ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА
УДК 336.717
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
Е. Г. САРАНЦЕВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и учета E-mail: Sarantseva@bk. ru В. В. ДАВЫДОВА, кандидат экономических наук, профессор кафедры экономического анализа и учета
8(834) 224-40-91 Мордовский государственный университет
В статье рассматривается необходимость становления и развития управленческого учета инновационной деятельности. Эффективное управление затратами на инновационную деятельность на разных уровнях обеспечивается использованием методического единства, предполагающего единые требования к информационному обеспечению, планированию, учету, анализу затрат на предприятии. Система управленческого учета соединяет все эти элементы в едином методологическом и методическом пространстве и выступает как комплексное, системное исследование затрат на производство и инновационную деятельность. Использование системы управленческого учета инновационной деятельности позволит получить достоверную, оперативную информацию для принятия стратегических решений, направленных на достижение конкурентных преимуществ и повышение эффективности деятельности инновационных предприятий.
Ключевые слова: инновационная деятельность, затраты на инновационную деятельность, управленческий учет.
В эпоху глобализации мировой экономики для успешного позиционирования страны, региона, вида экономической деятельности необходимо постоянное инновационное обновление, направленное на достижение максимальной производительности, конкурентоспособности. Переход российской экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что в конечном счете является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.
Согласно Федеральному закону от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» инновационная де -ятельность представляет собой деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленную на реализацию инновационных проектов, а также на создание
инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности [8].
В экономической литературе встречаются различные трактовки понятия «инновационная деятельность», дополняющие и раскрывающие содержание данного определения. Так, Д. И. Ко-курин отмечает, что инновационная деятельность в узком (специфически экономическом) смысле слова направлена на обеспечение нового уровня взаимодействия факторов производства благодаря использованию новых научно-технических знаний. Содержанием инновационной деятельности являются создание и распространение новшеств в материальном производстве. Экономическая целесообразность для предприятий использовать инновации зависит от возможности с их помощью обеспечить экономию производственных затрат, экономический рост за счет интенсивных факторов [4].
В работах по инновационному предпринимательству и инновационному менеджменту также приводятся трактовки понятия «инновационная деятельность». По мнению В. Г. Медынского и Л. Г. Шершуковой, инновационная деятельность — это сложная динамическая система действия и взаимодействия различных методов, факторов и органов управления, занимающихся научными исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники [6].
Как считает С. Д. Ильенкова, инновационная деятельность — деятельность по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании. В полном объеме инновационная деятельность включает все виды научной деятельности, проектно-конструкторские, технологические, опытные разработки, деятельность по освоению новшеств в производстве и их потребителями — реализацию нововведений [3].
Таким образом, инновационная деятельность, как и любая другая, имеет свою цель, содержание, субъектов, ее осуществляющих, объекты, на которые эта деятельность направлена, затраты на ее осуществление и конечный результат.
Важная роль в достижении целей и задач инновационного развития принадлежит иннова-
ционной политике предприятия, представляющей собой совокупность управленческих, технологических и экономических методов, обеспечивающих разработку, создание и внедрение нововведений. Ее цель — предоставить предприятию существенные преимущества по сравнению с фирмами-конкурентами и в конечном счете увеличить рентабельность производства и сбыта.
Одним из важнейших показателей, оказывающих влияние на конкурентоспособность научно-технических разработок, эффективность их внедрения для производителей и пользователей, является показатель затрат на инновационную деятельность.
Необходимость выделения инновационной деятельности в качестве объекта учета обусловлена существованием микро- и макроуровней управления этой деятельностью. На микроуровне значительное место в системе управления инновациями должно отводиться управленческому учету. Для решения основных макроэкономических задач инновационного развития в обязанности менеджеров по инновациям входит анализ макроэкономической среды, изучение маркетинговых, технических новшеств и т. д. Исходя из этого, формируются их информационные потребности, которые определяют необходимость становления и развития управленческого учета инновационной деятельности.
