Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ'

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационная деятельность / пространственное развитие регионов / мировой системный кризис / процессы глобализации / инновационные институты общества / новое мировоззрение. / innovative activity / spatial development of regions / global systemic crisis / globalization processes / innovative institutions of society / new worldview.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лизунов Владимир Васильевич

Рассматриваются вопросы инновационных преобразований российских регионов в условиях усиления мирового системного кризиса и развития процессов глобализации, подчеркивается роль в этих процессах региональных университетов, социального партнерства, профессиональной общественности и «креативного» капитала, состоящего из творческих профессиональных работников, которые играют особую – креативную роль в развитии инновационных институтов общества и формировании нового мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ACTIVITY AND SPATIAL DEVELOPMENT OF REGIONS

The issues of innovative transformations of Russian regions in the conditions of the strengthening of the global systemic crisis and the development of globalization processes are considered, the role of regional universities, social partnership, professional community and "creative" capital consisting of creative professional workers who play a special creative role in the development of innovative institutions of society and the formation of a new worldview is emphasized in these processes.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ»

Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 6(6)

НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ОМСКОГО ДОМА УЧЕНЫХ

УДК 316.05 © В.В. Лизунов, 2022

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ

Владимир Васильевич Лизунов - советник директора Омского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук РФ, председатель Комитета по инновационной деятельности при Омской торгово-промышленной палаты, заместитель Председателя Омского отделения Российского Союза научных и инженерных общественных объединений (РосСНИО), заместитель Председателя Совета Омского Дома ученых, кандидат физико-математических наук, доцент, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств (ПАНИ), г. Омск, Россия, e-mail: vladvasil@yandex.ru

Аннотация: Рассматриваются вопросы инновационных преобразований российских регионов в условиях усиления мирового системного кризиса и развития процессов глобализации, подчеркивается роль в этих процессах региональных университетов, социального партнерства, профессиональной общественности и «креативного» капитала, состоящего из творческих профессиональных работников, которые играют особую -креативную роль в развитии инновационных институтов общества и формировании нового мировоззрения.

Ключевые слова: инновационная деятельность; пространственное развитие регионов; мировой системный кризис; процессы глобализации; инновационные институты общества; новое мировоззрение.

Для цитирования: Лизунов В. В. Инновационная деятельность и пространственное развитие

регионов // Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 6(6). С. 51-68.

INNOVATIVE ACTIVITY AND SPATIAL DEVELOPMENT OF

REGIONS

Vladimir Vasilyevich Lizunov - Advisor to the Director of the Omsk Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences of the Russian Federation, Chairman of the Innovation Committee at the Omsk Chamber of Commerce and Industry, Deputy Chairman of the Omsk Branch of the Russian Union of Scientific and Engineering Public Associations (RosSNIO), Deputy Chairman of the Council of the Omsk House of Scientists, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Corresponding member of the Petrovsky Academy of Sciences and arts (PANI), Omsk, Russia, e-mail: vladvasil@yandex.ru

Annotation: The issues of innovative transformations of Russian regions in the conditions of the strengthening of the global systemic crisis and the development of globalization processes are considered, the role of regional universities, social partnership, professional community and "creative" capital consisting of creative professional workers who play a special creative role in the development of innovative institutions of society and the formation of a new worldview is emphasized in these processes.

Keywords: innovative activity; spatial development of regions; global systemic crisis; globalization processes; innovative institutions of society; new worldview.

Автором в течение ряда лет [1; 2; 3; 4; и др.] прорабатываются вопросы инновационных преобразований российских регионов в условиях усиления мирового системного кризиса и развития процессов глобализации, подчеркивается роль в этих процессах региональных университетов, социального партнерства, профессиональной общественности и «креативного» капитала (в отличие от социального и человеческого капитала), состоящего из творческих профессиональных работников, которые играют особую -креативную роль в развитии инновационных институтов общества и формировании нового мировоззрения.

