отношений, стимулирование раскрытия его индивидуальных резервов и возможностей.
Педагогическое новаторство - это вид педагогической деятельности, связанный с поиском новых путей решений учебно-воспитательных задач. Отличие новаторской деятельности от популярной деятельности заключается в том, что она требует изменений учебных планов, программ и учебников. Для осуществления новаторской деятельности нужно освоить новый порядок деятельности того или иного учреждения образования. Педагогическое новаторство нельзя измерять количественными показателями, так как результаты педагогического новаторства не всегда выявляются сразу же, они направлены на совершенство личности.
Несмотря на различие творческого стиля и темперамента педагогическая деятельность учителей-новаторов объединяло стремление помочь ребенку, выйти на сотрудничество с ним, раскрыть его способности, помочь в самореализации. Педагогов-новаторов 60-90-х годов отличали демократические преобразования в наших школах, укрепление в ней позиций гуманного отношения и сотрудничества с детьми. Ими была предпринята попытка в определенной степени обеспечить опережающую роль образования в демократизации общества. Своей педагогической деятельностью они доказали право учителя на творческие поиски, на педагогический эксперимент, на собственную педагогическую систему [2, с. 14].
Также, вопросы педагогического новаторства, поиска оптимальных приемов и методов обучения и воспитания получили широкое развитие в работах нового поколения отечественных и зарубежных педагогов: В. С. Лазарева, М. А. Моисеева, П. И. Пидкасистого, М. М. Поташкина, Н. Р. Юсуфбеко-вой, К. Ангеловски, Э. Р. Роджерса и др. Дидактические и психологические основы управления образовательными инновационными процессами стали предметом детального исследования Ю. К. Бабанского, Г. Г. Воробьева, В. П. Симонова, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой и ряда других ученых.
В 90-ые годы прошлого века, перестроился весь общественный уклад жизни и произошел переход от жесткой централизации образовательной системы, активное развитие получил энтузиазм, инициатива и творчество учительства, появилась возможность каждому педагогу проявить индивидуальность, создать свою авторскую технологию начального обучения. За последние годы выросли новые типы начальных школ, оригинальные проекты учебных предметов, модели методических систем и т. п. В массовую школу начали широко внедряться две системы развивающего обучения, представляющие научные школы Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова и Л. В. Занкова.
Реформирование, связанное с подписанием приказа № 237 от 07.06.1993 «Об учреждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ», отечественного образования повсеместно происходило весьма интенсивно.
Возникшая система образования, сохраняет общие цели, единую государственную сеть образовательных учреждений, единую систему финансирования и управления, все же ориентируется на создание таких образовательных систем, которые позволяют решать наиболее сложную современную проблему - сохранение целостности человека, его личности, развития субъективных качеств позволяющих человеку управлять развитием собственной жизнедеятельности.
Подразумевая конечные цели, были сформированы и принципы Концепции обновления и развития национальной школы, и Целевая Программа Правительства по формированию и развитию национально-регионального системы образования.
В инновационных образовательных учреждениях этих лет, были созданы условия для самовыражения учителей и учащихся, для их творчества. На тот момент в Республике Саха (Якутия) педагогическим коллективам школ было предложено право выбора работать по одному из 12 вариантов учебного плана для общеобразовательных школ. Были созданы новые типы школ, в которых происходили изменения, хотя и небольшие, в содержании образования [3, с. 256].
На тот период в области начального образования были созданы новые относительно законченные системы (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эль-конин, П. М. Эрдниев), разработаны концепции четырехлетнего начального образования и подготовки учителей начальных классов (В. В. Давыдов,
A. Е. Дмитриев, М, Р. Львов, А. М. Пышкало).
За последние десятилетия отечественная наука значительно продвинулась в реализации проблем адаптивного обучения, внедрение новых пси-холого-педагогических технологий, работающих в развивающем режиме. Им посвящается много исследований, результаты которых уже успешно реализуются в начальной школе. Все большую популярность приобретают апробированные технологии инновационных авторских школ - такие, как «Дидактическая система Л. В. Занкова», программа «Развитие» А. В. Запорожца и Л. А. Вагнер, «Школа диалога культур» В. С. Библера, «Система развивающего обучения Д. Б. Эльконипа- В. В. Давыдова» и др.
