Научная статья на тему 'Инновационная деятельность педагогов в условиях реализации методической модели преподавания китайского языка'

Инновационная деятельность педагогов в условиях реализации методической модели преподавания китайского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ШКОЛЕ / МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА / ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА / NATIONAL EDUCATION SYSTEM / TEACHERS' INNOVATIVE ACTIVITY / EDUCATIONAL PROCESS IN SCHOOL / METHODOLOGICAL MODEL OF TEACHING THE CHINESE LANGUAGE / TEACHING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Светлана Ивановна

Статья посвящена инновационной деятельности педагогов по оптимизации и совершенство-ванию образовательного процесса в школе, анализу методической модели преподавания китай-ского языка для начального общего образования «Китайская тропа в российской школе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHERS’ INNOVATIVE ACTIVITY IN CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF METHODOLOGICAL MODEL OF TEACHING THE CHINESE LANGUAGE

The article is devoted to the teachers’ innovative activity on optimization and improvement of the educational process in school, the development of the modern methodological model of teaching the Chinese language for primary general education «The Chinese Path in the Russian School»

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность педагогов в условиях реализации методической модели преподавания китайского языка»

С.И. Назарова

(Санкт-Петербург)

инновационная деятельность педагогов в условиях реализации методической модели преподавания китайского языка

teachers' innovative activity in conditions of implementation of methodological model of teaching the chinese language

Статья посвящена инновационной деятельности педагогов по оптимизации и совершенствованию образовательного процесса в школе, анализу методической модели преподавания китайского языка для начального общего образования «Китайская тропа в российской школе». Ключевые слова: национальная система образования, инновационная деятельность педагога, образовательный процесс в школе, методическая модель преподавания китайского языка, обучающая среда.

The article is devoted to the teachers' innovative activity on optimization and improvement of the educational process in school, the development of the modern methodological model of teaching the Chinese language for primary general education «The Chinese Path in the Russian School». Key words: national education system, teachers' innovative activity, educational process in school, methodological model of teaching the Chinese language, teaching environment.

Стратегической миссией современной системы образования является продвижение идей и новаций, способствующих эффективной модернизации школы. Основной задачей школы является развитие в детях устойчивого стремления к знаниям, воспитание таких качеств, как доброжелательность, отзывчивость, честность, толерантность. Приоритетными направлениями школы являются нравственно-эстетическое, гражданско-патриотическое воспитание обучающихся. Стремление педагогического коллектива школы воспитать человека с богатой духовной культурой, исповедующего здоровый образ жизни, позитивно отражается на активности самих педагогов, проявляющейся в участии в конкурсных работах, инновационных проектах и других мероприятиях.

Социально-экономические изменения в мире диктуют развитие инновационных

подходов в воспитании и образовании нового поколения школьников. Происходящие процессы столь стремительны, что приходится догонять, а не опережать события, а ведь именно школа является показателем развития нашего общества, в ней нарождается новое поколение, и поэтому в школе должны происходить процессы обновления, влияющие на все сферы развития общества. За последние годы мир с уважением наблюдает за стремительным ростом достижений Китая в сфере образования - страны, в которой численность населения равняется одной пятой всего населения земного шара. Действительно, в настоящее время Китай добился значительных успехов в образовании: фактически почти ликвидирована неграмотность населения (учитывая, что в пятидесятые годы XX века 80% населения Китая было безграмотным), введено обязательное девятилетнее школьное обу-

чение, высшее образование из элитарного превратилось в массовое. Безусловно, это результат государственной политики, ориентирующей систему образования и общество в целом на подготовку кадров высокой квалификации, на всестороннее воспитание и развитие молодого поколения, способного жить и эффективно трудиться в условиях «знаниевой экономики», иными словами, процесс, направленный на формирование качественного человеческого потенциала. В докладе ЮНЕСКО «Образование для всех» отмечается, что уже к 2003 году Китай вышел на первое место по масштабам развития образования. Реформа образования, проводимая в стране с 1985 г., дала ощутимые результаты. Ряд законодательных актов правительства способствовал обязательному обучению грамотности всех жителей, развитию сферы высшего образования, увеличению количества зарубежных профессоров в вузах и притоку студентов из других стран. Конкретный показатель, указывающий на то, что уровень образования в Китае растет стремительными темпами, это количество специалистов с высшим образованием на 100 тысяч человек. Двадцать лет назад этот показатель был 600 выпускников на каждые 100 тысяч человек. К 2020 г. Министерство образования планирует достичь показателя в 13,5 тысяч специалистов. Дипломы, полученные в вузах Китая, признаются в 64 странах мира [4, 5].

