прибыль. Всеми известная пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 весомо подкосила состояние мировой экономики, уровень туристического потока сократился до минимума, но после спада пандемии, многие страны активно начали внедрять новые мероприятия по привлечению туристов, разрабатывали программы лояльности и меры государственной поддержки внутреннего и внешнего туризма, чтобы снова индустрия туризма и гостеприимства была одной из самых востребованных. Инновации все глубже и глубже с каждым годом меняют туристическую отрасль, одними из интересных примеров по внедрению новых технологий являются гостиничные сети Aloft и Yotel, которые заменили роботами почти все позиции в отеле. Гостя встречает робот-носильщик, регистрирует и выселяет гостя тоже робот, в номерах установлены робот-системы «Умный дом». В работе индустрии туризма и гостеприимства очень важен человеческий фактор, в ближайшее время понадобятся кадры, которые могут без проблем овладеть техникой, готовы учиться, креативить и изобретать. Внедрение инноваций в повседневную жизнь людей приведет к повышению занятости, повышению заработной платы работников периферии от информационной деятельности за счет удаленной работы и т.д.

Ключевые слова: инновации, инновационные технологии, инновационная деятельность, цифровые технологии, индустрия туризма и гостеприимства, гостиничные услуги, туризм

Индустрия туризма и гостеприимства в настоящее время является одной из самых востребованных и популярных не только в России, но и во всем мире в целом. Растущая с огромной скоростью база индустрии туризма и гостеприимства за последние десятки лет

превратилась в мощный аппарат, который приносит крупные доходы и огромную выручку владельцам гостиничных предприятий и туристических фирм. Современная реальность полна инновациями и новшествами, залог хорошего бизнеса - это идти в ногу со временем и уметь качественно выполнять все требования клиентов, которые растут с неимоверной скоростью каждый день. Внедрение инноваций в сферу туризма и гостеприимства неизбежно и это можно подтвердить тем, что, если проводить анализ последних поколений людей, то можно увидеть, как кардинально меняются их потребности, их стиль жизни и отношение к научно-техническому прогрессу. Впервые с таким термином как инновации люди столкнулись в работе Йозефа Алоиза Шумпетера «Теория экономического развития» (1911 г.), который впервые ввел этот термин в экономический оборот. Й. Шумпетер понимает под инновациями новую научно организационную комбинацию производственных факторов, организацию, мотивированную предпринимательским духом особого типа предпринимателя, а именно «новатора [7].

В мировой экономической литературе инновации позиционируют как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, который воплощается в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране разрабатывалась в рамках экономический исследований Научно-техническим прогрессом на протяжении долгого времени. Очевидно, что инновации тесно переплетаются с Научно-техническим прогрессом и являются его результатом. НТП стимулирует качественные преобразования материального производства и непроизводственной сферы, а также ведет к повышению производительности труда и является частью социального прогресса [1].

В индустрии туризма и гостеприимства инновации рассматриваются как процесс внедрения новых и изменение существующих продуктов и услуг на более совершенствованные услуги (транспортные, гостиничные и др.), также освоение новых рынков, внедрение новых форм организационно-управленческой деятельности, передовых информационных и телекоммуникационных технологий, новых ранее неизвестных методов обслуживания, разработка организации необычных туров.

Основные функции инноваций в индустрии туризма и гостеприимства:

- Способствуют повышения производительности труда и качеству производства, вследствие сокращают различные категории затрат.

- Являются результатом применения творческих возможностей и знаний конкретного человека и его интеллекта, что, в свою очередь, стимулирует дальнейший рост творческой деятельности.

- Повышают уровень жизни каждого человека общества в целом из-за разнообразия и качества производимой продукции и услуг.

Сопутствующие продукты вводятся на рынок для результативного продвижения основного продукта. Они помогают туристическому бизнесу с процессом продажи основного продукта и позволяют значительно увеличить прибыль гостиничного предприятия или туристической фирмы. Весомая часть сопутствующего продукта существует как продолжение основного продукта, это является частью организационно-управленческого менеджмента. Это инновации состоят из управленческих, социальных, маркетинговых, социальных, юридических нововведений.

По характеру удовлетворяемых потребностей клиентов классификация туристических и гостиничных инноваций выделяет инновации, связанные с удовлетворение уже существующих потребностей, а также инновации, направленные на создание новых потребностей у потребителей. Осуществляемые организациями индустрии туризма и гостеприимства нововведения, как правило направлены на удовлетворение имеющихся потребностей, но имеет место быть и нововведениям, включающих потенциал для дальнейшего перспективного развития туристического бизнеса [3].

По степени появления гостиничные инновации можно разделить на подлинные новинки, т.е уникальные продукты, где рынок испытывает действительную потребность, и имитации, то есть новые продукты для конкретного отеля или туристического продукта, но не для рынка в целом.