Высокие результаты учебно-воспитательного процесса отдельными школами стали достигаться путем разрабатывания и внедрения инновационных программ развития. Инновационная программа развития школы - это программа, отражающая реализуемые школой инновационные программы, содержание и методы инновационной деятельности.
В трудах известных исследователей А. А. Бодалева, Ф. Н. Гоноболина,
B. А. Кан-Калика, С. В. Кондратьева, В. А. Крутецкого, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, А. К, Макаровой, Н. Д. Никандрова, А. И. Щербакова и других разработаны представления о педагогической деятельности, ее структурных компонентах, педагогических способностях и профессионально значимых качествах учителя, развитие и формирование которых обеспечивают становление профессионала в сфер педагогического труда.
В настоящее время основательные требования к профессиональной деятельности учителя предъявляют инновационные процессы, происходящие в педагогической теории и практике.
В педагогической науке и практике существовали различные представления о содержании понятия «инновационная деятельность». Научные и специальные лексикографические издания, в которых приводилось научное определение термина «педагогические инновации», подтверждали, что термин сравнительно новый, его содержание еще не устоялось и до сих пор вызывает дискуссии.
Согласно определению, педагогическая инновация - это признанное в педагогике новшество, не требующее доказательств. Следовательно, инновационная педагогическая деятельность - это использование в образовательной практике новшеств, улучшающих ее качественные характеристики.
Общие особенности инновационных явлений раскрываются в работах А. А, Арламова, М. С. Бургина, В. И. Журавлева, В. И. Загвязинекого,
А. Николса, Н. Р. Юсуфбековой.
Согласно мнению К. С. Шодиева, анализ педагогической деятельности включал в себя: сравнивание традиционной популярной практики обучения и воспитания со свойствами инновационной деятельности. Между инновационной и традиционной педагогической деятельностью имеется диалектическая обобщенность и схожесть. Эта обобщенность определяется тем, что инновационная педагогическая деятельность изучалась, обобщалась и внедрялась на практике, а результатом являлась новая качественная ступень обучения и воспитания. Анализ качества традиционной педагогической деятельности показывали, что внедрение их с новыми идеями практических работников и целых педагогических коллективов происходило намного интереснее и эффективнее. В результате, инновационные и традиционные педагогические деятельности, воздействуя друг на друга, вливались в одно целое [4].
Инновационную деятельность учителя можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности. Это дает возможность структурировать систему взглядов на целостное изучение этого вида деятельности. В системно-ориентированных исследованиях инновационной деятельности более ярко и профессионально раскрывается при анализе личностной, регулятивно-коммуникативной и результативной подсистем креативной парадигмы. «.. .Система психических явлений, - отмечал Б. Ф. Ломов, - многоуровневая и, по-видимому, строится иерархаически. Она включает ряд подсистем, обладающих различными функциональными качествами. Можно выделить три основные неразрывно взаимосвязанные подсистемы: когнитивную, в которой реализуется функция познания; регулятивную, обеспечивающую регуляцию деятельности и поведения; коммуникативную, формирующуюся и реализующуюся в процессе общения человека с другими людьми...» [5].
По определению авторов концепции инновационной деятельности, она направлена на преобразование существующих форм и методов образования, создание новых целей и средств реализации. Она является продуктивной творческой деятельнос ти людей.
В педагогической литературе В. А. Слатениным и Л. С. Подымовой разработана структура инновационной деятельности учителя [1, с. 97].
Особенностью инновационной педагогической деятельности является совокупность стойких мотивов при наличии доминирующего, выражающего направленность, целостные ориентации отдельных педагогов и педагогического коллектива. Внутренние мотивы, ориентированные на процесс и результат являются более значительными.
Мотивационный компонент, как составной компонент инновационной деятельности, авторы анализируют в двух направлениях. Во-первых, как профессиональную мотивацию в общей структуре мотивов, во-вторых, через оценку отношения учи геля к изменениям, то есть как потребности в педагогических новшествах, их восприимчивости. Это в итоге определяет содержательную сторону творческой направленности профессиональной деятельнос ти.