Экономика Китая в настоящее время устойчиво занимает лидирующие позиции в мире по темпам производства и достижений в научной сфере. Наличие значительного человеческого ресурса в Китае наряду с практически полностью грамотным населением (13% населения ежегодно обучаются в различных образовательных учреждениях) является залогом успешного и стремительного развития китайской цивилизации во всех видах деятельности.

Можно предположить, что в ближайшее время Китай осуществит значительный прорыв в экономической, военной, научной, культурной, технической, образовательной сферах деятельности и станет практически самой мощной и передовой страной мира.

Поэтому изучение такого масштабного и успешного опыта развития и реформирования китайской национальной системы образования заслуживает самого тщательного исследования, анализа и обобщения.

Необходимо отметить, что своими успехами китайская цивилизация в течение своей пятитысячелетней истории обязана трепетному отношению общества и государства к знанию, Учителю и учебе. Научные деятели, философы, поэты, учителя были уважаемыми людьми в обществе, занимали высокие государственные посты.

Исторически сложившееся с древнейших времен уважительное отношение миллионов людей Поднебесной к знаниям отражено и в китайских пословицах - образных, выразительных, четко раскрывающих суть понятия: «Знание - сокровище, которое всегда при владельце», «Чем растить сына неучем, лучше растить свинью», «И золото имеет цену, знания же бесценны», «Большие знания - богатство», «Пища утоляет голод, знания излечивают от невежества». По количеству патентов на изобретения Китай занимает сегодня третье место - после Америки и Японии. Китайской традиции свойственен высочайший престиж образования, по рейтингу QS 2017 г. четыре китайских учреждения находятся в сотне лучших университетов мира: Пекинский, Шанхайский университет Джао Тонг, университеты Фун-дань и Цингау. А по некоторым дисциплинам (инженерные и информационные технологии, химия и др.) китайские университеты лидируют в мировых рейтингах.

Сегодня первенство в науке, культуре и искусстве все чаще принадлежит китайскому народу. Особенности национального характера проявляются в труде и обучении: ответственность, трудолюбие, настойчивость, усидчивость, амбициозность, трепетное отношение к знаниям - это учеба по десять часов в день, каждый день и весь год. Быстрое и качественное освоение чужого положительного опыта, заимствование высоких научных достижений и технологий наиболее развитых в научном и экономическом плане стран. Так происходит потому, что образование в Китае является богат-

ством и ценностью не только для каждого гражданина, но прежде всего великой ценностью для государства [6].

Обращение Санкт-Петербургской школы к культуре Китая, приобщение педагогов, детей и их родителей к загадочному миру Поднебесной, к истокам, языку и культуре древнейшей мировой цивилизации, являющейся дружественной нам страной, создает условия для понимания и укрепления добрососедских отношений. В школе найдены интересные решения, направленные на активизацию познавательной деятельности обучающихся. Включение китайского компонента в основную образовательную программу школы, создание «Китайского квартала» и объединение урочной и внеурочной деятельности дополнительного образования восточной направленности, занятия в объединениях «Загадочный мир Китая», «Осибана», восточные единоборства (тхэквондо, каратэ, ушу) создают атмосферу воспитания и развития школьников, основанную на равенстве, мире, человеколюбии и разумном управлении своими физическими возможностями. Среди обучающихся по этой инновационной школьной модели нет отстающих, процент освоения знаний по общеобразовательным дисциплинам высокий, культурная составляющая личности школьников более чем заслуживает одобрения: участие в фестивалях, конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях завершаются личными и командными успехами.