Именно активное профессиональное сообщество, преодолев свою «бессубъектность», способно позитивно влиять на общественные институты, исполнительные и законодательные органы власти, инновационную инфраструктуру, обеспечить конкурентоспособность и перспективное динамичное развитие страны и ее регионов, и, в целом, укрепление государственности и национальной безопасности России.

Особое значение для развития человечества имеет развитие современной фундаментальной науки, базовые идеи которой были получены почти столетие назад. Тогда, в первой половине XX века, появилось несколько областей науки: квантовая механика, теория относительности, генетика, которые значительно изменили взгляд на мир. Современное развитие техники в основном базируется на достижениях научно-технической революции конца XIX - середины XX века.

Быстро меняющийся мир, усиление кризисных явлений, глубинное содержание многовековой культуры человечества, психофизические феномены и ряд данных современных исследований, пока не получивших научного объяснения, требуют значительного пересмотра понятий о природе человека и содержании реальности. Перед теоретической наукой как никогда остро стоит задача поиска принципиально новых подходов.

Глобализация приводит не только к усилению противоречий, но и к углублению связей между странами и регионами, создает новые информационные и технологические возможности для взаимодействия, обмена потоками знаний, результатами исследований, миграции образованного населения по всему мировому пространству. Поскольку современные вызовы и комплексные проблемы, стоящие перед мировым сообществом, по своей природе требуют межотраслевого и междисциплинарного подходов, как в области науки, так и в области образования, только университеты могут решать задачи такого уровня сложности (в сравнении с другими -специализированными учебными заведениями, даже самого высокого уровня).

Историческое преимущество университета, как многодисциплинарной и межнаучной структуры, в полной мере реализуется в наступившей новой эпохе.

Противоречивые тенденции современного образования требуют от всех государств и университетов особого внимания к воспитанию, поскольку гуманитарное образование и воспитание ценностей оказывает определяющее влияние на развитие и личности, и общества в целом, без которого невозможно успешное развитие экономики, устойчивое развитие общества.

Эта проблема особую значимость имеет для всех университетов постсоветского пространства в условиях формирования новых государственных институтов, новой системы образования [1; 5].

Процессы глобализации не только приводят к изменению технических: информационных, финансовых, космических, транспортных и энергетических систем, но и оказывают значительное влияние на гуманитарные, управленческие и образовательные технологии. А, с другой стороны, что не менее важно - существенно зависят от процессов разработки и характера применения этих технологий. Особенно характер и темп их изменения усилился во время коронавирусной пандемии 2019-2020 годов, значительно повлиявшие на социально-экономические процессы во всех странах мира.

В 2009 году была принята «Стратегия национальной безопасности РФ», которая определила понятие национальной безопасности, как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства»1.

В структуру национальной безопасности кроме экономической, информационной, социальной, военной, экологической составляющих

1 Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» // Рос. газета. 2009. 19 май.

включают также политическую, геополитическую, демографическую и духовно-нравственную безопасности [6, с. 76].

Все составляющие национальной безопасности тесно взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга: каждый из видов национальной безопасности может достаточно ярко проявляться в сфере действия другого, дополняя или ослабляя его влияние. При этом очевидно, что экономическая безопасность, наряду с обороноспособностью государства, защитой от экологических катастроф, социальной защищенностью граждан, имеет базовое, определяющее значение для социально-экономической системы, в том числе - для нейтрализации угроз развитию (и даже существованию) регионов и страны в целом [7; 8, с. 8].

Экономика страны является конкурентоспособной, если устойчиво и динамично развиваются ее регионы. Для России с ее современным федеративным устройством, природно-географическими, демографическими, социально-экономическими особенностями регионов, значительным усилением за годы экономических реформ их различия по уровню социально-экономического развития, конкурентоспособность национальной экономики в значительной мере обусловливается неоднородностью экономического пространства и взаимодействием региональных экономик. Поскольку проблема экономической конкурентоспособности имеет существенные особенности в разных регионах, в настоящее время определяющую роль в развитии экономики страны имеет региональная инновационная политика и региональная конкурентоспособность, поскольку именно в регионах находятся конкурентоспособные хозяйствующие субъекты.

