Научная статья на тему 'Инновационная деятельность научно-образовательного комплекса'

Инновационная деятельность научно-образовательного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новоселов С. В., Маюрникова Л. Я.

В статье представлены этапы развития инновационной деятельности. Наи более подробно на примере вузов рассмотрен третий этап: инновационная диффузия. Показано, что для эффективности развития третьего этапа инно вационной деятельности необходима комплексная оценка инновационного потенциала вуза и профильных предприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Новоселов С. В., Маюрникова Л. Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative activity scientifically-educational complex

In the article stages of development of innovative activity are presented. On an example of institute of higher education the third stage: innovative diffusion is considered. It is shown, that for efficiency of development of the third stage of innovative activity the complex estimation of innovative potential of institute of higher education and profile enterprises is necessary.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность научно-образовательного комплекса»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Инновационная деятельность

научно-образовательного комплекса

С.В. Новоселов

Алтайский государственный технический университет им. А.А. Ползунова Л.Я. Маюрникова

Кемеровский технологический институт пищевой промышленности

Развитие отраслей жизнедеятельности общества происходит на основе создания и использования новшеств, нововведений, инноваций. Этот процесс подчиняется определенным закономерностям, что доказывается историческим развитием жизнедеятельности человечества. Исследование этих закономерностей определяет последовательность этапов развития, которые могут быть представлены инновационными циклами или инновационными цепочками, что принципиально аналогично [1, 2]. Инновационные циклы в обобщенном виде могут быть сведены к трем основным этапам: зарождение и создание идеи, что свойственно научным исследованиям, прежде всего фундаментальным; прикладные, инновационные исследования на основе фундаментальных, которые рассматривают возможности эффективного практического применения новых знаний, создают новые знания, апробируют их для развития отраслей жизнедеятельности общества; инновационная диффузия, отражающая процесс применения новых знаний новшеств нововведений, инноваций, который сопровождается получением экономической эффективности.

Сегодня приоритет имеют вузы, основу которых составляет инженерное образование. Именно технические и технологические университеты как центры науки и образования в краях и областях призваны решать эти задачи в региональных условиях.

Актуальность развития инновационной деятельности университетов определила распространение термина «инновационные исследования». Этот термин включает полностью второй этап -прикладные исследования, которые имеют инновационный характер и направленность. Инновационные исследования выполняют апробацию результатов в отраслях для создания условий инновационной диффузии.

Стратегия развития инновационной деятельности университетов должна опираться на создание основ для развития региональной экономики на базе интеллектуального потенциала и имеющихся сырьевых ресурсов с акцентом деятельности университета на

создание кадров и сектора малого наукоемкого бизнеса. В регионах Сибири формируется инфраструктура инновационной деятельности, обеспечивающая высокую эффективность реализации инновационных проектов. Создание такой инфраструктуры инновационной деятельности в регионе - сложный процесс, требующий значительных ресурсов и кадрового обеспечения, а также решения комплекса задач: разработка и развитие инновационной инфраструктуры как единого распределенного по регионам и отраслям механизма внедрения новшеств, нововведений инноваций; создание научно-технической базы инфраструктуры, формирование методической и организационно-нормативной базы управления инновационным развитием.

Экономическая эффективность -главная цель инновационной деятельности для хозяйствующих субъектов. При этом эффективность инновационной диффузии включает и положительные результаты, относящиеся к понятию нематериальных активов, в том числе к сфере культурного роста и образования, что обеспечивает динамику развития инновационной деятельности, ее результативность.

Для большинства регионов Сибирского федерального округа характерны эффективное выполнение всех этапов до инновационной диффузии в части ее подъема и развития и наличие значимой доли сырьевых ресурсов, что обеспечивает прохождение инновационного цикла с минимальными рисками и с максимально возможной эффективностью.

Описание закономерностей развития инновационной деятельности - актуальная задача в планировании развития отраслей региона. Ее решение имеет особое значение для России, так как рыночные взаимоотношения не могут быть смоделированы и перенесены один к одному из других стран; территориальный признак России специфичен; характерно то, что интеллектуальный потенциал всегда активно развивается; инновационные циклы можно исследовать как в короткие, так и в длинные периоды.

