ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИИ
Т.А. Азимов, студент Л.Ю. Безнощук, студент
Дальневосточный федеральный университет (Россия, г. Владивосток)
Аннотация. Любая организации проходит свой жизненный путь, и для того, чтобы увеличить его время и отдалить смерть, организации необходимо внедрять инновации. В статье рассматриваются понятие инновационной деятельности и способы повышения позиций предприятия по отношению к конкурентам. Рассмотрены три группы инноваций, в зависимости от их направленности. Представлены определенные последовательные шаги, которые предпринимателю или организации необходимо совершить на пути разработки инновации. А также приведены факторы, определяющие эффективность внедряемой инновации.
Ключевые слова: инновации, новшества, экономика, бизнес, предприятие.
Жизненный цикл предприятия напрямую зависит от жизненного цикла продукции (рис. 1). Чтобы избежать смерти предприятия после того, как потребителям стал не нужен основной продукт, который оно производило, нужно постоянно вводить инновации. То есть сегодня, где высокая конкуренция и умные технологии необходимо быть уникальным. Даже незначи-
тельные улучшения в продукте могут сделать его снова популярным среди потребителей. Это позволит сохранить положение предприятия на рынке, а возможно даже и подняться выше. Последствием введения новшеств на рынок будет расширение круга потребителей этого новшества, и что очень важно для организации, увеличение доли на рынке.
Рисунок 1. Жизненный цикл товара
Инновационная деятельность - это процесс внедрения новшеств на рынок путем трансформации инновационных идей в экономическую пользу. Результатом инновационной деятельности может стать что угодно - от новой жевательной резинки до ракеты. Результат инновационной деятельности - это не всегда продукт. Очень
часто результатом бывает и снижение издержек предприятия, что сделает продукт более рентабельным и позволит получить преимущество в цене перед конкурентами или заработать больше прибыли.
Инновационная деятельность должна включать в себя:
- научные исследования;
- создание нового продукта;
- освоение нового продукта;
- пуск в производство нового продукта.
Главными элементами данной деятельности будут являться наука, потребности клиентов, технологии, государственный контроль, маркетинговые исследования, выпуск продукта, экономика страны, образование и уровень интеллекта работников.
Если разделить инновации на группы, то и можно выделить 3:
- продуктовые;
- технологические;
- управленческие.
Первым шагом для появления инновации является идея. Предприниматели очень часто, открывая свое дело, становятся инноваторами, сами не зная того. Большинство предпринимателей при создании бизнеса ориентируются на внедрении новой услуги или продукта на рынке. Прежде чем начать свое дело они просчитывают рентабельность данного продукта. Инновации, которые были созданы для коммерческой деятельности являются наиболее успешными, поскольку была мотивация для их создания и потребность у клиентов.
В основе инновационной деятельности лежит продвижения инновации, ведь продукт новый и потребитель просто не знает, что он существует. Существуют два направления маркетинговых стратегий использования инноваций:
1. Новатор - Предприятие
2. Предприятие - Рынок
На стадии маркетинга у инновационной идеи определяется степень ее инновационного потенциала. По этой характеристике инновации делятся на три группы:
1. радикальные инновации;
2. комбинаторные инновации;
3. модифицирующие инновации.
Радикальные инновации - самый редкая
группа. Сложность внедрения данного продукта является в создании потребности у клиентов в этом продукте. То есть к примеру когда Стив Джобс представил первый в мире планшет - 1РАО, он параллельно создавал в нем потребность - замена книги, портативный компьютер и т.д. Продукт конечно же зашел на рынок с успехом, но не всем продуктам везет. К при-
меру, можно привести одну из первых андроид консоль OUYA. Она была одной из первых в своем роде и это был принципиально новый продукт, но он не был нужен никому, потому что люди играли игры на своих смартфонах и они посчитали, что функции данной консоли им просто не нужны.
Группа комбинаторных инноваций представляет собой комбинирование уже известных нам элементов.
Инновации модифицирующей группы -самые распространенные. Например, новые модели мобильных телефонов, в которые добавлены новые функции, улучшенная камера, то есть берется старый продукт, в который вносят улучшения и продают как новый.
Чтобы определить эффективность инновационной идеи, необходимо учитывать следующие факторы:
- стоимость разработки;
- целесообразность в производстве и в использовании потребителем;
- конкурентноспособность, относительно уже существующих продуктов.
Кроме того, потенциальный успех инновационной идеи зависит от множества объективных и субъективных факторов.
Генераторами инноваций обычно бывают: ученые, индивидуальные изобретатели.
Если рассматривать со стороны предприятия, то новаторы бывают независимыми, внутренними (отдел разработок) и отраслевыми.
Инновационные продукты, которые будут выводиться к потребителю классифицируют на 3 группы.
Первая группа - это плавные инновации. Инновационные свойства данного продукта не будут вносить какие-то кардинальные изменения в его использовании потребителем. В наглядный пример можно привести изменение цвета коробки, упаковки или бутылки.
Вторая группа - динамические инновации. Эти инновации будут вносить изменения в поведение или принцип использования клиентом. К примеру, магнитные носители информации для компьютеров. Маркетинговое продвижение начинается
за долго перед стартом продаж данного продукта. Кроме того клиента нужно обучить пользоваться им. Без этих двух составляющих продукту будет очень сложно пробиться на рынке.
Третья группа - скачкообразная инновация. Данный тип подразумевает создание совершенно нового продукта. Кроме того нужно создать потребность в этом продукте. К примеру, создание первого массового мобильного телефона.
Сегодня, когда происходят постоянные изменения в экономике и она растет бурными темпами создание и внедрение инноваций на рынок является стратегическими шагами. Они подразумевают постоянные улучшения в продуктах, их производства и технологии управления производством. Конкуренция и нестабильная ситуация на рынке стимулирует предприятия на улучшение преимуществ и ориентируют на постоянное развитие.
Библиографический список
1. Плотников А.П., Попков В.В. Развитие теории анализа инновационной деятельности промышленных предприятий и инновационной деятельности как объекта анализа // Вопросы экономических наук. 2006. № 6 (22). С. 38-41.
2. Безнощук Л.Ю., Азимов Т.А. Проблемы и перспективы интернет торговли в России // Экономика и предпринимательство. 2015. № 11-2 (64-2). С. 955-957.
3. Жуланов Е.Е. Инновационный подход к управлению внешнеэкономической деятельностью в промышленности //Экономика в промышленности. 2011. №2. С. 25-30.
4. Азимов Т.А., Безнощук Л.Ю. Малое предпринимательство в России: значение и проблемы // Экономика и предпринимательство. 2016. №11 -2 (76-2). С. 424-426.
5. Медведева М.Б. Формирование цены на инновационные разработки как инструмент управления инновационной деятельностью предприятия // Интеграл. 2011. №3. С. 32-34.
INNOVATIVE ACTIVITY OF ENTERPRISES
T.A. Azimov, student L.Yu. Beznosuk, student Far Eastern federal university (Russia, Vladivostok)
Abstract. Any organization is their way of life, and in order to increase his time and to postpone death, the organization needs to innovate. The article discusses the concept of innovation and ways to improve of the company position relative to competitors. Considered three groups of innovations, depending on their orientation. Some sequential steps that an entrepreneur or organization needs to commit to the development of innovation. As well as the factors that determine the effectiveness of the introduced innovations.
Keywords: innovations, innovations, economy, business, enterprise.