Другой из важных особенностей системообразуещего элемента инновационной педагогической деятельности является целеобразованис. Цель инновационной педагогической деятельности, в отличие от традиционно заданных целей, направлена на разработку индивидуальной программы развития личности.
Творчество в педагогической деятельности часто рассматривается как доминанта, не оставляющая место репродуктивной (воспроизводящей) деятельности.
Исследованием педагогического творчества занимались В. В. Давыдов,
В. И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров, Я. А. Пономарев [6]. Творческий характер педагогической деятельности требует постоянного личностного и профессионального роста, непрерывного систематического развития своей творческой индивидуальности, развития своей общей и профессионально-педагогической культуры.
В контексте проблемы инновационной деятельности особенно важны характеристики поведения учителя, связанные с развитием креативности учащихся, так как в конечном итоге не знания и пе отдельные умения обеспечивают развивающий эффект, а их воплощение в реальное поведение.
На первый план в системе приоритетов педагогического образования ученые выдвигают личностный потенциал учителя, то есть способность быть субъектом инновационной деятельности. Педагогическое образование требует компетентного и ответственного выполнения профессиональных и социальных ролей, продуцирования новых идей, решений, создание реальных предпосылок для саморазвития личности специалиста.
Таким образом, инновационная деятельность учителя — это совокупность исследовательских действий (педагогического мониторинга, проектировочных, организаторских, гностических), ведущих к активности субъекта познавательной деятельности, результатом которой являются: высокое качество и
мобильность знаний, умений; культура общения; достаточный уровень профессиональной направленности личности; желание самоутверждения, самореализации; владение исследовательскими навыками. Основной деятельности учителя начальных классов при этом служат интеграция содержания учебных дисциплин и интенсификация процесса обучения через использования различного рода мнемосхем и т. д.в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной государственным образовательным стандартом [7, с. 381].
В развитии инновационной деятельности учителей российской системы образования выделяют инновационное поколение середины 80-х - середины 90-х годов прошлого столетия можно условно разделить на два периода. Первый из них, продолжавшийся до начала 90-х годов, воплотил в себе попытку реформирования системы образования «сверху» (реформа 1984 г.), который качественно не изменил общественно-образовательной ситуации того времени.
Параллельно с системой общегосударственных мер по преобразованию школы, как попытка изменить существующую образовательно-воспитательную ситуацию «снизу», то есть самими учителями, оформляется движение « педагогики-сотруд н ичества».
Педагогическая деятельность, находящаяся постоянно в режиме развития, требует от учителя регулярного, своевременного творческого поиска, так как творческая направленность личности педагога особенно необходима в современной образовательной ситуации, когда возрастает его роль в выборе концептуальных основ обучения, построении своей собственной деятельности как индивидуальной педагогической системы.
Библиографический список
1. Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность [Текст]. /
В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. — М., 1997 - 224 с.
2. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд. испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 192 с.
3. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М, 1984
4. Неустроен, Н. Д. Историография развития начального образования в Якутии (монографическое исследование) [Текст]. /Н. Д. Неустроев, А. Н. Неустроева—М.: МГПУ, 2006. - 300 с.
5. Шодиева, К. С. Методические аспекты инновационной педагогической деятельности [Текст]. / К. С. Шодиева. Психология и педагогические технологии. БухТИПиЛП.
6. Морозов, Е. Н. Подготовка учителя к инновационной деятельности [Текст] / Е, Н. Морозов, П. И. Пидкасистый - Советская педагогика. - № 10. - 230 с.
7. Подласый, И, П. Педагогика начальной школы [Текст]. / И. П. Подласый : Учеб. пособие студ. пед. колледжей. - М.: .Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. -400 с.