В условиях перехода экономики страны к рыночным формам хозяйствования университеты в регионах, в частности в Сибири, столкнулись с проблемами, охватывающими все виды их комплексной деятельности -образовательная, научная, инновационная [1, 3].

Организация и ведение образовательного процесса в новых переходных экономических условиях, который в текущий период решается за счет госбюджетных и внебюджетных средств, определяется спросом внешней среды университетов.

В вузах Сибири соотношение бюджетных и внебюджетных средств разное. Можно прогнозировать, что многочисленные уже подготовленные специалисты и обучающиеся «модным» для России специальностям не найдут достаточного количества рабочих мест для трудоустройства в регионах. При таком прогнозе необходимо либо планировать снижение объемов подготовки, что сократит общее количество специалистов с высшим образованием, либо перепрофилировать, дополнить, расширить подготовку специалистов, необходимых для развития инновационной деятельности в регионах. В этой ситуации университеты должны прогнозировать влияние своего интеллектуального потенциала на внешнюю среду, на развитие отраслей в регионах.

В части научной деятельности университетов в регионах Сибири характерно снижение объемов НИР в сравнении с 1980-ми годами. Казалось бы, рыночные формы хозяйствования должны повысить спрос на результаты интеллектуальной деятельности университетов и увеличить объемы НИР, но в действительности все происходит наоборот. Это объясняется, с одной стороны, снижением в 1990-х годах объемов промышленного производства, обусловленного переходными экономическими условиями, с другой - созданием в этих условиях околовузовских малых предприятий, которые без развитой инфраструктуры инновационной деятельности в регионах остаются экономически слабыми и не могут обеспечить апробацию инноваций для предприятий и организаций региональных отраслей производства. Повышение объемов НИР в университетах- актуальная задача, решение которой повышает роль вузовской науки в регионах, развивает интеграцию научного потенциала.

Третья составляющая нового поколения университетов - инновационная деятельность [1, 6]. Эта деятельность в вузах Сибири весьма нова и имеет разный уровень организации, включая только становление.

54 ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 2/2008

ECONOMICS AND MANAGEMENT

Период от этапа прикладных исследований до инновационной диффузии связан с экономически эффективным использованием результатов интеллектуального труда в сфере реальной экономики. Отличительная особенность рыночных форм хозяйствования развитых стран - оценка интеллектуального труда и использование его результатов в хозяйственной деятельности с учетом интеллектуальной собственности. Внедрение новшеств, нововведений, инноваций всегда связано с трудностями, которые решаются путем исследования возможностей внедрения, необходимым финансированием этого процесса, оценкой рисков и др. Трудности внедрения новшеств, нововведений доперестроечного периода аналогичны тем, с которыми сталкивается современное российское общество. Если в настоящее время имеются университетские структуры, нацеленные на решение этих задач (малые наукоемкие предприятия, околовузовские структуры), то их перспективы весьма неоднозначны и размыты. Официального нормативно-законодательного возложения на эти структуры задач по апробации и внедрению инноваций нет, поэтому роль таких структур без экономической защищенности инновационных процессов не имеет четких функциональных очертаний.

Для определения возможностей инновационной деятельности университетов в регионе, каждого университета необходимо рассмотреть систему взаимодействия внутреннего содержания вузов с их внешней средой в регионе. Надо оценить возможности развития интеллектуального потенциала университетов, определить вектор их развития и оценить численно этапы достижений. Всегда наиболее сложным была и остается организация эффективного взаимодействия университетов и отраслей жизнедеятельности общества. Оценка этого взаимодействия обычно основывается на экономических показателях, однако оценить интеллектуальную деятельность университетов только экономическими показателями затруднительно и не объективно. Это будет только частичная оценка университетской работы. Поэтому выработка и апробация комплексного показателя оценки инновационной деятельности и общей деятельности университета -актуальная задача, причем при ее решении необходимо определиться с граничными условиями, так как в разных граничных условиях будут получаться различные показатели. Заслуживает внимания оценка инновационного потенциала как основа для выбора управленческих решений. Научно-инновационная деятельность университетов позволяет развивать их, повы-

шать роль высшей школы в жизнедеятельности общества. Акцентированное внимание к инновационным процессам определяется требованием времени, интеллектуальными возможностями высшей школы для развития региона.