Для разработки региональной инновационной политики, эффективной ее реализации в конкретных условиях используются мировые достижения, опыт управленческих решений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Чрезвычайно актуальной для регионов России является проблема новой индустриализации, которая может быть решена за счет инновационных преобразований промышленности региона, направленных на внедрение новых

технологических укладов, выпуск наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью на основе эффективного использования научно-технических достижений, за счет развития малых и средних инновационных предприятий, инновационной инфраструктуры, создания институциональных условий, разработки региональных инновационных программ и проектов.

Поскольку, по экспертным оценкам, технологическое отставание России от развитых стран по целому ряду направлений не сокращается, а растет, необходимо обеспечить в регионах развитие инновационной, кооперационной и инвестиционной активности, включая решение проблем стратегического социального развития (практически не осознаваемых западными идеологами, но имеющих в России исторический опыт и перспективный потенциал). Необходима разработка привлекательных региональных комплексных инновационных проектов, сформированных на основе новых фундаментальных исследований в науках о природе и обществе, сочетания отраслевого и территориального подходов, выявления имеющихся и привлечения необходимых дополнительных ресурсов.

Для развития в регионе инновационной экономики и социальной сферы, в которых решающую роль играют знания, важнейшее значение имеет формирование оптимальных инфраструктур и институтов для кадрового, информационного, научного и инновационного обеспечения эффективного развития экономики и социальной сферы региона, целевое использование информационных технологий и ресурсов в объеме, необходимом для роста сотрудничества в научно-технической и инновационной сфере, управлении, консультировании, культуре, социальной сфере, и особенно - в предпринимательстве, как новом развивающемся сословии и движущей силе экономики, что обеспечивает выявление и эффективное использование творческого потенциала региона.

Инновационный социально ориентированный путь развития, который был предложен в Концепции долгосрочного социально-экономического

развития Российской Федерации до 2020 г.1, предполагал многополярное развитие территории страны и формирование новых региональных и межрегиональных зон опережающего развития. При этом конфигурация пространственного развития должна стать более разнообразной, не привязанной жестко к сложившимся энерго-сырьевым и финансовым зонам развития. Должны были появиться новые центры инновационного роста, опирающиеся на концентрацию человеческого и технологического потенциалов, а реализация разработанных «сценариев инновационного развития» должна была способствовать решению общих задач социально-экономического развития регионов. Однако предложения по инновационному развитию регионов в Концепцию не были включены. А задачи для хозяйствующих субъектов и территориальных органов управления были изложены в эклектическом смешении, что говорит о фактическом отсутствии понимания региона как диалектически противоречивого единства территориальной и производственной систем [9, с. 126].

Закончились неудачей разработка и принятие Федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», варианты которого обсуждались в стране в 2001 и 2011 годах. Исчез и законопроект «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации», разработанный Минобнауки РФ 28 марта 2018 года. Зато в 2019 году появился новый проект Федерального закона «О научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации», в котором инновационная деятельность упоминается, однако при этом не даются никакие определения и не раскрывается ее содержание. (Например, в статье 2.5: «субъект научной, научно-технической деятельности - научные работники и ученые; организации, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность»). При дистанционном обсуждении закона, организованного Минобрнауки РФ на своем сайте в 2019 году, значительное количество

1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Министерство экономического развития и торговли РФ / URL: www.economy.gov.ru (дата обращения: 14.05.2022).

замечаний и дополнений было посвящено проблеме оценки эффективности научной и научно-технической деятельности. Нами было направлено в Минобрнауки предложение о необходимости включения в закон также и инновационной деятельности с обоснованием:

«1. Инновационная деятельность направлена на реализацию, использование, внедрение результатов научной и научно-технической деятельности в реальную жизнь общества: социальную и экономическую сферы.

2. Инновационная деятельность радикально отличается от научной и научно-технической деятельности по своим целям, субъектам, объектам, методам и продуктам труда.

