Научная статья на тему 'Инновационная деятельность предприятий машиностроительного комплекса России в современных экономических условиях'

Инновационная деятельность предприятий машиностроительного комплекса России в современных экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
849
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИНОСТРОЕНИЕ / САНКЦИИ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MACHINE-BUILDING / SANCTIONS / INNOVATIONS / INNOVATIVE ACTIVITY / IMPORT SUBSTITUTION / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Басалаев Дмитрий Эдуардович

Проведен анализ состояния и функционирования отрасли машиностроения в России в современных экономических условиях. Рассмотрены особенности развития машиностроительного комплекса и определена необходимость модернизации машиностроительных предприятий на инновационной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Басалаев Дмитрий Эдуардович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ACTIVITY OF ENTERPRISES OF MACHINE-BUILDING COMPLEX OF RUSSIA IN MODERN ECONOMIC CONDITIONS

In the article the analysis of state and functioning of the machinery industry in Russia in modern economic conditions. The features of the engineering development and the necessity of modernization of machine-building enterprises on the innovation basis.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность предприятий машиностроительного комплекса России в современных экономических условиях»

УДК 332.14

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Д.Э. Басалаев

Проведен анализ состояния и функционирования отрасли машиностроения в России в современных экономических условиях. Рассмотрены особенности развития машиностроительного комплекса и определена необходимость модернизации машиностроительных предприятий на инновационной основе.

Ключевые слова: машиностроение, санкции, инновации, инновационная деятельность, инновационная активность, импортозамещение, модернизация.

Машиностроение является наиболее крупной и комплексной отраслью, которая определяет уровень научно-технического прогресса во всем государстве, так как способна обеспечить все остальные отрасли необходимыми машинами, приборами и оборудованием, а также население - предметами потребления. Для эффективного функционирования и развития предприятий машиностроения в будущем в современных условиях необходимо обратить внимание на их инновационную деятельность и активность.

Инновационная деятельность предприятий предполагает комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приведут к инновациям. Понятия инновационной активности и инновационной деятельности неразрывно связаны между собой. Некоторые ученые отождествляют эти два понятия, однако они все-таки имеют разное сущностное значение, поскольку деятельность - это совокупность действий, а активность представляет собой участие в деятельности.

Анализируя статистические данные за последние годы, можно отметить, что большинство предприятий машиностроительного комплекса России находятся в состоянии кризиса в инновационной сфере. Следовательно, необходимо разработать мероприятия по преодолению кризиса и стимулировать инновационную деятельность. Поэтому большое значение имеет оценка эффективности инноваций, а также особенности развития и специфика инновационной деятельности предприятий машиностроения.

Так как машиностроение является базовой отраслью для экономики любой страны, то оно определяет производственный потенциал и обороноспособность государства, а также обеспечивает функционирование всех отраслей промышленности.

На сегодняшний день доля машиностроения в России составляет около 20 %, однако этот показатель в 2 раза ниже, чем в других странах. Например, в Японии удельный вес машиностроения составляет 52 %, в Ан-

глии - 40 %, в Германии - 54 %, в Италии - 36 %, в Китае - 35 %. В России темпы обновления технологической базы составляют от 0,1 до 0,5 % в год, а выбытие основных фондов - от 1,5 до 2,5 %, что во многом определяет технический уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции. Инновационная активность машиностроительных предприятий и объясняется, главным образом, их экономическим положением, хотя объективная потребность в нововведениях существует в производстве постоянно. Главной причиной осуществления инноваций (75-80 %) является расширение ассортимента выпускаемой продукции. Инновации, обеспечивающие конкурентоспособность, имеют небольшой удельный вес: достижение современным требованиям качества - 25-30 %, повышение эффективности - 15-20 %. [4].

В анализируемой отрасли выпуск продукции в 2015 году составил 12,1 млрд. долларов, в странах ЕС - 156,7 млрд. долларов, Китае - 162,1 млрд. долларов, Японии - 65,9 млрд. долларов, США 102,9 млрд. долларов, Бразилии -14,1 млрд. долларов. Среднегодовые темпы прироста продукции машиностроительной отрасли в 2015 - 2020 гг. по данным IMF World Economic Outlook прогнозируются в России на уровне 3,4 %, Китае - 5,8 %, Индии - 6,1 %, Бразилии - 3,8 %, Японии - 1,4 %, в странах ЕС - 1,6 %. Данные по темпам прироста продукции машиностроения в ведущих странах приведены в табл.1.

На инновационную активность предприятия машиностроительного комплекса могут оказывать воздействие как внешние, так и внутренние факторы. Для такой отрасли как машиностроение сегодня характерны следующие факторы, которые ограничивают ее рост:

- недостаточный объем инвестиций;

- низкий спрос на продукцию;

- необходимость модернизации большей части производств;

- сильная зависимость от импорта.

Таблица 1

Среднегодовые темпы прироста продукции машиностроения в ведущих

странах мира, %

Страна 2000-2005 гг. 2005-2012 гг. 2012-2015 гг. 2015-2020 гг. 2020-2025 гг.