К инновационной деятельности в туризме относится вся деятельность в рамках инновационного процесса, который включает в себя поиск новых клиентов, информационное обеспечение имеющейся конкурентной среды и потребительских свойств товаров бизнесов-конкурентов, а также маркетинговые исследования рынка и поиск новых потребителей и новаторских решений и предложений, партнеров по внедрению инновационных проектов.

Ядром всей инновационной сферы деятельности в сфере туризма является производственное предприятие. Технологический уровень предприятия туристического бизнеса, эффективность производства и конкурентоспособность продукции, как по функциональному совершенству и цене. Устойчивый и возрастающий спрос на новые технологии, знания для их использования и на продукты, системы и методы, которые получают в конце функционирования предприятия определяют его стабильное финансовое положение

Инновационная деятельность - совокупность научных, технологических, финансовых, коммерческих предприятий, которые в будущем приводят к самим

инновациям. К основным направлениям инновационной деятельности в сфере туризма и гостеприимства относят:

- Выпуск новых видов гостиничных услуг, ресторанного продукта, гостиничного продукта и т.д.

- Использование новых технологий и техники в производстве традиционных продуктов.

- Поиск, выявление и использование новых рынков сбыта продукции и услуг.

- Использование новых туристских ресурсов, ранее не использовавшихся.

- Изменение имеющегося и разработка нового производства и потребления традиционного туристского продукта и услуг (новый маркетинг, новый менеджмент) [2].

В каждой отрасли экономики существуют свои особенности и нюансы, от которых зависит ее успешность и развитие, индустрия туризма и гостеприимства не исключение. В некоторых странах доход от этих отраслей является основным и составляет весомую часть в бюджете государства. Для того чтобы увеличивать доход государство или предприниматели принимают ряд основных мероприятий на гостиничном и туристическом рынке.

Перечислим некоторые из них:

- Внедрение и продвижение ранее не существовавших видов услуг: новые туры, сотрудничество с авиаперевозчиками, отелями, ресторанами, туристические маршруты.

- Осуществление новых рекламных компаний. В нашем быстроразвивающимся мире важно иметь хорошую, отличающуюся от других рекламную компанию, которая вызовет интерес у потенциального клиента и заставит его обратиться именно в эту туристическую компанию или остановиться именно в этом отеле.

- Создание и поддержание положительной репутации у возможных клиентов, улучшение сервиса, введение программы лояльности посредством скидок и акций.

- Использование информационных технологий, а именно разработка и создание комфортных для клиента средств поиска и донесения информации, сайтов, приложений для смартфонов, установка в номерах отелей системы «умный дом».

Всеми известная пандемия коронавирусной инфекции СОУГО-19 внушительно подкосила состояние мировой экономики, если рассматривать индустрию туризма и гостеприимства, то можно сказать, что уровень туристического потока упал так, как никогда, отели, гостиницы и предприятия общественного питания потеряли огромные средства, а некоторые и вовсе прекратили свою деятельность.

Рисунок 1 - Падение туристического потока в разных регионах мира на 2020 г.

После того, как пандемия отступила, страны всего мира активно начали поддерживать и трансформировать туристические связи, разрабатывать новые программы поддержки внутреннего и внешнего туризма. Россия тоже вошла в список этих стран [3]. Прямое участие государства в реализации специальных целевых программ и ассигнованиях региональных органов власти.

Инновации в сфере туризма осуществляются с помощью государственной поддержки несколькими способами:

- Выделение денежных средств для выполнения целевых программ в регионах. Поддержка и развитие внутреннего туризма.

Во многих городах и регионах России разрабатываются и реализуются региональные целевые программы в сфере туризма и гостеприимства, которые включают в себя финансирование таких основных мероприятий как: развитие инфраструктуры региона с точки зрения транспорта и туризма, информационные продвижение туризма региона, статистические и научные исследования в сфере туризма. Помимо вышеперечисленного еще и переподготовка кадров для сферы туризма.

Создание туристско-информационных центров также осуществляется с помощью поддержки государства. Они создают специальные национальные организации, которые функционируют для продвижения различного рода инноваций в туризме и гостеприимстве.

В пример можно привести Финляндию. Совет по туризму страны является государственной организацией, которая занимается маркетингом страны как туристического направления, а также имеет представительство в 11 странах. Стоит

подчеркнуть, что финский совет одним из первых начал использовать информационные технологии в работе национальной туристической организации. Что касается Российской Федерации, то в ней национальной организации по продвижению российского туристического продукта нет. Но во многих регионах уже созданы и успешно функционируют туристко-информационные центры (ТИЦ). Зачастую, это либо государственные учреждения или организации в форме некоммерческого партнерства. Они финансируются за счет средств региональных или районных бюджетов. Туристические информационные центры могут быть городскими или районными, они готовы бесплатно предоставлять свои услуги путешественникам, а также готовые просвещать местных жителей в сфере туризма.