3. Особого внимания (и управления) требует переход от научной и научно-технической деятельности к инновационной деятельности, при этом совершенно меняются общие функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль и пр.

4. Только в результате инновационной деятельности можно определить экономическую, социальную, экологическую, организационную, технологическую и пр. составляющие эффективности результата научного и научно-технического труда»1.

Более содержательными являются идеи и предложения, изложенные в Прогнозе научно-технологического развития Российской Федерации до 2025 года2 и Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года3.

По замыслу разработчиков этих прогнозов, для успешного развития инновационной экономики в регионах необходимо, прежде всего, создать

1 Лизунов В.В. Предложение к ФЗ «О научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации» / URL: https://www.preobra.ru/improject-14187/ideas/14599 (дата обращения: 14.05.2022).

2 Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации до 2025 года. URL: http://old.mon.gov.ru/files/materials/5053/prog.ntr.pdf (дата обращения: 14.05.2022).

3 Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года / URL: http://government.ru/media/files/41d457592e04b76338b7.pdf (дата обращения: 14.05.2022).

условия для построения сетевого взаимодействия между организациями, участвующими в производстве инновационного продукта. А с целью достижения эффекта масштаба деятельности инновационных фирм необходимо создание инновационных агломераций по типу кластеров с использованием зарубежного опыта.

В «Силиконовой долине» (США) сведено около 3 тысяч инновационных фирм. Аналогичная ситуация складывается и в новых мировых научно-технологических зонах. В зоне опережающего научно-технологического развития Чжунгуаньцунь (Zhöngguäncün) в районе Хайдянь, северо-западной части Пекина, называемой «китайской Силиконовой долиной», работают 361 тыс. чел. и 10 тыс. предприятий. Последние 10 лет Чжунгуаньцунь, включая построенные там парки, поддерживает темпы роста в 30 % в год.

В России в инновационном центре «Сколково» на особой территории созданы специальные условия для проведения исследований и разработок по ряду перспективных направлений: энергоэффективность и энергосбережение; ядерные, космические, медицинские и стратегические компьютерные технологии. В Федеральном законе «Об инновационном центре Сколково»1 исследователям предоставляется возможность получения преференций по компенсации расходов по уплате таможенных платежей в связи с ввозом товаров, необходимых для соответствующей деятельности, и льгот по налогу на прибыль, на имущество и др.

Предусматривается, что создаваемый комплекс (его ядро и территория) предназначен для решения глобальных проблем, агломерирования тематики конференций, функционирования исследовательских сетей, национальных и глобальных инициатив, обеспечения работы структурных центров (например, специализированных технопарков, в качестве резидентов которых должны привлекаться мировые лидеры). Особое значение приобретают глобальные сети, в которые включаются участники кластера (например, в связи с этим

1 Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково» от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ / URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=180096 (дата обращения: 14.05.2022).

можно создавать на территории РФ филиалы передовых зарубежных технопарков, университетов и пр.).

В регионах должны формироваться инновационные структуры современного уровня (научно-образовательные центры, технопарки третьего поколения, новые венчурные бизнесы и т.д.), привлекаться организации и инициативы, способные выступить ядром комплекса. Приоритетными должны являться те секторы рынка, инновации и технологии, которые являются наиболее перспективными для влияния на экономику территории, рынок занятости, бюджет, развитие сетей.

При формировании инновационно-технологической политики на региональном уровне в России все большую роль играет технология форсайта (англ. foresight - взгляд в будущее), основанная на групповой творческой работе экспертов по оценке стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития, выявлению технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе1.

Форсайт используется как инструмент не только прогнозирования, но и проектирования перспективных рынков. Он сильно зависит от достижения согласия в видении будущего между сообществами профессионалов, бизнесом и органами управления [10, с. 28]. Выбор региональных приоритетов научно-технологического развития является многокритериальной задачей, решение которой должно учитывать различные факторы.