Бразилия 3,8 1,4 5,8 3,8 3,7

Китай 15,7 22,5 9,0 5,8 4,5

Индия 6,0 8,7 8,7 6,1 5,7

Япония 1,4 -7,2 2,6 1,4 1,3

Россия 1,9 2,2 2,3 3,4 3,4

США 0,1 -3,7 2,3 2,4 2,2

ЕС 0,7 -0,4 2,5 1,6 1,2

Проблема развития инновационной деятельности является очень актуальной как для всей промышленности России, так и для машинострое-

ния и связана с введением и ужесточением США и рядом европейских стран санкций после присоединения Крыма в марте 2014 года и в связи с политическим кризисом в Украине. В связи с этим промышленность нашей страны столкнулась с серьезными проблемами остаться без западных технологий, без сотрудничества с иностранными инвесторами, с ограничениями на закупку импортной техники и комплектующих изделий. Санкциям были подвержены следующие предприятия: научно-производственное объединение «Ижмаш», научно-производственное объединение «Базальт», корпорация «Уралвагонзавод», Конструкторское бюро приборостроения им. ак. А.Г. Шипунова, научно-производственное объединение «Алмаз-Антей», концерн «Калашников», Мытищинский машинно-строительный завод, Машиностроительный завод имени Калинина. Кроме того, ЕС запретил организацию долгового финансирования, на территории США заморожены активы предприятий.

Также развитие машиностроения усложняется тем, что в настоящее время физический и моральный износ основных фондов российский предприятий достиг критического уровня (от 65-75 %).

По данным Росстата, объем инвестиций в машиностроительные пред- приятия в 2013 г. вышел на докризисный уровень и составил 71,2 млрд. рублей. Но при этом в структуре инвестиций по источникам поступления средств доминируют собственные источники предприятий - 79,5 %, привлеченные средства - 20,5 %, из которых только 1,3 % приходится на государственное финансирование. За счет собственных средств в 2014 г. осуществляли инвестиционную деятельность 78 % организаций, задействовали внешние источники финансирования - 36 % организаций. Основным источником финансового обеспечения технологического развития остаются собственные средства предприятий, достаточность которых ограничена рентабельностью действующего производства.

Анализируя состояние такой отрасли как машиностроение в условиях санкций США и ряда западных стран, необходимо пересмотреть приоритетные направления экономической политики России через реализацию программы импортозамещения и модернизации производства. Это необходимо, чтобы главной целью машиностроения стало не только расширенное производства, но и производство на принципиально новой технологической и технической основе.

Для того чтобы эта цель была достигнута, по нашему мнению, очень важны государственные инвестиции, а именно специализированные фонды, которые финансировали бы предприятия машиностроительного комплекса с высокотехнологичным производством.

Также можно выделить следующие направления ускорения развития материальной базы машиностроительного комплекса и ее модернизации:

- комплексная оценка реально сохранившегося технологического потенциала и его стоимости;

- выбор возможных приоритетов целевого финансирования прорывных технологий;

- реализация долгосрочной программы подготовки высококвалифицированной рабочей силы в условиях системной модернизации производства;

- формирование долгосрочной научно- технической программы развития машиностроения на инновационной основе и внедрение новых технологий;

- совершенствование механизмов поиска, реализации и стимулирования использования резервов на уровне отдельных предприятий [5].

Таким образом, развитие инновационной деятельности предприятий машиностроительного комплекса России подразумевает качественные преобразования, связанные со сменой технического уклада, который обеспечивает удовлетворение всех потребностей в современных экономических условиях.

Список литературы

1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2007.

2. Гатовский Л. М. Экономические проблемы научно-технического прогресса в сфере машиностроения. М., Наука, 2008.

3. Желобанова И.Н. Взаимосвязь инновационных процессов в управлении предприятием,- М.: Высшая школа, 2006.

4. Комов М. С. Особенности развития инновационной деятельности в российском машиностроении // Молодой ученый. 2011. №8. Т.1. С. 138-140.

5. Муханова И.В. Модернизация машиностроения России в условиях экономических санкций: проблемы и пути решения //Экономический журнал. 2015. №2(38) С.34-41.

Басалаев Дмитрий Эдуардович, канд. техн. наук, доц., hasalaeffdagmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

INNOVATIVE ACTIVITY OF ENTERPRISES OF MACHINE-BUILDING COMPLEX OF RUSSIA IN MODERN ECONOMIC CONDITIONS

D. E. Basalaev

In the article the analysis of state and functioning of the machinery industry in Russia in modern economic conditions. The features of the engineering development and the necessity of modernization of machine-building enterprises on the innovation basis. Key words: machine-building, sanctions, innovations, innovative activity, innovative activity, import substitution, modernization.

Basalayev Dmitry Eduardovich, candidate of technical sciences, assistant professor, hhasalaeffda gmail.com Russia, Tula, Tula state universityprovided

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.