Используя базовую модель затрат на процесс, можно представить взаимосвязь формирования затрат на инновационный продукт в инновационном процессе и выход инновационного продукта [9] (см. рисунок).
Определенное значение для повышения эффективности управления инновационными процессами имеет выбор рациональной учетной системы. Управленческий учет позволяет осуществлять учет затрат по системе «директ-костинг», т. е. формировать на предприятии сокращенную себестоимость, включающую только переменные затраты, зависящие от изменения объема производства. Данный метод учета позволит выделить затраты на инновационную деятельность в целях создания информационной базы для оперативного регулирования затратами, а также формирования информации для принятия управленческих решений.
Управляющее воздействие внутренней и внешней среды
Входные потоки:
новые знания; разработки; методики; технологии; материалы
Выходные
потоки:
новый
модернизиро-
ванный
продукт
Модель инновационного процесса
По мнению С. А. Николаевой, система «ди-рект-костинг» позволяет руководству сконцентрировать внимание на изменении маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по различным изделиям; выявить изделия с большей рентабельностью, чтобы перейти на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных расходов на себестоимость конкретных изделий [7]. Благодаря системе «директ-костинг» расширяются аналитические возможности учета. Анализируя поведение переменных и постоянных расходов, можно гибко и оперативно принимать решения по управлению, например используя ставки маржинального дохода, оптимизировать ассортимент выпускаемой продукции, в том числе инновационной продукции, выбрать оптимальную цену на произведенный продукт. Система «директ-костинг» дает также информацию о возможности использования в конкурентной борьбе продажи товаров по заведомо заниженным ценам, что связано с установлением нижнего предела цены.
Как отмечают Р. Вандер Вил и В. Палий, установка более низкой цены может сформировать
повышенный спрос на изделие и удерживать его в течение длительного периода [10]. Таким образом, данный метод учета позволит применить нижний предел цены на инновационную продукцию для завоевания рынка сбыта.
Система «директ-костинг» позволяет сформировать информацию в целях проведения анализа чувствительности в процессе принятия решения. Проведение данного анализа, считают Ч. Хорнгрен, Дж. Фостер, Ш. Да-тар, позволит проверить результат взаимодействия изменений в продажных ценах, переменных затратах на единицу, постоянных затратах и заданной прибыли [11]. Таким образом можно определить сумму выручки, необходимой для достижения определенного уровня операционной прибыли при данной величине постоянных и переменных затрат на инновационную продукцию.
Отметим, что эффективное управление затратами на разных уровнях обеспечивается использованием методического единства, предполагающего единые требования к информационному обеспечению, планированию, учету, анализу затрат на предприятии. Именно это обеспечивает система управленческого учета, которая соединяет все эти элементы в едином методологическом и методическом пространстве и выступает как комплексное, системное исследование затрат на производство и инновационную деятельность, при этом важная роль принадлежит анализу затрат.
В процессе анализа затрат на инновационную деятельность осуществляется оценка эффективности затрат. Различают эффективность затрат на инновационную деятельность у производителей и покупателей. В качестве основного критерия обоснования экономической эффективности инновационной деятельности у производителей (продавцов) следует рассматривать ее результат: чистый дисконтированный доход, который определяется путем сравнения произведенных затрат и получаемых результатов и принимается за основу
для всех последующих обоснований экономической эффективности конкретного инновационного проекта. Кроме того, экономическая эффективность инновационной деятельности включает в себя определение индекса доходности, срока окупаемости капитальных затрат и внутренней нормы доходности проекта. Завершается оценка определением устойчивости и чувствительности основных экономических характеристик проекта к изменению внутренних и внешних параметров.