Выделяются следующие основные критерии:

- соответствие долгосрочным приоритетам социально-экономического развития региона;

- соответствие накопленному технологическому потенциалу и научно -технологическим задачам предприятий региона;

1 История Форсайта / URL: http://foresight.sfu-kras.ru/node/47 (дата обращения: 14.05.2022).

- высокая социально-экономическая эффективность, то есть максимальное отношение достигнутого социального и экономического эффектов к затратам на их получение.

Ключевыми показателями эффективности развития регионального производства являются наукоемкостъ и конкурентоспособность выпускаемых товаров на мировом рынке.

Низкая наукоемкостъ при высокой конкурентоспособности предупреждает о возможной потере экономических позиций на рынке в будущем. Высокая наукоемкостъ при низкой конкурентоспособности говорит о низком качестве научного потенциала; при высоком научном потенциале - о низкой инновационной восприимчивости производства. Таким образом, высокий научный потенциал можно рассматривать как резерв эффективности производства.

Научный потенциал включает три основные составляющие: творческую, финансовую и материально-техническую. Творческая составляющая научного потенциала показывает способность научного комплекса решать научные и научно - практические задачи, стоящие перед производственным предприятием на мировом или превышающем его уровне. Существенным ограничителем инновационных процессов на общенациональном и региональном уровнях является объем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). В условиях кризиса российская наука относилась к отраслям, финансируемым по остаточному принципу, поэтому были потеряны многие достижения и школы; очевидно, что деградация науки без поддержки государства неизбежна [10, с. 29].

Структура источников финансирования должна соответствовать характеру выполняемых работ и структуре экономики, поэтому необходима оптимальная и дифференцированная система финансирования. Так, фундаментальные и теоретико-прикладные исследования, крупные научно-технические программы финансируются из государственного бюджета и внебюджетных фондов. Важнейшие научно-технические программы

финансируются на смешанной основе. Государство участвует в финансировании их разработки и реализации, если половина и более средств выделяется из других источников.

Государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) сегодня широко используется и в России, и в мире; существует понимание, в каких сферах применяется ГЧП, какие используются модели для реализации проектов ГЧП и какой формируется инструментарий. ГЧП в целом ряде развитых и развивающихся стран уже продемонстрировало свою эффективность в сфере решения инфраструктурных проблем, являясь хорошо проработанной экономической концепцией на основе практического опыта. В России же понимание важности и возможностей использования ГЧП до сих пор четко не сформировано, что препятствует развитию российского рынка проектов ГЧП и не позволяет использовать этот эффективный механизм для развития общественной инфраструктуры, как в региональном, так и в общероссийском масштабе1.

Целесообразно затраты на науку и инвестиции закладывать в индикативных народнохозяйственных планах по основным источникам финансирования: государственный бюджет, внебюджетные фонды, собственные средства крупных корпораций и других предприятий, государственные и коммерческие кредиты, льготы налогообложения. Материально-техническая составляющая технологического развития производства и научного комплекса должна рассматриваться в разрезе отраслей по производственным объектам. Поскольку в течение долгого времени выбытие, как промышленных средств, так и научных приборов и оборудования не восполнялось, средний срок службы лабораторного оборудования фактически в 2 раза превышает нормативный срок в 10-12 лет, что привело к накоплению в организациях науки и научного обслуживания морально устаревших технических средств и сказалось на качестве НИОКР.

1 Сайт Центра государственно-частного партнерства государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» / URL: http://www.pppinrussia.ru/main/ppp_in_russia/about (дата обращения: 14.05.2022).

Поэтому, в первую очередь необходимо увеличение инвестиций в техническое оснащение и перевооружение организаций науки и научного обслуживания, что повысит качество и эффективность разрабатываемой техники.

Для усиления связей между научными, образовательными и промышленными организациями, развития НИОКР и инновационных процессов необходимо реанимировать российскую систему научно -технической информации (НТИ). В каждом регионе и отраслевом предприятии информационные научно-технические системы должны обеспечивать:

- накопление научно-технической информации и информации об эффективно используемых нововведениях, о возможностях диверсификации производства без принципиального изменения технологической базы;

- формирование программ научно-технического обновления производств предприятий, разработки инвестиционных проектов.

