Научная статья на тему 'Инновационная деятельность преподавателя в системе высшего образования'

Инновационная деятельность преподавателя в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
инновационная деятельность / творческий процесс / конфликтные ситуации / образовательная политика / гуманитаризация содержания образования / профессиональное мастерство педагогов / innovative activity / creative process / conflict situations / education policy / humanitarization of education content / professional skills of teachers

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Долгенко А.Н., Мурашко С.Ф., Рудакова С.В., Касатикова А.А.

Статья рассматривает вопросы инновационной деятельности и инновационного потенциала педагога высшей школы, а также условия для их успешной реализации. Авторами рассматривается направления и типы инновационной деятельности, а также роль и авторитет педагогического знания и профессионального мастерства педагогов в учебно-воспитательном процессе в учебных заведениях различного типа. Особое внимание уделяется условиям для раскрытия творческого, профессионального потенциала, адекватной оценки уровня компетенции личности преподаватели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Долгенко А.Н., Мурашко С.Ф., Рудакова С.В., Касатикова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Activities of the Teacher in the System of Higher Education

The article considers the issues of innovative activity and innovative potential of a higher school teacher, as well as the conditions for their successful implementation. The authors consider the directions and types of innovative activity, as well as the role and authority of pedagogical knowledge and professional skills of teachers in the educational process in educational institutions of various types. Particular attention is paid to the conditions for the disclosure of creative, professional potential, adequate assessment of the level of competence of the individual teacher.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность преподавателя в системе высшего образования»

Долгенко А.Н.

Заведующий кафедрой русского и иностранных языков, доктор филологических наук, доцент. Московская академия Следственного комитета Российской Федерации.

Мурашко С.Ф.

Профессор кафедры русского и иностранных языков, кандидат психологических наук, доцент. Московская академия Следственного комитета Российской Федерации.

Рудакова С.В.

Доцент кафедры русского и иностранных языков, кандидат психологических наук. Московская академия Следственного комитета Российской Федерации.

Касатикова А.А.

Старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков. Московская академия Следственного комитета Российской Федерации.

Инновационная деятельность преподавателя в системе высшего образования

Инновационная деятельность педагога — это важнейшая составляющая современного образовательного процесса. Именно инновационная деятельность педагога означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания и организацию совместной деятельности преподавателя и обучающегося.

В педагогике понятие «инновационная деятельность» трактуется как деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики. Это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования [4].

Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного потенциала педагога. Поэтому есть необходимость рассмотреть эту категорию, которая основывается на творческой способности генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а затем проектировать и моделировать их на практике; на открытости личности к новым представлениям, отличным от своих; на культурно-эстетической развитости и образованности; на готовно-

сти совершенствовать свою деятельность посредством внутренних средств и методов; на развитом инновационном сознании.

Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных и специальных качеств.

Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационные решения, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации инновационной деятельности, снимать инновационные барьеры.

Необходимость инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств, такими как: происходящими социально-экономическими преобразованиями, которые обуславливают необходимость коренного обновления системы образования, методики и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности педагогов выступает средством обновления образовательной политики; усилением гуманитаризации содержания образования, непрерывным изменением объема, состава учебных дисциплин; введением новых учебных предметов, требующих постоянного поиска новых организационных форм и технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания, актуализируются задачи роста профессионального мастерства педагогов; изменением характера отношений педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств.

В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса педагог был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Сейчас инновационная деятельность в образовании приобретает избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в деятельности руководителей педагогических коллективов и методических служб учебных заведений становится анализ и оценка вводимых преподавателями педагогических инноваций, и создание необходимых условий для их успешной разработки и применения для вхождения образовательных учреждений в рыночные отношения, которые формируют реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Первым направлением инновационной деятельности является внесение изменений в цели обучения. Инновации в целях обучения - это формирование общих компетенций, включающих в себя различного рода способности, и профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности. Поэтому преподавателям необходимо сформулировать новые цели курсов преподаваемых дисциплин. Инновационная цель образования заключается в создании благоприятных условий для творчества, реализации природной сути и социальных потребностей человека.

С целью реализации творческого потенциала и формирования общих и профессиональных компетенций личности преподаватели могут включать творческие задания на аудиторных занятиях, а также осуществлять внеурочную работу, проводя внеклассные мероприятия, кружки, предлагая и координируя участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях. При этом мероприятия должны нести не только познавательный характер, позволять студентам показать свои знания по учебным дисциплинам, но и формировать, проявлять, развивать творческое профессиональное мышление

Вторым направлением инновационной деятельности является внесение инноваций в содержание. Инновации в целях обучения влекут за собой инновации в содержании. Поэтому необходима разработка учебного материала с учетом новейших достижений науки, техники и производства, междисциплинарных связей и квазипрофессиональной деятельности.