Экономическую эффективность инновационной деятельности у покупателей необходимо рассматривать с иной стороны. Покупатель, приобретая новшества, совершенствует свою материально-техническую базу, технологию производства и управления. Он несет затраты, связанные с покупкой новшества, его транспортировкой, освоением и др. Эффективность затрат покупателя на использование новшеств можно определять, а также управлять ею, через сравнение до и после введения новшеств следующих показателей: затрат на производство и реализацию продукции; выручки от реализации продукции; стоимости потребляемых ресурсов.
Достижение максимальной эффективности и результативности инновационной деятельности непосредственно зависит от эффективного управления затратами на инновационную деятельность. Управление этими затратами предполагает выполнение таких присущих управлению любым объектом функций, как разработка решения, реализация и контроль. Функции управления затратами реализуются через элементы управленческого цикла: прогнозирование и планирование, организацию, координацию и регулирование, активизацию и стимулирование, учет и анализ. Особая роль в системе управления отводится учету и экономическому анализу затрат, обеспечивающих контроль в инновационной деятельности в связи с высокими рисками.
Анализ затрат, составляющий элемент функции контроля, помогает оценить эффективность использования всех ресурсов предприятия, выявить резервы снижения затрат и повышения уровня инновационной активности, собрать информацию для разработки и принятия рациональных управленческих решений в области затрат.
Используя методы экономического анализа,
можно рассчитать экономию себестоимости за счет реализации нововведений в расчете на год по формуле [5] ТП
Эс =-к(СНо -СНх),
с ТП0
где Эс — экономия себестоимости за счет реализации нововведений, руб.; ТП1 и ТП0 — объем продукции, произведенный с использованием новшества и в базовом варианте, руб.;
СН1 и СН0 — нормативная себестоимость единицы продукции, созданной с применением соответственно аналога в базовом варианте и нововведения в расчете на год, руб.
Можно также рассчитать прибыль за счет реализации нововведения в сфере его производства и в сравнении с аналогом по формулам: П1 = ТП1 - СН1.
По = ТПо - СН 0;
дп = п - по,
где П1 и П0 — прибыль за счет реализации соответственно нововведения и его базового аналога, руб.;
АП — прирост прибыли за счет реализации конкретного нововведения и его аналога в расчете на год, руб.
Поскольку нововведения могут иметь различное влияние на эффективность деятельности организации (например, внедрение нового или модернизированного оборудования приводит к росту выпуска продукции, работ и услуг, а применение новых материалов, комплектующих — к росту затрат на производство), разработка и производство инновационной продукции также требуют дополнительных расходов. Эту особенность следует учитывать при анализе себестоимости инноваций по сравнению с аналогом в базовом варианте и рассматривать как факторы, влияющие на уровень себестоимости и прибыль.
Общие затраты на создание и освоение инновационного продукта складываются из капитальных и текущих затрат и зависят от особенностей самого новшества. Так, затраты, связанные с изобретениями, включают расходы на проведение опытно-экспериментальных работ, выплату авторских
вознаграждений, расходы на изобретение моделей и образцов, организацию выставок и др.
Сравнение сметы затрат на новшество с затратами по базовому аналогу позволит выявить дополнительные расходы. Исследуя проблему затрат на создание и освоение новой (инновационной) техники, необходимо учитывать сроки начала и завершения соответствующих работ, т. е. расходы прошлых лет при расчете прибыли от нововведений, что позволит рассчитать средние затраты на единицу инновационного продукта. При этом общие затраты на создание новой техники можно представить как произведение величины средних затрат в расчете на один образец на количество созданных образцов:
з=£ з п ,
1=1
где З — общие затраты на создание новой техники;
Зi — затраты на изготовление среднего образца;
п — количество созданных образцов. Значение средних затрат на изготовление образца можно определить как произведение затрат на изготовление конкретного образца на удельный вес изготовленных образцов 1-го вида в общем числе изготовленных образцов:
З=Е з dl,
1=1
где З{ — средние затраты на изготовление образца, руб.;
З. — затраты на изготовление конкретного образца, руб.;
dj — удельный вес изготовленных образцов 1-го вида в общем числе изготовленных образцов.