В этих целях можно объединить информационные ресурсы региона, крупных корпоративных структур, научных, внедренческих и специализированных организаций.

Особое значение для регионов имеют создаваемые по инициативе вузов, компаний, органов государственной и местной власти инновационные корпорации (корпорации развития), центры технической помощи, кооперативные научно-исследовательские центры, центры поддержки нововведений, научные и технологические парки и другие структуры.

В настоящее время каждый российский университет разрабатывает свою стратегию трансформации и развития. При этом должна строиться модель, при которой университет кроме выполнения двух традиционных: образовательной и научно-исследовательской функций, выполняет также свою, третью -социальную миссию: становится центром инновационного и культурного развития региона.

При выполнении в регионах федерального приоритетного проекта «Вузы как центры создания пространства инноваций», при составлении и реализации

кооперационных схем, на практике возникает множество проблем, которые в основном связаны с отсутствием в университетах кадров необходимой квалификации (не на кого опереться) [11, с. 56].

Сегодня большинство регионов нуждается не просто в инновационных проектах и привлечении инвестиций, а в стратегиях пространственного развития. Часто под «стратегией пространственного развития» и в регионах, и на федеральном уровне понимают безальтернативные схемы размещения производительных сил по директивному образцу, которые в одностороннем порядке разрабатываются и утверждаются «сверху вниз» федеральными и территориальными органами власти. Такие схемы не могут привлекать инвесторов, поскольку они не оставляют им возможности выбора. Инвесторов привлекает другое: им необходимо «меню» возможностей, сформулированное в пределах ограничений, которые диктуются, в первую очередь, не предпочтениями властей, а объективными условиями развития (география, экология, инфраструктура, геология, социальные приоритеты, национальное безопасность и т.д.). В этих целях регионам необходимо использовать новые технологии управления, прогнозирования и проектирования, привлечение и подготовку соответствующих кадров [10, с. 30-33].

В процессе формирования конкурентоспособной экономики и развитой социальной сферы необходимо учитывать климатические и географические особенности регионов, существующие (или успешно развивавшиеся в прошлом) традиционные хозяйственные уклады, наличие инфраструктуры и исторически сложившихся производств, которые могут стать основой социально - производственно - экологических зон перспективного развития территорий.

В качестве наглядного примера экономического парадокса приводится в настоящее время состояние регионов Сибири, которые, будучи одними из самых мощных регионов страны по величине промышленного и природно-ресурсного потенциала, занимают одно из последних мест по уровню материального благосостояния населения. Главной их слабостью является

огромная диспропорция между большим ресурсным потенциалом экономического развития, с одной стороны, и малонаселенностью, недоразвитой инфраструктурой и перерабатывающей промышленностью, с другой. Это не позволяет эффективно формировать достаточно ёмкие рынки и собственные накопления, необходимые для создания современной экономической инфраструктуры и использования имеющегося природно-ресурсного потенциала для своего социально-экономического развития1 [12].

Современные исследования пространственного развития экономики регионов направлены на использование эффективных форм кооперации и интеграции, разработку и применение перспективных технологий производства и управления, оптимальное использование и восстановление различных возобновляемых ресурсов и т.д. Такие научные исследования и разработки носят как экономический, социологический, экологический, технологический, так и экономико-географический характер, что объясняется актуальностью и важностью территориальной организации производительных сил регионов, необходимостью максимального использования внутреннего потенциала каждой территории. Это требует проведения анализа и оценки различных факторов, использование которых позволит значительно улучшить положительную динамику социально-экономических региональных процессов [13; 14; 15; 16].