- Оказание финансовой поддержки в виде грантов, инвестиций, субсидий для реализации научных проектов, разработанных для туристической области и связанных с нею отраслях экономики. Выделение субсидий и грантов для осуществления научно-исследовательских работ в индустрии туризма и гостеприимства и им сопутствующих отраслях является поддержкой или мотивацией стимулирования государством научных исследований и разработок финансами, услугами и собственностью. Для приобретения результатов исследований и разработок, помогающих принести государству непосредственную выгоду - государственный контракт. Заключенный государственный контракт дает право представителю государства контролировать и корректировать ход выполнения разработок.

- Обеспечение частным предприятиям и лицам благоприятных условий для научно-технических разработок, а также развития инвестиционных возможностей.

Частным бизнесам, вкладывающим средства в научные исследования и приобретение необходимых для этого оборудования, также в развития туристической инфраструктуры регионов страны, им предоставляются разнообразны налоговые льготы, гарантии со стороны государства и кредиты, помимо этого еще и финансирование через участие государства в акционерном капитале.

В качестве примера можно привести создание в России в 2007 годы туристко-рекреационных зон: Калининградской области, Алтайском крае, Республике Алтай, Краснодарском и Ставропольском краях, в Иркутской области и Республике Бурятии. Это мероприятие символизирует начало периода активной государственной поддержки туристической индустрии, которое можно назвать «локомотивом» развития регионов, в далее и российской экономики в целом.

Таким образом, рассмотрев инновационную деятельность в сфере туризма, можно сделать вывод, что она очень важна, она направлена на создание нового ранее

неизведанного продукта или на изменение уже существующего, на совершенствование гостиничных, транспортных услуг и услуг предприятий питания, внедрение передовых информационных технологий. Если собрать в единый список все инновационные разработки, касающиеся индустрии туризма и гостеприимства, то он получится очень внушительным [4].

Рассмотрим несколько примеров инноваций в сфере туризма и гостеприимства, реализующиеся в наше время:

- Гостиничные сети Aloft и Yotel активно применяют инновационные киоски саморегистрации и разного рода работы (роботы-дворецкие), также персонал гостиницы экипирован планшетами с мобильными приложениями, которые позволяют дистанционно коммуницировать с клиентами при мере необходимости, а также быть всегда на связи. Одна из зон регистрации представлена для постояльцев в нью-йоркском отеле на Манхэттене, в фойе отеля гостя встречает робот-носильщик, далее расположены типовые автоматы, похожие на стойки в аэропорту - гость может самостоятельно ввести свои данные и получить ключ, а в номерах оборудована техностена, усиливающая сигнал Wi-Fi и оснащенная всеми возможными разъемами для подключения электронных устройств. Покинуть отель можно также через типовой автомат, не контактировав с персоналом.

- Умные зеркала в отелях сети Four Points оснащены сенсорным управлением и способны показывать свежие новости, сводки погоды и спортивные результаты, это отлично подходит для туристов, которые хотят быть в курсе событий, но имеют мало времени.

- Коворкинги открываются в отелях не только за рубежом, но и в России. На фото — коворкинг-пространство в гостинице Holiday Inn Seligerskaya в Москве (рисунок 2).

Рисунок 2 - Коворкинг-пространство в гостинице Holiday Inn Seligerskaya

- Российская компания Hotel Expert разработала терминалы «Электронный офис», которые позволяют туристам бронировать различные отели, билеты и экскурсии. Важной особенностью проекта является - доступность терминалов для людей с ограниченными физическими возможностями [5].

- В Нидерландском городе Рурмонд открылся отель с шикарными номерами после закрытия тюрьмы в этом здании. Все номера отеля выходят в бывший тюремный коридор, который работники отеля преобразовали в зону отдыха, где постояльцам могут организовать ужин в тюремном стиле.

- Последнее время активно развивается кинотуризм - организация экскурсионных туров по местам съемок известных фильмов. Данный вид отдыха приобрел большую популярность сначала за границей, а в последние годы зарождается и в России.

- Экотуризм. Этот сравнительно новый вид отдыха подразумевает проживание туристов в частном доме из экологически чистых материалов или в семье в сельской местности, в окружении природы. Хозяевами таких домов создают все необходимые условия для приема гостец. Есть разные виды экотуризма: исторический, научный, поездки в нетронутые и труднодоступные места, куда отправится решает сам путешественник.