Третьим направлением инновационной деятельности является внесение инноваций в методы и формы обучения. При проведении занятий необходимо использовать активные и интерактивные методы и формы обучения, которые ориентированы на широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения.

Четвертым направлением инновационной деятельности является внесение инноваций в совместную деятельность преподавателя и студента. С внедрением в учебно-воспитательный процесс стандартов нового поколения преподаватель должен выполнять функции координатора, консультанта, советчика, воспитателя, а не основного источника информации для студентов. Уделять должное внимание руководству проектной и исследовательской деятельности обучающихся, ставить перед ними задачи, решение которых будет способствовать поиску, обработке, преобразованию информации, что в свою

очередь повлечет проявление и формирование активной жизненной и профессиональной позиции.

Пятый тип инновационной деятельности заключается в реализации инновационных методов оценивания образовательного результата, среди которых могут быть рейтинговая оценка [2], создание портфолио [1], оценивание студентами друг друга [5].

Оценивая компетентность, следует помнить, что учебные и контрольные задания должны содержать различные проблемные ситуации, при разрешении которых обучающиеся применяют полученные знания и умения, так как компетентность проявляется в тесной взаимосвязи знаний и действий.

По нашему мнению, объективное сочетание традиционных и инновационных видов контроля знаний позволяет управлять процессом обучения, стимулирует к регулярной подготовке студентов и тем самым приводит к повышению качества образования будущих специалистов.

Шестой тип инновационной деятельности заключается в том, что инновационная деятельность педагога невозможна без повышения его научно-методического мировоззрения, непрерывного развития творческого потенциала, а также обмена и распространения опыта.

Повышением квалификации преподаватели должны заниматься регулярно, проходя не только те курсы обучения, вебинары, которые предлагает администрация учебного заведения, но и подбирать самостоятельно, согласно профилю преподаваемых дисциплин и потребностей в совершенствовании своих профессиональных компетенций. В результате стажировки преподаватели приобретают практический опыт в рамках преподаваемых профессиональных модулей, необходимый для качественной подготовки востребованных и конкурентоспособных специалистов на рынке труда.

Для раскрытия творческого, профессионального потенциала, адекватной оценки уровня своей компетенции, преподаватели всё чаще принимают участие в конференциях, конкурсах педагогического мастерства, мастер-классах, размещают свои материалы в сети Интернет.

По рассмотренным шести направлениям инновационной деятельности преподавателя необходима непрерывная работа и творческое проявление педагога. Все это в совокупности в дальнейшем обязательно благоприятно отразится на качестве обучения и конкурентоспособности выпускников учебных заведений.

Сегодня в нашей стране жизнь требует от современного преподавателя инновационного поведения, то есть максимального развития своей индивидуальности посредством активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Возрастающая потребность в педагогической инноватике очевидна как для науки так и для образования.

Библиографический список

1. Битер О.А. Электронное портфолио студента как показатель качества обученно-сти // Методист. 2010. № 1. С. 47-48.

2. Дмитриенко Т.В. Технологии, формирующие компетенции специалиста // Специалист. 2010. № 2. С. 16-17.

3. Киричек К.А. Формы использования информационных технологий в системе среднего профессионального образования (инновационный педагогический проект) // Интернет-журнал «Эйдос». 2009. // URL: http://www.eidos.ru/ journal/2009/1021-4.htm.

4. Сангаджиева З.И. О содержании понятия «Инновационная деятельность» в образовательном процессе // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 1 (17). С. 123-127.

5. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентиро-ванному образованию // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. // URL: http://www.eidos. ru/journal/2009/1021-4.htm.

References

1. Biter O.A. Student's electronic portfolio as an indicator of the quality of education // Methodist. 2010. № 1. P. 47-48.

2. Dmitrienko T.V. Technologies that form the competencies of a specialist // Specialist. 2010. № 2. P. 16-17.

3. Kirichek K.A. Forms of using information technologies in the system of secondary vocational education (innovative pedagogical project) // Eidos Internet magazine. 2009. // URL: http://www.eidos.ru/journal/2009/1021-4.htm.

4. Sangadzhieva Z.I. On the content of the concept "Innovative activity" in the educational process // Historical and socio-educational thought. 2013. № 1 (17). P. 123-127.

5. Yalalov F.G. Activity-competency-based approach to practice-oriented education // Internet magazine "Eidos". 2007. // URL: http://www.eidos.ru/journal/2009/1021-4.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.