Природно-ресурсный, производственный и кадровый потенциал территории, уровень хозяйственной освоенности, экологическое состояние, исторические предпосылки, менталитет населения, хозяйственная емкость и культурная освоенность ландшафтов и др. рассматриваются как основа для формирования и развития экономических и социальных процессов, партнерских и конкурентных отношений, рыночных и культурных связей, что фактически и определяет будущее развитие региона, муниципальных образований и поселений.

1 Соколов С.Н. Пространственно-временная организация производительных сил регионов Азиатской России: дисс. докт. геогр. наук. Нижневартовск: Нижневарт. гос. гум. ун-т., 2009. 393 с.

Очевидно, что для обеспечения инновационного развития, политическая, предпринимательская, научная и промышленная элиты региона должны принимать активное и профессиональное участие в разработке и реализации международных, государственных и межрегиональных программ, заключении соглашений с крупными российскими и зарубежными корпорациями, с высокотехнологичными фирмами, с городами-побратимами и т.д., способствующих трансферту знаний, новых технологий, развитию культуры производства и социальной сферы, повышению научно-технического уровня продукции.

В этих целях необходимо не только организовывать экспертные площадки, проводящие общественные обсуждения вопросов создания и развития стратегий и экономических кластеров (что иногда делается органами регионального и муниципального управления), но и создавать инициативные группы профессиональных разработчиков по формированию перспективных программ, предусматривающих в своей структуре системные и реальные инвестиционные разделы.

Очевидно, что ключевую роль в этих процессах должны играть современные университеты и предприятия, развивающие новые технологические уклады, в том числе - в информационной сфере.

Список литературы

1. Лизунов В.В. Роль современных университетов в развитии регионов: Третья миссия университета // Национальные приоритеты России. 2021. № 1(40). С. 66-75.

2. Лизунов В.В. О формировании механизмов и субъектов новой индустриализации в Омской области и Евразийской зоне новой индустриализации // Национальные приоритеты России. № 1(28). 2018. С. 6173.

3. Лизунов В.В. Активизация профессиональной общественности и стратегическое партнерство в целях развития города Омска и Омской области // Национальные приоритеты России. 2015. № 2(16). С. 14-20.

4. Лизунов В.В. О стратегических направлениях развития Омской области // Национальные приоритеты России. 2012. № 2(7). С. 3-8.

5. Лизунов В.В. Влияние практической философии и методологии на общественное сознание и развитие общества // Омские научные чтения - 2020

[Электронный ресурс]: материалы IV Всероссийской научной конференции (Омск, 30 ноября - 5 декабря 2020 г.) / Редкол.: П.В. Прудников и др. Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2020. С. 684-689. URL: https://omsu.ru/science/materialy-konferentsiy/2020/osr_2020.pdf.

6. Дементьев Н.В. Экономическая безопасность в структуре национальной безопасности современной России // Социально -экономические явления и процессы. 2011. № 5-6(27-28). С. 76-82.

7. Ворожихин В.В. Об определении экономической безопасности в условиях глобализации // Безопасность бизнеса. 2014. № 3. С. 3-7.

8. Метелев С.Е., Лизунов В.В. Обеспечение экономической безопасности в Российской Федерации. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2015. 107 с.

9. Лизунов В.В. Предпосылки регионализации промышленного производства // Спецификация региональной промышленной политики с использованием элементов кластерного подхода (на материалах Омской области) / под общ. ред. В.В. Карпова и В.В. Алещенко. Новосибирск: ИЭОППП СО РАН, 2016. 480 с.

10. Плахова Л.В. Региональный разрез проблемы модернизации экономики России // Вестник ОрелГИЭТ. 2010. № 3(13). С. 26-33.

11. Лизунов В.В. Инновационная политика, экономическая безопасность и конкурентоспособность регионов // Вестник Сибирского отделения Академии военных наук. 2020. № 58. С. 55-89.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Лизунов В.В. Кластерный подход к развитию региональной экономики: концепция, опыт, проблемы // Кластерный подход к развитию агропромышленного комплекса Омской области / под ред. В.В. Карпова, В.В. Алещенко. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2014. 416 с.

13. Зубаревич Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. 3-е изд. М: ЛКИ, 2007. 264 с.