Индустрия туризма и гостеприимства позволяет применять в своей работе многообразие компьютерных технологий, на сегодняшний день в гостиничной индустрии активно используются следующие компьютерные технологии: интегрированное коммуникационные сети, системы мультимедиа, глобальные системы резервирования, Smart Cards. В настоящее время многие туристические операторы и тураагенты выдвигают гостиничным предприятиям рекомендации о присоединении к одной или нескольким мировым компьютерным системам бронирования. Например, компьютерная система бронирования Amadeus насчитывает более 700 туристических предприятий как пользователей системы.

В работе индустрии туризма и гостеприимства очень важен человеческий фактор. Туристические и гостиничные услуги напрямую зависят от качества труда сотрудников, которые задействованы в этой сфере. Цифровая трансформация, вызванная внедрением инноваций, приведет к серьезным последствиям на туристическом рынке. Цифровая трансформация труда включает в себя изменение организации и подходов труда работника, к этапам и функциям работы, а также к системе трудовых отношений в целом на основе применения инновационных (цифровых технологий).

Рынок труда туристских и гостиничных услуг в будущем будет испытывать потребность в ответственных, амбициозных, легко обучаемых и креативных кадров. Со

скоростью распространения инноваций можно сказать, что в ближайшем времени не понадобятся такие профессии, как бухгалтер и турагент, так как эти специальности могут заменить компьютеры. Но стоит сказать, что роботы не смогут заменить творчество, изобретательность и обслуживание самих компьютеров. Поэтому в ближайшее время на рынке профессий туризма и гостеприимства понадобятся кадры способные быстро ориентироваться. Что касается качества труда работников сферы туризма и гостеприимства, то в этого распространения информации будут очень цениться «soft skills» (гибкие навыки работника), которые позволят ему быстро обучаться новым технологиям и приспосабливаться к новым технологиям и условиям работы. Второе, о чем стоит сказать - концепция "Life Long Learning", она будет набирать среди работников большую популярность, она будет мотивировать сотрудников учиться, повышать квалификацию, так как на рынке требуются кадры, которые готовы постоянно обучаться, получать новые знания [6]. Стоит сказать, что впоследствии внедрение инноваций и цифровых технологий в туризме приведут к повышению занятости, повышению заработной платы работников периферии от информационной деятельности за счет удаленной работы, сократится разрыв между заработной платы работников, эффективность взаимодействия между управляющими персоналом и подчиненными благодаря новым цифровым технологиям станет менее зависимой от физического расстояния между ними.

Таким образом, развитие индустрии туризма и гостеприимства под влиянием инновационных технологий подразумевает развитие международного цифрового туристского пространства, повышение конкурентоспособности отелей и туроператоров на международной арене, привлечение клиентов, создание и продвижение национального туристического продукта или услуги и повышение его конкурентоспособности на международных рынках, а вследствие повышения прибыли. Все это даст дополнительный импульс развитию международному туризму в эпоху внедрения инноваций [8].

Литература

1. Абульян Ю.И. Особенности инноваций в туризме / Ю. И. Абульян // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. - 2013. - № 3(59). - С. 241-250. - EDN QLHEKV.

2. Андреева А.А. Формирование туристско-инновационного кластера в регионе (напримере Ярославской области) / А. А. Андреева // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 1(49). - С. 230-233. - EDN SNKJGX.

3. Гареев Р.Р. Инновации в гостиничном и туристском бизнесе / Р. Р. Гареев. -МОСКВА : Компания КноРус, 2019. - 230 с. - ISBN 978-5-406-06717-8. - EDN QBWMMG.

4. Гуляев, В. Г. Туризм. Экономика, управление, устойчивое развитие. Учебник / В. Г. Гуляев, И. А. Селиванов. - Москва : Российская международная академия туризма, Советский спорт, 2008. - 280 с. - ISBN 978-5-9718-0282-2. - EDN RBBWEJ.

5. Леонова К.С. Необходимость и возможные последствия цифровизации российской экономики / К. С. Леонова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2017. -№ 12. - С. 103-105. - EDN YMTSBW.

6. Маклашина Л.Р. Роль инноваций в развитии туризма / Л. Р. Маклашина // Креативная экономика. - 2011. - № 12(60). - С. 130-136. - EDN OOIYYF.

7. Малахова Н.Н. Инновации в туризме и сервисе / Малахова Н. Н., Ушаков Д. С. - Москва ; Ростов-на-Дону : МарТ, 2008. - 221 с. : ил., табл.; 22 см. - ("Туризм и сервис").; ISBN 978-5-241-00871-8 (В пер.)

8. Романова М.М. Основные тенденции и закономерности развития гостинично-туристского комплекса в Российской Федерации / М. М. Романова // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2013. - № 5. - С. 95-98. - EDN RPFPVL.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.