УДК 371. О
Шергина Туйара Алексеевна
Аспирант Педагогического института Якутского государственного университета им. М. К Аммосова, [email protected], Якутск
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ
Shergina Tuyara Alexeyevna
Post-graduate student ofthe Pedagogical institute of the M. K. Ammosov Yakut state university, [email protected], Yakutsk
SOCIAL AND ECONOMIC PROBLEMS OF VILLAGE SCHOOLS WITH DEFICIENT CLASSES
В социально-экономической ситуации, сложившейся к настоящему времени в системе образования России, проблемы и задачи, связанные с деятельностью сельской малокомплектной школы, стали одними из первоочередных проблем. Постепенное сокращение числа учащихся из года в год по демографическим условиям привело к изменению сети и структуры сельской школы Республики Саха (Якутия). Сегодня на селе около 65% всех типов школ (начальные, неполные средние, средние) стали малокомплектными. Из них по типам школ начальные составляют 27%, неполные средние - 52%, средние - 27%.
В настоящее время в связи с трудной социально-экономической ситуацией в республике и существенным сокращением бюджета финансирования системы образования некоторая часть малокомплектных начальных и неполных средних школ подлежит закрытию. В школах хронически не хватает учителей, слаба учебно-материальная база, отсутствуют нормальные жилищно-бытовые условия.
Проводившаяся в 70-е годы практика объединения классов с малой наполняемостью, основанная на укрупнении сельских школ, не только не оправдала себя, но напро тив, усугубила социально-экономические проблемы села, способствовала усилению миграции сельского населения в города и крупные села, что в итоге обернулось окончательным опустением малых сел и деревень, падением сельскохозяйственного производства. Негативные социальные последствия ликвидации сельских школ впоследствии привели к признанию его ошибочным [2].
Многие ученые и педагоги обращались к исследованию проблем развития сельской школы. В работах Т. Р. Антоновой, А. 3. Андрейко, Е. В. Бонда-ревской, М. И. Борисова, В. Г. Бочаровой, Г. Н. Волкова, М. Л. Гурьяновой,
________________СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ...
Д. А, Данилова, П. П. Кондратьева, В. Т. Лисовского, Е. И. Михайловой, Н. Д. Неустроева и др.
Малокомплектная школа — образовательное учреждение общего начального, основного, среднего (полного) образования, укомплектованное такими классами, число учащихся в которых меньше государственного норматива. Иными словами, это малочисленная школа, т. е. общеобразовательная школа, к которой относятся и полные (общие) средние школы с количеством учащихся до 100 человек, школы основного общего образования до 80 человек, начального общего образования - до 15 человек.
Малокомплектная (малочисленная) школа в настоящее время из-за своего малочисленного контингента учащихся поставлена перед выбором: быть закрытой или найти путь сохранения и развития. Но она может себя сохранить за счет:
- новой ступени образования (детский сад в виде малокомплектного дошкольного образовательного учреждения или дошкольной разновозрастной группы со статусом ГИД для детей 3-6 лет,);
- вертикального объединения классов для организации изучения отдельных предметов, кроме математики, физики, химии, русского языка и литературы;
- открытия при малокомплектной школе филиала профессионального училища, учебно-производственного комбината;
- открытия при малокомплектной школе специальных (коррекционных) классов для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, проживающих в ближайших селах;
- вхождения малокомплектной школы в территориальное объединение, состоящее из местной администрации, медицинского пункта, сельского Дома культуры, сельской библиотеки;
- объединения малокомплектных школ в ассоциацию.
Родителей, детей, педагогов, руководителей образования не может сегодня не волновать проблема, какой будет сельская малокомплектная школа в будущем, не потеряет ли она специфику деятельности и социальные функции в экономическом и культурном развитии села. Ибо она призвана:
- удовлетворять образовательные потребности детей, проживающих в сельской местности, способствовать их полноценному личностному развитию;
- содействовать развитию демократических ценностей, воспитывать молодежь в духе гуманизма и гражданственности, терпимости и сотрудничества, уважения прав и свобод человека;
- обеспечить образовательную поддержку инновационным процессам в экономике и социальной жизни общества [8, с. 159].
Эти изменения объективны, они носят всеобъемлющий характер и заключают в себе потенциальную возможность оказать решающее влияние на преобразование в перспективе малокомплектной школы на селе: рациона-