Для расчета средних затрат на изготовление одного образца и сравнение с базовым аналогом можно использовать данные таблицы.
Из таблицы видно, что в отчетном периоде затраты на создание образцов с учетом инноваций возросли по сравнению с базисным периодом на 141 420 руб. (598 050 — 456 630), при этом средние затраты на один образец снизились на 68,15 руб. (2 215 — 2 283,15), что привело к снижению общих затрат на 13 630 руб. (—68,15 х 200). Вместе с тем в отчетном периоде увеличилось количество образцов на 70 единиц, что способствовало повышению общих затрат на 155 050 руб. ((270 — 200) х 2 215).
Индекс средних затрат на изготовление одного образца составил 97 %: 2215
= 2215 = 0,97 = 97%.
3 2283,15
Средние затраты снизились на 2,98 % (68,15 руб.). На данный результат оказали влияние затраты на изготовление конкретного образца и удельный вес изготовленных образцов 1-го вида в общем числе изготовленных образцов.
Сравнение показателей дает возможность принимать обоснованные решения при разработке и использовании данного нововведения. Экономический анализ инновационной деятельности выступает инструментом для разработки управленческих решений, направленных на повышение эффективности функционирования предприятия, а также используется для оценки профессионального мастерства руководителей инновационных подразделений. При этом основная проблема заключается в отсутствии достоверной и достаточной информации как для анализа, так и для обоснования управленческих решений.
Основным элементом управления затратами является учет, который необходим для подготовки информации в целях принятия эффективных управленческих решений [1], и та его часть, которая определяется как бухгалтерский управленческий учет. Содержание последнего М. А. Вахрушина
Показатели затрат на образец, руб.
Образец Базисный период Отчетный период с учетом инноваций
Количество Общие затраты Затраты на изго- Количество Общие затраты Затраты на изго-
образцов п0 на изготовление товление одного образцов п1 на изготовление товление одного
образцов З0 образца 310 образцов З1 образца 3 п
1 110 178 530 1 623 210 370 650 1 765
2 90 278 100 3 090 60 227 400 3 790
Итого 200 456 630 2 283,15 270 598 050 2 215
формулирует так: «В основе информационной базы управленческого учета—данные о затратах предприятия» [2].
Цель современного бухгалтерского учета в системе управления можно определить как информационное моделирование финансово-хозяйственной, инновационной деятельности и контроль за воспроизводством ресурсов. Система бухгалтерского учета предусматривает сбор, классификацию и представление в стоимостной форме информации о финансово-хозяйственной, инновационной деятельности предприятия. Контрольные функции бухгалтерского учета заключаются прежде всего в определении экономической эффективности деятельности ответственных лиц, в рамках предоставленных им полномочий, по распоряжению средствами производства и рабочей силой.
В современных условиях меняется целевое назначение бухгалтерского учета: при сохранении его значения как наиболее организованной части информационной системы, функционирующей на качественно новом техническом уровне, он во все в большей степени должен становиться составной частью управляющей системы предприятия. Однако этот процесс развивается медленно и отстает от темпов совершенствования технического оснащения учета. В результате, несмотря на рост объема учетной информации, вызванной увеличением ее источников и потребителей, возрастание материальных и трудовых затрат на ведение учета, связанное с внедрением информационных технологий, потребительская стоимость бухгалтерской информации, по существу, осталась без изменения.
Одна из основных причин такого положения заключается в отсутствии на многих российских предприятиях нового, соответствующего современным требованиям подхода к организации учета. В первую очередь речь должна идти о создании и функционировании системы управленческого учета, способного генерировать информацию о затратах, в том числе и на инновационную деятельность, проводить ее обработку методами экономического анализа.