Так, разработанный и апробированный проект изучения китайской культуры в 547 общеобразовательной школе Санкт-Петербурга, названный «Китайская тропа в российской школе», стал поистине инновационным в условиях реализации федеральных государственных стандартов [7].

Авторы разработки современной методической модели преподавания китайского языка для начального общего образования успешно представили свою работу на ярмарку инновационных продуктов, проходившую во время Петербургского образовательного форума 2018 года. Во время презентации проекта авторы предметно продемонстрировали педагогические усло-

вия, обеспечивающие погружение в поликультурную среду Китая. В данном случае поликультурность выступает не только как качество обучающей среды, но и как средство воспитания и развития школьников. Структурная модель внутренней поликультурной образовательной среды школы содержит три базовых компонента: пространственно-предметный, социальный и организационно-технологический, основанные на демократическом стиле общения, учете индивидуальных особенностей обучающихся, внимательном отношении к инициативе и творческой деятельности ребенка [4].

Инновационная образовательная среда, созданная в 547 школе Санкт-Петербурга, - залог совершенствования системы образования. Отказ от общепринятых классических стандартов в обучении и зарождение гибкой вариативной образовательной среды, связанной с развитием регионального компонента в содержании образования или осуществлением социально-культурной составляющей других стран, является следствием объективных инновационных процессов и нововведений, происходящих в системе образования. Инновационный образовательный процесс, созданный в педагогическом коллективе школы, потребовал активного участия преподавателей в научно-исследовательской, научно-изыскательской деятельности, вследствие чего сформировалась инновационная культура всего коллектива. Инновационная практика создания «Китайской тропы в российской школе» - это именно целенаправленное преобразование образовательной деятельности с помощью освоения новейших образовательных компонентов.

Образовательная инновационная среда в школе оказывает прямое воздействие на личность школьника в процессе обучения, воспитания и развития. Она способствует формированию современного человека с развитым инновационным, творческим мышлением и воспитывает профессионально-педагогическую культуру учителя. Создает такие условия педагогической подготовки учителя, в которых реализуются не только его узкоспециальные предметные

знания, но и знания в сфере истории культуры другой страны (в данном случае Китая), меняется кругозор, восприятие и оценки мировых событий и мудрости другого народа. Дети учатся с удовольствием, в том числе китайскому языку. Представленная школой разработка методической модели преподавания китайского языка для начального общего образования является образцом практической реализации инновационного подхода в образовательной системе, она эффективна и полезна для использования и в других общеобразовательных школах [1. 2].

Образование, как общественная подсистема, находится в определенной зависимости от процессов, происходящих в конкретном обществе. Развитие науки и экономики, изменение модели традиционного производства предъявляют требования к конкурентоспособности кадров. Национальная

безопасность и независимость государств неотделимы от уровня их технологического развития. Роль и значение каждой страны в мировой экономике находится в прямой зависимости от того, насколько она владеет высокими технологиями, поэтому модернизация системы образования становится необходимостью во всём мире.

Современное развитие мировых держав обязывает научное сообщество и руководство системой образования внимательно изучать положительные тенденции в развитии науки и техники, достижения в области гуманитарного и естественно-научного знания, применять успешный опыт других стран в реформировании политики сферы образования с учетом национальных особенностей, характера и менталитета своего народа.

Литература

1. Бордовский ГА., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: моногр. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.

2. Концепции модернизации российского образования. Электр. ресурс http://www.edu. ru/db/mo/Data/d_02/393.html#1

3. Конфуций. Конфуцианство. LAROUSSE. Всемирная иллюстрированная энциклопедия / пер. с фр. - М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2004.

4. Назарова С.И. Изменение образовательной среды и ее влияние на систему оценки профессиональной деятельности педагога // Человек и образование. - 2017. - № 1(50). -С. 82-87.

5. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. - Смоленск: Русич, 2010.

6. Система образования в Китае: описание, развитие. Электрон. ресурс. - FB.ru: http:// fb.ru/artide/249932/sistema-obrazovaniya-v-kitae-opisanie-razvitie 7

7. ФГОС общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.