14. Гранберг А.Г. О программе фундаментальных исследований пространственного развития России // Регион: экономика и социология. 2009. № 2 С. 166-178.

15. Головков А.Н. Пространственное развитие как экономическая категория // Управление экономическими системами. 2011. № 2. URL: http://www.uecs.ru/marketing/item/325-2011-03-25-11-33-26.

16. Лизунов В.В. Инновационное развитие регионов как единства территориальных и производственных систем // Национальные приоритеты России. 2021. № 2(41). С. 55-63.

References

1. Lizunov V.V. The role of modern universities in the development of regions: The third mission of the University // National Priorities of Russia. 2021. No. 1(40). pp. 66-75.

2. Lizunov V.V. On the formation of mechanisms and subjects of new industrialization in the Omsk region and the Eurasian zone of new industrialization // National Priorities of Russia. No. 1(28). 2018. pp. 61-73.

3. Lizunov V.V. Activation of the professional community and strategic partnership for the development of the city of Omsk and the Omsk region // National Priorities of Russia. 2015. No. 2(16). pp. 14-20.

4. Lizunov V.V. On strategic directions of development of the Omsk region // National priorities of Russia. 2012. No. 2(7). pp. 3-8.

5. Lizunov V.V. The influence of practical philosophy and methodology on public consciousness and the development of society // Omsk Scientific readings -2020 [Electronic resource]: materials of the IV All-Russian Scientific Conference (Omsk, November 30 - December 5, 2020) / Editorial Board: P.V. Prudnikov et al. Omsk: Publishing House of Omsk State University, 2020. pp. 684-689. URL: https://omsu.ru/science/materialy-konferentsiy/2020/osr_2020.pdf.

6. Lizunov V.V. The influence of practical philosophy and methodology on public consciousness and the development of society // Omsk Scientific readings -2020 [Electronic resource]: materials of the IV All-Russian Scientific Conference (Omsk, November 30 - December 5, 2020) / Editorial Board: P.V. Prudnikov et al. Omsk: Publishing House of Omsk State University, 2020. pp. 684-689.

7. Vorozhikhin V.V. On the definition of economic security in the context of globalization // Business security. 2014. No. 3. pp. 3-7.

8. Metelev S.E., Lizunov V.V. Ensuring economic security in the Russian Federation. Moscow: Plekhanov Russian University of Economics, 2015. 107 p.

9. Lizunov V.V. Prerequisites for the regionalization of industrial production // Specification of regional industrial policy using elements of the cluster approach (based on the materials of the Omsk region) / under the general editorship of V.V. Karpov and V.V. Aleshchenko. Novosibirsk: IEOPPP SB RAS, 2016. 480 p.

10. Plakhova L.V. Regional section of the problem of modernization of the Russian economy // Vestnik OrelGIET. 2010. No. 3(13). pp. 26-33.

11. Lizunov V.V. Innovation policy, economic security and competitiveness of regions // Bulletin of the Siberian Branch of the Academy of Military Sciences. 2020. No. 58. pp. 55-89.

12. Lizunov V.V. Cluster approach to the development of the regional economy: concept, experience, problems // Cluster approach to the development of the agro-industrial complex of the Omsk region / edited by V.V. Karpov, V.V. Aleshchenko. Novosibirsk: Publishing House of SB RAS, 2014. 416 p.

13. Zubarevich N.V. Social development of Russian regions: problems and trends of the transition period. 3rd ed. M: LKI, 2007. 264 p.

14. Granberg A.G. About the program of fundamental research of spatial development of Russia // Region: Economics and Sociology. 2009. No. 2, pp. 166178.

15. Golovkov A.N. Spatial development as an economic category // Management of economic systems. 2011. № 2. URL: http://www.uecs.ru/marketing/item/325-2011-03-25-11-33-26.

16. Lizunov V.V. Innovative development of regions as a unity of territorial and production systems // National priorities of Russia. 2021. No. 2(41). pp. 55-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.