В настоящее время в России на законодательном уровне не установлены требования к системам управленческого учета, т. е. отсутствуют регламентации по постановке управленческого
учета. Администрация самостоятельно выбирает способы классификации затрат, определяет необходимую степень детализации мест возникновения затрат и их увязку с центрами ответственности, а также состав внутренней отчетности. От финансового учета требуется соответствие установленному государством плану бухгалтерских счетов и стандартов (положениям по бухгалтерскому учету). Системы управленческого учета могут принимать при этом любые формы, в которых нуждается предприниматель.
С развитием предпринимательства будут развиваться системы и организационные структуры, предназначенные для решения различных задач. Так, в целях повышения уровня эффективности управления затратами в системе управленческого учета возможна организация учета затрат по объектам калькулирования с выделением элементов затрат на инновации. В этих условиях, используя учет затрат по системе «директ-костинг», решения принимаются о покупке или производстве новшества на основе релевантных затрат.
В основу формирования управленческого учета инновационной деятельности предприятия должны быть положены принципы, определяющие направления его развития:
— рассмотрение инноваций как объекта управленческого учета;
— отражение инноваций на счетах управленческого учета как количественно определенных и структурированных объектов;
— формирование в системе управленческого учета инновационных затрат по местам их возникновения и центрам ответственности;
— применение метода учета затрат «директ-костинг» в целях определения сокращенной себестоимости.
В качестве основного содержания управленческого учета инновационной деятельности необходимо выделить:
— возможность и необходимость прогнозирования инновационных процессов;
— учет интеллектуального капитала в целях получения стратегического преимущества;
— определение долгосрочной и краткосрочной инновационной политики предприятия;
— механизм управленческого учета для организации его стратегической направленности
в целях управления сегментами деятельности, активами, обязательствами, денежными потоками, затратами, результатами;
— организация системы контроля;
— принятие решений и контроль за их выполнением.
Таким образом, использование системы управленческого учета инновационной деятельности позволит получить достоверную, оперативную информацию для принятия стратегических решений, направленных на достижение конкурентных преимуществ и повышение эффективности деятельности инновационных предприятий.
Список литературы
1. Аверина О. И. Проблемы учетно-аналити-ческого обеспечения управления затратами на предприятиях по переработке молока / О.И. Аверина, О. Р. Пронина // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 18 (168). С. 24—31.
2. Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет. М.: Омега-Л, 2003. 528 с.
3. Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2008. 335 с.
4. Кокурин Д. И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001. 576 с.
5. Крылов Э. И. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия / Э. И. Крылов, И. В. Журавкова. М.: Финансы и статистика, 2001. 358 с.
6. Медынский В. Г. Инновационное предпринимательство / В. Г. Медынский, Л. Г. Шершукова. М.: ИНФРА-М., 1997. 235 с.
7. Николаева С. А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ-костинг»: теория и практика. М.: Финансы и статистика, 1997.128 с.
8. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ.
9. Суйц В. П. Управленческий учет. М.: Высшее образование, 2007. 370 с.
10. Управленческий учет / под ред. В. Палия и Р. Вандер Вила. М.: ИНФРА-М, 1997. 480 с.
11. Хорнгрен Ч. Управленческий учет / Ч. Хорнгрен, Дж. Фостер, Ш. Датар. СПб.: Питер, 2007. 1008 с.
17
3-4 июля 2012 г. в отеле «Балчуг Кемпински» (г. Москва) при поддержке Государственной Думы ФС РФ, Министерства экономического развития РФ, а также ряда отраслевых агентств компания «АСЭРГРУПП» проводит III всероссийский конгресс
«Линейные объекты: правовое регулирование 2012»
Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
Изменения законодательства о линейных объектах, новые принципы государственной экспертизы проектной документации, судебно-арбитражная практика в области государственной регистрацией прав на линейные объекты, а также развитие сервитутов в рамках Концепции совершенствования Гражданского кодекса РФ определили актуальность проведения III Всероссийского Конгресса «Линейные объекты: правовое регулирование 2012».
За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефону 8 (495) 988-61-15 либо E-mail: [email protected], а также на сайт компании.
www.linear.asergroup.ru