Сравнительная оценка инновационного потенциала структурных подразделений университета позволяет решать несколько задач в управлении: получить полную информацию о деятельности подразделений, что позволяет принимать направленные и эффективные управленческие решения на аналитической основе; выявлять «слабые места» в организации, причины, затрудняющие развитие, определять цели и задачи, разрабатывать и принимать меры по развитию подразделений в единой стратегии университета; систематизировать подразделения университета, определять «лидеров» и использовать их опыт для развития других подразделений; накапливать статистическую информацию для анализа и выявления закономерностей развития, использовать ее в планировании развития университета.

Апробация методики оценки инновационного потенциала выполнена в Алтайском государственном техническом университете им. И.И. Ползунова и на основе исследования научно-образовательного комплекса в Кемеровском технологическом институте пищевой промышленности (КемТИПП) по отраслевой направленности [5]. Сопоставление результатов оценки и исследования инновационного потенциала двух вузов позволяют получить аналитическое обоснование межвузовской интеграции в научно-инновационной деятельности, включая разработку совместных программ и проектов.

Результаты исследования показали работоспособность методики и адекватность результатов в пищевой промышленности. Систематизация подразделений КемТИПП по показателям сравнительной оценки инновационного потенциала позволила определить характеристику кафедр в комплексе учебной, научной и инновационной деятельности, что обеспечивает обоснование выработки планов развития и выбор управленческих решений. Анализ показал, что сдерживающими факторами инновационного развития служат: слабый потенциал материально-технической базы; нечетко выраженная маркетинговая стратегия; недостаточная информационная поддержка инновационной деятельности в условиях региона.

Налажено сотрудничество предприятий пищевой отрасли с кафедрами КемТИПП, однако дефицит финансовых возможностей на НИОКР и

инновационную деятельность ограничивает активность сторон. Инновационный климат формируется кадрами инновационной сферы, организаций, предприятий, их мотивацией.

Комплексное исследование КемТИПП позволило выявить отличительные особенности и приоритетные направления развития научно-инновационной деятельности для пищевой промышленности, на основании которых разработаны инновационные проекты. Имеются положительные результаты поддержки развития этих направлений и проектов, среди которых финансирование Государственным фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по федеральной программе «Развитие». На основе аналитического обоснования определены приоритетные направления развития научно-инновационной деятельности КемТИПП, которые включают разработку научно-образовательных программ, направленных на подготовку специалистов для инновационной сферы, разработку проектов и участие в федеральных инновационных программах, выявлена основа для формирования тематических инновационных кластеров пищевой промышленности в условиях региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Атоян В.Р., Чеботревский Ю.В., Казакова Н.В. Трансформация российских университетов в учебно-научно-инновационные комплексы/Под ред. В.Р. Атояна. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2001.

2. Капица С.П., Курдюмов С.П., Ма-линецкийГ.Г. Синергетика и прогнозы будущего. - М.: Изд-во «Эдиториал» УРСС, 2001.

3. Евстигнеев В.В. Высшая школа -важнейший государственный ресурс развития экономики Алтайского края/ Материалы научно-практич. конф. «Высшая школа - важнейший фактор регионального развития в условиях новой экономики»/Под ред. М.Н. Стри-ханова. - Тверь: Тверской ИнноЦентр, 2004, вып. 15, с. 179-189.

4. Максименко А.А., Новоселов С.В. Программа «Старт» в развитии сектора малых инновационных предприятий Ал-тая//Инновации. 2006. №7. С. 30-34.

5. Пятковский О.И., Новоселов С.В. Аналитическая система оценки инновационного потенциала технического университета и его подразделений. -Новосибирск: Наука, 2007.

6. Шукшунов В.Е., Ленченко В.В., Третьяк А.Я., Ткачев А.Н., Нырков Е.А. Основы создания университетских комплексов. - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2002.

ПИЩEBАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 2/2008

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.